Описание
Рецензии

Сериал Одноэтажная Америка

Актеры:
Владимир Познер, Иван Ургант, Мира Сорвино, Милла Йовович
Режисер:
Валерий Спирин
Жанр:
отечественные, документальные
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
сериал полностью из 16 (10.07.2012)
Проект, инициированный выдающимся телеведущим Владимиром Познером, возник как своеобразное продолжение и, одновременно, глубокий анализ знаменитой сатиристической повести Ильи и Аркадия Петрова "Двенадцать стульев". Познер, вдохновленный остроумным и беспощадным изображением американской действительности, намеренно воспроизвел знакомый маршрут, описанный в книге, с целью представить широкой публике современную Америку, раскрывая ее сущность и противоречия. В качестве ведущих и интерпретаторов этой сложной и многогранной страны выступили Иван Ургант, обладающий неподражаемым чувством юмора и непосредственной харизмой, а также Владимир Познер, чья глубокая журналистская практика и аналитический склад ума позволяют взглянуть на ситуацию с разных сторон. Кроме того, в качестве экспертного голоса и аналитика привлекли Брайана Кана – известного общественного деятеля и опытного журналиста, обладающего уникальным пониманием западных реалий. Каждый из этих выдающихся личностей, со своей неповторимой перспективой и глубоким знанием, предлагает собственный, детальный и проницательный обзор современной Америки, позволяя зрителям составить собственное, взвешенное впечатление, основанное на многогранном анализе и подлинном восприятии происходящих событий и тенденций. Проект призван не просто продемонстрировать Америку "как она есть", но и стимулировать к размышлениям о ее устройстве, проблемах и потенциале.
В период существования Советского Союза, в сознании советских граждан, наряду с официальной идеологией, прочно укоренилось противостояние с Соединенными Штатами, являвшееся результатом целенаправленной пропаганды и политической линии. В настоящем, к счастью, подобная направленность умыслов отсутствует, однако, к сожалению, подобное антиамериканское мировоззрение, по всей видимости, сформировалось в обществе, породив интерес к особенностям западной цивилизации. Именно эта тенденция стала отправной точкой для создания данной телевизионной передачи, задуманной как своеобразный ренессанс в исследовании американского опыта. Владимир Познер, стремясь воссоздать тот путь, который в свое время проделал знаменитый дуэт писателей и журналистов Петров и Ильф, чье исследование было представлено в одноименном издании 1970 года, принял на себя роль куратора этого проекта. В годы существования СССР, Познер, будучи “невыездным”, столкнулся с трудностями реализации проекта в эпоху перемен, вызванных дефицитом финансовых ресурсов. Перед зрителями передача предстает в форме глубоко погруженного документального путешествия, где ключевую роль играют не только запечатленные на камеру события, но и личностные особенности ведущих. Опытный и проницательный Владимир Познер, прошедший через множество испытаний и приобретший уникальный взгляд на мир, в динамичном тандеме с харизматичным и востребованным публикой Антоном Ургантом, а также с Брианом Кан – известным американским писателем, радиожурналистом и давним соратником Познера, проживающим в штате Монтана, – создают поистине идеальный творческий дуэт. Безусловно, столь разносторонний состав ведет к всестороннему рассмотрению событий, хотя и наблюдается определенная тенденция к идеализации американской действительности, что, несомненно, обусловлено радушным и открытым отношением к ней со стороны Познера. Тем не менее, эта склонность не искажает объективности анализа. Сопровождаемая командой из двенадцати человек, ведущие в течение двух месяцев совершили впечатляющее путешествие по обширной территории Америки, охватив путь от Нью-Йорка до Лос-Анджеляса и возвращение через Вашингтон, пересекая границу с Мексикой. В ходе этого путешествия они посетили ряд знаковых и, безусловно, интересных мест: полицейский центр подготовки, резервацию индейцев, “Силиконовую долину”, военную базу, Новый Орлеан и другие объекты, представляющие значительный интерес для исследователя. Американцы, как правило, демонстрируют заметную общительность и открытость, однако, их интерес к событиям, происходящим за пределами их собственных штатов, остается, мягко говоря, ограниченным, а международные отношения кажутся им далекими и малознакомыми. С другой стороны, существенным препятствием для глубокого понимания американской действительности является уровень образования, который в Америке, к сожалению, не всегда является достаточно развитым. В этой связи особого внимания было уделено проблематике, поднятой в беседе с Биллом Гейтсом и Познером, который, благодаря своим личным средствам, организовал сеть школ с наиболее углубленным и всесторонним образованием. Кроме того, не стоит игнорировать проблему, связанную с высоким уровнем ожирения, распространенного в США, и неспособностью значительной части населения принимать меры для борьбы с этим недугом, хотя спортивные занятия в данной стране широко распространены и считаются нормой. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что эта документальная передача представляет собой весьма ценный и востребованный представитель жанра. Она будет интересна не только тем, кто с любовью и восхищением относится к Америке, но и тем, кто видит в ней и потенциальные недостатки и причины для критики.
Искренне полагаю, вы, вероятно, не располагаете обширными знаниями о столь необычном проекте, как телесериал «Одноэтажная Америка», созданного под чутким руководством Ивана Урганта и Владимира Познера. В силу этого, возникает закономерный вопрос: не знакомы ли вы с творчеством уважаемого журналиста и телеведущего, Владимира Познера? Как оказалось, именно он являлся автором и куратором этого, скажем так, весьма своеобразного телевизионного проекта. Подобное, на первый взгляд, нелогичное сочетание профессиональных качеств двух столь различных личностей, породило, на мой взгляд, весьма комичный, но в то же время, весьма забавный эффект – великолепный дуэт Ивана Урганта и Владимира Познера. Несомненно, это весьма странное и примечательное сочетание, вызывающее, не без иронии, восхищение и, может быть, даже небольшое недоумение. Безусловно, руководство Первого канала, принимая решение о создании этого сериала, руководствовалась исключительно рациональными соображениями. Основная информационная нагрузка и тщательно отобранные, значимые интервью несли на себе бремя Владимира Владимировича, в то время как Ивану Урганту была отведена роль создания комического эффекта, дополняющего общую картину своими остроумными замечаниями и шутками. Однако возникает вопрос: возможно ли создание документального фильма, посвященного Соединенным Штатам, в котором не присутствует сам американец? Начиная с третьего выпуска, к русским путешественникам был прикреплен Брайан Канн – настоящий, искренний патриот своей родины, опытный рыбак и охотник, родом из Монтаны, с которым велись весьма плодотворногие и, несомненно, весьма интересные дискуссии. Подбирая маршрут путешествия, ведущие, в сотрудничестве со съемочной группой, охватили не только самые яркие и узнаваемые территории Америки, но и её малозаметные, практически заброшенные периферийные регионы. Этот тщательно продуманный подход гарантировал всестороннюю освещенность темы, поскольку демонстрация США, сконцентрированная исключительно на небоскребах и мегаполисах, не являлась приоритетной задачей. Разумеется, каждый новый выпуск был посвящен какой-либо новой, соответствующей теме, связанной с текущим местоположением группы. За 16 эпизодов, представленных зрителям, ведущие сумели осветить практически все темы, позволяющие зрителю самостоятельно составить и сформулировать свой, объективный американский портрет. Примечательно, что фильм отличается особой нейтральностью в своем изложении, что делает его привлекательным для зрителей всех возрастов. Не смотря на то, что ведущие совершают поездки на автомобилях марки Ford, они открыто заявили о признании превосходства японской автомобильной промышленности, выпускающей уже более современные и привлекательные модели, заслуживающие особого внимания. Подводя итог, позвольте выразить искреннюю благодарность съемочной группе и двум неподражаемым ведущим за их незабываемое, правдивое и, несомненно, чрезвычайно интересное путешествие. Особенно хочется отметить специфический стиль изложения материала, который воспринимается зрителями одинаково позитивно и взрослыми, и детьми. И, завершая свою рецензию, хотелось бы припомнить финальную фразу Ивана Урганта и Владимира Познера: «До Одноэтажной Европы!»
Документальный цикл «Одноэтажная Америка» – это, без сомнения, произведение, требующее вдумчивого просмотра и способное, несомненно, расширить горизонты восприятия. Этот проект, подобно тщательно выстроенному пазлу, предлагает зрителю погрузиться в сложную, многогранную картину американской действительности, где авторский коллектив во главе с Владимиром Познером, Ивано Ургантом и Брайаном Канном, совершает масштабное путешествие по территории Соединенных Штатов, стремясь не только постичь глубинные основания этой колоссальной нации, но и донести до аудитории понимание её уникальной сущности. Фильм, в своей основе, представляет собой глубокое исследование человеческого фактора – рассказ о самоотверженных, трудолюбивых людях, чьи бесчисленные усилия и преданность являются фундаментом развития и процветания этой страны. В центре повествования – не просто статистика и экономические показатели, а жизненные истории, отражающие разнообразие мировоззрений, сталкивающиеся с острыми вызовами и питаемые непоколебимыми надеждами. Зритель становится свидетелем борьбы за воплощение ценностей, выстраивающих общество, наблюдает за различными трактовками личного счастья и за стремлением к реализации своих амбиций. После завершения просмотра документального цикла неизгладимое впечатление остаётся в душе, вызывая взгляды наполненные горькой и, в некотором роде, неразрешимой тоской. Появляется ощущение, что грань, разделяющая одну цивилизацию от другой – свою сущность, не просто различна, а пронизана принципиально и абсолютно отличными духовными ориентирами и мировоззрениями. Наблюдаются неизмеримые расстояния не только в географическом, но и в культурном, и, особенно, в ментальном плане, создающие непреодолимую, по-видимому, пространственную дистанцию между двумя совершенно разными нациями.