Описание
Рецензии

Сериал Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур / Jeanne Poisson, Marquise de Pompadour
Актеры:
Элен де Фужроль, Венсан Перес, Шарлотт де Тюркейм, Розмари Ла Волле, Дамьен Жуйро, Элизабет Маргони, Дженнифер Декер, Леа Вяземски, Хлоя Стефани, Патрик Одекюр
Режисер:
Робин Дэвис
Жанр:
исторические
Страна:
Франция
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 2
(17.02.2016)
Рейтинг:


Уходящее прошлое, словно запутанный лабиринт, хранит в себе бесчисленное количество тайных поворотов и захватывающих интриг. И, отбросив все периферийные события – будь то масштабные военные столкновения, не всегда отличавшиеся особой яростью и пристрастием – зачастую наиболее увлекательные истории складывались вокруг неприкосновенной власти королевского престола.
Бесчисленные битвы, вовлекавшие в свое орбитальное влияние целые армий, редко достигали той накалывания напряжения и непомерного энтузиазма, которое испытывали люди, отчаянно борющиеся за возможность занять самое почетное и влиятельное положение в государственном строе. В центре этой драматичной борьбы, на протяжении полвека, находилась фигура маркизы де Помпадур – женщина, чье влияние на короля было столь колоссальным и многогранным.
В течение пяти последовательных лет она являлась безраздельной любимицей, неиссякаемым источником нежной страсти и вдохновения. А затем, в последующие пятнадцать лет, ее роль кардинально трансформировалась – она превратилась в невоспетую и, по сути, единственную в своем роде ближайшую консультантку, оказывающую глубочайшее влияние на решения, касающиеся управления государством, а также советующую монарха по самым личным и сокровенным вопросам. Уникальность фигуры маркизы де Помпадур заключалась в том, что она, в отличие от большинства других фавориток, сумела не только сохранить свою близость к королю, но и избежать той разрушительной волны охлаждения, которая часто постигала дам, занимавших столь же привилегированное положение при дворе.
Встречайте! Позвольте поделиться своими размышлениями относительно недавно завершившегося телевизионного проекта, посвященного жизни, безусловно, одной из самых загадочных и обсуждаемых фигур эпохи Людовика XIV – Жанне д’Альянс, широко известной под прозвищем Пуассон. Этот сериал, занимающий приблизительно три часа экранного времени, был представлен зрителю в формате двух отдельных выпусков, охватывающих весь жизненный путь Жанны, начиная с её неожиданной встречи с королем и заканчивая её последними днями. Зритель получил возможность наблюдать за ней в двойственной роли: с одной стороны, как объект страсти и честолюбия могущественного монарха, а с другой – как влиятельного советника, оказывавшего существенное влияние на политическую жизнь Франции.
Несомненно, данный проект, в первую очередь, будет интересен ценителям истории и тем, кто испытывает неподдельную тягу к познанию биографии выдающихся личностей прошлого. Всегда любопытно, каким образом историки и режиссеры интерпретируют сложные и противоречивые эпизоды из жизни человека, вызывающего в нас искренний интерес. Я, лично, не остался под влиянием увиденного, в большей степени из-за того, что сюжетное повествование, касающееся политических интриг и захватывающих любовных историй, представляло собой лишь поверхностную, неглубокую интерпретацию значимых событий. Было бы предпочтительнее, если бы авторы сосредоточились на раскрытии либо политических аспектов, либо любовного треугольника, а не пытались уместить в рамках одного повествования столь многогранные темы.
В итоге, нам было показано лишь смутное отражение взаимоотношений короля и его главной любовницы, а также полупритянутый за уши образ женщины, игравшей, по заявлениям создателей, ключевую роль в судьбе Франции.
Особого удовольствия я не испытал, наблюдая за изображением самого Людовика XIV и его сына, дофина Франции. Сведения о том, что эти выдающиеся деятели эпохи не обладали глубокими знаниями в области государственного управления и науки, не означали, что их необходимо было изображать как полных невежд. Дофин, в частности, был представлен в роли совершенно нелепого и нелепо говорящего персонажа, что, на мой взгляд, являлось существенным минусом проекта.
Стоит отметить и то, что между королем и его супругой существовала разница в возрасте около семи лет. Авторы фильма выбрали актрису, которая, на мой взгляд, выглядела значительно старше, чем её персонаж, Венсан Перес, а на неё дополнительно был наложен грим, что, несомненно, исказило историческую достоверность. Такое восприятие реальности было, мягко говоря, неудачным.
Я склонен полагать, что данная особенность была намеренно допущена, поскольку король, в силу своей характера, всегда проявлял холодность и отстраненность в отношениях с супругой. Создатели, вероятно, попытались усилить драматизм повествования, создав, таким образом, определённую атмосферу напряжённости и неверности. Но я, лично, не разделяю этой концепции.
Критиковать этот проект с точки зрения исторической точности я, пожалуй, не стану – он, в определенной степени, представляет собой достойную работу среди подобных проектов. Однако, он не вызвал у меня ни малейшего желания сопереживать происходящему, не предложил ничего нового и интересного, не заставил меня задуматься. Я рекомендую смотреть этот сериал лишь с целью расширения своего кругозора и ознакомления с историческими фактами.
Фильм представлял собой своеобразный парадокс, почти гротескный суррогат, созданный людьми, чье восприятие истории и ушедших эпох было, мягко говоря, весьма отдаленным от истинного понимания. Это была попытка, казалось бы, невозможная – представить прошлое глазами тех, кто не знаком с бытом, нравами и эстетическими идеалами другого времени, лишенная банальных, навязанных клише современного кинематографа.
В центре повествования – актриса, воплотившая главную героиню, чья игра была на грани карикатурности. Её грим, перегруженный нарочитой театральностью, отсылающий к облеченным в пышные платья и умудряющимся сохранять невинный вид диснеевским принцессам, в течение двух коротких, но насыщенных минут была подвергнута бесконечной, почти патологической демонстрации работы лицевых мышц, в свете, отвлеченном от общего впечатления.
Зрительный зал, представленный в балле – необычным зрелищем, где светские дамы в роскошных нарядах с гордостью скакали галопом, словно полковые лошади, а кавалеры, не сдержавшись от радости, обжимались, словно в дорогом борделе.
Любовная сцена, в которой король, по какому-то необъяснимому причинам, сваливается безвольно на землю в какой-то выветренной пещере (зачем обойтись без элегантной, хотя и мрачной, лестницы в подвале?), порождала диссонанс и вызывала смех.
В фильме были запечатлены неоправданно упрощенные и несколько неуместные элементы – сцена страсти, запечатленная в карете (примирение с техническим прогрессом, несомненно), и попытка воссоздать повседневную жизнь сцены, включающие в себя некий “аутентичный” показ продуктов, лежащих у некоего хала-бала (холодильника) – создавая ощущение, что режиссеры попытались впихнуть в исторический контекст элементы современной жизни, опираясь, в основном, на предположения и экстравагантные догадки.
Особенно поразительно было зрелище – ряженные персонажи, упорно пытавшиеся изобразить нравы 21 века, расположенные в декорациях, старательно воссоздающих атмосферу той эпохи, создавая впечатление, как будто история стала игральной, созданной с использованием инструментов, не соответствующих ее сути.
Рекомендуем к просмотру