Описание
Рецензии

Сериал Василиса (2014)

Актеры:
Светлана Ходченкова, Дмитрий Соломыкин, Жером Кузан, Кристина Кузьмина, Игорь Черневич, Андрей Ильин, Ирина Розанова, Илья Носков, Андрей Носков, Жоанн Морио
Режисер:
Антон Сиверс
Жанр:
исторические, мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
1-4 серия из 4 (14.06.2015)
Рейтинг:
5.71
4.60
В центре повествования картины предстают Иван и Василиса – супруги, охваченные неистовным, почти неконтролируемым влечением, страдающим от амнезии чувств. Однако, в обыденном течении их жизней, казалось, не было предначертано их союза. Иван, воплощавший собой благородное происхождение и дворянский статус, а Василиса, воплощавшая собой жизнь скромной крестьянки, прикованной к крепостной зависимости. Вероятно, их история, словно отголосок забытого мира, так и осталась бы лишь мимолетным, бессмысленным эпизодом, не оставившим следа в истории. К несчастью, на страну обрушились суровые времена, запятнанные ужасами войны. Этот бешеный шторм, сорвав с привычных рельсов ход событий, изменил до неузнаваемости все устоявшиеся нормы и порядки, разрушив хрупкие конструкции предрассудков и социальных предрассудков, которые ранее определяли уклад жизни. Война, словно неумолимый катаклизм, радикально пересмотрела всю человеческую логику, заставив ее претерпеть кардинальную трансформацию, обнажив в людях нечто совершенно иное, нежели прежнее. В этих перевернутых обстоятельствах Василиса обрела долгожданную свободу самовыражения, став во главе одного из отважных партизанских отрядов, сражавшихся за освобождение родной земли. С другой стороны, Иван, рискуя жизнью и благополучием, активно участвовал в регулярных военных операциях, олицетворяя собой силы обороны государства. С каждой победой, одержанной героями в ожесточенных сражениях, их чувства, словно прорастающие сквозь камни, делали уверенный шаг к обретению истинной любви, к пониманию глубины и преданности друг другу. Война, подобно неукротимой силе, написала для этих героев абсолютно новую, драматичную и трогательную историю любви, полную испытаний, жертвенности и непоколебимой веры в будущее.
Недавно я прикоснулась к экранизации истории о Василисе, события которой разворачиваются в огне наполеоновских войн. Первое впечатление, вызванное насыщенными трейлерами, обещавшими захватывающий сюжет и бесчисленные повороты, было весьма значительным, заставив меня даже рассмотреть возможность посещения кинотеатра. Однако, после просмотра, я обнаружила, что реальность оказалась далека от этих первоначальных ожиданий, породив в моей душе чувство некоторой досады и разочарования. Признаться, создатели сериала, под руководством известного режиссера, предприняли смелый шаг, попытавшись воссоздать эпоху, отмеченную не только героическими сражениями, но и трагическими любовными историями. Однако, их начинание, к сожалению, не сумело полностью реализовать свой потенциал. Сюжет, казалось, существовал в каком-то нереализованном состоянии, терялся в избыточном количестве деталей и не находил себе места. Переходы между временными отрезками происходили стремительно, не давая зрителю возможности осмыслить происходящие события и в полной мере ощутить эмоциональную составляющую. Сюжет фокусируется на отношениях Василисы, простой крестьянки, и Ивана, дворянина, чья взаимная любовь, несмотря на все социальные барьеры, становится центральным мотивом повествования. На фоне этой любовной линии разворачиваются события, связанные с войной 1812 года, когда Василиса, движимая отвагой и самоотверженностью, возглавляет партизанский отряд, чтобы бороться против врага и найти своего возлюбленного. Сцены сражений, безусловно, были показаны достаточно масштабно и визуально эффектно, хотя и не лишены некоторой схематичности. Особого внимания заслуживает актерский состав, в частности, игра Светланы Ходченковой, исполнившей роль Василисы. В начале повествования, её персонаж казался несколько зажатым и неуверенным в себе, однако, постепенно, к середине сериала, актриса смогла раскрыть в полной мере свой талант, вовлекая зрителя в эмоциональную историю героини. Напротив, актеру, сыгравшему Ивана, удалось создать образ человека с сильным характером, волей и мужеством, что придало его персонажу особую убедительность. Стилистика сериала, безусловно, достойна похвалы: костюмы выполнены на высоком уровне, декорации – скрупулезны, музыкальное сопровождение – атмосферно. Однако, все эти элементы не смогли компенсировать недостаток глубины в сюжете и недостаточную эмоциональную вовлеченность зрителя. Несмотря на все эти достоинства, сериал в целом оставил после себя ощущение разочарования. Скорость развития событий, поверхностность повествования, отсутствие четкой эмоциональной связи – все это привело к тому, что я не смогла полностью погрузиться в историю, не почувствовала ее драматизма. В заключение, хочу отметить, что сериал "Василиса" не оправдал моей повышенной надежды. Идея, заложенная в нем, безусловно, интересна и привлекает внимание, но качество исполнения, к сожалению, не соответствует ожиданиям. В данном случае, в нем не хватает глубины, драматизма и эмоциональной вовлеченности. Не рекомендую этот сериал к просмотру с детьми, так как в нем присутствуют сцены эротического характера. Финал сериала оказался неожиданным и, в некотором смысле, нелогичным.
Признаться, я с опаской подходил к просмотру этого проекта, подозрительно озабоченный как низким уровнем оценок, так и противоречивыми отзывами зрителей. Мне казалось, что наши кинематографисты, в силу ряда обстоятельств, наконец-то получили возможность продемонстрировать свой творческий потенциал, и не стоило упускать такую перспективу. Однако, весьма странно, что многие положительные отзывы не выделяли ключевые достоинства данного сериала. Решив не обращать внимания на все эти сомнения, я решил взглянуть на проект собственными глазами. И, признаться, теперь я пришел к абсолютно противоположному выводу. В плане художественного замысла и исторической достоверности этот проект оказался, мягко говоря, крайне неудачным. Сюжет переносят нас в 1812 год, в период ожесточенных сражений Российской армии с наполеоновскими войсками. В центре повествования находится образ Василисы Кожиной – сильной и волевой девушки. Проект призван рассказать о ее жизни, ее героизме и стойкости в те труслые военные времена. Безусловно, в рамках истории прослеживаются и любовные линии, и интриги, и другие, не столь значимые для повествования, элементы сценария. Однако, любовная составляющая, к сожалению, доминирует, и лишь когда война мешает ее развитию, она вновь выходит на первый план. Наполеон, во главе своей армии, вторгся на территорию Российской Империи, что, как следствие, изменило взгляды людей, заставив их сосредоточиться исключительно на победе над врагом. Первым моим пристальным интересом в этом проекте стала личность Василисы Кожиной. Я отчаянно желал разобраться в ее биографии, понять, существовала ли такая женщина в реальности. И, как оказалось, существовала. Однако, в сериале не было отражено множество деталей, которые я обнаружил в биографических справочниках. Можно сказать, что этот фильм лишь поверхностно касается исторических событий, забывая о судьбах конкретных людей, связанных с ними. Недавно, историки, специализирующиеся на изучении Отечественной Войны, подвергли сомнению реальность существования Василисы Кожиной, а также ее действия в отряде, утверждая, что кроме эпизода с убийством пленного, никаких других действий она не совершала. Таким образом, ее история, как мне кажется, заканчивается на этом самом моменте. Вполне вероятно, что нас ждет бесконечное перечисление догадок и предположений. Авторы, по сути, попытались доработать то, что оказалось неизвестно истории, и выдать свой проект за историческую реконструкцию. Это смелый, но весьма неудачный шаг. Сериал представляется лишь набором пафосных и патриотичных сцен, лишенных какого-либо глубокого смысла. Сцены, как правило, вызывают ощущение, что создатели просто выпирают из пальца. Хронометраж, к сожалению, оказался слишком коротким, и даже в таком формате ощущается отсутствие серьезного повествования. Неудивительно, что основная интрига, как ни странно, скрывается именно в любовной линии, и исторический вопрос практически не затрагивается. А сама история, на мой взгляд, была не столь интересна, поскольку я убежден, что большинство сцен является лишь плодом воображения создателей. Светлана Ходченкова (Василиса) выдает невероятно сильную игру. В ней есть что-то нереально мощное, словно она воплотила в себе образ Сары Коннор (из фильма "Терминатор"). Ее персонаж, хоть и не самый заметный, выполнен безупречно. Ее изображение выглядит убедительно, хотя и в ней можно найти некоторые недостатки. Но в основном сцены с Ходченковой, без дыр и провисаний в сюжете. Все понятно, и всё достаточно прилично. В итоге, это провальная историческая мелодрама, которая лично мне не понравилась, поскольку авторы отошли от фактов и истории, в таком случае, можно было сделать картину в разы интереснее. Этот провал, я считаю, стоит забыть, а может быть, стоит еще раз проанализировать ситуацию. Авторам я желаю удачи в следующих работах. Эта, к сожалению, не самая выдающаяся. Но все же я хочу пожелать им успехов. И вам, уважаемые зрители. А также приятного просмотра.
История Василисы Кожиной, некогда являвшейся лишь затертым эпизодом в народных преданиях, неожиданно всплыла на моей дальнейшее, казалось бы, безрезультатной исторической траектории познания. Мое знакомство с этой фигурой, с той самой, кто, как оказалось, сыграла ключевую роль в событиях Отечественной войны 1812 года, сталося совершенно случайно – при взгляде на изображение, отлитое на монете, выпущенной в честь двустольного юбилея Бородинской битвы. Эта монета, номиналом в два рубля, словно нить, соединяющая прошлое и настоящее, указала на существование этой воительницы. Встретившись с запросом «Василиса Кожина» в поисковике, я обнаружил, что «Википедия» поведала мне о том, как жена крестьянского старосты, в момент противостояния с французскими захватчиками, совершила дерзкий подвиг, обезвредив одного из пленных, оказывавшего сопротивление и находившегося в конвойном сопровождении. Хотя сама история, безусловно, заслуживала внимания, последующие интерпретации, как правило, преувеличивали её масштаб, приписывая Василисе Кожиной руководство полноценным партизанским отрядом, не давшим французскому гарнизону продвинуться дальше. К сожалению, исторические источники, как представляется, не содержат доказательств участия женщины в подобных масштабных операциях, ограничиваясь лишь сведений о её единоразовом акте устрашения. Однако, эта, казалось бы, незначительная деталь, приобрела особенную привлекательность для кинематографистов. Эту историю, с её неизбежной драматичностью, взял под свой контроль режиссер Антон Сиверс, создав героический телесериал под названием «Василиса». В период вторжения наполеоновских войск на территорию Российской империи, когда французский натиск казался всемогущим, а помещичье сопротивление, мягко говоря, оставалось поверхностным, Василиса, жена старосты, приняла решение возглавить группу повстанцев и выгнать врага из родной земли. Особую ценность в создании образа Василисы приобрели работы режиссера – он сумел не только воссоздать атмосферу того времени, включая аутентичные диалекты и роскошную одежду того периода (французские наряды поразили своей изысканностью), но и передать дух девятнадцатого столетия, отраженный в скипетре деревни, полном блеска и величия. Впрочем, успех Сиверса в передаче колорита эпохи не был единственным достоинством проекта. Нельзя не отметить и качество восстановленных сражений, но при этом заметно ощущался некоторый дефицит в количестве боевых сцен, в проекте было всего лишь два крупных боя с французскими войсками и один эпизод столкновения русских казаков с французами в финальной части повествования – этого было явно недостаточно для полноценного блокбастера. При всем этом, важно понимать, что, помимо количества боевых сцен, специалисты оценили и возможности, продемонстрированные актрисой Светланой Ходченковой – она умело владела разнообразным оружием, в том числе холодным, и свободно говорила на французском, что, безусловно, отличало её образ от реальной Василисы Кожиной. При всей привлекательности проекта, в нём были допущены существенные исторические неточности. Вначале, режиссер публично заявил, что фильм, по сути, представляет собой историю о любви между крестьянкой и гусаром, развивавшуюся как в мирное, так и в военное время. И почему тогда необходимо было создавать картину о событиях, связанных с историей Василисы Кожиной, когда могли бы быть созданы только любовная история крестьянки и гусара? В конечном итоге, мы получили содержательный героический эпос, вооруженный шикарными костюмами и впечатлением от того времени. Просматривая фильм, мы понимаем, что авторы не смогли адекватно соотносить исторические моменты, но в этом не умаляет достоинства картины, в ней ощущается яркая, живая история.