Описание
Рецензии

Сериал Обрыв (1983)
Актеры:
Римма Маркова, Николай Иванов (I), Олег Корчиков, Олег Штефанко, Елена Соловей, Николай Кочегаров, Степан Крылов, Тамара Тимофеева, Елена Финогеева, Виталий Шаповалов, Юрий Шерстнёв, Марина Яковлева, Тамара Лебедева, Алла Текшина, Жанна Сухопольская, Сергей Свистунов
Режисер:
Владимир Венгеров
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1983
Добавлено:
сериал полностью из 2
(14.01.2020)
Рейтинг:


В кинематографической истории России особое место занимает сериал «Обрыв», созданный в 1983 году. Этот фильм, основанный на знаменитом романе Ивана Алексеевича Гончарова, повествует о судьбе Бориса Павловича Райского – интеллигента, уставшего от суеты мегаполиса и жаждущего тишины и спокойствия. На протяжении многих лет, этот человек, содержавший в себе глубокие размышления и склонный к философским вопросам, проживал в перенаселённом Санкт-Петербурге, ощущая тяготение к умиротворенной жизни.
Наконец, он принимает решение отделиться от городской суеты и отправиться в старинное, уединенное поместье, расположенное в живописной местности вдоль берегов величественной Волги. Этот отпуск был задуман как время для осознанного отдыха, возможность насладиться безмятежным великолепием провинциальных ландшафтов, где царит размеренность и простота деревенской жизни. Неожиданно для себя, Райский испытывает сильную тягу к уединенной, непросвещенной местности, к людям, лишенным изысканности и, возможно, не обладающим способностью к сложным интеллектуальным размышлениям.
В ходе своего пребывания в глуши, совершенно не планировавшего подобного поворота событий, Борис Павлович оказывается в эпицентре мощных, ослепляющих чувств, подвергнутый воздействию драматической любви, всепоглощающей страсти, а также встречает ряд необыкновенно ярких и запоминающихся личностей. Снятый по сценарию, соответствующему духу романа Гончарова, «Обрыв» стал вершиной творческого пути выдающегося режиссера Виталия Венгерова, его последним значимым кинематографическим шедевром, представленным широкой публике в 1983 году.
Этот кинематографический проект, основанный на эпической симфонии слова, созданной Гончаровым, представляет собой поистине неоценимый дар для всех, кто испытывает глубокую привязанность к этому произведению, и для тех, кто предстоит открыть для себя его великолепие впервые. Актерский ансамбль, представленный на экране, заслуживает искренней и нескрываемой похвалы – а музыкальное оформление, мастерски сотворенное гениальным Шварцем, мгновенно узнаваемо и завораживает, открываясь слушателю с первой же, безупречно исполненной ноты.
Экранизация сумела поразительно точно, с поразительной глубиной и тонкостью, воспроизвести неповторимый дух, отличающий величайшую классическую русскую литературу. Я отчетливо помню свои первые, ошеломляющие впечатления, вызванные этим фильмом – актриса, воплотившая образ Веры (Елена Финогеева), мгновенно запала мне в душу, являясь воплощением необычайной, почти гипнотической привлекательности, очаровательной и безупречно красивой, воплощающей в себе неповторимую классическую, строгую красоту русской души.
Вся актерская игра, от начала и до конца, выверена с невероятной точностью и художественным вкусом: Римма Маркова в роли величественной и сложной Татьяны Марковны Бережковой, Георгий Антонов, воплотивший образ загадочного и благородного Райского, Николай Кочегаров, мастерски исполнивший роль угрюмого и мудрого Марка Волохова, Марина Яковлева, создавшая яркий и запоминающийся образ скромной и отзывчивой Марфиньки, и Елена Соловей, воплотившая нежную и трогательную Полину Карповну – каждый актер сумел донести до зрителя самые тонкие нюансы характера своих персонажей.
Вопрос, почему эта выдающаяся экранизация, столь удачная и совершенная, не получила широкого признания и всеобщего восхищения в те времена, остается для меня совершенно необъяснимым. Напрасно, как мне кажется, не были замечены выдающиеся таланты тех актеров, в создании которого было вложено столько труда и вдохновения. Возможно, они не стремились к всеобщей славе и известности – кто знает? Но я убежден, что у них есть за что гордиться: они превосходно передали на экран весь спектр чувств и эмоций, заключенных в душе персонажей, и тем, кто знаком с оригинальным произведением, они навсегда будут благодарны за столь бережное и полное понимание его глубины и красоты.
Оценка, которую ранее высказал рецензент, по отношению к последнему кинематографическому творению Владимира Венгерова представляется предельной справедливой и заслуживает самых высоких похвал. Особого резонанса заслуживает тот факт, что это был завершающий этап в творческом пути столь выдающегося мастера, создателя, поистине, бесспорных художественных вершин, таких как «Кортик», «Два капитана» (1957 года) – это картина, пропитанная духом эпохи, и «Живой труп» с гениальным Алексеем Баталовым. Непревзойденное мастерство Венгерова в воссоздании атмосферы и деталей XIX века – это, несомненно, поразительное попадание в самую суть того времени: в переплетение жизни, обычаев, несомненно, в точный портрет быта и костюмов, отражающих нравы и взгляды того столетия.
Фильм, несомненно, воспринимается как своеобразное завещание, как некое предчувствие грядущих перемен, столь характерное для романа И.А. Гончарова, где затаилась зерно предзнаменований, предвещающих надвигающиеся катаклизмы. Марк Волохов, с его без исключений верным оружием, находится под неусыпным контролем правоохранительных органов, и сигнал тревоги, необходимость Веры бежать к нему после очередного выстрела, кричит о надвигающейся революции. Идеальное воплощение этого сложного, противоречивого персонажа – Николай Кочегаров, чей талант, несомненно, раскрылся в полной мере в его дуэте с Иваром Калниньшем в культовом киноэпоса «Маленькие трагедии» – это тоже безусловный шедевр.
Борис Райский, в исполнении Георгия Антонова, воплощен с филигранной точностью, с невероятной глубиной, раскрывая всю трагическую обреченность и надломённость этого человека. Римма Маркова, воплощенная в образе величественной, почти нерушимой дворянки, является воплощением той эпохи, ее достоинства и величия. Каждая роль, представленная в этом захватывающем сериале, представляет собой отдельную, самостоятельную историю, требующую вдумчивого анализа и восхищения. Впечатление, оставшееся после просмотра, было настолько интенсивным, настолько глубоким, что, казалось, не хватало слов, чтобы хоть сколько-нибудь приблизительно выразить свой восторг, свой искренний трепет перед этим произведением искусства. Выражаем глубокую благодарность нашему уважаемому порталу и его компетентной команде за предоставленную возможность вновь соприкоснуться с великими шедеврами кинематографа прошлых лет и с работами выдающихся режиссёров, способствуя сохранению и передаче культурного наследия.
Рекомендуем к просмотру