Описание
Рецензии

Сериал Серафима прекрасная

Актеры:
Екатерина Порубель, Кирилл Гребенщиков, Вячеслав Гришечкин, Николай Добрынин, Алевтина Добрынина, Анастасия Добрынина, Елена Захарова, Вероника Лысакова, Антон Шурцов, Александр Сигуев
Режисер:
Каринэ Фолиянц
Жанр:
мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
добавлена 7-12 серия из 12 (29.10.2010)
В эпическом сериале разворачивается захватывающая повесть о неординарной, почти мистической женщине, чья страсть и преданность не знают границ. Уже два десятилетия её сердце пленено мужчиной, который, в свою очередь, не единожды делил его внимание с другой, столь же очаровательной дамой. Сюжет сериала не ограничивается лишь личной драмой – он обращен в широкое полотно, отражающее сложную и будоражащую воображение историю становления России, сотканную из судеб одного человека. В центре повествования находится Серафима, чья жизнь становится зеркалом ключевых эпох российской истории. Мы видим её глазами и переживаем вместе с ней переломные моменты Советского Союза, период глубоких реформ и перемен, известную как «Перестройка», а также погружаемся в атмосферу современного, динамично меняющегося мира. Эта история – не просто рассказ о любви, это повесть о сильной, волевой личности, обладающей уникальной способностью самостоятельно формировать свою долю, несмотря на все неисчислимые испытания и тяжкие невзгоды, которые ей предстоит преодолеть. Несмотря на бурные обстоятельства и кажущуюся обреченность, в финале зритель обретает надежду на счастливый финал, на подтверждение того, что истинное счастье возможно даже в самые сложные времена. Сериал, таким образом, является не только трогательной любовной историей, но и многослойным историческим романом, способным заставить задуматься о вечных ценностях и о пути, пройденном нашей страной.
Уважаемые коллеги, позвольте поделиться своими размышлениями после просмотра данного кинематографического произведения. Я испытываю некоторую опасливость, боясь выставить свою оценку в виде жесткого, догматичного разбора, подобно тому, как это иногда называют “разбором полетов”. С другой стороны, чувствую свою ответственность, и стремлюсь к максимально честному и содержательному высказыванию. Фильм, безусловно, обладает значительной силой воздействия, хотя его напряженность, невероятно, вызвала у меня определенное дискомфорт, заставив меня прибегнуть к тактике просмотра по диагонали, отвлекаясь в моменты особо интенсивных эмоциональных всплесков. Этот прием, к счастью, позволил мне сохранить душевное равновесие. Актерская игра заслуживает особого внимания. Авторы блестяще проработали характеры героев, не упуская деталей быта и обнажая их уязвимые слабости. Сюжет представляет собой сложную, многослойную конструкцию, не лишенную запутанных поворотов и неожиданных сюжетных линий. В центре повествования – судьба Серафимы, русской женщины, чья красота, на мой взгляд, не является наследником физических данных, а скорее – символической чертой, отражающей ее трагический путь. Ее история – это череда невыносимых испытаний, которые она преодолевает с несломленной, но, в некотором смысле, самосознательной “честью”. Именно поэтому я поставил кавычки – потому что эта “честь” как-то поверхностно, и даже самолично, созданная, отрицающая реальную необходимость душевного равновесия и поиска гармонии. Меня сложилось впечатление, что она изначально обречена на неудачу, убежденная в своей неспособности к счастью, самосознанно вовлекая себя в трудности, и затем, уже почти автоматически, решая их, создавая замкнутый круг страданий. Не хочу быть голословным, но одной из самых острых проблем, вызванной просмотром, является преувеличенная зависимость от первой, напоминаю, болезненной любви. И, к сожалению, это приводит к ужасным последствиям – к трагедии, к сожалению, к изнасилованию. И вот тут возникает вопрос: кто же является истинным виновником? И ответ, к сожалению, снова возвращает нас к неисправимой жертве. Второй, не менее тревожный, аспект заключается в невыносимой семейной жизни, оказавшейся для героини только источником страданий и бессмысленных трений. Я обращаюсь к всей аудитории, которые сочувствовали Серафиме: представьте себя на ее месте. Вам изнасиловали, а затем заставляют выйти замуж за насильника, которого вы ненавидите и от которого физически не в силах избавиться. Кому нужно сочувствовать? И, наконец, третий, пожалуй, самый “киношный” проблем: ребенок. Не буду отрицать, это была проблема. Но, к сожалению, решение, предлагаемое авторами – рояль в кустах – кажется чрезмерно искусственным и не имеющим ничего общего с реальностью. Собирается гора таких неразрешенных проблем, и все они, в итоге, являются следствием не столько внешних обстоятельств, столь сколь ошибочных жизненных решений нашей героини. Небольшой камушек – как говорится в поговорке – привел к обвалу. И, если честно, жалеть ее мне не хочется. Ей следовало быть меньше эгоисткой. Она украла ребенка – тоже не задача. Но остальное – это очевидно лишнее. Я думаю, что этот фильм стоит смотреть тем, кто любит страдания и напряженные, драматические истории. Это, однако, наиболее банальная из всех рекомендаций, так как, как мне кажется, многие кинотеатры оторваны от реальности. Этот фильм, в отличие от многих других, остается близким к реальному жизни, способствуя осознанию самых простых вещей. Не стоит смотреть этот фильм людям, обладающим острым чувством справедливости – они будут долго “плеваться”. Но, наверное, это и есть его особая жизненная ценность.
Съемки этого захватывающего фильма развернулись в плену завораживающей красоты – в Феодосии, на юге Крыма. Ключевым элементом атмосферы и визуального ряда стала конная база “Бурульча”, где большая часть повествования разворачивалась на фоне стремительного бега грациозных скакутов, создавая поистине сказочную и романтическую палитру. Неудивительно, что музыкальное творение Евгения Дятлова, посвященное диким вороньим коням, настолько идеально вписалось в канву происходящего, вызывая у меня до сих пор искреннее восхищение, слушая этот удивительно красивый и глубокий текст. И, конечно, нельзя не отметить, особенно эстетически удачную заставку, в которой фигура молодой женщины, задумчиво смотрящей вдаль на фоне отвесного края скалы, не отрывается от взгляда. В центре внимания, безусловно, и великолепно воплощенная Екатерина Порубель роль Серафимы – необыкновенной красавицы, выросшей в глуши, сочетающей в себе острый ум, богатство знаний, внушенную гордостью осанку и, одновременно, глубокую связь с народной мудростью и простотой. Следителю за кино хочется, чтобы подобные личности, воплощающие в себе гармонию разума и духа, стремились расширить свое присутствие не только на экранах телевизоров, но и в реальной жизни, окружая себя людьми, способными на такие высоты духовного развития. Наряду с этим, впечатляющую игру продемонстрировал Кирилл Гребенщиков, блестяще исполнивший образ Виктора Зорина, отражая через свой проницательный, осознающий взгляд, глубокую усталость, неотъемлемую печаль и искреннюю грусть, которые так часто преследуют человека, испытавшего на себе тяготы жизни. Он сам признался, что участие в данном проекте стало для него настоящим, искренним подарком судьбы, и что эта роль, без сомнения, заняла позицию главной роли в его творческом пути на этот год. Нельзя не выделиться и талантливая команда создателей – режиссер Каринэ Фолиянц и автор сценария, когда поддержка и профессионализм оператора Владислава Гурчина привели к сотворению такой трогательной и прекрасной истории. Этот проект является настоящим, убедительным примером для отечественного телевидения, подтверждением того, что качественный и искренний продукт способен заслужить искреннее восхищение зрителя. «Серафима прекрасная» – это, безусловно, добротный и достойный внимания сериал, который не может не производить впечатление! И хотя я, пожалуй, не являюсь заядлой поклонницей традиционных мелодрам и драматических повествований (их, к сожалению, в мире кино не так уж много, что вызывает разочарование), то с самого первого эпизода я была потрясенной и очарована этой историей. Не дожидаясь, как обычно, выхода премьеры на телевизоре, я немедленно устремилась в интернет, чтобы найти последующие серии, и посмотрела их в «запое», с со скоростью света. Думаю, что-то подобное и есть наивысшая потенциальная оценка, которую может получить сериал, основанный на искреннем отношении и высоком профессионализме его создателей.
Погружение в этот телесериал оказало на меня поистине глубокое, почти медитативное воздействие, затронув самые уязвимые сферы моего внутреннего мира. Повествование строится вокруг концепции глубокой, почти первородной любви, контрастирующей с проявлениями циничной подлости и, одновременно, демонстрирующей стойкость человеческого терпения перед лицом несправедливости. Особой яркой фигурой для меня стала Серафима – персонаж, воплощающий в себе, на мой взгляд, чистую, неискаженную русскую душу, безупречную женщину, олицетворяющую собой подлинную женскую сущность. Она предстает перед нами как воплощение нежной, ласковой и, одновременно, чрезвычайно ранимой натуры, женщины, готовой отдавать свою любовь без всяких условий и ожиданий, жертвуя собственным благополучием и комфортом ради благополучия тех, кого она любит. Именно такое самоотверженное, альтруистичное чувство, основанное на глубоком и искреннем отношении, должно быть основой истинного человеческого счастья. Однако, стоит отметить, что темп повествования, к сожалению, показался мне несколько стремительным, создавая ощущение, будто изначально задуманный сценарий был существенно сокращен, подвергнут жестокой обрезке, сохранив лишь эскиз впечатляющей идеи, но не раскрывая ее в полной мере. Меня искренне восхитила задумка авторов, и я с замиранием сердца представляла себе, как интересно было бы проследить за становлением личности главной героини, увидеть её детство, юность, её первые шаги в жизни. К сожалению, режиссерским решением это не реализовано, что, на мой взгляд, является существенным недочетом. К сожалению, потенциал этой истории был лишь частично реализован. И, несмотря на кажущуюся, возможно, избитую банальность, название сериала, на мой взгляд, абсолютно точно и емко отражает главную, фундаментальную идею, которую зритель должен осознать во время просмотра: человек должен стремиться к внутренней красоте и гармонии, к совершенству своего духа, прежде чем стремиться к внешней привлекательности и статусу. И таких, обладающих истинной добротой, милосердием и непоколебимой верой, жизнь, пусть и не сразу, но обязательно вознаградит, подтверждая ценность их нравственных качеств. А злость, корысть и жестокость, напротив, не останутся безнаказанными, подвергнутся суровому осуждению и справедливому возмездию.
Встретить человека, искреннего до мозга костей, несущего полную ответственность за свои слова и действия, – явление крайне редкое, порой граничащее с несбыточной мечтой. Серафима, напротив, воплощает в себе нерушимый принцип непоколебимой правды, подобно тому, как истинный алмаз не способен ни на малейшее преувеличение, ни на заговор, подобный обману. Её моральный облик, вопреки распространенным в современных западных сериалах клише, представляет собой чистейшую, безупречную концепцию, лишенную всякой двусмысленности и искусственности. В её собственных словах звучит непритязательная, но глубоко укоренившаяся философия: "Я – обычная женщина, и изысканным вином мне заниматься не пристало, ибо я, как вы знаете, вообще не пристрасна подобным удовольствиям." Однако, не стоит недооценивать её не только внутреннюю силу, но и неукротимую волю к действию. Серафима не только внимательно относится к собственной благополучной жизни, но и готова, на свой страх и риск, оказать содействие любому, кто нуждается в помощи, будь то близкий родственник или даже тот, кто, несмотря на всё, продолжает относиться к ней с недоброжеланием и злобой. Вспоминается её слова, произнесённые в разгар оживленной беседы: "Иришка, скажи, я прошу тебя, не будь неблагодарной. Митька, зачем тебе он? Ты же мужу не сготовить, не постирать, не присмотреть! Твоя единственная страсть – кувыркаться, и, поверь, на кувырках далеко не уедешь. И, как видишь, ты бережешь свои руки – это, согласитесь, разумно." Иными словами, в её замечаниях звучит искреннее, хоть и немного жёсткое, обличение, выражающее глубокое сочувствие и, одновременно, предостережение от неразумных поступков, словно она, эта, к слову, настоящая русская баба, желает ему мудрости и благоразумия.
Этот сериал, на мой взгляд, представляет собой абсолютный антипод качественного кинематографа – я с трудом могу вспомнить произведение столь бессодержательного и вызывающего отторжение характера. Считаю, что для полноценного восприятия данного творения необходим крайне специфический уровень когнитивной депривации, то есть, оно рассчитано исключительно на людей с ограниченными интеллектуальными способностями. Сюжет, представленный в нём, напоминает наивную и примитивную сказку, пригодную, в лучшем случае, для детского развлечения, а чаще – для нелепых показательных сцен в «Гостях у сказки». Все персонажи, представленные в сериале, жёстко и однозначно разграничены на категории «добрых» и «злых», причем эта категоризация гипертрофирована до абсурда, настолько, что даже самому неискушенному зрителю становится очевидной, кто является благодетелем, а кто – злодеем. Главная героиня, к сожалению, вызывает лишь раздражение и негативные эмоции, усугубляемые её искусственным и нереалистичным образом. Актерская игра, в целом, вызывает чувство отвращения – она насквозь пронизана наигранностью и искусственностью, не имеющей ничего общего с искренними чувствами и эмоциями. Особого внимания заслуживает работа режиссёра и сценариста, Каринэ Фолиянц. На мой взгляд, её вклад в создание этого произведения следует признать исключительно недостойным и заслуживающим глубокого сожаления. Если же этот сериал – отражение её профессионального уровня, то она, без сомнения, непригодна для занятия, чем вызывает справедливое возмущение. В заключение, хочу отметить, что этот «шедевр» следует рассматривать лишь в качестве гротескной комедии, поскольку в нём нет ничего смешного, кроме самой абсурдной, бессодержательной и, казалось бы, осознанно сделанной глупости, воплощенной с показным благоразумием.