Описание
Рецензии

Сериал Кровавая барыня

Салтычиха
Актеры:
Юлия Снигирь, Кристина Бабушкина, Северия Янушаускайте, Фёдор Лавров, Влад Соколовский, Юрий Цурило, Даниил Муравьев-Изотов, Пётр Рыков, Марта Тимофеева, Игорь Ясулович
Режисер:
Егор Анашкин
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
15-16 серия из 16 (01.03.2018)
Рейтинг:
7.48
6.40
Мы погружаемся в запутанные нити времени, отправляясь в эпоху, окрашенную холодным светом восемнадцатого века. В эпицентре внимания, окутанном тайной и зловещей интригой, разворачиваются события, непосредственно связанные с интенсивными расследованиями, осуществляемыми в обширной Российской Империи. В ход идет неустанная охота на особо опасного преступника – женщину, чье имя уже прочно вошло в анналы истории как воплощение жестокости и непостижимой непредсказуемости среди преступниц того времени. Представьте себе немыслимую дихотомию: за фасадом благородной столбовой дворянки, за маской безупречного протокола и показной учтивости, скрывалась душа, отравленная безумной и неистовой жаждой смерти – душа душегубки. Дарья Салтыкова, женщина, чье имя стало синонимом трагедии, возникла в контексте болезненного, доводящего до отчаяния чувства, раздиравшего ее сердце по отношению к Сергею Салтыкову, ставшему любимцем и фаворитом самой императрицы. Ее действия, вызванные этим невыносимым мучением, были отмечены крайней жестокостью и поражали своей непредсказуемостью, превращая ее в объект не только страха, но и глубокого, почти религиозного ужаса. В центре этого мрачного происшествия – трагический переплет судеб, переплетённый с роковыми обстоятельствами и невыносимой боли, ставшей причиной невообразимых злодеяний.
В дискуссиях, окружающих экранизацию событий, связанных с фигурой Салтычихи, часто звучат замечания о ее исторической достоверности, однако, на мой взгляд, это представляется весьма показательным и захватывающим театральным произведением, насыщенным яркими, динамичными и, безусловно, увлекательными костюмированными сценами. Не стану углубляться в излишние детали исторических фактов и попыток выловить призрачные сведения о трагической судьбе этой женщины – её история давно известна и, к сожалению, увы, трагична. Я стремлюсь сосредоточиться на собственном впечатлении от самого произведения. Особого восхищения заслуживает игра Юлии Снигириной, воплотившей на экране образ главной героини. Редко удается актрисе столь полно и убедительно вжиться в роль, как это сделала Снигирина. Её мимика, манера речи, даже походка претерпели значительные изменения от одной серии к другой, неуклонно превращая невинную, почти одухотворённую богомолку в воплощение кровавой, озлобленной барыню. Мне особенно понравилось, что авторы сознательно использовали приём "Никто не звереет без причины", продемонстрировав историю Дарьи с самых истоков. Мы видим, что её психическое расстройство, проявившееся еще в детстве и передающееся матери, изначально списывалось религиозными деятелями на безумие и одержимость. Сурового отца, не верящего в её исцеление, отдалившего её от церкви, оставили в беде, а Дашу пытались примирить через обряды. Не менее впечатляет игра актрисы, исполнившей роль маленькой Даши – давно я не видела столь талантливых юных актрис в российском кинематографе. Она настолько достоверно и безупречно воплотила свой образ, что произвело на меня неизгладимое впечатление. Развитие событий в сериале происходит с неспешностью, акцент смещен на внутренний мир героини и её личную драму, а не на описании её, скажем так, бесчинств. Конечно, эти эпизоды занимают важное место в картине, но каждый поступок Дарьи тщательно проработан, объяснен и не является выдумкой. Перед зрителем предстаёт глубоко несчастная женщина, оказавшаяся в ловушке обстоятельств, вынужденная столкнуться с безжалостной системой, в одиночку и без поддержки. Женщина, выросшая в стенах монастыря и совершенно незнакомая с жизнью, которую её грубо вырвали из этих стен. Это, безусловно, не оправдывает ее жестоких поступков, однако вызывает искреннюю жалость и сочувствие. Будучи человеком с добрым сердцем, Дарья сломалась под тяжестью жизненных невзгод: ненавистный брак, несчастная любовь, родственники-интриганы и, что самое главное, полная изоляция и отсутствие поддержки. Прислуга кланяется в ноги, но готова к предательству в любой момент, тайно питая к ней ненависть. В какой-то момент хрупкое сознание Дарьи не выдерживает, и она поддается своему недугу. Сериал наглядно демонстрирует разрушительное воздействие власти и череды неудач. Снигирь безупречно передала образ Салтычихи; не было ни одной сцены, в которой я не поверила её игре – она просто великолепна! Удивительно, что эта картина не получила широкого признания, затерявшись среди примитивных и однообразных мелодрам о провинциальных красавицах и их миллионерах. "Кровавая барыня" – это настоящая галерея человеческих чувств и пороков: безудержная любовь, всепоглощающая ненависть, неисчислимое предательство, болезненное безумие, хрупкие надежды… Я абсолютно уверена, что пересмотрю этот шедевр ещё не раз. Редко в последнее время меня что-то так сильно трогает и заставляет задуматься.
Закончила просмотр этого сериала, и, признаться, меня охватило чувство... довольно противоречивое. Если попытаться сформулировать, я бы назвал это впечатлением «исключительно захватывающим». Особенно, если отбросить с самого начала категоричное обозначение его как «исторической» драму и рассматривать его скорее как продукт жанра фэнтези, сотканный из волшебных нитей. Создатели, кажется, сознательно отказались от точного следования исторической хронологии, предпочитая следовать, скорее, духу эпохи, ее атмосфере и настроению. И это, на мой взгляд, весьма удачное решение. Подобное смещение акцентов позволяет выпустить на волю воображение и создать поистине кинематографически привлекательный продукт. Нельзя не отметить, что авторам, безусловно, удалось добиться того эффекта, который, как они, вероятно, и планировали – вызвать у зрителя чувство трепета и волнения. Появилась персонаж императрицы, элегантная и властная, а также несколько других женщин, не претендующих на реалистичность в исторических рамках. И, надо сказать, это, в конечном итоге, способствовало созданию серий, вызвавшим, несомненно, положительную реакцию у большинства зрителей. С учетом столь смелой интерпретации событий, не было бы удивлением, если бы даже появление Солтыкова в роли одного из любовников императрицы после смерти Петра III, а также отсутствие Орловых в сюжете, не вызывали бы особого возмущения. Актерская игра, в целом, действительно достойна внимания. Вера в безумие главной героигиня не вызывает сомнений, а ее образ – убедителен и даже завораживает, заставляя поверить в ее истинную природу, в ее трансформацию во ведьму. Однако, персонаж императрицы, на мой взгляд, несколько разочаровал – ее игра не достигла той глубины и многогранности, которую можно было ожидать. Остальные актеры, напротив, играют весьма убедительно, с поразительной достоверностью. Костюмы, созданные для сериала, просто шикарны! Однако, нельзя не отметить, что мастер парикмахерства нуждается в срочной переподготовке, а также, возможно, стоит провести дополнительное обучение для портного. Ведь никто из представителей высшего света, и особенно помещицы, подобной Солтыковой, не посмела бы облачиться в столь бесформенное платье. Корсет, как символ статуса и незыблемой красоты, был неотъемлемой частью гардероба того времени, а соответствующий указ, установленный Петром Первым, существовал и продолжал действовать, отражая не только букву закона, но и, что гораздо важнее, – дух эпохи. В итоге, мое впечатление от просмотра оказалось неоднозначным. Я закончила просмотр сериала, не желая оставлять что-то недосмотренным, что является для меня принципиальным моментом. Пересматривать эту работу я, несомненно, не стану. И, скорее всего, я порекомендую ее своим друзьям лишь как забавную, но совершенно несерьезную историческую нелепицу – осознавая, что это, прежде всего, продукт художественного воображения.
Мой подход к российскому кинематографическому искусству, в частности к сериалам, всегда отличался некоторой резервированностью и критичным взглядом. Однако, данный проект, привлеченный любопытство исключительно обложки и заголовка, поначалу вызвал у меня искреннее восхищение. Первые минуты повествования невольно отзывались декорациями и атмосферой, словно перенося в мир произведений Гоголя. Но чем глубже я погружался в просмотр, тем сильнее поражало мастерство исполнения – феноменальная проработка деталей, филигранная работа с костюмами, пристальное внимание к мельчайшим нюансам мимики и жестов актеров, задействованных в сценических постановках. Иногда, действительно, в рамках этого проекта возникала тенденция к ощущениям бессмысленности, заставляя меня с нежеланием закрывать открытые вкладки в браузере в поисках более захватывающей и содержательной истории. Но в данном случае это не случилось. Здесь, безусловно, можно было увлеченно смотреть. Особое внимание привлекают трагические и эмоционально насыщенные сцены, к которым умело и тонко подобрана музыкальная палитра. Особую значимость приобретает акцентирование внимания на глубинных слоях человеческой психики, на воссозданном характере персонажей в сценах, представленных на экране. Передается невероятно достоверно атмосфера ушедшей эпохи, погружая зрителя в нужную временную реальность. Особенно поражает реалистичное изображение взаимоотношений простого крестьянства, его отношении к неизведанным сферам, к мистическим увлечениям, к загадкам колдовства. Актерский состав был безупречно подобран к конкретным эпизодам повествования, что усиливает эффект погружения. В частности, момент, когда царица, скрепя сердце, решает заменить смертную казнь пожизненным заключением в темнице, вызывает у зрителя глубокое сопереживание – проникаешься её муками выбора и ощущением безысходности, связанной с подписанием бумаги. Замечательна реакция приговоренной, её отчаяние, поражённость народа, который оказался раздвоенным между лояльностью государя и обвинением. Зрителю предоставляется уникальная возможность взглянуть на ситуацию с различных точек зрения: с позиции монаршей особы, находящейся в личной драме, с точки зрения приговоренного, оказавшегося на колоде, и с позиции народа, раздираемого противоречивыми чувствами.
Изначальный посыл сериала, к сожалению, оказался лишь мимолетным удовольствием. Юлия Снигирь, безусловно, обладала схожей с Евой Грин из "Сказки по дешёвому" выразительностью и способностью создавать гнетущую, насыщенную атмосферу, однако, последующие сюжетные ходы и драматургия совершенно утратили эту первоначальную привлекательность. Сценаристы, словно в попытке достижения позитивного эффекта, невольно запутались в сложных и противоречивых переплетениях, что в итоге привело к полному искажению художественной целостности. В отличие от "Белой королевы" или "Принцессы", где магия и любовные линии были представлены с изяществом и вниманием к деталям, сериал "Барин" демонстрирует лишь жалкое подобие, лишенное всякого подлинного достоинства. В отношении исторической правды, стоит отметить, что сериал делал акцент не на буквальном воспроизведении событий, а скорее на отражении духа эпохи, как это было заявлено в титрах: "Мы следуем не букве истории, а духу". Однако, лишь поверхностное знакомство с жизнью дворянского общества, с судьбами крепостных крестьян – мужчин и женщин – едва ли может служить оправданием столь неудачной реализации замысла. К сожалению, некоторые зрители продолжают безосновательно восхвалять изображения, в которых 18-й век изображен как время незримого, невозбранного обожания для дам, что, как правило, вызывает справедливое возмущение. Крайне неприемлемо, на мой взгляд, романтизация и, тем более, оправдание деяний преступников, вне зависимости от их пола и социального статуса. Такие кинематографические произведения, к сожалению, нередко способствуют формированию у подростков ошибочного представления о мире, стимулируют нездоровый эмпатичный интерес к реальным осужденным, что, в конечном итоге, может привести к образованию деструктивных союзов с преступным элементом. Если абстрагироваться от исторического факта существования Салтычихи, то сериалу, возможно, заслужить оценку 3,7 из 5. Однако, завершающая часть повествования, к сожалению, окончательно "загрязнила" весь проект, оставив после себя лишь ощущение разочарования и бессмысленности.
Этот телевизионный проект оказался поистине захватывающим и глубоко погружающим зрителя в загадочную эпоху, вдохновлённую зафиксированными в летописях событиями прошлых столетий. Безусловно, авторам предпришлось прибегнуть к творческой интерпретации, добавив некоторую художественную вольность, что типично для художественного кино, но, на мой взгляд, перекос в сторону чрезмерного наращивания сцен насилия и жестокости, порой граничащих с садизмом, кажется излишним и, возможно, обусловленным специфическим вкусом определённой аудитории, предпочитающей подобные визуальные образы. Особо хочется отметить выдающуюся актерскую игру, в особенности блестящее исполнение женских ролей. Юлия Снегирь, Кристина Бабушкина и Северия Янашускайте продемонстрировали поразительную убедительность и глубину, создав яркие и запоминающиеся образы. Мужские персонажи, к сожалению, не смогли достичь такого же уровня исполнения, и выглядели, порой, несколько приглушенно и менее выразительно, в сравнении с сильными женскими персонажами. Произведение поражает вниманием к деталям исторической эпохи, особенно в плане костюмерного решения. Костюмы, безусловно, создают атмосферу того времени и достоверно воспроизводят культуру и быт, позволяя зрителям получить представление не только о судьбе самой Салтычихи – легендарной крестьянки, чья история, как я знала из школьных учебников, была исключительно мрачной и отмеченной жестокостью и бесчеловечностью, но также и о жизни людей, окружавших её, о их страданиях и надеждах. Создатели смогли предложить зрителю комплексное повествование, раскрывая не только акт злодеяния, но и его последствия. Несмотря на то, что сериал не предназначен для просмотра несовершеннолетними, я настоятельно рекомендую его к просмотру – скучать точно не придется. При необходимости, зрители, не склонные к восприятию подобных сцен насилия и жестокости, могут их пропускать. От всей души благодарю создателей сериала за их мастерство и творческий подход, а также администрацию сайта за предоставленную возможность ознакомиться с этим произведением!