Описание
Рецензии

Сериал Зал ожидания
Актеры:
Михаил Боярский, Вера Глаголева, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Ольга Понизова, Нина Усатова, Андрей Соколов, Ольга Сутулова, Евгения Глушенко, Кеша Сичкарь
Режисер:
Дмитрий Астрахан
Жанр:
драмы, отечественные, комедия
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
1998
Добавлено:
сериал полностью из 10
(08.01.2013)
В тихом, погруженном в полузабвение уголке Российской глубинки – городе Зареченске, расположенном среди усеивающих холмы и поля, разворачивается сюрреалистическая, почти мистическая история. Обыденность и размеренность жизни этого забытого местечка внезапно нарушаются, когда на железнодорожный вокзал, облаченный в следы времени и покрытый слоем пыли, прибывает необычный пассажирский состав – поезд, доставивший группу именитых киноактёров и выдающихся представителей культурной элиты, возвращавшихся с престижного фестиваля.
Судьба, словно загадочный драматург, распорядилась так, что состав, прибывший в Зареченск, вынужден занять в городе несколько дней, фактически становясь своеобразным оазисом необычайного внимания и интереса. Эта неожиданная задержка, казалось бы, незначительная по своей сути, оказывает колоссальное, трансформирующее влияние на судьбы бесчисленных персонажей – как на местных жителей, привычных к однообразной размеренности жизни, так и на самих знаменитостей, уставших от водоворота славы и оваций.
Некоторые из героев фильма, очарованные атмосферой провинциального спокойствия и подчас наивным очарованием этого места, обретают возможность по-новому, через призму нового опыта и непредсказуемых встреч, переосмыслить сложившиеся представления о жизни, её ценности и приоритеты. Другие, напротив, испытывают резкое, почти болезненное потрясение, сталкиваясь с несоответствием между иллюзиями, которые они создали вокруг себя, и реальностью, представшей перед ними – в этой истории, зародившейся в сердце России, ощущается мощный, непредсказуемый импульс к духовному перерождению.
В XXI веке, с его десятилетием, словно промелькнула эпоха девяностых – временами голода, упадка и повсеместного безразличия. Наряду с этим, постепенно тая из памяти – километровые очереди, дефицитные товары, повсеместная пьянство. Неоспоримым следствием этого времени стало распад могущественной Советской империи, оставивший глубокий след в сознании людей.
Однако, память человеческая, подкрепленная кинематографом и литературой, продолжает хранить воспоминания об этих временах. Многие режиссеры, работавшие в смутную пору, сейчас стремятся представить свою творческую деятельность как попытку честного, объективного отражения реальности конца XX века.
Но, к сожалению, не все из них способны на такую объективность. Например, сериал “Зал ожидания”, созданный Дмитрием Астраханом, является одним из немногих шедевров, обладающих всем необходимым для такого звания, и полностью заслуживающий его.
В центре повествования – небольшой провинциальный городок под названием Зареченск, выступающий в качестве символического представления всей России. Жители Зареченска ведут себя в меру “гоголевски” – их жизнь лишена кардинальных потрясений, катаклизмов, все, как бы странно это ни казалось, чинно и благородно, словно вырвано из страниц “Ревизора”. Каждый персонаж сериала ярко иллюстрирует ключевые черты своей профессии и социального положения.
В качестве примера можно привести мэра Зареченска – Семена Петровича, который действительно напоминает героев классических комедий. Он обладает крестьянской хитростью, не лишен интеллекта, способен стать неплохим психологом и, конечно, никогда не откажется от возможностей для личного обогащения. Однако, при случае, он может и предать правду, даже если она причинит нежелательный дискомфорт.
Михаил Зайцев, директор детдома, воплощен Вячеславом Тихоновым – и это, безусловно, гениальное исполнение. Эта роль выдающегося “подвижника”, чья главная цель – всеобъемлющая забота о воспитанниках детдома, заставляет его на все, не чувствуя себя ограниченным. Его одиночество и бездетность – это не случайный элемент, а тщательно продуманная характеристика, ведь именно из-за этого его семья оказалась в детском доме, став для него главной целью в жизни.
Примечательно, что и Семену Петровичу, и Зайцеву, а также другим жителям Зареченска, несмотря на трудности, свойственные их стране, они не теряют надежды на лучшее будущее и стремятся к достижению своих мечтаний.
И, в этом контексте, стоит отметить еще одного персонажа – молодого человека по имени Константин, увлеченного культуризмом и восхищающегося своим кумиром – Алексеем Старковым. Он ежедневно тренируется, мечтает о жизни в столице и о своей возлюбленной – Светлане Пономаревой, которая также мечтает стать звездой кинематографа.
Казалось бы, для большинства из них мечты обречены на исчезновение, но судьба распоряжается по-своему. Поезд, принадлежащий съемочной группе под руководством состоятельной бизнесвумен Коноваловой, внезапно застревает на маленькой железнодорожной станции Зареченска.
Такое событие вызвало волнение в застойной провинции. Весь город собрался на глазах знаменитостей и в очередной раз завидовал им, ведь местные жители считают, что у кумиров нет проблем, кроме как наслаждаться роскошью, славой и достатком.
Истинное благосостояние, безусловно, дает свободу, но достаточно ли ее для счастья? К примеру, банковский банкир Зимин имеет достаточно средств, однако его жизнь глубоко несчастна, так как его любимая женщина – известная актриса, не намерена отказываться от карьеры, которую может помешать их еще не родившийся ребенок.
Алексей Старков, которого восхищается Константин, тоже переживает семейные перипетии, что мешает ему завести ребенка. Мария Семенова, популярный режиссер, до сих пор не может забыть своего бывшего мужа, с которым рассталась из-за его измены.
Вместо этого, миллионерша – Астрахан, остается верной себе, не предстает перед зрителем как капиталистическая акула, шагающая по головам. Ее бизнес чист и не связан с криминалом; она самостоятельно построила свою жизнь и карьеру, начиная с нуля.
Режиссер также не оставил без внимания тему национализма и антисемитизма, воплотив их в колоритных персонажах – двух евреях, являющихся помощниками Коноваловой.
Таким образом, сюжет построен на встрече двух противоположных миров – богатого и бедного. В фильме есть и персонаж, который принадлежит обоим этим мирам – когда-то знаменитый и состоятельный олимпийский чемпион по дзюдо, а ныне бродяга, Виктор Селезнев. Кстати, он – бывший муж Семеновой.
Виктор хорошо изучил оба мира, прожив в них, и, несмотря на оптимистические взгляды, в духовном плане он стал опустошен. Он странствует по стране, но прошлое не отпускает, надежда на новую любовь все еще жива, и ее обретет в Зареченске – Ирина Семеновна, молодая учительница, ставшая для него лучиком света.
Большое внимание в сериале уделено мифам о красивой жизни, их развенчиванию. Константин, в конце концов, знакомся со Старковым, который даже предлагает ему вступить в свой клуб, но предупреждает о высокой цене – пожертвовать здоровьем. Аналогичная ситуация происходит и со Светланой, ей предлагают роль в новом фильме, но режиссер Семенова в итоге предпочитает дать ее уже проверенной звезде. Эти разочарования вызывают бурную негативную реакцию, которая достигает пика, когда миллионерша решает разрушить детдом и построить на его месте съемочную площадку для будущего фильма.
Городок гудит, как растревоженный улей, волнения быстро подавлены, как это принято в русской культуре. Путь открыт, и граница между богатыми и бедными не только восстанавливается, но и становится нерушимой.
В то же время происходят перемены в личной жизни героев – к Ирине Семеновне возвращается ее бывший возлюбленный, успешный писатель Павел Филимонов, желающий возобновить отношения и уехать с ней в Голливуд. Теперь перед молодой учительницей стоит серьезная дилемма – остаться с любимым, но бедным, или жить с богатым человеком, который не вызывает в ней никаких чувств.
Еще один вопрос, затрагивающийся в фильме – что важнее: кто ты или какой ты? Ответ кроется в эпизоде, когда Алексей Старков, спасая детдомовских ребятишек от страшной участи, уносит подальше от них авиационную бомбу, пролежавшую на крыше детдома еще со времен Отечественной войны. Мало кто из состоятельных нуворишей осмелился бы на такой героический поступок.
В сериале много эпизодов, которые носят философский оттенок, решают социальные проблемы, подводят итоги выбора, ведущего к положительному развитию современного общества. Чтобы охватить все эти вопросы, нескольких серий будет мало, однако Дмитрию Астрахану это удалось, что, несомненно, является огромным вкладом не только в творчество кинематографа, но и в развитие нашей с вами жизни.
Этот захватывающий телепроект впервые встретил нас с экраном еще в эпоху девяностых, когда я и успел его созерцать. И, несмотря на промелькнувшие десятилетия, некоторые, скажу я вам, моменты, детали съемок, остаются в моей памяти с удивительной ясностью и остротой, словно вчерашние. Особенно глубоко меня потряс эпизод с взрывом – наблюдать, как культурист, словно в ритуале самопожертвования, невозвратно уносил эту страшную субстанцию подальше от беззащитного детского дома, вызывало у меня, честно признаться, слезы, искренние, неконтролируемые всхлипы. Это был поистине героический поступок, и подобное, охватившее человеческие души, просто невозможно вырвать из памяти.
Несомненно, колоссальный успех этого сериала во многом обусловлен виртуозным мастерством режиссера – он сумел пробудить в нас, зрителях, столь неповторимые и глубокие переживания, вызывающие чувство оцепенения и страха, словно затапливают ледяным ветром. Эти жуткие сцены – это не просто выдуманная реальность, а отражение самой жизни, вывернутой наизнанку, превосходящей все мифологические и фантастические полотна. И этот дивный, мрачный мир нам открыл гениальный Дмитрий Астрахан, за что мы ему, несомненно, обязаны.
Как и в его других кинематографических произведениях («Ты у меня одна», «Все будет хорошо»), в «Зале ожидания» режиссер придерживается особого, чрезвычайно привлекательного стиля.
Несмотря на определенную жесткость, прямоту и, возможно, некоторую наивность, я признаюсь, что во мне вспыхивает неудержимое стремление, чтобы это все было реальностью. Чтобы в окружающем нас мире существовали честные предприниматели, настоящие идеалы благородства и доблести, верные друзья и женщины, излучающие искренность и тепло, а звезды шоу-бизнеса обладали не только блестящей внешностью, но и, главное, истинной душой, а не прахом, засыпанным ложью и корыстью.
Выразительная игра актеров, безусловно, столь же впечатляет, как и их мастерство, – причем, на высшем уровне выступили и признанные кинематографические легенды, и менее известные, но не менее талантливые коллеги.
Я не уверен, окажется ли этот сериал интересным для современного молодого поколения, учитывая отсутствие привычных погонь и перестрелок, однако, я твердо верю, что зрителям старшего возраста, особенно тем, кто испытал на себе колорит перестроечных лет, «Зал ожидания» придется по душе – он воссоздает атмосферу тех времен, полную загадок и драматизма.
Впервые я погрузился в этот кинематографический опыт, будучи еще совсем юным, едва достигшим отметки одиннадцати лет. Помню, как глубоко резонировали со мной страдания и нелёгкие судьбы персонажей, представленных на экране. Они представляли собой крайне разнообразный спектр личностей – от откровенных злодеев и отчаянных антигероев до циничных и беспринципных мерзавцев.
Охарактеризовать воздействие этого фильма как просто “ошеломляющее” – значит, совершенно недооценить его. Меня, по правде говоря, буквально потряс, и это было обусловлено двумя ключевыми причинами. Во-первых, это произвело неизгладимое впечатление откровение, которое обрушилось на меня подобно мощному удару. Ведь, что нам тогда предлагали в качестве развлечения? Преимущественно латиноамериканские мыльные оперы, усеянные сентиментальными любовными перипетиями, либо захватывающие боевики-детективы, в которых, с поразительной скоростью, нейтрализовались бандитские группировки. А вот “Зал ожидания” – это была совсем другая история, с её правдивым отражением жизненных реалий, с определённой долей гиперболизации, но при этом поразительно достоверными и запоминающимися персонажами.
Во-вторых, на меня воистину поразила окружающая действительность. Мы видели, как наша непосредственная соседка, охваченная отчаянием, предпринимала попытки покончить с собой. Неустойчивое экономическое положение, сопровождавшееся грязными бандитскими разборками, буквально разворачивались на глазах перед беззащитными гражданами, и множество других событий, глубоко резонировавших с пережитым нами в страшные годы девяностых.
Несмотря на то, что я был еще ребенком, я, благодаря какой-то не поддающейся рациональному объяснению интуиции, осознал, что, в сущности, мы все, люди, существуем в некоем "Зале ожидания" – ожидая, возможно, появления лучшей жизни? Умом я, конечно, не всегда это понимал, однако, постоянно наблюдаемая неустойчивость в поведении окружающих меня людей вызывала у меня немалое беспокойство, и эти же эмоции я замечал и в глазах героев картины, представленной в “Зале ожидания”.
Признаться, в этом фильме, безусловно, присутствовали элементы, вызывающие определенную критику – на мой взгляд, имело место и некоторое переигрывание, и преувеличение масштаба конфликтов. Однако, учитывая эпоху создания, такой фильм был настоящим прорывом. И если одиннадцатилетний мальчишка сумел затронуть глубинные вопросы современной действительности, значит, Дмитрию Астрахану удалось добиться эффекта "задевания" зрителей за живое. Оценка – семь из десяти.
Рекомендуем к просмотру