Описание
Рецензии

Сериал Ленинград

Актеры:
Мира Сорвино, Армин Мюллер-Шталь, Ольга Сутулова, Гэбриел Бирн, Михаил Ефремов, Александр Абдулов, Владимир Ильин, Юлия Рутберг, Михаил Трухин, Евгений Сидихин
Режисер:
Александр Буравский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 4 (13.05.2013)
Рейтинг:
7.45
6.20
Под обломками некогда величественного Ленинграда, словно затерянного во времени, царила гнетущая тишина, лишь прерываемая отголосками обстрелов и надвигающимся грохотом падающих бомб. Немецкое кольцо, некогда украшенное изящными историческими памятниками и величественными куполами соборов, сейчас представляло собой калейдоскоп разрушенных строений, погребенных под обломками, и в беспорядке разбросанного городского транспорта. Неизменно, с неистовой скоростью, они обрушивались с небес, превращая целые кварталы жилых домов в бесформенные руины, ставя под крест смертный приговор их обитателям. Те, кто чудом избежал гибели и оказался без крыши над головой и пищи, обречены были на борьбу с неумолимым голодом, подобно отчаянным скитальцам. Октавиа́н Ге́рр, в своей параноидальной уверенности, убежденно доказывал, что подобный беспросветный голод, подобно змеиному яду, способен превратить гражданское население города в дикое, неорганизованное стадо, где каждый будет стремиться к присвоению пищи, и где царила бы анархия и хаос. Жёсткая, почти мучительная, суточная норма хлеба для простого горожанина, для детей – всего лишь 125 граммов, – символизировала не только физическое страдание, но и полное игнорирование человеческого достоинства. Поставки продовольствия в город были практически сведены к нулю, создавая ощущение полной изоляции и безысходности. На поверхности Ладожского озера, словно тонкая, хрупкая корка, застыла ледяная пустыня, но до наступления реального ледостава ещё предстояло подождать целого месяца. Единственным, крошечным шансом на спасение, представлялась узкая, промерзшая коса, с мелководными водами, по которой, при необходимости, могли перемещаться специализированные автомобили, доставляющие жизненно необходимое продовольствие. Однако, ключевая информация об этом узком, практически невидимом, пути, хранилась исключительно в умении талантливого гидрографа, Василия Павловича Крауза, чьи профессиональные следы, словно призраки прошлого, исчезли где-то в окрестностях Петергофа. Назначение оперативно расследовать этот неординарный случай и найти Крауза поручено пожилому, но твердому, майору Государственной безопасности Малину, чьи решения, как полагали, определяли судьбу всего города. Огромная ответственность лежала на его плечах, ведь исход его поисков мог определить не только жизнь бесчисленного множества жителей, но и, возможно, исход всей операции. Среди жителей заброшенного Ленинграда, в этой мрачной и тревожной обстановке, обнаружились несколько выдающихся личностей: молодая, энергичная милиционерша Нина Цветкова, обладающая острым умом и бесстрашным нравом; внезапно появившаяся в городе проворная и решительная журналистка Кейт Дэвис, бывшая солистка ленинградской оперетты, обладающая музыкальным талантом и отважным сердцем; Анастасия Воздвиженская, талантливая певица и звезда ленинградской оперетты, полная решимости внести свой вклад в борьбу за будущее города; и Соня Краско, молодая мать, обворожительная и полная любви к своим двум прекрасным детям, выделяющаяся своей добротой и стойкостью в этих тяжелых обстоятельствах.
Этот фильм – впечатляющее полотно, глубоко проникающее в трагическую историю осажденного Ленинграда. Он не просто рассказывает о событиях 41-го, а формирует у зрителя осязаемое понимание человеческого духа, проявленного горожанами в условиях немыслимых лишений. Сюжет, охватывающий тяжелейшие месяцы октября – декабря, рисует нам сложную картину, где переплетаются судьбы нескольких ключевых персонажей. В центре повествования – иностранка Кейт, неожиданно оказавшаяся в эпицентре блокады. Ее потеря документов, казавшаяся тогда самым страшным событием, становится лишь началом ее испытания, которое она переживает вместе с отважной милиционершей Ниной Цветковой. Их непростые отношения, усложненные страстью младшего офицера Омельченко, – это лишь один из множества столкновений, разворачивающихся на фоне всеобщего кризиса. Особый резонанс в картине вызывает фигура старшего майора Госбезопасности Малинини и офицера НКВД. Их задача – организация поставок продовольствия через Ладогу – оказывается не просто логистическим вызовом, а сложным детективным квестом. Выявление предателя в рядах собственных коллег и обеспечение защиты от немецких нападений – это лишь одна из многих серьезных испытаний, которые им предстоит пройти. Сцена военных действий снята с поразительной точностью и вниманием к деталям, что создает максимально объемную и реалистичную картину. Нельзя не отметить и роль советских офицеров, таких как Чингасов, которого блестяще сыграл Абдулов, и Трухина, исполненного народным артистом Лифановым. Эти персонажи воплощают в себе образ истинного патриотизма и готовности отдать жизнь за свою страну. Особое внимание привлекает фигура радиовещателя Лаврова. Его голос, распространяемый по волнам, служил символом надежды и духа сопротивления, вдохновляя ленинградцев на борьбу и помогая им выстоять в условиях голода и разрухи. Сила духа, проявленная жителями блокадного города, раскрывается особенно ярко через судьбу Нины Цветковой. Ее юный возраст не мешает ей проявить бесстрашие и готовность бороться за то, что ей дорого – будь то родина или любовь. Ее мудрость, несоответствующая возрасту, и смелость, разительно отличающиеся от обыденных суждений, делают ее одним из самых сильных и запоминающихся персонажей фильма. В фильме также появляется персонаж, открывший новые грани трагедии блокады – миллиционер Омельченко, играемый Ефремовым, отличающийся поразительной правдивостью и реалистичностью, впечатляющий своей глубиной и способностью к сопереживанию. Также отмечен и актер Стычкин, раскрывшийся как мастер, и актер Терехин, обладающий глубиной передачи характера героя. Нельзя не упомянуть и об особенностях отражения работы НКВД в военные годы, представленной в фильме достаточно правдоподобно. Это позволяет зрителю увидеть, как отважные и отдавшие жизни люди обеспечивали город продуктами, выявляли шпионов и защищали его от немецких нападений. Однако, в фильме также есть некоторые недостатки. Актерская игра американской актрисы Сорвино, вызывает недоумение и порой напоминает сцены из американских фильмов. Тем не менее, это не ослабляет впечатления от фильма, который в целом оставляет очень сильное и эмоциональное впечатление. Фильм представляет собой не просто историю блокады Ленинграда, но и исследование человеческой природы в экстремальных обстоятельствах. Его ценность заключается не только в исторической достоверности, но и в глубине раскрытия характеров персонажей, их взаимоотношений и моральных дилемм. Особое место в фильме занимают музыкальное сопровождение, которое усиливает драматизм и атмосферу происходящего. Этот фильм - уникальный, достойный почитания и переживаний, позволяющий почувствовать тяготы блокады и в то же время восхититься неугасимым духом русского народа.
Несмотря на то, что кинематограф предлагает широкий спектр жанров, не все зрители испытывают влечение к фильмам, посвященным периоду военных конфликтов. Причина этого явления зачастую кроется не в откровенных сценах насилия, а в трагической, мучительной судьбе центральных персонажей, обреченных на гибель к финалу повествования. Эти картины, проникнутые горечью утраты, вызывают особенную, глубокую эмоциональную реакцию. Однако, стоит отметить, что далеко не все военные фильмы исходят из мрачной предпосылки. Существуют кинематографические полотна, способные увлечь зрителя в завораживающую историческую эпоху, наполненную не только драматичными событиями, но и трогательными историями любви, взаимоотношений между людьми. Во время просмотра таких фильмов внимание неизменно фокусируется на эмоциональном опыте героев, позволяя зрителю полностью погрузиться в атмосферу переживаний, отвлекая от происходящего на экране военных действий. Этот фильм, повествующий о блокадном Ленинграде, безусловно, относится к этой категории. Создатели картины проявили удивительную внимательность к деталям, сумев максимально реалистично воссоздать атмосферу, царившую в осажденном городе в годы военного времени. Тем не менее, в произведении имеются некоторые неточности и моменты, вызывающие споры с точки зрения исторической достоверности. Одной из наиболее обсуждаемых и неоднозначных деталей является присутствие в осажденном городе иностранных журналистов. В период Второй мировой войны в Советском Союзе действовал жесткий информационный контроль, известный как «железный занавес», поэтому перемещение иностранцев было тщательно регламентировано и контролировалось. Возникают закономерные сомнения в возможности их допуска в город, подвергавшийся непрерывным обстрелам и лишениям. Еще одним предметом дискуссий является сцену, в которой одна из героинь, Нина, варит яйца. Считается крайне маловероятным, что в условиях военного времени в город могли попасть яйца, проштампованные до начала конфликта. Скорее всего, это был дефицитный продукт, крайне сложный в приобретении. Штамп на яйце мог отсутствовать или быть стертым. Не исключается также версия о том, что яйца не являлись куриными, а, возможно, были голубиными. Сюжет фильма представляет собой историю, в которой центральными персонажами выступают Нина и Кейт. Однако, каждый зритель формирует собственное представление о главном герое. Многие зрители единогласно признали Юрия Краско одним из самых ярких и запоминающихся героев. Особое влияние на это сыграла великолепная игра юного актера, сумевшего полностью преобразиться, проникнуться душевным состоянием своего персонажа и передать зрителю отчаянное, умирающее состояние ребенка. Особенно трогательной оказалась сцена, в которой умирающему мальчику приносят консервы, но он настолько ослаблен, что не в состоянии их съесть. В заключение хочется выразить надежду, что на наших экранах будет появляться все больше подобных кинематографических произведений. Они, несомненно, наиболее ярко раскрывают весь трагизм войны, позволяя современному зрителю прочувствовать всю тяжесть и горечь пережитого в те далёкие времена. После просмотра этой картины становится очевидным, что на войне нет места героическим, шаблонным поступкам. Единственным истинным подвигом на войне является выживание, сохранение человечности и непоколебимая воля к победе, не сдаваясь врагу.
Этот телевизионный проект, представляющий собой одно из немногих художественных полотен, чётко и убедительно воссоздающих трагическую страницу мировой истории, заслуженно занимает особое место в пантеоне военных сериалов. Он увековечивает память о беспримерном мужестве и стойкости, проявленных жителями Ленинграда, а также о героизме частей, неустанно поддерживавших блокаду и отчаянно защищавших этот великий город от неминуемой гибели, которую, по замыслу Гитлера, должно было постигнуть Ленинград, превратив его в безжизненное водохранилище. Несмотря на то, что в объятиях нечеловеческих лишений, пронизывающих каждую минуту, казалось, что единственный путь – это предначертанная смерть, жители города сохраняли в себе не сломленное, а удивительно сильное человеческое начало. Подобный пример самопожертвования иллюстрирует подвиг радиста, который, рискуя собой, делился своим скудным пайком с голодными родителями, а мужество русского милиционера, оказавшего помощь австрийской журналистке – дочери высокопоставленного генерала – подтверждает, что даже в самые темные времена оставались уголки чистоты и сострадания. Актеры театра, не прекращая свою творческую деятельность, демонстрировали непоколебимую волю к жизни, не позволяя мраку войны сломить их дух. Солдаты, с неподдельной решимостью, защищали каждый клочок своей священной земли, демонстрируя свой священный долг. Радист, ежедневно преодолевая немыслимые трудности, продолжал выполнять свой служебный долг, а его работа стала символом несгибаемой воли к жизни. В условиях постоянного голода и острого нехватки продовольствия, существовали и те, кто, цинично воспользовавшись чужой бедой, наживался на страданиях других. Бесконтрольный барыга безжалостно скупал золото и ценные произведения искусства, отражая, к сожалению, часто встречающийся в экстремальных ситуациях механизм саморазрушения. Однако, нельзя не признать, что подобные поступки были вызваны отчаянием и желанием спасти себя и своих близких, мотивированным стремлением к выживанию. В городе, под гнетом нацистской оккупации, действовала сеть шпионских агентов, живущих по закону припеваючи, в то время как дети и старики страдали от голода. Чекисты и милиция, с непоколебимой решимостью, пресекали любые проявления сопротивления, уничтожая тех, кто, не согласный с существующей системой, пытался выразить свое недовольство и протест против сложившейся в городе ситуации. Фильм, безусловно, является крайне тяжелым с точки зрения психологического реализма, и, несмотря на всю его глубину и драматизм, он лишь отдалённо затрагивает огромный, почти неисчерпаемый пласт трагических событий, происходивших в Ленинграде в течение блокадного времени – свидетельство того, что документальное воссоздание столь значимой эпохи, к сожалению, остаётся сложнейшей задачей.