- Стандартный
- Субтитры
Описание
Рецензии

Сериал Спартак: Война проклятых / Spartacus: War of the Damned
Актеры:
Энди Уитфилд, Лиам МакИнтайр, Ману Беннетт, Дастин Клер, Дэниел Фьюрригал, Ник Е. Тарабэй, Джон Ханна, Люси Лоулесс, Вива Бьянка, Питер Менса
Режисер:
Марк Бисли
Жанр:
боевики, драмы, приключения, исторические
Страна:
США
Вышел:
2013
Добавлено:
10 серия из 10
(13.04.2013)
Рейтинг:


Этот кинематографический шедевр повествует о судьбе легендарного Спартака – воина, чья дерзкая храбрость и неукротимый дух мгновенно сделали его знаменитым на весь земной шар. Единственно для молодого, воплощающего в себе истинное мужское мужество и поразительную физическую силу, было беспрецедентно тяжело нести бремя неволи под властью римлян, осознавая нежную и всепоглощающую любовь, которую он испытывал к своей возлюбленной. Эта женщина, являясь источником неиссякаемой веры и поддерживавшая его во всех испытаниях, терзающих его путь к освобождению, привносила в его существование непоколебимую стойкость и неугасимую надежду на скорое избавление.
Невыразима была мука, которую он испытывал в плену. Однако, благодаря своему несгибаемому характеру, Спартак сумел одержать верх над самыми выдающимися гладиаторами, ставшими воплощением римской военной мощи, и даже достиг примирения с Криксом – человеком, чья ненависть к нему казалась безграничной. Он сумел пробудить бунт в сердцах угнетенного народа, поднять его на борьбу против деспотичного правителя, не давающего местным жителям возможности вести нормальную жизнь. Воины, не щадя жизни, устлали под ногами врагов реки крови, преподав им урок, достойный их жестокости. Они сражались, как единый организм, не осознавая личных потерь, отчаянно защищая свои земли. Невыносимость унижения, когда их считали лишь подобием скота, заставила многих взорваться от ярости.
Со всеобъемлющей решимостью, Спартак созвал воинство, намереваясь двинуться в решающем наступлении на Рим. Их сердца, объединенные единой волей, сплотились в единый, неудержимый поток, и даже в этой сложной обстановке подстерегалось предательство. Наш бесстрашный вожак, не поддаваясь сомнениям, неотступно следовал по намеченному плану, преодолевая любые препятствия, встречающиеся на его пути, словно неукротимая стихия.
Этот сериал, "Спартак: Война проклятых", вызывает по-настоящему разочаровывающее впечатление – особенно если судить о нём с позиции требовательного зрителя. В последние годы мы стали свидетелями небывалого всплеска исторических сериалов, зачастую превосходящих кинофильмы в масштабе и глубине. Подобные эпопеи, такие как "Рим", "Борджиа", "Тюдоры", "Камелот" и другие, демонстрируют невероятную амбициозность и стремление к правдоподобию.
Однако, "Спартак" – один из самых слабых представителей этой, казалось бы, высококлассной линейки. Даже "Камелот", обладающий некоторыми элементами интриги, выглядит более убедительным. Прочтя предшествующие рецензии, я ожидал большего, но, к сожалению, оказался разочарован. Сериал представляет собой странную смесь секса, крови, банальных спецэффектов и, поверхностно, переплетенных элементов зрелищной борьбы в Колизее. Да, картинка, безусловно, привлекательна, но быстро становится утомительной. В сюжете отсутствует какая-либо политическая интрига, тонкие хитросплетения, то, что могло бы заинтересовать любителей исторического жанра – особенно в контексте Колизея, где, например, "Рим" предлагает гораздо более глубокий взгляд на события. Доминирует лишь примитивная "борьба за свободу", "справедливость" и "равенство", подкрепленная, как попкорновым элементом, бесконечным повторением американской "идеи".
Главный герой, Спартак, временами кажется неким "людиком из будущего", с избыточно высокими моральными принципами, оказавшимся в среде неразумных, не просвещенных людей. Но когда дело доходит до боя, его и его команды превращаются в бесчеловечных, гипертрофированных воинов, размахивающих оружием с невообразимой жестокостью – как будто в них слились личности Ахиллеса и царя Леонида. Это выглядит крайне нелепо и примитивно.
Кроме того, в сериале отсутствует юмор, ирония, подколы, вызывающие хотя бы слабое улыбку. Напротив, преобладают громогласные восклицания, посвященные, скажем так, физиологическим аспектам или абстрактным понятиям, таким как небо и Юпитер.
Оценив этот сериал по принципу "убрать из "величайшую" американскую идею о свободе/братстве/равенстве/, убрать секс, кровь/драки и получить... ничего", становится очевидно, что, как в случае с "Римом", без этих элементов остается лишь формальное историческое переосмысление. В отличие от него, у "Спартака" нет глубоких персонажей, на которых можно было бы сосредоточить внимание, а их взаимодействие на экране выглядит довольно поверхностным и нелогичным. Я припоминаю свою историческую подготовку, и понимаю, что этот сериал, скорее, рассчитан на "тинейджеров с попкорном", и для тех, кто хочет просто "лупиться на экран" в силу своего нежелания вкладываться в умственные усилия и "облегчить напряжение" головы, или, чтобы было с чем сравнивать достойные сериалы.
Американцы, кажется, вновь погрузились в попытку кинематографического осмысления восстания Спартака, и каждый раз эта попытка превращается в предсказуемый, сбитый с толку боевик, отдающий явным отсылками к ковбойским эпопее. Противоположностью этого зрелища является глубокая тревога – очевидно, режиссеры и сценаристы поверхностно знакомы с этим историческим эпизодом, извлекая из него лишь обрывочные фрагменты, а персонажи, кажется, намеренно перепутаны, словно взятые из разных историй.
Наблюдается, к примеру, нелепая ситуация, когда Спартак, по сценарию, ведет боевые действия против Фурия и Коссиния, а на самом деле, после сокрушительного поражения Клодию Глаба, его войска столкнулись с легионами претора Публия Вариния, командуемого квестором Фурием, который, увы, погиб в первой стычке. Ему на этом посту сменился Лелий Коссиний, также павший в последующих сражениях. Скрофа, служивший у Красса спустя два года после разгрома Вариния, усугублял ситуацию. Пиком успеха Спартака стало разгром двух консульских армий Луция Геллия и Лентула во время похода к альпам, где он также разгромил Гая Кассия, претора цизальпийского Галлии. Впоследствии, движимый нежеланием уступать инициативу, Спартак повернул назад, и к делу присоединился Марк Красс. Цезарь, на удивление, в этих событиях не участвовал, а вскоре после подавления восстания заключил с Помпеем триумвират. Безусловно, он не изображал себя рабом и не бегал в вымышленном городе, хотя его сын, Публий Красс, впоследствии погиб в битве при Каррах, сражаясь против парфян.
Сражения, показанные в фильме, представляют собой гиперболизированную картину, где дикая толпа гладиаторов, с воплями, схожими с диким ревом, нападает на римлян, оставляя за собой кровавые следы, в среднем около 3,5 килограммов на удар. На самом деле, организация войска Спартака, подобно римскому, включала в себя легионы, когорты и манипулы, а также декурии, командуемые на каждом легионе – обычно по племенному признаку (галлы, иллирийцы, фракийцы, германцы). Легионы объединялись в корпуса, возглавляемые Криксом, Эномаем (германцем, а не африканцем) и Граником (иллирием). Гладиаторы и рабы Спартака, надеваемые в те же доспехи, обладали боевой подготовкой, не уступающей рекрутским римским легионам, что позволило армии рабов на три года держать в страхе “великий” Рим. Неизвестно, чем бы закончилась война, если бы не вмешательство Помпея и Лукулла.
Особого возмущения вызывает манера режиссера изображать римлян как трусов. После децимации Красса, римляне стали демонстрировать необычайную отвагу и смелость, нередко доходящую до дерзости, а в последние месяцы войны они оказывали ощутимое сопротивление Спартаку и его гладиаторам, несколько столкновений едва не приводили к поражению, при этом ряды гладиаторов пополнялись необученными рабами, что создавало еще большее напряжение.
Не менее отталкивает изображение гладиаторов в качестве жестоких грабителей и, в частности, использование литров томатного сока, имитирующего кровь, вместо исторической достоверности. В действительности, в самом начале кампании после взятия гладиаторами Нолы, имели место грабежи, которые были пресечены Спартаком, он жестоко расправлялся с непослушными и насаждал жесткую дисциплину, благодаря которой ему удалось долго держаться в Италии.
В качестве примера высокого качества исторических фильмов Голливуда можно привести "Трою" и "Александра", в которых, очевидно, в работу вовлечены не только режиссеры, но и историки и ученые, обеспечивающие высокую степень достоверности. В отличие от этого, предлагаемый фильм представляется дешевым экшеном.
Сериал «Спартак» оставил у меня крайне глубокое и многогранное впечатление, представляя собой истинное произведение искусства, в котором удивительным образом сплелись множество, казалось бы, несовместимых элементов. Его сюжетная канва, насыщенная драматизмом и захватывающими событиями, завораживала и не позволяла оторваться от просмотра. Особенно выделялось, что в нём, как ни странно, гармонично сочеталось благородство, воплощенное в образе главного героя, с жестокостью, пронизывающей многие сцены, а также не скромен поток эротики, подчеркивающий накал страстей.
Бои, разыгрывающиеся между воинами, были поистине впечатляющими – кровавыми, жестокими, но при этом исполненными мастерства и, несомненно, выдающегося таланта каждого участника. Каждый персонаж, на мой взгляд, выполнял свою собственную, уникальную функцию в этом словно декоративном, но крайне динамичном мире. Но, несомненно, самым ярким и запоминающимся образом для меня стал Спартак – молодой фриккий, чья трагическая судьба, разворачивающаяся под руководством Грабла, превратила его в рабовладельца, а затем – в блестящего гладиатора. Его открытая, откровенная душа, в сочетании с благородством и неукротимым желанием мести римлянам, вызывали восхищение и глубокое сочувствие.
Особое внимание привлек Крикс – красивый и яростный галл, который мгновенно покорил мое воображение. Его мужественность, сила и воинская отвага вызывали уважение, хотя и омрачались последувшими событиями, связанными с его отношениями с Наоми. И, признаюсь, я была разочарована, как и Спартак, когда увидел, как глупость и страсть приводят к непредсказуемым последствиям. Крикс, безусловно, был человеком гладиатора, обладавшим сильным характером, но, увы, на некоторое время, он ‘опустился’ в моих глазах, по моему мнению. А Наоми… Этот персонаж, на мой взгляд, воплощал в себе лишь суровость и отвратительную бездушность, совершенно лишенную всякого женственного начала.
Нельзя не отметить и Ганника – персонажа, который, поначалу, вызвал у меня определенное разочарование его связью с женой Иномая, но впоследствии он завоевал мое сердце, став одним из самых ярких и привлекательных персонажей. Мне импонировала его доброта, открытость, несомненная женственность и, в конечном итоге, его заслуженная свобода. Я действительно чувствовала, что он заслужил лучшую судьбу, чем та, которую ему предопределил сценарий.
Марк Красс, обладающий интеллектом, хитростью и неповторимой красотой, также производил на меня неизгладимое впечатление. Его отношение к сыну, его сильная личность и яркая харизма казались мне поистине выдающимися.
Но, к сожалению, не все складывалось удачно. Я ожидала гибели Лукреции, и, признаться, ее финальный поступок – обвитие Лития и отнятие у него ребенка – показался мне самым мерзким и отталкивающим моментом во всем сериале. Каждый персонаж, безусловно, имел свою функцию и свои мотивы, однако, как и в любом сложном произведении, их действия не всегда были логичны и понятны.
Сценарий был полон «треша», неистовых баталий, сцен насилия и жестокости, которые, парадоксальным образом, не оттолкнули меня, а наоборот, затягивали в мир происходящего. Каждый персонаж был неповторимым, имел свою изюминку, свое предназначение. И, в конечном итоге, все они, к сожалению, погибли в бою, за исключением Ганника, которому была дарована вечная покой. И, как оказалось, у них всех, не было будущего.
Просмотренный сериал "Спартак" поглотил меня целиком и полностью, погрузив в состояние непересекающегося потока впечатлений. Я должен признать, что все аспекты этого произведения полностью меня удовлетворяют: от напряженных батальных сцен, пропитанных кровью и насилием, до глубоко укоренившихся в истории интриг и, без сомнения, откровенных любовных переживаний. Нам, по сути, остается лишь задаться вопросом о том, чем же могли заниматься люди, лишенные современных развлечений, в эпоху, когда телевидение и другие средства массовой информации еще не изобретены. И, честно говоря, вполне разумно предположить, что значительную часть их времени они посвящали военным действиям, а также, возможно, другим, не всегда благопристойным занятиям.
Однако, главный вопрос заключается в том, оправдано ли изображение подобных сцен на экране. Я убежден, что да – безусловно, и даже с огромной долей восторга. Данное произведение, несомненно, отражает дающую на глаза и не приукрашенную историческую реальность, запечатленную в документах и рассказах тех времен. Несмотря на многочисленные критические замечания о потенциальных отклонениях от исторической хронологии, внесенных сценаристами (я сам, впрочем, глубоко изучил историю Крестьянского восстания), я твердо убежден, что они сумели снять очень достойную работу.
Сериал обладает, несомненно, невероятной способностью завладеть воображением, удержать внимание зрителя от первой до последней серии. Сюжетная линия выстроена с поразительной точностью и утонченностью. Здесь, словно в запертом флаконе, сосуществуют разнообразные эмоции и переживания: страстная любовь, запутанные интриги, элементы ужаса, неотвратимая эротика и, в конечном итоге, глубокий, пусть и перекрученный, "трэш". Что еще, в сущности, могло бы потребоваться для полного удовлетворения? Ведь волна исторического контекста, несомненно, придает всей этой истории особую глубину и значимость. Тем не менее, стоит признать, что появление очень больших количеств недовольных считается неизбежным, поскольку сериал, вероятно, будет отличаться излишней доли скучных исторических деталей, что подавляет эстетический потенциал произведения.
Этот исторический проект, безусловно, занимает особое место в пантеоне выдающихся телевизионных постановок, по моему глубокому убеждению. Превосходство сериала проистекает, прежде всего, из мастерской работы костюмеров, создавших настолько убедительную и правдоподобную визуальную картину эпохи, что порой теряется грань между вымыслом и реальностью. Стоит отметить, что тема рабства, представленная в рамках данной истории, представляет собой одно из самых шокирующих и отвратительных проявлений средневекового общества – трагическую демонстрацию бесчеловечности, когда человеческие существа превращались в товар, подвергаясь жестоким пыткам, унижениям и бесправию. Сегодня, осознавая ужас подобных практик, особенно учитывая их масштабность и систематичность, эта картина кажется почти невообразимой, но, как подчеркивают исторические источники, подобные страдания были не просто редким исключением, а закономерным делом той эпохи, что вызывает чувство глубокого, нескрываемого ужаса.
Особое восхищение вызывает то, каким образом в сериале раскрывается процесс, возникающий под влиянием нарастающего недовольства и бушующей ярости среди рабов, постепенно раскалывающее основы устоявшихся социальных устоев. И хотя, безусловно, требовался объединяющий фактор, лидер, способный зажечь искру восстания, именно Спартак, волею судьбы, стал той фигурой, которая, объединив обиженных и угнетенных, заложил основу для грандиозного бунта.
И, конечно, не следует забывать о поразительно детализированном и ослепительно зрелищном изображении гладиаторских сражений, которые, как показывает сериал, стали свидетельством не только физической мощи участников, но и их непоколебимого духа и стремления к свободе.
Рекомендуем к просмотру