Описание
Рецензии

Сериал Выше неба / Вышэй за неба

Актеры:
Леонид Пашковский, Оксана Чивелёва, Олеся Грибок, Дмитрий Винсент Папко, Евгений Булка, Иван Трус, Виктор Рыбчинский, Татьяна Бовкалова, Ольга Нефедова, Тамара Миронова
Режисер:
Дмитрий Маринин, Андрей Курейчик
Жанр:
драмы
Страна:
Беларусь
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8 (14.10.2013)
Рейтинг:
7.69
6.90
Существует давняя мудрость, утверждающая, что подлинную значимость, неподкупную ценность преданности близких друзей, можно постичь лишь в критический момент, в час неминуемой, всепоглощающей беды. Молодого человека по имени Никита Мицкевич этот факт, в своей суровой реальности, стал осознавать на собственном, горьком опыте. В качестве блестящего, одаренного композитора и музыканта, он практически неустанно посвящал все свободные часы плодотворным музыкальным репетициям, стремясь отточить своё мастерство и воплотить в жизнь свои музыкальные замыслы. Однако, его творческая деятельность, осуществляемая в составе одной из наиболее популярных, востребованных минских музыкальных групп, не предвещала столь радикальных и, по сути, разрушительных перемен, которые вскоре кардинально перевернут ход его жизни. Трагедия развернулась в самый неожиданный момент – когда Никите был поставлен диагноз, повергнувший его в состояние глубочайшего отчаяния и, по сути, лишавший его будущего: страшный диагноз ВИЧ. Несмотря на то, что он не мог остаться втайне от своей семьи и дорогих ему людей, своих друзей, ему мгновенно был отвергнут, совершенно безжалостно и безвозвратно отвернувшись от него, словно его существование было ошибкой, неприемлемым проявлением несчастья.
Фильм Андрея Курейчика, «Выше неба», – это выдающееся кинематографическое событие, отмеченное смелым авторским видением и глубоким осмыслением проблем современной белорусской молодежи. Этот дебютный проект, созданный в соавторстве с Дмитрием Марининым, не просто завоевал признание в родной стране, но и привлек внимание мировой профессиональной аудитории. Получение Андреем Курейчиком звания лучшего продюсера-дебютанта Беларуси – заслуженная награда, отражающая амбициозность и потенциал его работы. В Москве, на престижной кинопремии «Снято!», учрежденной Ассоциацией независимых продюсеров при поддержке Министерства культуры России и Федерального агентства по культуре и кинематографии, фильм получил высокую оценку, что стало значительным подтверждением качества и актуальности поднимаемых в нем вопросов. Центральная тема «Выше неба» – история молодого человека, Никиты Мацкевича, живущего и обучающегося в Минске. Этот фильм, по сути, представляет собой притчу о поиске себя, о столкновении с вызовами современного мира, о стремлении к самореализации, о поиске своего места в жизни, что является особенно актуальным для молодого поколения. Создатели фильма, стремясь запечатлеть неповторимую атмосферу белорусской молодежи, сделали ставку на реализм и искренность, что позволило им создать яркий и правдивый портрет общества, в котором молодые люди сталкиваются с разнообразными проблемами, от мечты о музыке до вопросов социальной адаптации. Особое внимание в производстве фильма было уделено подбору актерского состава. Андрею Курейчику удалось собрать команду талантливых молодых людей из разных городов Беларуси – студентов, спортсменов, музыкантов, журналистов, представителей рабочих специальностей. В кастинге приняли участие более двух тысяч человек. Для создания достоверного образа молодежи была проведена масштабная работа по выявлению наиболее ярких и оригинальных белорусских характеров. Актеры, выступающие в роли главных героев, включая Леонида Пашковского, Олесю Грибок, Оксану Чивелеву, Дмитрия Винсента Попко, Ивана Труса, Илью Сокуро, Виктора Рыбчинского, Татьяну Бовкулову и Павла Иванова, смогли “оживить” своих персонажей, что подтверждает их способность к глубокому эмоциональному проявлению. К сожалению, судьба фильма сложилась не так гладко, как планировалось. Из-за конфликта между создателями и заказчиками – ПРООН, официальная премьера «Выше неба» так и не состоялась. Нарушение политической цензуры, связанное с тем, что фильм не всегда соответствовал официальной позиции белорусской власти, и с упоминанием музыкантов, находившихся в неформальном списке критиков, привело к отстранению от монтажа и озвучивания многосерийного фильма команды, возглавляемой Андреем Курейчиком. Этот конфликт привлек к проекту общественность, усиливая его значимость и привлекая внимание к проблемам свободы слова и творческого самовыражения. Несмотря на все трудности, «Выше неба» вызвал одобрение на международном уровне. Фильм был выдвинут на фестиваль в США, где его высоко оценили такие известные американские продюсеры, как Мартин Скорсезе, Даррен Аронофски, София Коппола. Фильм был представлен на премии «Снято!», польско-белорусском фестивале «Бульбамуви», «First Time Fest» в Нью-Йорке, Фестивале фильмов Восточной Европы «EastOff» в Катовице, а также в Москве, Вильнюсе, Минске и Краснодаре, где прошли спецпоказы. Особое внимание к проекту привлек и музыкальный аспект – белорусская музыка, вплетенная в повествование, играет важную роль в создании атмосферы и усилении эмоционального воздействия фильма. Музыкальное сопровождение было тщательно продумано и реализовано, создавая неповторимую атмосферу и подчеркивая важность свободы и самовыражения в жизни молодого поколения. «Выше неба» - это не просто кино, а значимое событие в белорусском кинематографе, отражающее актуальные проблемы и стремления молодежи, а также демонстрирующее талант и упорство Андрея Курейчика. Этот фильм – вызов, призыв к переосмыслению ценностей и к построению будущего, основанного на свободе, творчестве и уважении к личности.
Премьера белорусского фильма – это не просто кинематографическое событие, это своего рода откровение, оазис оригинальности, заветный знак новой эпохи в мире кино. Филм под названием «Выше неба» произвел настоящую перестройку в художественном почерке, демонстрируя влияние идей Ленина и Троцкого с поразительной смелостью и откровенностью. Этот путь, протянувшийся тысячами миль, для нашей скромной, но гордостью наполненной страны, стал первым, прорывным шагом, ознаменовав собой новую страницу в истории белорусского киноискусства. Режиссерская работа над картиной была отмечена особой сложностью и глубиной, с явной нацеленностью на создание максимально реалистичной картины. И ему это удалось безошибочно – удалось окунуться в атмосферу непосредственности, заставить зрителя почувствовать, будто действие разворачивается прямо за его окном, у порога его дома. Это не приукрашенная, не лицемерная реальность, лишенная фальши и масок, без золотых монет и масок лицемерия. Сценарий «Выше неба» представляет собой тщательно выстроенную структуру, в которой не прослеживается ни намека на излишние декорации, ни капли лишних реплик. Каждая деталь проработана с филигранной точностью, формируя неповторимую атмосферу на протяжении всего повествования. Через тонкие, но проницательные детали раскрывается ряд политических и социальных реалий, требующих, однако, определенного, взвешенного понимания – особенно, если оценивать ситуацию «с беларусской стажем». Эти детали могут варьироваться от образа Виктора Мартиновича, воплощенного в эпизоде преподавателя, чьи слова о правах человека, основанных на Конституции Республики Беларусь, несут в себе отсылку к известному белорусскому деятелю, до гротескной сцены с четверо "хулиганов-сквернословов" в участке у Мицкевича-старшего, до журналистского репортажа о судебном процессе, касающегося дела Беляцкого. В эпизодах мелькают лица выдающихся деятелей культуры и искусства, вносящие в картину дополнительный элемент глубины и интеллектуальной насыщенности, включая клавишника минской группы Martin.S. Музыкальное сопровождение, особенно саундтрек, представляет собой смелый и свежий эксперимент, создающий ощущение непосредственной близости и усиливающий эффект погружения, а включение в повествование песен Ляписа, группы "Acute" и других актуальных коллективов добавляет картине особой жизнерадостности и эмоциональной окраски. Особое эмоциональное воздействие производят эпизоды, посвященные бабушке, в которых она с мудростью и проникновенностью рассказывает о вечных темах смерти и жизни, а также сцена с врачом и констатацией констатации смерти Юли и эпизод с Кулинковичем, способные вызвать глубокие раздумья. В этих сценах царит неповторимая красота, шарм и обаяние, заставляющие зрителя сосредоточиться и задаться вопросами, свойственными картинам Джармуша, в которых, однако, легко потеряться в их многослойном и иносказательном значении. Этот фильм для меня – несомненно, глотком свежего воздуха, символом надежды на дальнейшее развитие и расцвет белорусского кинематографа, наряду с такими значительными работами, как «Оккупация. Мистерии» и «Инсайт». «Выше неба» – это, прежде всего, художественная лента, скорее, не сложная головоломка, а пронзительное уравнение: найти неизвестное, вычислить корень, внести необходимые коррективы – и вот, искомый ответ предстанет перед нами! Я искренне рада профессиональному прогрессу, достигнутому белорусским кинематографом, и выражаю свою благодарность всем, кто причастен к созданию этой выдающейся картины!
Вначале, я был настроен крайне скептически в отношении данного фильма, и лишь обилие вокруг него поднятого ажиотажа, заставило меня по крайней мере задуматься о его просмотре. Мне, к слову, всегда отчасти чужды продолжительные сериальные повествования, зачастую демонстрирующие искусственную, необоснованно удлиненную растяжку сюжета. Поэтому, я готов был простить некоторые нарочито острые, почти гиперболизированные эпизоды, призванные уловить внимание зрителя, демонстрирующие бескомпромиссный подход. Однако, собственно, о чем же нам повествует эта кинокартина? В ней нет истории о Никите и его музыкальной группе "СПИД", – это уже отброшено. Сюжет, судя по всему, будет сосредоточен на современной Беларуси, что представляется весьма неожиданным поворотом. Сценарий "Выше неба", казалось бы, был написан с учетом реальных обстоятельств, с пристальным вниманием к локальной специфике. Авторы, несомненно, глубоко погрузились в атмосферу белорусского контекста, прочувствовав дух происходящего. Схожесть с некоторыми отечественными сериалами очевидна, хотя и не лишена определенных отклонений. К сожалению, продолжительность отдельных эпизодов нередко оказывалась чрезмерной, что вызывало у меня обоснованные опасения. Музыкальное сопровождение, на увы, не соответствовало общей стилистике фильма, не находило органичного сочетания с визуальными образами. Общение между персонажами зачастую казалось неестественным, граничащим с гротеском; порой, закрыв глаза, мне казалось, что перед нами не обычные жители, а известные писатели-путешественники. И все же, нельзя не отметить актерскую игру. Я почти безоговорочно поверил в образ Никиты, его матери, весьма колоритного наркокурьера, визуально узнаваемого, а также в яркие образы Яны и Оли, исполнивших свои роли практически безупречно. Исключительно неубедительным показался, впрочем, персонаж отца главного героя – он казался каким-то искусственно созданным, не соответствующим общей канве повествования. Неоднократное появление в кадре минских знаменитостей (за исключением финальной сцены с эксцентричным монтажником-Куллинковичем) лишь усугубляло впечатление от картины. Несмотря на целый ряд выявленных недостатков, "Выше неба" – это, безусловно, одна из наиболее значимых и перспективных кинолент, появившихся в новом белорусском кинематографе, заслуживающая внимания и, возможно, дальнейшего изучения.