- Стандартный
- GoldTeam
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Оккупированные 1 сезон / Occupied 1 season
Okkupert
Актеры:
Хенрик Местад, Эльдар Скар, Эни Даль Торп, Ragnhild Gudbrandsen, Ингеборга Дапкунайте, Kristin Braut-Solheim, Selome Emnetu, Daniel Rusten Larsen, Вегар Хуль, Veslemøy Mørkrid
Режисер:
Эрик Рихтер Страндт, Йон Андреас Андерсен, Эрик Шёлдбьерг
Жанр:
триллеры
Страна:
Франция, Швеция, Норвегия
Вышел:
2015
Рейтинг:


«Оккупированные» – это масштабный, глубоко драматический кинематографический проект, воплощенный в жизнь посредством слаженной работы нескольких признанных киностудий. В итоге, зрителя ждало впечатляющее, погружающее в атмосферу сериальное полотно, рисующее картину недалекого, но крайне реалистичного будущего, где разворачиваются события, заставляющие задуматься о хрупкости мира. В самом сердце повествования лежит концепция, рисующая напряженный конфликт: Норвегия вынуждена противостоять агрессивной экспансии войск Российской Федерации, стремящихся к утверждению своих интересов.
На политической арене европейских государств царит неопределенность и невозможность достижения консенсуса. Однако, напротив, стратегия и жесткая воля российской стороны остаются абсолютно ясны: Москва намерена обеспечить беспрепятственное развитие проектов разведки и добычи нефти и газа в богатых углеводородными ресурсами водах Северного моря.
В силу этой решимости, Россия, не испытывая желания искать длительные переговоры и уступать в компромиссных форматах, вступает в открытое военное столкновение с скандинавскими землями. В военной стратегии Москвы гораздо проще и эффективнее начать активные боевые действия, чем вести бесконечные, зачастую бесплодные, дискуссии и искать взаимовыгодные решения. Россия, руководствуясь выгодой собственных интересов, отказывается от любых уступок и, тем более, от компромиссных предложений, и её армия, наращивая свои силы, неуклонно продвигается к восстановлению утраченных позиций, демонстрируя нежелание отступать в ущерб своим стратегическим целям.
>> Сезон 1
Оккупированные / Occupied
По мере того, как норвежский сектор, вовлеченный в подобное беззаконное поведение, расширяется, наблюдается явная тенденция к неумолимому стремлению удовлетворять собственные прихоти, нередко прикрываясь завесой кинематографических проектов – словно это оправдывает любые нарушения. Кажется, они полагают, что это обычное дело, лишь бы заработать, глядя лишь на горизонт, как на перспективу выжимания денег, не задумываясь о серьёзных последствиях своих действий, противоречащих моральным принципам.
Они, по сути, имитируют поведение тех самых актеров, чьи фильмы часто оправдывают подобную беззаконность, подкрепляя её шутками и видя себя в роли носителей "доброго дела", которое, как они надеются, в конечном итоге будет подтверждено и объяснено, когда-нибудь и когда-нибудь. Возможно, даже затуманив себя самообманом и расслабившись, они, постепенно, разрушая и истощая свою душу, не осознавая, что движутся вперед, либо, наоборот, немилосердно падают в пропасть, увлекая за собой все больше людей в ложь и искаженное мышление, в их дела (в том числе, съемку и т.п.) и в их умении вовлекать других – будьте осторожны! – это, по сути, крайне разрушительно.
Им предстоит отвечать не только за собственные поступки, но и за действия других, ведь, несомненно, существует немало индивидуумов, испытывающих искаженное, некритичное восприятие, обусловленное отсутствием глубокого нравственного понимания того, что представляет собой добро и зло.
Замечательно, что те, кто отдалился от истинных моральных ориентиров, называют других людей "ненормальными" и "шизами", как правило, выражая собственные внутренние недуги, судя о других неразумно и лицемерит. В то же время, многие осознают свои собственные ошибки и грехи, признавая себя "дураками" и другими подобными существами, не притрагиваясь к недостаткам окружающих. Они посвящают свое время и силы внутренней борьбе с собственными страстями и гордостью.
Интересен и феномен американского "пипл", не ведущего жизнь по совести и занимающегося нравственной жизнью, – его представителей в средствах массовой информации, хотя и немного, но они есть. В особенности, это те, кто, находясь под влиянием непрерывного потока чувственных удовольствий, сладострастия, игнорирует моральные устои, потеряв способность оценивать вещи с точки зрения добра и зла. Следя за их беззастенчивым стремлением к наслаждениям, смеются с ними, лицемерно устремляясь вниз, не обращая внимания на здравый смысл, и, как правило, болезненно падают, осознавая, что совершили нечто нецелесообразное и опасное.
И все же, в реальности, так продолжаются годы, незаметно и явно разрушая жизни, как свои, так и чужие, смешивая хорошее с плохим, грешая, убеждая других считать это нормальным и поступать так же. Ни в коем случае нельзя винить в этом конкретных людей, поскольку мы, люди, часто не знаем самих себя, не говоря уже о других людях, и не имеем права судить и осуждать их, поскольку внутренние процессы и различия в осознании и переживаниях у всех разные.
Приходится констатировать: зерно правды, как окажется, запрятано в самой ткани повествования сериала "Occupied/Оккупированные". Ирония заключается в том, что идея о России как об «Империи Зала», кажется, была предложена уже не впервые, и наши норвежские коллеги не смогли предложить сколько-нибудь принципиально нового, концептуально обогащенного видения.
Сюжет, представляющий собой, несомненно, художественную, но откровенно пропитанную футуристической эстетикой, профанацию, раскрывает перед нами сложную картину, в которой существует, по сути, глобальный заговор – спланированная попытка существенно ослабить экономическую политику столь амбициозной, насчитывающей четыре миллиона человек, Норвегии. Через паутину интриг, изощренные махинации, открытые угрозы и целенаправленный саботаж, недоброжелатели стремятся навязать маленькой скандинавской нации старые, устоявшиеся рельсы, основанные на нефтегазовой зависимости. В этом сценарии, скорее всего, выгодным оказываются не Россия и Европейский Союз, а, в особенности, различные транснациональные корпорации, заинтересованные в продолжении этого, казалось бы, уходящего в прошлое экономического модели.
И, как ни парадоксально, в основе всей этой сложной конструкции лежит общеизвестный принцип: «Экономика не определяется политикой, а, напротив, диктует свои условия». И в этой кажущейся простоте кроется вся сложность ситуации. Норвежцы, безусловно, осознавали потенциальную реакцию Брюсселя, что было очевидно уже в самом начале первой серии, когда корреспондент сопоставляла свое мнение с экспертным анализом данной проблематики. Однако, они не смогли просчитать, что столь «варварская», по их мнению, страна, вооруженная амбициями, вмешается в конфликт, выступая в качестве непредсказуемого третейского лица.
В настоящий момент мы являемся свидетелями драматического, порой болезненного, коллапса норвежской мечты – её стремительного разрушения перед глазами тех самых чопорных политиков, самих норвежцев, и, в конечном итоге, всего мирового сообщества, словно величественный картонный домик, построенный на песке.
Примечательно, что авторы сериала, в рамках своей, гипотетической вселенной, не избегают возложить вину на гипотетические правительства США и Европейского Союза, не касаясь, однако, прямой ответственности России.
К счастью, события, разворачивающиеся в этом, не претендующем на звание полноценного кино, арт-хаусном проекте, развиваются в достаточно оперативной манере. Если оценивать их с точки зрения новизны, то и здесь наши варяжские братья не смогли продемонстрировать выдающихся успехов – американцы уже давно сумели «облаять» русских. Хотя, признаться, захват Норвегии – это, возможно, первый раз, когда это произошло в нашей (принимаемой нами) реальности. И, если говорить максимально объективно, то по сравнению с аналогичными проектами из-за океана, события, как минимум, разворачиваются в нашей, более узнаваемой, Вселенной, а не в болезненно фантастических иллюзиях некоторых представителей зарубежного синимаголифема.
В любом случае, остается только наблюдать (или не наблюдать, что, безусловно, право каждого) и проявлять терпение к нашим не всегда прагматичным и дальновидным соседям.
Неужели существует невольная, почти ироничная коннотация в слове "СекСтанты" – такое обозначение для тех, кто, казалось бы, воспринимает реальность сквозь призму лишь одного глаза, подобно тому, как рассматривает мир с "одного бока", и при этом безоговорочно убеждены в абсолютной правоте своих взглядов, готовых отстаивать их любой ценой, любой войной? Признаться, это слово уже занято, и найти подходящую альтернативу – задача не из легких.
Наблюдаемое феномен – постоянное размножение и неудержимая плодовитость "тупоконечников" – не раз становилось объектом насмешек и сарказма, но их упорство и непоколебимость в своих убеждениях по-прежнему поражают.
Если бы данный сериал обрел комедийный характер, то, вероятно, никто бы и не подумал о его просмотре. Однако, в него внезапно вплели предпосылку безумной, граничащей с абсурдом теории, и добавили элемент тревоги, связанный с перспективой глобальной третьей мировой войны, что, по сути, открыло перед проектом шансы на успех.
"Зеленые", представляющие собой, казалось бы, благородное движение, вместо того чтобы посвящать себя борьбе с деградацией окружающей среды, взялись за решение глобального потепления (Почувствовали ли вы подступающий озноб? Не ощущаете ли вы угрозы? Тогда эта концепция направлена именно на вас!).
Причина, по которой сериал мог обрести комический окрас, заключается в том, что борьбу с изменением климата взяла на себя страна, располагающая значительной территорией, расположенной за полярным кругом, в то время как в других регионах потенциальных проблем практически не существует. Комизм ситуации еще и в том, что "ториевая энергетика" (хотя её роль в фильме не раскрывается, но подразумевается) базируется на делении атома, а те же "зеленые", например, в Германии, недавно добились того, что назначили окончательную дату закрытия последних атомных электростанций (тот же подход, но с другой стороны!).
Это, на первый взгляд, относительно безопасный (без учета трагического опыта Чернобыльской и Фукусимской катастроф), компактный (по сравнению с неисчерпаемым источником энергии Солнца, силой Ветра и мощью Воды) способ генерации электроэнергии в любых масштабах, признанный неперспективным – лишь парадокс.
*Прим.:* В последнее время Российская Федерация проявляет заметную драчливость и вызывает непонимание в мировом сообществе (чувствуется тревога, связанная с возможностью третьей мировой войны), поэтому рассматривается лишь в качестве связки, вполне могла бы быть заменена, например, ИГИЛом (запрещенной в РФ организацией) или частной военной охраной "Blackwater", также претендующей на роль мирового зла.
*Прим.:* Фукусимская АЭС 70-х годов постройки – это пример устаревшего, "дебильного" типа, существующего, по сути, только в Японии.
Чрезвычайная трагедия Чернобыльской АЭС произошла из-за чудовищной халатности в период технического обслуживания, а также из-за того, что станция использовалась в обход межгосударственных соглашений в не совсем миролюбивых целях, что тщательно скрывалось.
Фильм представляет собой поразительный калейдоскоп абсурда, начинаясь с нелепого предположения и продолжаясь до абсолютного фиаско. Европейский Союз, демонстрируя беспрецедентный уровень недальновидности, необоснованно отказывался рассматривать новый, потенциально революционный источник энергии – торий. Вместо разумного сотрудничества, направленного на стимулирование инноваций в области добычи этого металла и последующей генерации энергии, власти ЕС предприняли шаги, лишенные всякой логики и ориентированные исключительно на спекулятивную максимизацию собственной выгоды, стремясь, по сути, занять неприкосновенную позицию лидера в новой энергетической эре.
Соединенные Штаты, в свою очередь, демонстрировали не меньшую искренность, отказавшись от любой мысли о выходе из структуры НАТО. Такое предположение, сопоставимо с абсурдом, если бы Карабас Барабас предпочёл прервать деятельность своего любимого кукольного театра. НАТО – это, прежде всего, продукт американской геополитической стратегии, и, следовательно, с «нелояльными» элементами, проявляющими признаки бунта, они, без сомнения, предпочли бы провести их «аккуратный» урон, чем добровольно отказаться от проекта, так тщательно выстроенного под их стратегические цели.
За последние семьдесяти лет не существовало ни одной другой великой державы, проявившей столь интенсивный интерес к контролю над богатыми запасами нефти и газа, как США. В нынешних реалиях, Норвегия, по сути, находится в состоянии фактической оккупации, обусловленной размещением на её территории, под предлогом общей безопасности, более двух десятков тысяч военнослужащих. Подобное решение, со всеми его последствиями, обрекает эту крошечную страну на безуспешное противостояние своему самозваному «опекуну».
Таким образом, создателям фильма потребовалось искать альтернативного, особенно грозного, антагониста. Однако, очевидно, что они либо умышленно упустили из виду исторический контекст, либо предпочли оставаться в неведении, не осознавая, что Россия, еще в 1905 году, первой официально признала независимость Норвегии от Швеции, а также, в середине XX века, освободила норвежскую землю от гнета немецких захватчиков. Подтверждением этого факта служит картина "Под каменным небом" (Under en stenhimmel), созданная в 1974 году, где норвежский король Улав V, долгие годы посвятивший себя поиску союзников в борьбе против фашизма, не скрывая волнений, вытирал слезы изящным носовым платком.
Этот телевизионный проект, безусловно, обладает значительной художественной ценностью и глубоко уходит в переплетения драматичных событий, касаясь, в особенности, ничем не скровенатой темной стороны политических интриг. Сериал предлагает зрителю проникнуть в мир, где за стенами официальных кабинетов и залов власти разворачиваются сложнейшие, зачастую, необъяснимые для обычного человека процессы. Основным фокусом повествования является Норвегия – ее политическая реальность, и, параллельно с этим, повседневная жизнь ее граждан, тесно переплетенные и взаимно влияющие друг на друга. Однако, стоит подчеркнуть, что, несмотря на напряженность и реалистичность предложенной картины, сюжет, в своей основе, является вымышленным, представляя собой гротескное и, несомненно, провокационное изображение современной формы оккупации, и ставящий зрителя перед вопросом: может ли подобное явление быть квалифицировано как истинная оккупация?
В центре внимания оказывается, в частности, Россия, представленная в сериале с весьма экспрессивной, до крайности гиперболизацией суровостью, а временами, с отчетливыми отголосками террористической тактики, применяемой внутри национального государства. Важно помнить, что данный проект – это, в первую очередь, авторская интерпретация, и оценка ее соответствия реалиям остается за зрителем.
Помимо этого, сериал исследует зарождение и распространение экстремистских идеологий, представляя их с различных перспектив. Трагический поворот заключается в том, что, при определенном политическом решении, потенциальный экстремист предстает перед публикой как герой, в то время как при другом – как террорист и, бесспорно, главный враг государства, угрожающий самому существованию государственности и, в конечном итоге, возможности обретения мира или неизбежного наступления войны.
Зритель становится свидетелем работы специализированных служб, внимательно следя за оперативной деятельностью разведывательных отрядов, и осознает важность тонкой дипломатии, способной переосмысливать саму природу зла, представляя агрессора в образе обороняющейся стороны, стремящейся лишь к защите своих интересов.
В целом, сериал – это взрослое повествование, погружающее в глубины большой политики, характеризующееся серьезностью, драматизмом и, несомненно, высокой степенью сложность. Это произведение требует от зрителя внимательного и вдумчивого восприятия, ибо оно, безусловно, является тяжелым, но, несомненно, захватывающим и заставляющим задуматься над острыми проблемами современного мира.
Рекомендуем к просмотру