Описание
Рецензии

Сериал Конвой PQ-17
Актеры:
Андрей Мерзликин, Валерий Дьяченко, Борис Войцеховский, Валерий Величко, Алексей Девотченко, Сергей Цепов, Мария Беккер, Валерий Доронин, Владимир Маслаков, Алексей Дедов
Режисер:
Александр Котт
Жанр:
боевики, драмы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 8
(05.05.2012)
В поздней стадии июня 1942 года из очарованного мерцанием северного сияния исландской столицы, Рейкьявика, по волнам Атлантики, словно живые, двигались многочисленные торговые суда, принявшие кодовое обозначение PQ-17. Их долгий и, несомненно, опасный путь лежал в направлении российской земли. Перед экипажами этих кораблей разворачивалась перспектива столкновения с неистовыми природными катаклизмами – с ледяными дыханиями, пронизывающими до самых костей, с неумолимым продувающим ветром и с бушующими на морской глади штормами, грозящими унести корабли в пучину забвения.
Немецкая авиация, представленная колоссальными бомбардировщиками, способными на мощнейшие удары, и хорошо вооруженные подводные лодки, осуществлявшие неустанную разведку и наносившие точечные удары, оказывали ожесточенное сопротивление, серьезно затрудняя передвижение каравана. Однако, самым коварным и страшным противником для этого огромного флота, осуществлявшего столь рискованное патрулирование, стал немецкий линкор «Тирпитц» – корабль, чье имя само по себе вызывало леденящий ужас в сердцах английских адмиралов. Неужели можно было не ощущать всепоглощающей тревоги, видя этот могучий исполин, грозящий в любой момент сорвать все планы и привести в хаос всю операцию. В этих обстоятельствах, оставалось лишь преклонить колени в мольбе о сострадании небес, надеясь на чудо, на помощь высших сил при встрече с этим устрашающим линкором.
В последние годы я испытываю определенное разочарование, наблюдая за тенденциями в кинематографе, особенно в жанре исторических сериалов, посвящённых Великой Отечественной войне. Порой, проекты, объявляемые как «реалистичные» и «точные», терпят весьма скромное признание критиков и зрителей – явление, представляющее собой парадокс. Осознание этого пришло ко мне после просмотра нового проекта, затрагивающего эту трагическую страницу истории. До недавнего времени, я, признаюсь, средиземно смотрел множество подобных лент, в том числе и знаменитый фильм "Ангелы смерти" Алексея Озерова, вышедший ещё в 1993 году, который, несомненно, оставил заметный след в сознании многих. Хотя, следует отметить, что мои предпочтения в просмотре сериалов эволюционировали, и сейчас я реже посвящаю себя просмотру подобных проектов. Тем не менее, любопытство подсказало мне взглянуть на новое творение.
При пристальном рассмотрении, становится очевидно, что современные коммерчески ориентированные кинопроекты, прежде всего, руководствуются необходимостью сохранения имиджевого достоинства авторов, насыщаясь, безусловно, огромными доходами, полученными от зрительского внимания. Появление массового интереса и высокие рейтинги, несомненно, могут быть усилены эффективной рекламной кампанией. Однако, в итоге, конечный продукт, к сожалению, зачастую оказывается крайне слабым и не соответствует возложенным надеждам. Меня глубоко тревожит тенденция, наблюдаемая в современных телепроектах, посвящённых Великой Отечественной войне – они, увы, становятся все более примитивными и деформированными. Авторы сценариев, похоже, не стесняются использовать чрезмерный драматизм, часто прибегают к упрощенным, стандартизированным шаблонам при создании образов персонажей, и, в целом, вызывают у меня некоторое недоверие в отношении изменений, внесенных в оригинальный сюжет, а также в преобразование исторической основы.
На мой взгляд, коммерческие интересы играют в этих проектах абсолютно доминирующую роль. Пожалуй, трагично, что у нас, зрителей, не появляется возможность увидеть это время, окрашенное в ярких красках человеческих историй, полных настоящих трагедий, серьезных потерь и неиссякаемой мужественности. И все больше и больше жанр “военного фильма” тонет в море этиопической мелодраматической ерунды, подобной “Тёмной ночи” Дмитрия Астрахана или бесмысленным псевдокомедиям, таким как "Даже не думай!".
В частности, сериал "Конвой", который был весьма широко рекламирован и обладал неплохой зрительской базой, показался мне чрезвычайно прилизанным и, к сожалению, не обладающим высокими художественными достоинствами. Зрителям была представлена история о мурманском конвое, который, к сожалению, оказался на треть спасенным от гибели во время Великой Отечественной Войны – показательно, не сказать ничего. Основной проблемой, на мой взгляд, является эпизодичность повествования. Авторы сценария, как мне кажется, представляют разрозненные, не связанными между собой отрывки из истории. Это, на мой взгляд, является существенной ошибкой. Боевые сцены выглядят неубедительно, как будто их создавали не современные авторы. Сюжетная канва во многом основана на житиях конкретных людей, связанных напрямую с центральной сюжетной линией, что, к сожалению, не позволило создать повесть о "людях войны”. Мне было крайне жаль, что всё это привело к шаблонности и низкому качеству исполнения. Попытки донести драматизм, к сожалению, не увенчались успехом.
Несмотря на это, утверждать, что всё было сделано на высшем уровне, некорректно. Однако, несмотря на очевидную поверхностность и шаблонность работы Александра Котта, режиссера “Ехали два шофера”, показывающей этот фильм, выглядит не убедительно, и, как мне кажется, не цепляет большую часть зрителей - типичная современная поделка, созданная для просмотра перед программой "Время" и, возможно, для повторного показа завтра днем. Я, к сожалению, не советую тратить на это время. В общем, позвольте мне, скромно, порекомендовать этого зрителя. Оценка - четыре из десяти. Жаль, что у проекта были потенциальные перспективы.
Экранизация 2004 года, многосерийный фильм под названием «Конвой PQ-17», является непосредственным воплощением на большом экране произведения писателя Валентина Пикуля – «Реквием каравану PQ-17». Этот кинематографический проект, вобравший в себя драматизм и напряженность событий, развернувшихся в 1942 году, был вдохновлен героическим, но трагически завершившимся походом советского конвоя, высадившегося 27 июня в Архангельск из Рейкьявика. Изначально названный PQ-17, этот судовую армада несла жизненно важный груз в Советский Союз, прокладывая путь через бескрайние просторы северной Атлантики, где его постоянно подстерегала смертельная угроза со стороны немецкого военно-морского флота и его авиации. Особую опасность представлял собой грозный немецкий линейный корабль «Тирпиц», символ вражеской мощи и неумолимого натиска.
Получив оперативные данные о появлении «Тирпица» с базирующейся на Севере информации-станции, британское Адмиралтейство, демонстрируя решимость и профессионализм, отдал распоряжение кораблям, приданным к конвою, немедленно изменить курс и направить свои силы в встречное движение, чтобы противостоять немецкому линкору. Транспортным судам же было предписано, напротив, рассредоточиться и продолжить свой поход поодиночке, что, к сожалению, привело к катастрофической ситуации. В результате, эти транспорты, лишенные должного прикрытия, стали легкой добычей для вражеских подводных лодок и авиационных налётов, в результате чего было потоплено двадцать два транспорта и два вспомогательных судна, представляя собой колоссальные потери для советского флота. Эта трагедия, по всей видимости, стала следствием ошибок в оперативной разведке, не до конца просчитанных рисков.
О писателе, Валентине Пикуле, стоит сказать несколько слов. Пикуль – выдающийся советский автор, посвятивший свой талант исторической и военно-морской тематике. Его произведения, обладавшие необычайным драматизмом и реалистичностью, пользовались колоссальной популярностью в эпоху, когда их, по слухам, отчаянно искали и продавали, порой, буквально "из-под полы". Можно с уверенностью назвать его одним из «модных» писателей советской эпохи. Однако, немало представителей интеллигенции того времени, считали чтение произведений Пикуля ниже своего достоинства, приписывая эти книги удел исключительно мещанского сословия – бухгалтеров, экономистов и других представителей мелкой бюрократии. И, тем не менее, зря они пренебрежительно относились к его произведениям. Пикуль подходил к написанию исторических романов с предельной серьезностью, и, несмотря на критические замечания о некоторой вольности в повествовании, его труды, как ни парадоксально, оказались основанными на глубоком анализе исторических документов. Как и знаменитый «Война и мир» Толстого, не являющийся строго историческим произведением, сериал, снятый Александром Коттом, заслуживает восприятия не как абсолютной истины, а как художественное произведение, основанное на определенных творческих интерпретациях.
Идея вставки документальных фрагментов, озвученных по фактам, представлялась весьма оригинальной и интересной. Однако, к сожалению, избежать неточностей не удалось. Особо бросается в глаза негармоничность в кадре – присутствие современного катера-сторожевика, совершенно не соответствующего эпохе и масштабу происходящих событий. Кроме того, сюжет показался несколько фрагментированным, лишенным целостного повествования и последовательного развития событий. Действие разбито на отдельные эпизоды, что может отвлекать от общего впечатления. Несмотря на эти недостатки, сериал в целом получился довольно неплохим и заслуживает внимания, особенно учитывая, что его посмотрела я с большим удовольствием.
Встречайте, позвольте поделиться своими размышлениями, возникшими после просмотра захватывающего, хотя и несколько неоднозначного, телесериала под названием «Конвой PQ-17». Не могу не отметить, что в самом названии присутствует определенная неточность; повествование, по сути, охватывает не только сопровождение конкретного каравана, но и шире – всю сложную и драматичную историю, окружающую его.
После тщательного просмотра, я осталась с весьма неоднозначными ощущениями, поскольку телесериал, на мой взгляд, в значительной степени опирается на повествование, заложенное в книге выдающегося писателя Валентина Пикуля. Важно подчеркнуть, что Пикуль создал художественное произведение, а не строго исторический трактат. Сюжетная линия развивается с ощутимым скачкообразным характером, то резко перескакивая с одного события на другое, то задерживаясь на несущественных деталях, что, увы, подрывает целостность и достоверность происходящего.
К сожалению, количество нестыковок, наблюдаемых в сериале, поразительно велико, причем многие из них носят исключительно глупый и абсурдный характер. Отсутствие логики в повествовании, к сожалению, полное, и подобные отклонения совершенно не соответствуют реальным историческим обстоятельствам. Нельзя не упомянуть и факт приписывания определенных фраз людям, чья личность не связана с описываемым периодом, что, на мой взгляд, является совершенно недопустимым. Наблюдателю, незнакомому с историей, эта неточность, вероятно, не бросится в глаза, однако, с другой стороны, возникает вопрос: зачем намеренно предоставлять зрителям заведомо ложную информацию?
Несмотря на все вышесказанное, я категорически отвергаю возможность называть этот сериал историческим. В его основе лежит, безусловно, основанный на факте исторический эпизод, но его раскрытие выполнено в рамках художественного, вольно интерпретированного сценария.
Однако, если рассматривать сериал как самостоятельное художественное произведение, то, признаюсь, он демонстрирует определенный потенциал и способен вызывать интерес. Визуальная составляющая, включая великолепные панорамные виды – появление авиационной техники, морских судов и бескрайнего моря – определенно добавляет зрелищности и делает просмотр весьма эффектным.
В заключение, я считаю, что сериал, к сожалению, не до конца реализован. Если сценаристам пренебречь попыткой навязывания художественной интерпретации и придерживаться строго военно-исторического подхода, то, без сомнения, «Конвой PQ-17» стал бы настоящим шедевром. Крайне жаль, что история была затронута лишь поверхностно, не получив должного внимания и проработки.
Рекомендуем к просмотру