Описание
Рецензии

Сериал Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock

Актеры:
Натали Дормер,Lola Bessis,Лили Салливан,Харрисон Гилбертсон,Emily Gruhl,Джеймс Хоар,Madeleine Madden,Анна МакГахэн,Джонатон Пасвольски,Руби Рис
Режисер:
Лариса Кондрацки, Майкл Раймер, Аманда Бротчи
Жанр:
драмы
Страна:
Австралия
Вышел:
2018
Добавлено:
6 серия (GoldTeam) из 6 (15.06.2018)
Рейтинг:
6.36
6.20
Мы совершаем путешествие в глубины эпохи, в разгар бурного расцвета двадцатого столетия, в эпицентр повествования попадают трагические обстоятельства, развернувшиеся в день всемирного праздника – Дня Святого Валентина. Молодая группа учениц, воспитанниц престижной средней школы, совместно со своими наставниками, отправилась на организованный пикник. Ими была выбрана локация поистине выдающаяся – великолепная Висячая Скала, поражающая воображение своей нетронутой, дикой красотой природы. Согласно легендам, эта природная достопримечательность, словно неподвижный свидетель истории, сохранила свой первозданный облик на протяжении бесчисленных тысячелетий, возможно, даже миллионов лет. Однако, помимо этой величественной истории, среди местных жителей ходили упорные слухи о том, что Висячая Скала наделена какой-то таинственной, не поддающейся рациональному объяснению силой, о какой, как оказалось, нельзя было и помышлять. Внезапно, словно по щелчку пальцев, исчезают три юные девушки, которые, отделившись от основной группы, ушли на исследование близлежащих, зачастую непроходимых троп. Безуспешные поиски приводят к неминуемой остановке мероприятия, к преждевременному завершению и, увы, к болезненному осознанию того, что судьба этих невинных молодых людей оказалась непредсказуемой и трагической.
Внимание! Данный телесериал не предлагает зрителям захватывающих экшен-сцен, не привлекает к себе внимание агентов ЩИТА, не уводит внимание от загадочного Эркюля Пуаро, не высвобождает демонических крыльев Люцифера, не предоставляет никому секретную "метку Головы Демонов", и, конечно же, никто не будет предлагать кому-либо употребить наркотики, а уж тем более просить кого-либо назвать Святого Франциска. С учетом этого, я настоятельно рекомендую всем, кто предпочитает легкомысленное восприятие мира, предварительно принять какое-либо успокаивающее средство, например, "Триеро-Меланхолин" или "Твин Пиксолан", в небольших дозах, до достижения состояния минимального эффекта – ослабления границ воображения. И, вопреки заявленному, порой данное произведение кажется не слишком захватывающим. Итак, приступим к рассмотрению. "Пикник у Висячей скалы" – это впечатляющий художественный роман австралийской писательницы Джоан Линдси, опубликованный в 1967 году. В свое время он не обрел широкой известности, но спустя восемь лет, когда талантливый австралийский режиссёр [i]Питер Уир[/i] (автор таких культовых фильмов, как [i]«Общество мёртвых поэтов»[/i] и [i]«Шоу Трумана»[/i]) взялся за экранизацию, роман обрел свою аудиторию. Одноименный фильм, вышедший в 1975 году, стал своеобразным прорывом для австралийского кинематографа, а "Чопорный" и "Снобистский" роман Линдси превратился в бестселлер, а Висячая скала – в место паломничества для любителей приключений. И в первую очередь все это обусловлено тем, что центральным мотивом "Пикника" является воплощение максимальной метафоричности, эфемерности и, одновременно, четкой организации. Здесь нет места логическим рассуждениям и конкретике – царство доминирует тончайшая грань между строгой викторианской моралью и неконтролируемой мощью природы [i](Висячая скала)[/i], здесь противопоставлены жесткий кодекс общепринятых норм и бунтарский дух юности, здесь уязвимость душ воспитанниц и интеллигентов перед свободным и гибким восприятием обычного кучера; здесь белое платье становится символом кровавой багротины, а девственно чистая юность уступает место соблазнительной зрелости. Сериал, в силу своей сути, повторяет приёмы, использованные в фильме: оператор создает максимально осязаемые образы, его окружающий мир буквально пропитан почти удушающей полуденной жарой, которая воздействует на восприятие, погружая зрителя в мир томительных сновидений. Кстати, об увиденных снах. Как и в фильме, так и в сериале, сны играют ключевую роль в понимании сюжета и в раскрытии связей между персонажами. Сны, в данном случае, не просто набор абстрактных образов – это своеобразные «сообщения» для конкретных людей, дающие им представление о не менее конкретных событиях. Что касается актеров в сериале, мне особенно нравится выбор Натали Дормер на роль миссис Эппльярд, благодаря её выразительной внешности и умению ею пользоваться. Ее героиня – женщина, окутанная двойственностью. Дормер значительно моложе своей предшественницы, Рейчел Робертс: на момент выхода фильма Робертс было 48 лет, и образ деспотичной директрисы колледжа она воплотила блестяще. Наиболее яркая ассоциация с персонажем – это образ зрелой женщины, обладающей сложным и противоречивым характером, способной на поступки, в том числе и фатальные. Я настоятельно рекомендую этот сериал тем, кто ценит тонкие и изящно завуалированные мистические хитросплетения, скрытые под тончайшим кружевом метафорического повествования.
Признаюсь сразу, что моё знакомство с этим проектом, будь то литературный оригинал или предыдущая его адаптация, ограничилось лишь редким случаем. Поэтому, прошу прощения, не стоит рассчитывать на детальные сопоставления или глубокие сравнения. Моя оценка, по сути, является лишь мгновенным впечатлением, возникшим в момент восприятия, и оно, надо сказать, представляется весьма неоднозначным. С одной стороны, работа выполнена на высшем уровне – безусловно, даже чрезмерно, поскольку столь высокое качество неизбежно толкает ожидание на новые вершины, а падение с их, как известно, всегда болезненно. Если вы знакомы с историей «Алисы в стране чудес», то этот сериал, в некоторой степени, воспроизводит ту же самую иллюзию нереальности происходящего. Чем глубже погружаешься в повествование, тем яснее становится, что ничего, как ни парадоксально, не является однозначно понятным, а лишь маскирует общую тайну. Этот проект – настоящий визуальный пир для эстетов и интеллектуалов, где каждый кадр – словно тщательно выверенная картина, созданная художником с поразительной внимательностью к деталям. Натуральные интерьеры, продуманные костюмы, акцентированные позы и жесты приковывают взгляд, а постоянный страх упустить важную деталь, какой-то скрытый подтекст, способный раскрыть всю интригу, не позволяет ни на секунду оторваться. Все выдержано в едином, гармоничном ключе, где каждая деталь занимает своё заслуженное место, и даже игра Натали Дормер, с её надменным, почти кошачьим лицом и отстраненной, жутковатой улыбкой, кажется безупречно вписанной в общую концепцию. С помощью мастерской музыки и филигранной работы со светом, создатели сериала плетут нечто эфемерное – полотно, сотканное из сложных метафор, аллегорий и, разумеется, намеренных недосказанностей. Но, пожалуй, наиболее удачным и, безусловно, гениальным аспектом проекта стало удивительное слияние, воссоединение прошлого с настоящим посредством томительно красивых флэшбэков. Это поразительный контраст между легкомысленной, пасторальной, радужной картинкой и, одновременно, мрачной, мистической атмосферой, которую мы, как правило, ожидаем от готической, окутанной тенями и лунным светом, истории, достойной пера самого Эдгара По. Особо выделяется и пронзительное сочетание первородной дикости природы, будто вырвавшейся на свободу, и навязанной, кажущейся наивной, но на самом деле – глубокой и подавляющей, в женщинах, представителях определенных сословий и состояний, проблесков свободолюбия, своенравия и свободомыслия. Женщин, затянутых в невообразимые корсеты и слои ткани, застегнутых на все пуговицы согласно строгим нравам того времени, словно воплощение в материале беспрекословных рамок, установленных мужчинами в отношении женщин. Особо порадовало, что финал, по сути, остался открытым для различных интерпретаций, поскольку событие, лежащее в основе сюжета, по своему духу напоминает городскую легенду – в подобных случаях, как правило, разгадка ускользает, оставаясь скрытой в тени. И, тем не менее, возникает вопрос: что же тогда не так? Подобное нарочитое нагнетание атмосферности оправдано лишь в том случае, если в конце ожидается некое разрушение, какой-то финальный взрыв. Но, к сожалению, подобного взрыва не произошло, как и ожидаемого, так и разочарование остаётся неизменным, словно пресловутый ружье, которое так и не выстрелило.
В сердце этого телевизионного проекта плелось несколько переплетающихся повествовательных нитей, создавая многослойную и захватывающую историю. Прежде всего, доминировала детективная линия, сконцентрированная на загадочном исчезновении молодых женщин, требующая предельной концентрации и острого ума следователей. Параллельно разворачивалась искусно сплетенная любовная интрига, добавляющая драматизма и непредсказуемости. Кроме того, сериал обстоятельно и критически исследует сложную и противоречивую реальность положения женщины в обществе первой половины XX века – эпоху, когда казалось, что все границы стерты, но на деле пробиться к высоким целям и влиянию оставалось нелегкой задачей, требующей упорства и хитрости. Особого внимания заслуживает слаженная, почти идеальная, работа команды сценаристов и актеров. Каждый персонаж, даже эпизодический, был тщательно проработан, словно частичка целого, не вызывая ощущения искусственности или нелогичности. Не было ни малейшего намека на лишние, неуместные детали, ни провалов в развитии персонажей, все элементы сплелись в единую, гармоничную картину. Актеры, безусловно, идеально воплотили свои роли, их манера игры, внешний вид, даже мимика соответствовали характеру и жизненному опыту созданных ими героев, создавая ощущение абсолютной достоверности. Однако, несмотря на многочисленные достоинства, на сериал накладывался один ощутимый, критический недостаток – чрезмерное использование визуальных эффектов. Несмотря на попытку создать атмосферу таинственности и мистики, эти добавки, похоже, вызывали скорее лёгкое замешательство и недоумение, отвлекая зрителя от сути повествования. Несмотря на это, сериал в целом представляет собой весьма достойную работу, хотя бы из-за этого, было бы крайне желательно, если бы сценаристы сумели полноценно и логично завершить ключевые сюжетные линии, не оставляя зрителя с чувством нереализованного потенциала.