Описание
Рецензии

Сериал Вторая мировая война – день за днем

Актеры:
Виктор Правдюк
Режисер:
Ольга Андрианова, Михаил Михеев
Жанр:
отечественные, документальные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сезон полностью из 96 (01.01.2013)
Рейтинг:
8.56
7.70
Среди полотна мировой истории, усеянной трагическими эпизодами и периодами глубочайшего потрясения, едва ли можно найти события, столь же беспримерно отвратительные и отмеченные невероятным кровопролитием, как эпоха Второй мировой войны. Шестилетнее правление, омраченное невыразимой жестокостью, ознаменовало собой поразительную статистику жертв – бесчисленные тысячи военнослужащих и невинных гражданских лиц стали жертвами бесчеловечной войны. В самом начале этого глобального военного противостояния, царило состояние неопределенности, предсказать исход конфликта было практически невозможно. Союзнические войска, столкнувшись с колоссальной задачей, вынуждены были проявить невероятную стойкость и решимость, чтобы суметь преодолеть внушительные и, казалось бы, непобедимые силы нацистской Германии, фашистской Италии и экспансионистской Японии. Несмотря на конечное разгром и полное уничтожение вражеской армии, и, как следствие, полное подавление беспредельного и жестоклого противника, какой страшную, поистине невообразимую цену заплатили страны, одержавшие победу в этой чудовищной схватке? Данное кинематографическое произведение искусства, повествующее о трагическом отрезке времени – от сентябрьского 1939 года до сентябрьского 1945 года – служит глубоким и скорбным напоминанием о масштабах человеческих страданий и о неизмеримом влиянии, которое этот период оказал на судьбу мира.
Погружение в историю Второй мировой войны, представленное в документальном сериале «Вторая мировая война — день за днём», вызывает глубокий резонанс и, несомненно, заслуживает пристального внимания. Этот проект, состоящий из 96 эпизодов по 30 минут каждый, предлагает всесторонний анализ крупнейшего военного конфликта, охватившего значительную часть планеты и принесшего невообразимые страдания. Фильм, снятый в 2005 году российской командой Галиной Ясногородской, Ольгой Адриановой и Михаилом Михеевым, позволяет взглянуть на войну не через призму героического пафоса, а с учётом ее трагических последствий и многогранных аспектов. Особое внимание уделяется детальному изучению действий участников конфликта с обеих сторон, а также использованию архивных материалов, в том числе из личных архивов Иосифа Сталина. Особого внимания заслуживает детальная реконструкция ключевых этапов войны, начиная с захвата Германией Западной Польши и вступления в войну Англии и Франции, и заканчивая окончанием боевых действий с Японией в Тихом океане. Подчёркивается роль масштабных людских ресурсов в победе, а также трагические страницы, связанные с деятельностью нацистских сил и их методов. Несмотря на богатство информации, фильм не лишен определенных недостатков. Отмечается, например, отсутствие внимания к штурму Кенигсберга – событию, имеющему огромное историческое значение. При этом, реалистичный взгляд на войну, отсутствие предвзятости и, главное, акцент на роли простых людей в победе, а не только на деятельности стратегических команд, вызывают восхищение. Несмотря на критику в адрес некоторых исторических фигур, фильм подчеркивает, что победа была достигнута благодаря героическому труду миллионов солдат и гражданских лиц. При этом, не умалчивается и роль трагических событий, таких как массовые репрессии и уничтожение еврейского народа. При просмотре сериала, зритель получает возможность глубже понять причины возникновения фашистского режима, изучить методы его действий и, что особенно важно, узнать о страшных реалиях, которые претерпели участники конфликта. В целом, данный документальный фильм – ценный источник информации, который позволит зрителям составить более полное и объективное представление об истории Второй мировой войны.
Я успел ознакомиться лишь с 29-й эпизодической серией, однако, справедливо отмечу, что сериал представляет собой, пожалуй, наиболее всесторонний и многогранный анализ Великой Отечественной войны, представленный в отечественном кинематографе. Создатель, с непростым, почти безжалостным, тактом, исследовал события, не упуская из виду ни одной детали или сложной ситуации, демонстрируя глубокое понимание масштабов трагедии. Общее количество исторических фактов и визуального материала, использованных в рамках проекта, действительно впечатляет. Тем не менее, наряду с этим, существуют определённые аспекты, вызывающие заметную критику. Особенно это касается некоторых субъективных интерпретаций, в частности, продолжительных, зачастую, монотонных, экспрессивных речей, которые, увы, регулярно требовали перемотки. Эти моменты часто казались однобокими, предвзятыми, а порой и намеренно искажающими исторический контекст, противореча друг другу и не соответствуя последующему повествованию. Выраженный, чрезмерно сильный уклон в сторону яростно антисоветской риторики, порой, кажется неоправданным и непропорциональным. В частности, я вспоминаю эпизод, где было заявлено о том, что в Приднестровье и других присоединённых республиках население всей страны, с энтузиазмом встречало немецких захватчиков и испытывало неприязнь к советской власти. При этом, по заявлению автора, в Молдавии за всю войну было всего лишь четыре молдавских партизана. Я, как житель Молдавии, могу с уверенностью сказать, что подобное утверждение является, мягко говоря, весьма сомнительным. В моей родной стране люди встречали как румынских, так и советских солдат с цветами, в основном, румынская интеллигенция, однако, это было лишь меньшинство. А данные о четырёх партизанах просто не соответствуют воспоминаниям ветеранов, которые, к слову, как правило, демонстрируют совершенно иное отношение к Сталину и к коммунистической идеологии. Думаю, автор, безусловно, знаком с этими фактами. Кроме того, в повествовании нередко присутствует идея о “русском народе, ненавидящий в массе большевиков и большевистский строй”, подкреплённая цитатой о том, что “если бы народ был сплочён, немцы не дошли бы до Москвы”. Не стоит, однако, воспринимать подобные утверждения как нечто очевидное, поскольку они, на мой взгляд, граничат с бредом. Важно помнить о воспоминаниях ветеранов, которые, в большинстве своем, демонстрируют гораздо более сдержанное и реалистичное отношение к Сталину и к событиям тех лет. Также вызывает вопросы определённый акцент на теории о “превентивном ударе” Гитлера, о том, что “Сталин не оставлял Гитлеру выбора” и цитирование фразы о том, что СССР “вооружился и, следовательно, готовил агрессию”. В ситуации, когда все понимали, что война неизбежна, и когда было необходимо производить вооружение и развивать промышленность, подобные суждения кажутся крайне нелогичными и, мягко говоря, спорными. Нельзя не отметить и негативную интерпретацию роли офицеров и бойцов РККА, которые, по мнению автора, “большевистской идеологией были выведены из себя, утратив понятия взаимовыручки и чести”. Утверждение, которое, на мой взгляд, полностью игнорирует лозунги "Умри сам, но спаси товарища" и бесчисленный героизм, проявленный советскими солдатами и офицерами в борьбе с врагом. Нельзя не отметить также чрезмерное использование в повествовании философских взглядов Ильи, ярого монархиста и русского националиста. При этом, сериал страдает от таких мелочей, как медленная речь, иногда даже монотонная, актеров в кадре, из-за чего возникают моменты, когда хочется ускорить просмотр (не хватает кнопки ускорения); недостаток карт с излагаемыми событиями; недостаточное внимание к деталям, а именно, не всегда заметное, но неправильное использование кинохроники. Не уверен, что стоит рекомендовать этот сериал людям, не имеющим достаточных знаний в области истории Великой Отечественной войны. Тем не менее, всем остальным он определённо к просмотру, но при этом не забывать о критическом отношении к представленным фактам и вспоминаниям. И, честно говоря, я очень сожалею, что каждая серия воспринимается как целая жизнь, а не как всего лишь неделя. В целом, я бы классифицировал эту работу как хороший, но не безупречный.
Предыдущие творческие начинания Виктора Правдюка, эта непримиримо выдающаяся личность в сфере документального кино, неизменно предлагали зрителю захватывающие реконструкции трагической, отягощенной страданиями эпохи – самой кровопролитной страницы двадцатого столетия. Однако, нынешний проект представляет собой качественно иной скачок, поскольку в его основу заложены ранее недоступные, скрытые от всеобщего обозрения данные. На экране мы услышим голоса выдающихся историков, сотни свидетелей, переживших те события, чьи рассказы, к счастью, не были изложены в официальных протоколах, а также мы увидим архивные шифры, тщательно сохранившуюся личную переписку Иосифа Сталина, детальные штабные карты, бесценную коллекцию уникальных фотоснимков, а также поразительные, неподдельные кадры из военной кинохроники – материалы, до настоящего момента не имевшие возможности быть представленными широкой публике. Ранее, подобная масштабная и глубокая работа не могла быть реализована и продемонстрирована, увы, из-за жестких ограничений цензуры и политизированной трактовки исторических событий. Виктор Правдюк, благодаря своим упорным усилиям и новаторскому подходу, сумел собрать и представить на суд зрителей и, главное, специалистов, поистине завораживающий и многогранный массив информации. Нельзя однозначно назвать его работу беспристрастной, поскольку автор, известный своим глубоким и непоколебимым неприятием идеологии большевизма во всех её проявлениях, проявляет осторожность в переоценке роли Сталина в достижении победы над фашистской Германией. Тем не менее, Виктор Правдюк демонстрирует неустанное стремление к всестороннему анализу каждого военного эпизода, искусно сочетая научную объективность с глубоким, прочувствованным пониманием трагизма тех событий. Фильм пронизан ликующей мыслью о необходимости предотвращения подобных катастроф, напоминает о цене человеческой жизни и о важности уроков истории. Эта живая, захватывающая и, безусловно, правдивая лента о войне, несомненно, не оставит равнодушным ни одного зрителя, являясь, по праву, одним из самых выдающихся образцов документального кино, созданных на сегодняшний день.
Этот кинематографический проект, выполненный в формате документального кино, демонстрирует поразительную близость к безпосредственной, эмпирической реальности, существенно выходя на уровень, достигнутый многими предшественниками в этом жанре. Создатели этой выдающейся ленты, по сути, совершили прорыв, раскрывая не только перечень основных, ключевых моментов, разворачивающихся на фоне драматических событий Великой Отечественной войны 1939-1945 годов, но и погружаясь в мельчайшие детали, представляющие исключительный научный и исторический интерес. Каждый месяц войны представлен отдельной, тщательно проработанной серией, а события, имеющие первостепенное значение с военной точки зрения, а также ключевые переговоры, – двумя сериями, что подчеркивает стремление авторов к максимальной полноте и всесторонности повествования. Фильм поражает обилием архивной киносъёмки, сопровождаемой глубокими, развернутыми комментариями, а также уникальными, личностными записями, оставленными непосредственными участниками событий – представителями руководства воюющих государств, как союзников, так и стран Оси. Примечательно, что значительная часть этого богатейшего материала, являвшегося бесценным наследием, долгое время находилась под строгой секретной охраной, отмеченной штампами "50 лет" и другими ограничениями доступа. Благодаря упорному труду и профессионализму автора и ведущего, Виктора Правдюка, зрителям предстают перед ранее неизвестными фактами, а также перед судьбами умолкнувших героев, внесших неоценимый вклад в ход истории. Стоит отметить, что даже после публикации фильма, существуют неразрешенные "белые пятна" в летописи войны, а некоторые военные архивы, содержащие ещё не раскрытые данные, останутся недоступными для изучения до 2015 года. Тем не менее, на сегодняшний день этот кинематографический проект, несомненно, является вершиной достижений в области документального киноискусства, посвященного Второй мировой войне, представляя собой уникальную и бесценную историческую запись.
После просмотренных эпизодов, достигших пятидесятой точки, мое внутреннее равновесие серьезно нарушилось. Возникло такое жуткое, гнетущее ощущение – словно перед нами предстало нечто спланированное, искусственное, подстроенное с особой, оттого и столь неприятной, целью. Задуматься над вопросом о наличии или отсутствии христианских мотивов в советской эпохе оказалось практически невыносимым. И каким же образом этот философ, впоследствии устремившийся в нейтральную Швейцарию и проведший там, включая военные годы, значительную часть жизни, мог суметь принять столь искаженную картину событий? Кажется, с позиции этой страны, свободного от идеологического влияния, ему было существенно сложнее оценить мотивацию людей, направлявшихся на фронт – причем, с весьма неутешительными, на мой взгляд, выводами. Я, к сожалению, оказалась в состоянии крайней наивности, моментально принимая его рассуждения за истину. К сожалению, процесс наблюдения за этим проектом оказался отмечен чередой крайне неприятных моментов. Чувство, возникающее от комментариев ведущего, заставляло меня испытывать нестерпимое желание как следует вымыться с хлоркой – настолько невыносима была его манера поведения. Вся история, представленная в этом цикле, потеряла всякую ценность, особенно в плане признания личной отваги и мужества солдат и офицеров, а также безвозвратной потери жизней. Несмотря на то, что это не первый цикл посвященный Второй мировой войне, который я просмотрела в рамках этого проекта, и выборка, безусловно, впечатляет своим масштабом и разнообразием, данный цикл вызвал у меня крайне негативную реакцию. Наблюдение за удержанием ведущим речи, его навязчивыми, неуместными и, порой, совершенно абсурдными высказываниями, стало для меня настоящей пыткой. Общая атмосфера этого проекта, к моему глубокому разочарованию, оказалась очень неприятной и, откровенно говоря, удручающей.