- Стандартный
- Субтитры
- LostFilm
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал 13 причин, почему 1 сезон / Thirteen Reasons Why 1 season
Актеры:
Кэтрин Лангфорд, Кристиан Наварро, Michael Sadler, Джастин Прентис, Девин Друид, Jillian Nordby, Майлс Хейзер, Kyra Cromwell, Nina Cheek, Sullivan Rutherford
Режисер:
Кайл Патрик Альварез, Том МакКарти, Грегг Араки
Жанр:
детективы, драмы
Страна:
США
Вышел:
2017
Рейтинг:


В центре повествования этого захватывающего телесериала предстает образ Клея Дженсена – интеллигентного, сдержанного мужчины, чья жизнь протекала в атмосфере относительного безмятежности и самодостаточности. Ничто не предвещало столь неординарного поворота событий, как внезапная доставка к его порогу загадочного ящика, содержащего коллекцию аудиокассет, созданных некогда воздыхающей по ней Ханной Бейкер.
В прошлом Клей испытывал глубокую, всепоглощающую любовь к этой девушке, когда они еще являлись учениками одной и той же школы. Однако, расставание, произошедшее много лет назад, заслонило от ее фигуры, и он оставался в полной неосведомленности о судьбе Ханны. Неожиданным и шокирующим открытием стало знание о трагической гибели Ханны.
Узнавая о ее недликом, но мучительном существовании, Клей открывает для себя ошеломляющий факт – она оставила после себя тщательно составленный список из тринадцати причин, мотивов, для которых, по ее мнению, жизнь была невыносимой. Эти записи, словно отголоски ее внутреннего мира, содержали, в том числе и одну причину, заставив Клея осознать, что его имя, как оказалось, занимало центральное место в этом печальном перечне. Эти аудиозаписи, словно ключи, открывающие двери в забытые воспоминания и нераскрытые чувства, заставляют зрителя задуматься о тонкой грани между прошлым и настоящим, а также о непредсказуемости человеческой жизни.
>> Сезон 1
13 причин, почему / Thirteen Reasons Why
Уважаемые зрители, поклонники кинематографических историй, я не могла остаться равнодушной к недавно появившемуся, весьма оригинальному проекту – “Тринадцать причин”, который, несомненно, заслуживает пристального внимания. Этот сериал, по сути, является глубоким исследованием подростковых самоубийств, затрагивая в себе целый спектр тем – от откровенного насилия и болезненной зависти до лжи и манипуляций. Поначалу, может показаться, что это очередной детективный триллер, но, поверьте, теленовелла далеко выходит за рамки привычного жанра. Сценаристы проявили редкое стремление к всестороннему анализу, стремясь раскрыть корень трагедии, объяснить мотивы красивой и талантливой девушки, предпринявшей столь радикальный шаг, практически в расцвете сил.
Центральные фигуры повествования – Клей и Ханна – представляют собой тонко чувствующих, мятущихся подростков. Изначальный поворот сюжета поражает своей неординарностью: Клей получает в свои руки коробку, наполненную кассетами, на которых запечатлена предсмертная исповедь его возлюбленной Ханны, уже безвозвратно ушедшей из жизни. Тринадцать историй, содержащихся на этих записях, – это подробное повествование о взаимоотношениях Ханны с самыми разными людьми, с которыми она столкнулась в течение последних двух лет, проведенных в старшей школе. Для Клея становится невыносимым слушать голос девушки, которую он когда-то любил, и он убежден, что его долг – разобраться в причинах ее гибели, очистить имя Ханны от гнета не оправданных обвинений в истеричности и беспредметности ее самоубийства, которое, казалось бы, было совершено исключительно для привлечения к себе внимания. В течение большей части сериала зритель, как и сам Клей, остается в состоянии неопределенности: было ли в отношении самоубийцы совершено преступление, или же причиной ее трагического решения стала лишь болезненная фантазия чрезмерно впечатлительной девочки?
Друзья и близкие Ханны – ее родители, преподаватели – становятся героями рассказанных историй, раскрывая причины, толкнувшие девушку к краю жизни. Ханна предстает перед нами как личность – умная, талантливая, идеалистичная и в то же время наивная, не сумевшая найти надежную опору для своей неуравновешенной души. А Клей, безусловно, задается вопросами, характерными для русской души, но при этом нетипичными для большинства американцев: “Кто виноват?” и “Что дальше делать?”. Долгое время главной его мукой совести остается сомнение: “Не я ли стал причиной смерти Ханны?” Но сценаристы не только демонстрируют глубину и противоречивость взаимоотношений между подростками, которые не всегда способны отличать добро от зла и становятся жертвами жестокости, обусловленной их юностью, закомплексованностью и зависимостью от чужого мнения, но и заставляют задуматься о незащищенности подростка, даже в окружении взрослых, являющихся частью сложной системы, включающей в себя учителей, представителей правоохранительных органов, психологов, любящих родителей. И, к сожалению, в самый трагичный момент, как оказалось, получить действенную поддержку не удалось.
Сценаристам удалось раскрыть как субъективные, так и объективные причины, побудившие героиню к столь радикальному шагу. Режиссер и актеры поразительно реалистично отобразили не только причины, но и последствия поступка девушки, который расколол привычный мир городок на две части – до и после самоубийства Ханны. И, как бы незаметно, но уверенно авторы ведут нас к вопросам: “А что же произойдет дальше? Какой будет жизнь героев повествования после обнародования тринадцати причин, почему?”
Я искренне надеюсь, что второй сезон этой захватывающей истории увидим!
В кинематографическом произведении, удерживающем внимание зрителя посредством тщательно сконструированной серии из тринадцати аудиозаписей, созданных героиней, Ханной, перед её трагическим завершением жизни, возникает сложная и многогранная загадка. Надзиратель, Тони, представляющий собой фигуру циничного шантажиста, изначально подозревал, что его усилия по убеждению окружающих не встретят понимания или сочувствия. Эташая идея заключалась в создании тщательно спланированной системы возмездия, призванной нанести муки совести, вызывать чувство глубочайшей вины и, возможно, привести к общественному осуждению всех, кто посмеет подвергнуть критическому рассмотрению её действий или попытается постичь глубину её переживаний.
Примечательно, что Ханна, главная героиня, вызывает не столько сочувствие, сколько отторжение и раздражение. Достижение подобного эффекта потребовало от сценаристов значительных усилий, учитывая трагическую историю её жизни: жестокую травлю, ужасающее сексуальное насилие и, в конечном итоге, самоубийство.
Игра актрисы, исполнившей роль Ханны, может показаться неоднозначной – либо это плохой актерский перформанс, либо сознательное решение авторов представить героиню в максимально негативном свете. Её поведение зачастую демонстрирует полную непоследовательность, противоречивые сигналы и нелогичные поступки. Например, она, приглашая мальчика на вечернее свидание, не проявляет должного внимания к фотографии, сделанной им, но в то же время, непроизвольно, становится причиной для распространения информации, вызывающей невольную истерику. Её импульсивные действия, такие как внезапное проникновение в раздевалку мальчиков с резкой критикой бывшего друга, публичное уничтожение списка с именами, собранного в её руки, и неоднократные посещения вечеринок, вовлеченных в различные неприятности, лишь усиливают этот эффект. Хана проявляет крайнюю эгоцентричность и, как следствие, полное отсутствие интереса к судьбе и чувствам окружающих. По моему мнению, это являлось преднамеренным шагом сценаристов, направленным на то, чтобы косвенно обвинить жертву, поскольку остальные персонажи представляются логичными, живыми и выстроенными на основе глубоких психологических мотивов. В контексте американского сообщества, я бы настоятельно рекомендовала подать в суд на создателей фильма, считая, что они нарушили общепринятые этические нормы.
Несмотря на наличие в сериале ряды клишированных персонажей, каждый из которых обладает собственной, хорошо проработанной историей, и зритель способен понять причины, побуждающие его к действию. В отличие от них, Ханна демонстрирует полную неспособность к самоанализу и пониманию взаимосвязи между своими поступками и их последствиями. Её действия всегда кажутся нелогичными и непредсказуемыми.
Особого внимания заслуживают и второстепенные персонажи. Например, Клей, изначально – застенчивый и неуверенный в себе ботаник, в результате потери лучшего друга и трагической гибели любимой девушки, претерпевает значительные изменения, становясь смелым и порядочным человеком. Также отмечается яркая и многогранная роль отца Алекса – строгого, но справедливого шерифа полиции, глубоко любящего своего сына.
На создание сериала оказали существенное влияние известные кинематографические произведения, в частности, фильм "Хорошо быть тихоней", множество персонажей которого были напрямую вдохновлены Ханной и Клеем, а также сериал "Убийство", также разработанный Netflix, и, конечно, культовый фильм "Твин Пикс".
Несмотря на ряд достоинств, сериал не лишен определенных недостатков – затянутость и акцент на многочисленных флэшбэках, которые не способствуют созданию динамичной и захватывающей атмосферы. В наши дни, когда прошло уже не 96 лет и мы не находимся в Мексике, требуется большая динамика взаимодействия персонажей, и не должно быть излишнего количества отсылок к прошлому.
Несмотря на кажущуюся специализацию – я составляю рецензии исключительно на проекты, где однозначно нет места негативной оценки, а, скорее, присутствует стремление выразить хотя бы частичное признание достоинств – в данном случае воздержание от отзыва представляется невозможным. Перед нами разворачивается трагичная и, в некотором смысле, запутанная история о Ханне Бейкер-красивой, обладающей ярким умом, неукротимой остротой речи и искренностью в поступках, ученице старшей школы, чья жизнь оборвалась в результате самоубийства, вызванного тяжелейшим комплексом отношений с одноклассниками. Прежде чем покинуть этот мир, Ханна зафиксировала на семи кассетах (на каждой из которых было по тринадцать сторон) – каждый выпуск, по сути, являющийся детальным свидетельством и объяснением причин своей гибели, а точнее, выявлением виновных лиц. Эти записи попали в руки Клея – верного друга Ханны, одного из самых разумных и доброжелательных парней в окружении, чья интеллектуальная способность и преданность сопержали лишь его сердечной привязанности к ней. В его восприятии Ханна преследовала его повсюду, ее голос, словно эхо, не отпускало его, погружая в калейдоскоп воспоминаний, перенося в прошлое – в период, когда она была еще жива. Клэй, одержимый желанием разобраться в произошедшем, раскрыть личность девушки, с которой у него существовала глубокая связь, добиться справедливости и наказания виновных, вступил в роль частного детектива.
Фильм, безусловно, впечатляет своей производственной мастерской, потрясающей актёрской игрой, которая ни разу не вызвала ощущения, будто сценарий был доработан поверхностно.
СПОЙЛЕР! (Признаюсь, что именно произошло в финале – в самой сердцевине сюжета Ханна Бейкер ушла из жизни, а те, кто не имел замыслов оскорбить чувства девушки, страдали, а преступники оставались безнаказанными. И, по моему мнению, мне больше жаль тех двенадцати людей, которые, непреднамеренно, "нанесли рану" чувствам Ханны, чем ее саму. Разумеется, исключая Брайса и Маркуса, и их участие в этой трагической истории.)
С моей точки зрения, некорректно возлагать ответственность за свой трагический финал на столь обширный круг людей, тем более учитывая, что многие из них лишь случайно стали жертвами обид Ханны. Хотя, безусловно, девушке было очень непросто, она не решилась обратиться за поддержкой к тем, кто действительно был ей дорог – к своим родителям, например. Непредвиденный эффект от ее поступка, который, несомненно, влиял на чувства близких, говорил лишь об излишнем эгоцентризме. Я, разумеется, не отношусь к суждениям в вопрос о характере Ханны – она, как человек, обладает определенными положительными качествами – однако, самоубийство – это ее личное решение, и не стоит на его основе подвергать ответственности других людей, особенно, если в этой истории находятся наиболее неприятные персонажи, не испытывавшие после прослушивания кассет никакой болезненности и оставшиеся безнаказанными. Всегда есть шанс изменить свою жизнь к лучшему, но, к сожалению, главная героиня не захотела принять то факт, что в мире существует множество недобрых и не понимающих людей, не усилия у нее было бороться, и в порыве эмоций она покончила с собой.
СПОЙЛЕР ЗАКОНЧИЛСЯ!
Думаю, "13 причин почему" стоит посмотреть подросткам, чтобы осознать, как делать нельзя.
С кинематографической перспективы, данный сериал обладает существенным очарованием, представляя собой сложную и многогранную историю, способную удержать внимание зрителя до последней минуты повествования. Неумолимо возникает вопрос, что же движет разумом персонажей, столь неординарных и, казалось бы, погруженных в пучину отчаяния – эти “самоубийцы”, чьи мотивы предстают для неподготовленного наблюдателя неразрешимой загадкой. Однако, стоит отметить одну существенную оговорку, связанную с восприятием представленного материала.
Мне довелось общаться с человеком, пережившим двойной попытку финала собственной жизни – молодым, симпатичным парнем, ставшим жертвой систематического, изматывающего буллинга еще с отрочества. Он нес на себе бремя унижения и страдания, усугубляющееся с каждым годом. Безусловно, показывать ему этот сериал я бы воздержался, прежде всего, из-за потенциальной героизации, допустим, некоторой степени идеализации, главной героини. Единственным аргументом, позволившим мне убедить его не предпринимать подобного шага, перед лицом возможного самоубийства, стала осознание полной бессмысленности его поступка и наличие перспектив получения своевременной, квалифицированной медицинской помощи. Однако, исходя из логики, представленной в сериале, эта бессмысленность, увы, остается практически не осязаемой и не аргументированной.
Девушка, по сути, посвятила свою жизнь алтарной борьбе за справедливость, завершив её драматичным актом – преднамеренной смертью, отмеченной 13 предсмертными аудио-записями, в которых она изливала свои душевные терзания. Считаю, что, если бы он увидел этот фильм до нашей встречи, скорее всего, он, поддавшись внезапному порыву, также попытался бы воспроизвести её судьбу. Это, на мой взгляд, является практически очевидным фактом. Соответственно, это может быть столь же очевидным и для тех, кто, оказавшись в положении вымышленной Ханны, столкнулся с подобным, невыносимым опытом в реальной жизни.
Нельзя не отметить, что, наряду с другими, более глубокими причинами, стоящими за суицидами подростков в старшем школьном возрасте, роль некомпетентной, зачастую формальной психологической школьной помощи и недостаточности родительской любви – факторов, влияющих на судьбы молодых людей – представляется особенно значимой. При этом, выводы, к которым приходят авторы фильма в финальной части повествования, вызывают глубокое разочарование. Призыв к “доброте” и утверждение о том, что “злодеи – тоже люди и они поплатятся за свои деяния” – очевидно, не отвечают на вопросы, волнующие жертву суицида или её близких.
Создателям сериала, по всей видимости, принципиально важнее привлечь внимание зрителей к зрелищным, шокирующим деталям, связанным с способами самоубийства и предсмертными страданиями главной героини (конечно, для удовлетворения интереса публики), чем исследовать возможности предотвращения трагедии, подчеркнуть бессмысленность самоубийства, раскрыть суть самого вопроса. В итоге, получается сериал, в котором, в первую очередь, рассказывается о причинах того, почему девочка прибегла к столь радикальному методу, нежели о том, как можно было бы спасти жизнь человека, который, возможно, просто столкнулся с глубоким кризисом и заблуждается.
Переживание, вызванное просмотром сериала "13 причин почему", оказалось глубоким и, откровенно говоря, травмирующим. Изначально меня охватила искренняя радость, узнав, что экранизация знаменитого романа Джея Эшера, безусловно, создана компанией Netflix, что обещает качественную адаптацию. Однако, погружение в сюжет, невольно, окрасилось в мрачные тона.
Я, как и многие, испытываю крайнюю неприязнь к актам самоубийства, считая, что у тех, кто совершает их, зачастую отсутствует внутренняя сила и способность противостоять жизненным трудностям. Только самые стойкие и закаленные выживают в этой жестокой реальности. Поэтому я предвкушала просмотр сериала с определенным скептицизмом, готовая к наиболее мрачным аспектам повествования.
Меня, признаться, охватило отвращение, наблюдая за бесцеремонным пренебрежением к чувствам и благополучию других людей. Первым и, пожалуй, самым болезненным откровением для меня стало осознание масштаба школьной травли, которую пережила Ханна. Она не была, как часто принято считать, патологической, эксцентричной личностью. У нее были друзья, пусть и не всегда надежные и верные. Однако, эти же друзья предавали ее вновь и вновь, оставляя в состоянии глубочайшей изоляции и одиночества. Меня поразила безжалостность и жестокость, которыми часто облагаются подростки, лишенные моральных ориентиров.
Второй, не менее шокирующий аспект – это насилие, в частности, произошедшее с лучшей подругой Ханны. Она стала жертвой изнасилования, произошедшего прямо перед глазами Ханны, причем виновник преступления, будучи осведомленным о произошедшем, сознательно замалчивал ситуацию, обеспечивая защиту насильника. Все окружающие, не высказав ни единого слова поддержки и сочувствия, лишь усугубляли ее страдания. Представление о том, что родители, видя, как их дочь постепенно разрушается, не предпринимают никаких действий, было для меня просто невыносимым.
Бесчеловечность ситуации усугублялась тем, что сама Ханна, обратившись за помощью к взрослым, получила в ответ лишь бесчувственный отказ: “Живи с этим, мы ничего не можем сделать”. Эта фраза, прозвучавшая как приговор, привела к трагическому исходу. После ее смерти, знакомые Ханны, заинтересовавшись содержанием кассет, записанных ею, забыли о ее страданиях, стремясь лишь защитить собственные интересы.
Особого сочувствия удостоил себя лишь Клей, который, мучительно переживая смерть Ханны, был полным заблудшим. Он не только осуждал виновных, которые распространяли ложные слухи и, по сути, уничтожали жизнь Ханны, но и самостоятельно нес груз ответственности за произошедшее. Распространение клеветы и преступления, подобные изнасилованию, – несомненно, опасные явления, но отсутствие реагирования со стороны окружающих показало недостоверность людской морали.
Кульминацией всего происходящего стало непредотвратимое действие Ханны – окончательное решение, которое, несомненно, она сама создала. В течение всего сериала она позволяла развиваться ситуациям, которые могли привести к трагедии, не предпринимая никаких мер для изменения их исхода.
Этот сериал, несомненно, оставил в моем душе глубокий и разрушительный отпечаток. Он полон противоречий, и размышляя о нем, осознаешь, что многие ситуации могли развиваться по-другому. Идея истории, несомненно, интересна, и подобные события, к сожалению, происходят не только в художественных вымыслах, но и в реальной жизни. Нельзя оказывать слепое безразличие к проблемам травли учеников в школах.
Рекомендуем к просмотру