Описание
Рецензии

Сериал Спас под березами

Актеры:
Дмитрий Ефремов, Ирина Муравьёва, Юрий Беляев, Ирина Розанова, Валерий Золотухин, Евдокия Германова, Василий Бочкарев, Владислав Ветров, Инга Оболдина, Евгений Самойлов
Режисер:
Леонид Эйдлин
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2003
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 12 (25.11.2010)
Рейтинг:
7.75
Обсуждаемый в рамках сериала храм, подобно множеству других величественных сооружений православия на территории Российской Федерации, к середине XX столетия погрузился в состояние глубокого упадка и запустения. Однако, судьба этого конкретного духовного центра оказалась несколько благоприятнее, чем у большинства его собратьев. В определенный, словно сошедший со страниц сказки, день в стены храма вошёл священник Георгий – человек, преданный идее возрождения «Спас Под Березами». Благодаря организованной, скрупулезной работе по сбору пожертвований, были выполнены значительные, хотя и в основном косметические, ремонтные работы, приобретены ценные иконы, заслуживающие особого почитания. Вскоре, благодаря его неустанным усилиям, в храме зазвучал многоголосый хор, привлекающий всё больше и больше горожан, искающих духовное утешение и вдохновение. Однако, повествование сериала сплетается из разнообразных, зачастую не связанных друг с другом, фрагментов – отдельных повествований, каждая из которых представляет собой самодостаточную историю. В этих рассказах, как и в жизни, сталкиваются самые разные личности – люди с самым широким спектром убеждений, где лишь немногие искренне верят в существование Бога и регулярно посещают храм, а остальные, словно обремененные сомнениями и вопросами, лишь изредка приходят в эти стены в поисках ответов.
Завороженный, невольно, но с глубоким интересом, я рассматриваю в вечерней премьере отечественные телесериалы, устремленные в самое сердце прайм-тайма. В их динамичной, зачастую весьма драматичной, канве я ощущаю попытку направить внимание зрелых зрителей и юных поклонников к сложным вопросам человеческого существования. Часто переплетая сцены жестоких столкновений, пропитанные кровью и бескомпромиссным принуждением, сценарии расчленяют картины гибели и безжалостных бандитских разборок, но, как ни парадоксально, не лишены они человеческой драмы и моральных дилемм. И вот, на фоне столь привычной "телевизионной горы", я увлекся серией, повествующей о судьбах обычных людей, чьи жизни были запутаны в паутине жизненных перипетий и, несомненно, трудноуловимых дьяловей. Описанные в ней события, происходящие в эпицентре московских будней, заставляют задуматься о краткой и, порой, невыносимой тяжести пребывания в плену, в безжалостных интересах «чистогана» и его соблазнов, и, что особенно ценно, демонстрируют уязвимость и неподготовленность человека перед лицом жизненных трудностей. Не стоит ожидать от «доброго батюшки» лаконичных и однозначных ответов на сложные нравственные вопросы – он сам, безусловно, сталкивается с неустранимыми трудностями, как в личной жизни, так и в общении с прихожанами, являясь одновременно и работником, и духовным наставником. Трагические ситуации, переживаемые прихожанами, позволяют нам увидеть искаженную картину повседневности, изолированность одинокой женщины, ухаживающей за могилой своего погибшего сына, который даже в момент смерти не имел возможности почувствовать заботу близких, и, разумеется, острые конфликты между поколениями, выражающиеся в желании ребенка быть любимым, а также сложные взаимоотношения в церковном хоре, где, как и в нашей жизни, преобладают мелочные интриги и амбиции. И все герои, вне зависимости от своей роли, в своей сути отражают наши собственные сомнения, терзания и внутренние противоречия. Ощущается, что сценаристы сознательно подражали нам, обычным людям, размышляющим о смысле жизни. Признаюсь, существуют определенные сценарные недочеты, но, несмотря на них, я убежден, что подобные телесериалы, по своей сути, способны побуждать к глубоким размышлениям, заставляя воспринимать решения с особой взвешенностью. Жаль лишь, что подобные кинокартины часто остаются неуслышанными широкой аудиторией – может, на уставших от постоянного давления на экране нуждается нечто большее, чем простое утешение?
Эти телесериалы, несомненно, представляют собой своеобразный утешительный талисман для зрителя, предлагая глубоко прочувствованные и искренние повествования. Каждая сюжетная линия ощущается как живая исповедь, раскрывающая сложные и противоречивые аспекты человеческого существования, запечатленные в полноте страстей и переживаний. В этой медитации на экране каждый зритель, несомненно, найдет отголоски собственной жизни, узнает отражение знакомых черт и мотивов в судьбах окружающих, обитающих за пределами его непосредственного круга. Наверняка, в сердцах многих из нас пробуждается ностальгия по таким искренним и непредвзятым отражениям реальности, и мы с нетерпением ждем возможности окунуться в захватывающее повествование, просмотрев все эпизоды. В центре повествования стоит величественный храм – Спас под березами, символизирующий, как ни парадоксально, сосредоточение бренных, земных, порой весьма подверженных искушениям, страстей, связанных с судьбами таких же, как и великих, так и незначительных, живых, чувствующих людей. Однако, каким образом эти истории воспринимаются в свете божественного суда? Верующий человек, как правило, проходит к святыне через замысловатый лабиринт сомнений и исканий, стремясь найти тихий островок абсолютной истины, где его душа обретает подлинное пристанище и перерождение. В рамках повествования представлено шестнадцать отдельных историй, и, безусловно, очевидно, что человеческая природа подвержена постоянным метаморфозам, и каждая из них обладает уникальным, порой непредсказуемым, ходом. Именно эта многогранность и способность к радикальным трансформациям лежит в основе концепции и основной идеи сериала. При этом, стоит отметить, что некоторые серии, представляющие собой, скажем так, заметные диссонансы, были бы, безусловно, целесообразны для устранения, поскольку игра молодого актерского состава в некоторых моментах вызывает определенное затруднение. Сценаристам удалось сформировать весьма богатую палитру повествовательных моментов, большинство из которых затрагивает крайне актуальные темы – катарсиса, глубоких страданий, являющихся неотъемлемой частью человеческого опыта и, в конечном итоге, необходимыми для освобождения от повседневных рутины и обретения подлинного понимания божественной сути. В целом, получилась довольно прочувствованная работа, несмотря на некоторую сырость, идея, лежащая в ее основе, представляется весьма перспективной и качественной. Для нашей культурной среды эта концепция, несомненно, имеет особую значимость, и, вполне обоснованно, можно предполагать, что в будущем талантливые режиссеры вновь обратятся к этой замечательной идее.
Неотъемлемым впечатлением стало просмотр первых шести эпизодов данного сериала – я уловил их с поразительной динамикой, практически без перерывов. Произведение, без сомнения, произвело на меня глубокое впечатление, и мои взоры с восхищением оценивали тонкую, проницательную и, несомненно, достоверно изображенную палитру жизненных обстоятельств, в которые оказываются вовлечены священнослужители и верующие, регулярно посещающие храм. Актерский ансамбль демонстрирует безупречный уровень мастерства, за исключением, пожалуй, незначительных, неуместных переигрываний некоторых юных исполнителей. Сюжетные линии, к слову, насыщены остроумием и находчивостью – будь то забавный инцидент с "найденным" в маршрутном такси отцом, или комедийная зарисовка о "профессиональном нищем", гениально выдающем своим близким информацию о своей работе в дорогом торговом помещении. Однако, безоговорочным центром повествования и, несомненно, наиболее запоминающейся фигурой является отец Жора, чье присутствие в практически каждой серии позволяет зрителю ощутить его не только как настоящего, властного пресвитера собственного прихода, но и как глубоко сочувствующего человека. В целом, повествование, вобравшись в свои первые шесть эпизодов, демонстрирует ощутимое напряжение и стремление к логическому завершению, что, бесспорно, стимулирует зрителя к дальнейшему наблюдению. Оно отзывается в памяти чертами рассказов Эдгара Аллана По, хотя и завершается с ощутимой предсказуемостью. С точки зрения кинематографической составляющей, подобное кино повествование нуждалось бы в более масштабной операторской работе, что позволило бы лучше раскрыть режиссерский замысел и комедийную экспрессию, подчеркнув в полной мере актёров’ любовь и преданность своему делу.