Описание
Рецензии

Сериал Я буду рядом

Актеры:
Мария Шалаева, Роман Зенчук, Мария Сёмкина, Иван Волков, Елена Морозова, Алиса Хазанова, Иван Кокорин, Михаил Крылов, Анастасия Захарова, Тихон Корнев
Режисер:
Павел Руминов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4 (04.05.2013)
Жизнь Инны, ставшей объектом глубокого и искреннего удовлетворения, представляла собой гармоничное сочетание нескольких благоприятных обстоятельств. Она обладала не только стабильной и уважаемой должностью менеджера в престижном ресторане, где ее коллеги демонстрировали неподдельную поддержку и готовность прийти на помощь в случае возникновения каких-либо затруднений, но и, что не менее важно, заслуживала восхищение своим сыном. Мальчик, которого она ласково звала Митя, уже достиг рубежа в шесть лет, являясь воплощением чистоты детской души и воплощением несомненной красоты. Между матерью и сыном существовала связь, настолько крепкая и глубокая, что вызывала искреннее восхищение у окружающих, не обошлось ли это чувство завистью. Однако, идиллия их существования была разрушена внезапным и гнетущим диагнозом: Инну охватившая неизлечимая болезнь. Она, с решимостью, граничащей с непоколебимостью, категорически отвергла любую возможность, даже самую малость, передачи сына в государственные детские учреждения, и, подгоняемая этим непреодолимым импульсом, приступила к кропотливым поискам подходящих родителей для Мити – тех, с кем мальчик мог бы обрести безопасное и любящее пристанище после ухода матери. Этот акт самоотверженной преданности, направленный на защиту будущего ребенка, заставлял задуматься о силе материнской любви и ее способности преодолевать любые жизненные трудности.
Перед тем, как углубиться в размышления о художественной ценности представленной кинокартины, я хотел бы отметить, что творческие эксперименты Руминова, как всегда, порождали оживленные дебаты и дискуссии в профессиональном и широком кругу зрителей. Мое предварительное суждение, основанное на наблюдении за монтажной работой его картины "Пирамммида", за которую, стоит заметить, ответственность нес сам Павел, – весьма критичное. Эта работа, на мой взгляд, представляла собой вершину неудач среди всех его фильмов, и я бы, не без труда, включил в ее число еще и "Мертвые дочери". При этом, стоит признать, что в этих проектах присутствует определенная смелость, стремление исследовать азиатскую тематику ужасов на российской почве – это, безусловно, любопытно, хотя и не достигает уровня совершенства. Фильм "Я буду рядом" – явное исключение из общей картины его творческих поисков. Эта работа, по совокупности обстоятельств, представляется вполне сориентированной и логичной, она затрагивает сложные и интимные социальные проблемы, поднимая вопросы, связанные с тяжелыми заболеваниями и последними мгновениями жизни. Руминов вновь предлагает зрителю погрузиться в чужой, полный жестокости и боли, мир, однако, в этот раз, ощущается дистанция, создающая эффект наблюдателя-призрака. Мы, словно вездесущий, назойливый приятель, застывший в позиции невидимого, с головой под краном, когда человек мытье рук, заглядывает в происходящее, не имея возможности обрести личное пространство. Нельзя не отметить и постоянное увлечение крупными планами. Зритель постоянно наблюдает за мельчайшими деталями: мимикой, глазами, движениями губ героев. Эта чрезмерная детализация, к сожалению, порой отвлекает от динамики происходящего, вызывая ощущение затянутости и, в некоторой степени, скуки. Не так интересно, например, созерцать, как героиня вставляет лампочку или общается с приятелем, или анализировать ее мысли о правильности принимаемых лекарств. Наблюдаются случаи, когда диалоги, словно выписаны по страницам учебника, кажутся искусственными и лишенными естественной речи. Характерно, что главная героиня с маниакальным рвением и явным стремлением к демонстрации знаний, излагает сложные концепции, словно вылизывая их со страниц специализированных книг. При этом, многие эпизоды пронизаны сильной эмоциональностью, и, в этих моментах, создается атмосфера драматизма. Однако, избыточная эмоциональность иногда отягощает восприятие картины. Тем не менее, в фильме можно выделить и определенные достоинства. Авторы поднимают достаточно актуальную и серьезную проблему, используя в качестве материала вполне реальные и знакомые многим зрителям ситуации, такие как возвращение жены к бывшему мужу. Детский персонаж, воплощенный в кадре, придает фильму особую, почти сказочную, магию. Если оценить общий баланс "хорошего" и "плохого" в фильме, я склонен считать, что "хорошего" перевешивает. Однако, я не хочу делать фильм рекомендацией для всех и каждого – это, безусловно, специфический и неординарный проект, рассчитанный на узкий круг зрителей. Признать его победителем на престижном кинофестивале, как Кинотавр, – задача не из легких, учитывая наличие солидных конкурентов. Несмотря на это, нельзя не отметить, что в фильме присутствует нечто человечное, нечто одушевленное, вызывающее сочувствие и готовность прощать определенные технические недочеты. В итоге, это, безусловно, хорошее кино. При этом, вызывает опасения, что Руминов, развивая столь "изысканные" методы, может довестись до чего-то полностью несоразмерного и невнятного.
Фильм «Я буду рядом» – это глубочайшее и сокровенное произведение, облеченное в неповторимый кинематографический язык. Он отказывается от всякой приукрашенности и идеализации, представляя болезненную реальность с неприкрытой откровенностью, словно вырванную из самой сути человеческого существования. Изображение недуга здесь не принижено и не упрощено, а напротив, раскрывается во всей своей многогранной, зачастую ужасающей сложности, демонстрируя внутренние процессы, протекающие в теле человека, и мельчайшие, но столь значимые детали, определяющие его повседневную борьбу. Тяжесть диагноза порождает чувство абсолютной отстраненности, лишает возможности простого, непринужденного разговора, уюта душевного собеседования. Оставшись один на один со своим кошмаром, человек ощущает острое недоумение от простых, привычных вещей – вытереть стол от крошек, помыть посуду, принести фрукты, запрещенные врачами, лишь бы хоть как-то ощутить, что-то помимо нестерпимой боли. Появляется невыносимое желание найти слова, достойные того, чтобы объяснить близким людям, почему он отдалился, почему не может вырваться из этой удушающей скорби. Эту сложную, непостижимую боль, способны понять лишь те, кто испытали ее на себе. И режиссер, Павел Руминов, чья работа в этом фильме – истинное откровение, сумел передать эту душевную глубину и трагизм. Актриса Мария Шалаева воплотила на экране образ героини – Инны – с невероятной достоверностью и живостью. Её персонаж будто бы создан из самой жизни, дышит, чувствует, живет своей ролью, не прибегая к искусственным маскам. Инна, в исполнении Шалаевой, оказывается воплощением искренности и подлинности. Её слезы, сопровождающие ключевой момент в сюжете, выпадают лишь один раз, но этот момент заставляет зрителя ощутить всеобъемлющую тоску и отчаяние, оказывается настоящим ударом к самому сердцу. Фильм рассказывает о драматичной судьбе Инны, пораженной тяжелой болезнью, но при этом не забывает о светлых моментах её жизни. Смех ребенка, радость ее подруг, посещающих ее, веселые моменты, которые они проводят вместе – все это создает контраст с трагедией, делает ее еще более проникновенной. Инна, несмотря на жестокость недуга, обладает невероятной внутренней силой. Она находит в себе силы, чтобы смеяться, чтобы смешить своего сына Митю, чтобы утешать коллег, чтобы развеселить волонтера Свету, чтобы поддерживать подругу Юлю. Даже в последние, самые тяжелые дни она продолжает испытывать юмор, высмеивать свою болезнь. В центре повествования – шестилетний Митя, в исполнении юного актера Романа Зенчука. Его естественность, порой детская капризность, иногда трогательная наивность – все это делает его образ убедительным и живым. Именно поэтому зритель «с ним хочет быть рядом», чувствует потребность в его защите и поддержке. Сюжет фильма – это не только история о болезни, но и глубокое исследование дружбы, самоотверженности, мужества, и, прежде всего, о том, что значит быть настоящей матерью. Интуиция и отцовская любовь героини не позволили ей доверить Митю некомпетентному отцу. Она с упорством и мужеством находит для сына приемную семью, которая даст ему все то, что не сможет обеспечить мать.
С первого взгляда, полотно, созданное Павлом Руминовым, может казаться, на первый взгляд, лишенным особой сложности или замысловатости. В центре повествования – образ Инны, воплощенный талантливой Марией Шалаевой, – молодой женщины, чья жизнь, на первый взгляд, кажется вполне размеренной и благополучной. Она занимает должность управляющей в уютном кафе, поддерживает теплые отношения с друзьями, а ее жизнь наполнена радостью от рождения чудесного сына, Мити, который растет крепким и здоровым. Однако, судьба, с присущей ей непредсказуемостью, подкидывает Инне трагический удар – неизлечимую болезнь, которая, по сути, обрекает ее сына на одичалость и одиночество. На отца, сломленного бедствием и не способного даже обеспечить себя, полагаться не приходится; он, задыхаясь от отчаяния, умоляет Инну о безвозмездной помощи, прося тысячу, а часто – две или даже три тысячи рублей. В этих обстоятельствах Инне предстоит, с тяжелым сердцем, начать поиски подходящих приемных родителей для Мити, понимая, что ее собственное время в мире ускользает. Несмотря на явную предсказуемость сюжета, Руминов мастерски создал фильм, пронизанный глубоким эмоциональным резонансом и искренними чувствами. Зритель сопричастен трагедии, наблюдая за тем, как внутренняя сила может проявиться даже у человека, оказавшегося на пороге смерти. Инна осознает, что ее единственный долг, который предстоит выполнить – подарить ребенку счастье, возможность обрести любящую семью, одновременно обрекая себя на одиночество и неизбежный финал. И, несмотря на грядущие потери, она не испытывает страха, лишь с достоинством и умиротворением смотрит в лицо смерти, сияя и расцветая практически до последнего, затаившегося вздоха и умолкшего удара сердца. В финальной, отчаянной сцене, пропитанной горькой тоской, она срывается на истеричный плач, просматривая записи с Митей, запечатлевших мгновения их недолгой, но такой наполненной любовью жизни. Фильм "Я буду рядом" – это проникновенная исповедь о всепоглощающей, безответной любви к близкому человеку. Это повествование о неодолимой, безграничной любви, способной противостоять даже разлуке, запечатленной смертью. Такая мощная, глубокая любовь испытывают простые люди, сохраняя в себе способность с достоинством вынести все испытания, не прибегая к маскараду высокомерия или показной надменности. Руминов вновь достиг вершины кинематографического мастерства, создав невероятно реалистичную картину, чье завершение, пожалуй, кажется даже более правдивым и трогательным, чем любые пафосные голливудские приключения, морские путешествия или восхождения на горные вершины. Эта лента – о тех незаметных, но достойных глубокого уважения и искренних слез восхищения людях, кого мы встречаем ежедневно в метро или на работе. Как неизбежно будет всегда – люди будут держаться вместе, а уходить по одиночке – многие достойно, многие – нет.