Описание
Рецензии

Сериал Легенда о Тиле
Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4
(20.11.2013)
Рейтинг:


Народы Нидерландии, во всемирно признанные за свою непокорную дух и заразительный оптимизм, оказались под угнетающим правлением короля Испании. Их существование отмечено бесчеловечными пытками и жестокими преследованиями, а повсюду, словно зловещие знамения, горели потрескивающие костры инквизиции, символизирующие абсолютную несвободу и религиозный фанатизм. В этой атмосфере уныния и страха, два закадычных друга – отважный и дерзкий Тиль Уленшпигель, отличавшийся невероятным бесстрашием и смелостью, и стойкий, неунывающий Ламма, воплощавший собой непоколебимую веру в справедливость, решились на рискованное предприятие – восстановить гармонию и умиротворение на родной земле.
Для достижения этой благородной цели, они, не щадя себя, вступали в схватку с безжалостными врагами, совершая ряд дерзких, зачастую опасных подвигов и преодолевая самые невообразимые, самые суровые и испытания, испытывающие физическую и моральную стойкость. Каждое их путешествие, каждый их шаг были пронизаны стремлением к освобождению и восстановлению законного порядка, к окончательному завершению эпохи угнетения. В конечном итоге, благодаря своей непоколебимой преданности, мужеству и стратегическому гению, им удалось реализовать задуманное, довести начатое до логического завершения. Этот кинематографический проект, созданный по мотивам знаменитого произведения Шарля де Костера, представляет собой захватывающий рассказ о борьбе за свободу и справедливость, о противостоянии добра и зла.
Творческое произведение, воплощенное в кинематографической форме, вызывает целый спектр эмоций и размышлений, особенно когда речь заходит о столь впечатляющей адаптации литературного шедевра. Вопрос о соотношении книги и фильма – вопрос давний и сложный, но в данном случае, благодаря мастерству кинематографистов, он практически решен.
Читатель, знакомый с романом Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», часто испытывает неловкое предчувствие неудовлетворенности, когда сталкивается с экранизацией. Наше воображение, создавая визуальные образы, нередко отклоняется от представлений режиссера, порождая ощущение нереальности происходящего на экране. Эта разница, даже небольшая, может серьезно повлиять на общее впечатление от фильма или сериала.
Однако, фильм «Легенда о Тиле» (а оригинальное название, конечно, «Легенда об Уленшпигеле») оказался поистине удивительным исключением из правил. Авторы фильма, осознанно отошли от прямого пересказа, что было очевидно по изменению названия, и сумели не только сохранить дух и атмосферу романа, но и значительно расширить его. Осознанное изменение названия – это, по сути, акт уважения к литературному источнику и признание его значимости.
Режиссеры, в лице Алова и Наумова, продемонстрировали не только глубокое понимание произведения, но и талант к интерпретации. Они не просто перенесли историю на экран, а создали полноценное произведение искусства, используя широкий арсенал кинематографических приемов. Сама структура повествования, разделенная на два фильма – «Да здравствуют нищие» и «Пепел Клааса» – представляет собой целостный рассказ, взаимосвязанный общей сюжетной линией.
Визуальное оформление фильма поражает своей реалистичностью и вниманием к деталям. Цветовая палитра, воссоздающая атмосферу 16-го века, с грязно-оливковыми зданиями, тяжелыми черно-коричневыми улицами, насыщенными зелеными и персиковыми оттенками, создает достоверную картину Испании того времени. В частности, использование классических напевов, в которых отчетливо слышны испанские мотивы, и фортепианных композиций Антонио Вивальди добавляет картине глубины и выразительности, а современная музыкальная тема, написанная Николаем Каретниковым, привносит в произведение новые оттенки.
Интерьерные декорации, костюмы и другие мелочи выполнены с поразительной тщательностью и мастерством, создавая ощущение погружения в жизнь 16-го века. В особенности, произведение поражает ощущением, что смотришь не просто фильм, а машину времени, способную перенести на пару веков назад, погрузив зрителя в атмосферу старой Испании, с ее инквизиторами, охотой на ведьм, пытками, казнями, сожженными женщинами и другими ужасами. При этом, все это достигнуто без чрезмерного использования компьютерных спецэффектов, что только подчеркивает мастерство создателей фильма 70-х годов.
Не менее важную роль в создании впечатляющего образа сыграли актеры. Они не просто сыграли свои роли, а буквально ожили в них, отдавая себя полностью каждому персонажу. Каждый из героев – Клаас, Неле, Ламме, Тиль, Сооткин, Катлин – продемонстрировал глубокое понимание своего персонажа, отлично передавая его характерные черты и переживания. В частности, роль молодого и кудрявого Михаила Ульянова в образе Клааса, одного из самых запоминающихся персонажей, сыграна блестяще. Этакий классический труженик, образцовый отец и муж, любимец друзей и знакомых, всегда старающийся видеть в вещах только положительное, – полная противоположность королю Испании и всей правящей верхушке во главе с Инквизицией. Более того, превращение Клааса под воздействием охотников на ведьм, его переживания, подозрения, бессильную злобу от того, что не можешь доказать свою невиновность, ощущения надвигающейся беды, которая покарает не за дело, а просто потому, что ты кому-то не понравился – это показано настолько убедительно, что остается незабываемым.
Сценаристы блестяще показали не только основные сюжетные линии, но и тончайшие нюансы характера, достигая потрясающего эффекта воссоздания личности каждого персонажа. Этот талант, несомненно, является главным достоинством фильма.
Вплетенный в канву исторической реальности рассказ, словно окаменевшая сказка, переносит нас в мрачные реалии Испании XVI столетия, в эпоху жестокой Инквизиции и безудержной охоты на ведьм. Эта трагическая эпоха, отмеченная бесчисленными страданиями и гибелью невинных, нанесla значительный ущерб не только моральному облику Европы, но и ее культурному облику, лишившуюся бесценных талантов и красот.
В центре повествования – история любви двух юношей, Тиля и Неле, чья дружба, зарождавшаяся с детского возраста, обещала стать крепкой семейной гаванью. Однако, судьба, словно коварный игрок, распорядилась иначе, бросив их в водоворот непредсказуемых обстоятельств, которые могли стать смертельно опасными. Тиль, талантливый бродячий артист, обладавший ораторским даром и острым, порой дерзким, языком, время от времени позволял себе шутливые замечания в адрес служителей Церкви, что в эпоху жесткого религиозного догмата и нетерпимости было равносильно самоубийству.
Наконец, его острословие сыграло с ним злую шутку. Его схватили и, не дав шанса на оправдание, приговорили к виселице. Но, как и полагается истинному герою, он не смирился с предопределенным концом, отказавшись от умиротворения, что открывало путь к еще более трагической развязке.
Особое очарование зрелищу придает актерский состав, собранный из ведущих деятелей советского кинематографа – настоящих звезд эпохи, чьи имена были узнаваемыми и почитаемыми. Среди них – Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Евгений Леонов, Вера Васильева, и другие, чья игра способна захватить внимание зрителя. Афиша, украшенная такими именами, должна была гарантированно привлекать публику в кинотеатры. Неожиданным выбором на главную роль оказался молодой тогда Александр Абдулов, однако, под влиянием обстоятельств, режиссеры предпочли ему никому не известного иностранного актера, Лембита Ульфсака. Причины такого решения, по мнению многих, заключались в стремлении создать более европейский и малоизвестный образ. С Абдуловым, несомненно, получилось бы добиться большей звездности и привлекательности, а именно, более яркого, запоминающегося образа.
Особого внимания заслуживает масштабность съемок, поражающая воображение, учитывая, что фильм был снят в 70-х годах. Для создания атмосферы испанской эпохи использована европейская часть Советского Союза, расположенная вблизи Прибалтики, где сохранились фрагменты древней архитектуры, напоминающие о той эпохе. А вдохновение для создания персонажей и декораций авторы фильма черпали из полотен великих мастеров, таких как Иероним Босх, Франциско Гойя и других.
Режиссеры смогли воплотить на экране классические театральные образы, во многом напоминающие постановки Марка Захарова. В истории присутствует группа положительных героев, к которым неизменно испытываешь сочувствие и сопереживание, а также яркие, злодейские фигуры – представители королевской династии и церковной власти. При этом очевидно, что отрицательные персонажи оказываются сильнее, а положительные обречены на страдания и поражение. Но именно это создает неповторимую драматическую напряженность и заставляет задуматься о трагической судьбе людей, оказавшихся в водовороте исторических событий.
Фильм, как и испанская Инквизиция, является одной из самых темных страниц в истории человечества, воплощением жестокости, несправедливости и бесчеловечности. Даже если кто-то считает, что король и священники изображены слишком злобно, следует помнить, что в те времена люди страдали бесчисленными способами, и человеческая жизнь не имела никакой ценности. Этот фильм – напоминание о том, как важно бороться за справедливость и гуманность, чтобы предотвратить повторение подобных трагедий в будущем.
Я хочу поделиться своими ощущениями, вызванными просмотром фильма “Легенда о Тиле”. Первый раз я погрузилась в его атмосферу, скрываясь от строгого взгляда родителей – тот период, конец семидесятых, был отмечен особенным ограничением: подобные кинокартины демонстрировались преимущественно лицам старше восемнадцати лет. И как можно было не признать, что в центре повествования – страстные объятия и нежные поцелуи? И, уж тем более, император Карл Пятый не мог остаться в стороне от столь эмоциональных моментов – его действия в первых эпизодах, например, поцелуй обнаженной груди придворной дамы, явно выходили за рамки привычных монарших обязанностей! Фильм транслировался в позднее время суток, что, несомненно, способствовало созданию особой, почти таинственной атмосферы. Мы часто собирались у друзей, у кого родители отсутствовали, чтобы вместе переживать эти захватывающие истории, со слезами на глазах, проклиная инквизиторов той эпохи. Мы мечтали стать такими же отважными Тилем и его верным другом Ламмой.
Второй раз я посмотрела этот фильм, почти бездумно, лишь обрывочно вспоминая школьные уроки истории. Некоторые сцены, казалось, были отголосками сегодняшних дней, отличавшихся лишь различием в одежде и способах уничтожения людей. И, возможно, это объяснялось тем, что девяностые годы не располагали к глубоким духовным переживаниям, а все больше внимания уделялось решению повседневных проблем. Однако, в то время, я прочитала книгу Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах». После прочтения книги мое восприятие фильма претерпело существенные изменения. Я не могу точно определить, что именно зацепило мое внимание, но, кажется, какое-то неясное ощущение поселилось в моих глубинных подсознательных структурах.
И вот, спустя годы, прошедшие после "крутых нулевых" и пережитых "концов света", этот фильм остается неизменно актуальным и жизненным! Это создает впечатление, словно мы колесим по кругу – одновременно любя и ненавидя, почитая и проклиная, испытывая жалость и в то же время причиняя боль. Единственное, что изменилось – это то, какие одежды мы носим и какое оружие берем в руки. Не является ли это своеобразной метафорой, указывающей на то, что прошлое, как ни странно, продолжает влиять на наше будущее? Это заставляет задуматься и, возможно, сделать правильные выводы!
Пересматривая “Легенду о Тиле” вновь и вновь, я восхищаюсь безупречной игрой актеров. Евгений Леонов, как никто другой, умело воплощал серьезные роли, претворяя в жизнь комические персонажи. Короткая роль Михаила Ульянова и почти мимолетное появление Веры Васильевой, почти массовка – Наталья Крачковская и неповторимый предводитель слепых Игорь Ясулович, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Лариса Малеванная, Алла Демидова и, конечно же, бесподобная Наталья Белохвостикова! Игра “старой гвардии” ни с чем не сравнится! Режиссёрская постановка, типичная для того времени, а также работы «новоиспеченных» режиссёров, не подлежат сравнению! Несмотря на то, что в наши дни есть режиссёры, обладающие истинным талантом, их, как правило, немного, в то время как большинство других, похожи на дешевые «ширпотребные» изделия!
Рекомендуем к просмотру