Описание
Рецензии

Сериал Мир в войне / The World at War

Актеры:
Лоуренс Оливье, Аверелл Гарриман, Зигфрид Вестфаль, Дж. Лоутон Коллинз, Шарль де Голль, Лоуренс Даррел, Тосикадзу Касэ, Д. Колвилл, Дуглас МакАртур, Луис Маунтбеттен
Режисер:
Хью Раггетт, Джон Петт, Дэвид Элстайн
Жанр:
документальные, исторические
Страна:
Великобритания
Вышел:
1973
Добавлено:
сериал полностью из 35 (22.01.2014)
Данное видеоархивное творение, без сомнения, мгновенно пробудит искренний интерес у всех, чья душа неразрывно связана с историей, но его познавательная ценность простирается далеко за пределы узкого круга энтузиастов. Перед зрителем распахнута монументальная панорама кинохроник, согревающая воображение своим масштабом. Величественная совокупность архивов, охватывающая восемнадцать различных народов, представляет собой поистине захватывающее зрелище. Мы увидим непосредственные кадры, запечатленные в домашнем архиве, с участием самого Адольфа Гитлера, снятые его любящей партнершей, Евой Браун; услышим глубокие, проницательные повествования о трагических событиях, разворачивавшихся во время Второй мировой войны, транслируемые из историй, не окрашенных предвзятыми взглядами. Но, пожалуй, самым сильным эмоциональным воздействием становятся непосредственно взятые интервью, собранные от более чем полутысячи свидетелей. В этой бесчисленной группе, помимо обычных граждан, проживавших в те далёкие времена по ту сторону фронтовых линий, представлены и лица, тесно связанные с деятельностью диктатора, позволяя получить уникальный и, несомненно, шокирующий взгляд на события того времени.
Вступая в созерцание этого новаторского документального цикла, мы, несомненно, столкнемся с поистине впечатляющим, обстоятельным повествованием, радикально отличающимся от многих аналогичных проектов в плане объема накопленных данных. Не ограничиваясь лишь поверхностным освещением событий, ознаменовавших Вторую Мировую войну, мы откроем для себя сложную панораму событий, предшествовавших ей, а также оценим далеко идущие последствия, сформировавшие послевоенный мир. Любителям военной истории, несомненно, найдется достаточно времени, чтобы погрузиться в эту выдающуюся работу. Хотя продолжительность фильма – тридцать часов, потенциал для получения глубоких знаний о прошлом нашей нации, несомненно, огромен. Несмотря на, возможно, некоторую селективность в отношении целевой аудитории, этот документальный сериал, парадоксальным образом, привлекает значительный зрительский контингент, что, разумеется, не является случайным явлением. Среди ключевых достоинств данного проекта я бы выделил несколько аспектов. Во-первых, главным, пожалуй, является поразительное количество монологов, в которых непосредственно участвовали непосредственные участники тех, по сути, трагических событий. Авторы, к их чести, собрали колоссальный массив материалов – и, к их удивлению, как ни странно, многие из них оказались весьма редкими и, что немаловажно, чрезвычайно живописными. Мы получаем возможность услышать мысли представителей самых разных слоев общества: от работников железнодорожной инфраструктуры и простых крестьян до закалённых в боях солдат и, увы, узников концентрационных лагерей. Включены и комментарии политических деятелей и военачальников, делящихся своими стратегическими расчётами и планами. В этом документальном фильме слышны отрывки разговоров Альерта Шпеера, генерала Мантойфеля, представителей парламента Великобритании и военного совета Японии. Несмотря на явную документальную основу происходящего, авторы мастерски создают завораживающую, пронизывающую душу атмосферу, вызывающую волнующий трепет и усилившую пульс. Огромную роль в этом играет наличие большого количества архивных кадров, сопровождаемых, в свою очередь, комментариями, которые придают контекстуальную глубину и выделяют на обозрение важные детали. И, к немалому удивлению, доверие к информации, представленной в сериале, оказывается весьма обоснованным. Такое значительное количество подтверждающих фактов, как ни странно, ни разу не использовалось другими проектами. На роль повествователя в этой впечатляющей картине приглашён широко известный на Западе Лоуренс Оливье. Если вы просто решили воспользоваться просмотром этого сериала как способом скоротать время, будьте уверены в том, что вы с легкостью обнаружите в нём бесчисленное количество глубокомысленных моментов, в других источниках вам, вероятно, не доступных. На протяжении тридцати серий мы будем подвергать критическому осмыслению самой человеческой природы и нашего места в огромном многообразии человеческих судеб. Множество ситуаций, представленных в этой работе, безусловно, тронут вас до глубины души. Раны, оставленные послевоенной Европой, и до сих пор не зажили. Все, кто пережил те ужасные события, сейчас делятся своим опытом без всякой цензуры, раскрывая ужасы войны. Особенно впечатляют свидетельства о зверствах нацистского режима в отношении тех, кого Третий рейх считал неполноценными. В рамках цикла существуют две особенно масштабные серии, посвященные так называемому «окончательному решению еврейского вопроса» – содержащие живые комментарии выживших людей и видеозаписи, которые, безусловно, не оставят равнодушным никого. За столь масштабный труд, безусловно, стоит отдать должное всем, кто вложил свою энергию и талант в создание этого произведения. Это поистине потрясающая история, которая, несомненно, затронет самые глубокие струны вашей души. События реальны, тысячи фрагментов авторы собрали воедино и рассказали нам правдивую историю тех событий, которые мы все знаем как Вторая Мировая Война. После просмотра всего цикла, я не могу прийти в себя уже очень долго. Мне много о чем стоит еще поразмышлять. Я теперь понимаю истинную ценность человеческой жизни. Я настоятельно рекомендую вам обратить внимание на этот документальный сериал, потому что он принципиально отличается от всех подобных проектов, с которыми вы, возможно, уже знакомы. Вы, несомненно, будете приятно удивлены увиденным и навсегда запомните этот выдающийся проект.
Этот британский телесериал представляет собой обстоятельное исследование Второй мировой войны, географически ограниченное периодом с 1 сентября 1939 года, что сразу же отнюдьте от широко распространенного нарратива, начинающегося с 22 июня 1941 года. Понимание этого нюанса критически важно, поскольку позволяет оценить исторический контекст повествования. Изначально англичане, безусловно, акцентируют внимание на собственном опыте участия в боевых действиях, что объяснимо, учитывая масштаб потерь, понесенных их страной. Хотя Германия, благодаря пролонгированной военной кампании и беспрепятственному аннексированию Австрии, а также стремительной дезинтеграции Чехословакии, начала войну с ощутимым преимуществом, британский вклад, в конечном итоге, оказался весьма значимым и достойным. Важно отметить, что на момент начала противостояния между странами, Советский Союз находился в статусе фактического союзника Германии, зафиксированного в рамках секретного пакта Молотова-Рибентропа. Данный договор, при всех его противоречивых последствиях, дал Советскому Союзу драгоценное время для подготовки к войне, позволив вступить в нее на несколько лет позже, когда уже значительная часть Европы, включая "старушку Европу", оказалась под контролем нацистской Германии. Для тех зрителей, которые полагают, что сериал излишне предвзят или сосредоточен лишь на одной стороне конфликта, рекомендуется ознакомиться с его завершением. Именно в заключительных сериях раскрывается наиболее глубокое и правдивое изображение Второй мировой войны. В частности, утверждение, содержащееся в 11-й серии – "ни одна страна не страдала так ужасно в годы Второй Мировой, как Советский Союз" – отражает реальность, особенно заметную в контексте эпохи "железного занавеса" и продолжающегося противостояния социализма и капитализма, заключенного в катастрофических событиях, таких как Карибский кризис (1962) и завершение Вьетнамской войны (1975). Стоит также подчеркнуть, что ценность этого сериала не ограничивается лишь научной документалистикой, презентованной на высоком уровне. Существенным дополнением к повествованию служат прямые свидетельства непосредственных участников событий – не актеров, не постановочные кадры, а реальные люди, оказавшиеся в эпицентре тех трагических и одновременно великих лет. В этом и заключается уникальная сила этого телефильма.
Фильм “Мир в войне” – произведение, которое, возможно, лишь отдаленно можно отнести к вершинам кинематографического осмысления Второй мировой войны. Длительность повествования, с обилием эпизодических сцен, исчисляется астрономическими цифрами – около 1950 минут, что делает его колоссальным полотном, посвященным разворачивающимся военным перипетиям. Режиссёры собрали впечатляющий набор документальных свидетельств, включив в него не только переосмысленную картину европейских сражений, но и, что особенно ценно, перенесенные зрителя в отдаленные уголки планеты – в Японию, на Бирму, а также в эпицентр ожесточенных морских баталий на Тихом океане, где, как и на Восточном фронте, разворачивалась жесточайшая и не менее кровопролитная война. Несмотря на внушительность и, безусловно, достоверность визуального ряда, картина не лишена определенных недостатков. Наблюдатель, стремясь понять корни нацистской идеологии и механизмы их прихода к власти, остается в некоторой информационной тени – фильм фокусируется преимущественно на сам процессе военных действий, а не на детальном анализе политических факторов. Разочаровывает, на наш взгляд, и относительно скромное внимание, уделенное героическим победам советской армии на Восточном фронте, что, неосознанно, может создавать впечатление о преувеличении значимости победных достижений союзных вооруженных сил. Однако, наиболее значительным аспектом, вызывающим определенные вопросы, является психологическая глубина, с которой “Мир в войне” изображает состояние обычных, невоенных немцев, чьи судьбы, к сожалению, часто остаются за бортом исторического осмысления. Причем, стоит отметить, что, несмотря на, возможно, некоторую переоценку потерь, показанных в фильме, наибольшую трагедию и страдания пережили именно те немцы, не участвовавшие непосредственно в боевых действиях, чьи жизни были разрушены войной. Фильм, несомненно, создан с высокой долей корректности и, в некоторой степени, с твердой моральной позицией, что, разумеется, не удивительно, учитывая эпоху, в которой было снято это произведение. Удивительно и впечатляюще, что, в условиях, типичных для холодной войны, авторам картины удалось создать столь масштабное и впечатляющее полотно, заслуживающее внимания и дальнейшего изучения.
Неотъемлемым и, по праву, вызывать искреннее восхищение является предложенная интерпретация произошедших событий. При сольном исполнении, в частности, заметно акцентированное, даже граничащее с жестокостью, изображение действий Красной армии в момент её вторжения на территорию Германии, резко контрастирует с более сдержанным, почти нейтральным освещением взаимоотношений с союзниками – с фрицами. Что особенно ценно, – доминирующая в данной версии хвалебная оценка действий Соединенных Штатов и Великобритании, являющаяся явным отклонением от объективной хронологии и, вероятно, отражающая предвзятость рассказчика. Когда свидетель очевидных фактов демонстрирует нестыковки и несоответствия в своей версии, то, несомненно, следует проявлять критическое мышление. Сама по себе, возможность услышать рассказ непосредственного участника, является бесценным источником информации и, пожалуй, самым главным критерием оценки достоверности предлагаемой интерпретации. Нельзя не отметить, что осознание той колоссальной жертвы, которую СССР заплатил в борьбе за свою Победу, должно заставить нас глубоко задуматься над масштабом трагедии! Необходимо помнить и чтить память тех, кто отдал свои жизни, пожертвовав собой ради свободы и общечеловеческой ценности. В этой контексте, внимательное изучение исторических данных и уделение достойного внимания памятнику погибшим – не просто обязанность, а священный долг каждого из нас.