Описание
Рецензии

Сериал Хождение по мукам (1977)
Актеры:
Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Юрий Соломин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Инна Гулая, Валерий Погорельцев, Георгий Бурков, Андрей Юренев, Анатолий Кацынский, Артем Карапетян
Режисер:
Василий Ордынский
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 13
(24.07.2017)
Позвольте пригласить вас в великолепие Санкт-Петербурга, ныне располагающего нас в году, несомненно, выдающемся – 1914-м. В воздухе витает предчувствие кардинальных перемен, неотвратимой, казалось бы, революционной бури. В этот период, пронизанный печатью упадка и угасания, наблюдается стремительное снижение могущества дворянства, усугубляемое декадентской атмосферой, царившей в слоях интеллигенции, а также пробуждающееся напряжение и предчувствие перемен у широких масс населения, ощущающих надвигающийся сдвиг в исторической картине. Усиливаются противоречия между различными социальными группами, перерастающие в острую, зачастую скрытую, вражду.
В эпицентре повествования оказываются две, несомненно, очаровательные девушки – Даша и Ката. Они, словно две яркие звезды, пытаются создать и укрепить свою собственную, интимную вселенную, погружаясь в водовороты личных переживаний, принимая сложные, далеко не всегда очевидные жизненные решения и, в конечном итоге, открывая для себя нечто большее – искреннюю, настоящую любовь, способную преобразить их судьбы и, возможно, внести свой вклад в судьбу целого города, задыхающегося под гнетом грядущих потрясений. Сериал, таким образом, становится глубоким исследованием сложности человеческих взаимоотношений на фоне драматических событий, оставляя зрителю возможность задуматься о вечных вопросах морали, выбора и, в конечном итоге, о неизбежности судьбы.
«Хождение по мукам» – телесериал, созданный в семидесятые годы по монументальному роману Алексея Толстого, представляет собой произведение, которое, на мой взгляд, заслуживает особого внимания каждого, кто ценит историю своей родины и стремится глубже понять сложную и трагическую эпоху начала XX века. Этот фильм – своеобразный портал в мир, где зарождались революционные настроения, где разворачивались жестокие сцены гражданской войны и где судьбы отдельных людей оказались неразрывно связаны с переломными моментами российской истории. В центре повествования – четверо интеллигентов, оказавшихся в эпицентре бушующих событий, их жизнь предстает как трагическая симфония, отражающая душевные метания и раздоры, характерные для того времени.
Действие разворачивается в Петербурге, основанном в 1914 году, где сосуществуют два мира: мир благородных аристократов, ведущих жизнь, насыщенную светскими удовольствиями и культурными изысками, и мир тяжелого труда рабочих, чья жизнь окрашена в мрачные тона беспросветности и отчаяния. Особую роль в сюжете играют сестры Булавины – Катерина и Даша. Старшая сестра, Катя, жена адвоката Смоковникова, человека либеральных взглядов, сталкивается с ощущением бессмысленности существования, её мысли порождают мрачные устремления, однако от их реализации её спасает русское офицерское сердце Вадим Рощин. Младшая сестра, Даша, проводит дни в кружке, где собираются поэты-футуристы, а затем переезжает в Самару, где знакомится с Иваном Телегиным, знакомство с которым началось еще в Петербурге.
События перемещаются в 1918 год, когда Катя вместе с Рощиным отправляется в Ростов, где они предчувствуют надвигающуюся размолвку. Спор, возникший из-за разногласий относительно будущего России, в итоге рассорит их. Даша и Иван Телегин также переживают расставание – Иван, стремясь к действию, становится солдатом-красноармейцем. После ранения, когда Иван попадает в госпиталь, судьба вновь сводит его с Дашей, и они решают обвенчаться. В отличие от них, Катя сталкивается с трагической утратой супруга, которая не дает ей прийти в себя, но в её жизни вновь появляется Вадим Рощин.
Все четверо оказываются втянутыми в нескончаемый водоворот испытаний, обусловленных непростой обстановкой, царившей в России. Нельзя не проникнуться их судьбами, не сопереживать им, их проблемам, искренне желать обрести стабильность и счастье. Фильм отличается высокой детализацией, богатством нюансов, которые не оставляют равнодушным зрителя. Сюжет, пронизанный глубоким смыслом, не дает ни единой детали, которая бы не имела особого значения.
Стоит отметить, что фильм был создан в условиях, когда власть оказывала значительное влияние на кинематограф, и перед показом картины получала «одобрение» от вышестоящих органов. Однако, судить о достоверности изображения эпохи, на мой взгляд, не совсем корректно. Главным злом в те годы не являлись казаки и офицеры, а, скорее, бездушная и безжалостная машина, способная на жестокие разборки. В фильме показаны русские люди, и их сложные взаимоотношения, их моральные дилеммы, которые, как считают многие, не смог понять иностранный взгляд. В фильме показаны и человечные, и нелюди, и среди обеих сторон.
Фильм, созданный под руководством Виталия Ордынского, заслуживает высокой оценки. Сценарий проработан до мельчайших деталей, сюжет динамичный и не скучный, образы героев – хорошо прописанные, актеры – талантливые и, безусловно, красивые. Во время просмотра, я почувствовала, что актеры обладают очень приятной внешностью. В целом, “Хождение по мукам” - это сильная, мощная историческая кинокартина, которая, несомненно, оставит глубокий след в душе каждого зрителя.
Этот кинематографический проект представляет собой поистине значимую и, несомненно, захватывающую историю, требующую внимания каждого зрителя, вне зависимости от возраста или личных увлечений. Предстоящая картина – это глубокое погружение в народную историю, исследование судьбы обычных, казалось бы, незначительных людей, оказавшихся на перепутье, перед лицом надвигающегося государственного переворота, которые отчаянно стремились к нормальной жизни, желая забыть о политических перипетиях и обрести настоящее, искреннее счастье.
На мой взгляд, проект отличается удивительным вдохновляющим посылом. Он мастерски демонстрирует торжество не только любви, но и красоты, и, что особенно важно, торжество справедливости и человеческого благополучия. Эта картина – настоящий, безусловно, правильный сериал, способный пробудить в каждом из нас веру в то, что даже в самые непростые, критические моменты существования целого государства, отдельный человек способен обрести подлинное, всепоглощающее счастье. И эта категория «счастья» может быть самой разнообразной, уникальной для каждого индивида, что и подчеркивает, на мой взгляд, основная идея, вложенная авторами сценария: счастье доступно каждому, поскольку человечество, во всей своей многообразии, не похоже друг на друга. Именно это понимание, согласно мне, побуждает к активной деятельности, к неустанному стремлению к достижению этого желанного состояния.
Признаться, глубокие и слоистые мысли фильма не раскрываются сразу, не бросаются в глаза с первого просмотра. Первое, что бросается в острие зрения – это, несомненно, резкая критика советской власти, её нежелательное влияние на настроения и взгляды простого народа, её бесцеремонное вмешательство в частную жизнь. В процессе просмотра, я уверен, вы ощутите этот эффект, почувствуете на себе мощное воздействие советской власти. И, признаться, многие зрители, особенно те, кто помнит тот период, наверняка испытывали к ней сильное недовольство, жаждали, чтобы подобный контроль, подобное искажение реальности, просто исчезли навсегда.
Я убежден, что каждый, кто ценит искусство, тем более поклонник кинематографа, вспомнит и размышлит над многими аспектами, которые авторы сценария мастерски внедрили в эту картину. Фильм охватывает широкий спектр персонажей – офицеров, казаков, представителей высших чинов, однако не забывает и о простом народе, демонстрируя его жизнь не в самых благоприятных обстоятельствах. Трактовка, несомненно, прочешковская, ощутима эта атмосфера. Но, как мне кажется, это не главное в этой картине. Главное – то, что, несмотря на жестокость формы правления и законов, фильм позволяет нам увидеть расцвет человечности, проявление доброты и сострадания в самых неблагоприятных обстоятельствах.
Авторы сценария используют весьма тонкий и умелый приём – сочетание очевидности и завуалированности, часто используя контраст для усиления впечатления. Они не дают прямых оценок, не говорят напрямую, что есть хорошо, а что плохо. Власть в сериале представлена во всей её потенциальной неприглядности.
Посещение этого фильма стало для меня истинным удовольствием, хотя и не в том смысле, как ожидается от просмотра кино – с захватывающими сюжетными поворотами и великолепной операторской работой. Оно заключалось в осознании силы и мужества простого народа, в понимании того, как он выстоял, сохранив в себе человечность. Это – удовольствие от того, что авторы смогли, используя мощный инструмент кинематографа, донести до зрителя важнейшие, не всегда очевидные мысли.
И, конечно, после просмотра остается послевкусие, желание, возможно, не столько исправить что-то, что уже не подлежит исправлению, но, скорее, понять, проанализировать, проникнуться историей, представленной в этой картине, которая трактуется с особой точки зрения. В фильме показаны высшие чины, и в то же время рассказывается о жизни народа. И, несмотря на это, фильм стоит смотреть! Приятного просмотра, уважаемые зрители!
Уважаемые дамы и господа, приветствую вас! Позвольте поделиться впечатлениями от недавнего завершения просмотра данного телепроекта. Вчерашний вечер ознаменовался финальной сценой, а в последующие часы перед моими глазами беспрестанно проносились эпизоды, запечатленные на экране.
Нельзя не отметить, что само произведение обладает значительным потенциалом и, безусловно, не лишено достоинств. Мне особенно пришлась по душе интригующий сюжет, однако, к сожалению, в повествовании присутствовали моменты, оставившие после просмотра ощутимый, пусть и не самый радостный, отпечаток.
Относительно развития сюжета, я полагаю, что некоторые сцены могли бы быть представлены в более тонкой и продуманной манере. В частности, мне показалось несколько странным и даже неправдоподобным изображение столкновений, где солдаты, казалось, лишь бегали по полю боя, хаотично размахивая оружием, не имея четкой цели или какой-либо конкретной враждебной стороны. Восприятие происходящего было, мягко говоря, несколько искажено. Также вызывают вопросы моменты с использованием проводов – их внезапное появление в кадре требовало более тщательной визуальной оправданности, учитывая временные рамки, в которых разворачивались события.
Вдобавок к этому, мне показалось, что музыкальное оформление, выбранное для ленты, не всегда соответствовало общей атмосфере и драматизму происходящего, иногда создавая ощущение искусственности. Тем не менее, стоит отметить, что режиссер принял решение внести коррективы в финальную часть повествования, отоходя от первоисточника, и, на мой взгляд, эти изменения оказались весьма удачными и значительно улучшили динамику заключительных эпизодов.
Особого внимания заслуживает и актерский ансамбль, чьи интерпретации ключевых персонажей были исполнены с исключительным мастерством и достоинством. Удивительно точно переданы образы, которые в оригинальной литературе казались настолько живыми и выразительными. Процесс наблюдения за разворачивающимися событиями в кадре был по-настоящему увлекательным и захватывающим.
Подводя итог, данный телесериал, безусловно, содержит в себе определенные недочеты и неточности, однако в целом я осталась приятно удивлена и удовлетворена увиденным. Это произведение оставило после себя положительное впечатление и заставило задуматься.
Рекомендуем к просмотру