Описание
Рецензии

Сериал Грозовые ворота

Актеры:
Михаил Пореченков, Вячеслав Разбегаев, Анатолий Пашинин, Андрей Краско, Иван Жидков, Евгений Потапенко, Михаил Ефремов, Даниил Страхов, Елизавета Боярская, Марина Могилевская
Режисер:
Андрей Малюков
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 4 (06.01.2013)
Рейтинг:
8.24
7.20
В преддверии сложной зимней кампании, рота специального назначения под руководством опытного старшего лейтенанта Александра Доронина, согласно директивам высшего командования, была направлена на территорию Северного Кавказа. Приказ, сформулированный самим командиром полка, полковником Галкиным, возлагал на плечи роты Доронина ключевую задачу – обеспечение надежной охраны стратегически важного перевала «Грозовые Ворота». Усиление обороны было обеспечено прибытием подразделения спецназа ГРУ, возглавляемого майором Егоровым, чья трагическая история – гибель всей семьи вследствие действий террористической группировки несколько лет назад – придавала операции особую глубину и решимость. По прибытии на перевал, майор Егоров, продемонстрировав профессионализм и тактическое чуткость, представил новому напарнику, рядовому Петрову, загадочную фигуру – Шаха, бывшего чеченского генерала, обладающего ценными сведениями и располагающего обширными связями в регионе. Согласно полученным от Шаха, а также на основании его экспертных оценок, к «Грозовым Воротам» непрерывно сосредотачивались значительные группировки боевиков, намеревающихся предпринять стремительный и сокрушительный удар, нацеленный на разгром обороны и полное ее нейтрализование. Ситуация представляла собой серьезную угрозу, требующую немедленной и максимально эффективной реакции.
Фильм «Грозовые ворота» – это глубоко прочувствованное произведение, во многом основанное на трагических реальных событиях, посвященное памяти воинов 6-ой роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ. 29 февраля 2000 года, в условиях ожесточённого противостояния, эта рота, исполняя приказ, вступила в жестокий бой с бесчисленным противником – отрядами чеченских боевиков, сосредоточенными в районе Аргуна, на стратегически значимой высоте 776. В их рядах оказалось всего 100 молодых, неопытных солдат, лишь недавно прошедших через окопы школы и не познавших ранее ужасов сражения, под руководством опытных, бесстрашных командиров. Три дня, с невероятными усилиями, они упорно сдерживали бесчисленные массированные атаки врага, демонстрируя нечеловеческую стойкость и мужество. Ужасающая ситуация обострилась до предела, и подкрепление, вынужденно, было отправлено лишь после того, как командир роты, в своем отчаянном последнем докладе штабному командованию, не по своей воле, принял на себя ответственность за гибель своего подразделения, вызвав ответный артиллерийский огонь. По поздним, и, к сожалению, не полным, данным, в живых осталось лишь шесть отважных бойцов. В ходе этого кровопролитного сражения было ликвидировано более 400 чеченских боевиков, не сумевших прорвать оборону Аргунского ущелья. Хотя сюжет фильма, безусловно, опирается на исторические факты, стоит помнить, что создатели – это, прежде всего, художники, и их задача – не воспроизводить события с абсолютной документальной точностью, а создать эмоционально насыщенную, правдивую историю, наполненную человеческим опытом. Образы героев, представленные на экране, – это, несомненно, художественные, собирательные, порожденные творческим воображением, а не вымышленные. Не могут быть вымышленными, например, фигуры командира Доронина, храброго и самоотверженного офицера, рядового Ланевского, воплощающего истинное товарищество, капитана Егорова, олицетворяющего мудрость и решимость, а также молодые души рядового Горшкова и сержанта Ветрова, символизирующие неиссякаемый дух и верность долгу. Для них честь, достоинство, совесть, дружба, мужество – не просто слова, а фундаментальные принципы, определяющие их поступки и жизнь. Начало повествования в фильме – это путешествие во времени, знакомство с обычными людьми, вчерашними школьниками, обладающими искренним интересом к жизни, и опытными полевыми командирами, прошедшими через испытания войны и хранящими в памяти боль потерь. В этих людях нет ничего героического в привычном понимании, они – воплощение простоты, честности и доброты. И все они, такие разные по характерам и взглядам на мир, оказываются вместе в смертельной схватке, плечом к плечу сражаясь против безжалостного врага. И, пройдя через это испытание, они уже не являются обычными людьми – они становятся настоящими мужчинами, настоящими защитниками Родины, настоящими героями, способными на отвагу и самопожертвование. Я испытываю глубочайшее чувство благодарности и восхищения по отношению к режиссерскому таланту Алексея Малюкова, к стараниям сценаристов – Александра Буравского, Александра Тамоникова и Александра Усова, – к тем, кто не забыл подвиг 6-ой роты, а также к выдающейся актерской игре Алексея Пашинина, Микаила Ефремова, Максима Пореченкова, Игоря Жидкова, Евгения Потапова, Дмитрия Страхова, Александра Лойе и всех остальных талантливых актеров, создавших на экране настолько живые и правдивые образы солдат и офицеров. Несмотря на то, что на тему героической гибели 6-ой роты снято несколько других фильмов ("Прорыв", "Честь имею"), суть не в художественном изложении реальных событий на экране, а именно в самих событиях. Невозможно сдержать слёзы горечи и скорби за наших ребят – истинных мужчин, не по своей воле погибших в этой проклятой войне. Вечна их память!
Этот кинематографический опыт оставил неизгладимое впечатление – поистине исключительное, завораживающее. Фильм “Грозовые ворота”, благодаря своей сценической мощи, динамичной постановке и виртуозной режиссуре, надолго запечатлелся в моей памяти. Однако, сразу после его просмотра, картина “Прорыв” казалась мне чем-то совершенно неправдоподобным, граничащим с гротеском и, откровенно говоря, не имеющей ничего общего с реальными событиями. Несмотря на утверждения о «заезженности» актеров, я категорически не согласен с таким суждением. Например, после “Прорыва” Пашинина, талантливо воплотившего образ Доронина, я, к сожалению, уже не смог обнаружить в последующих проектах его прежней яркой индивидуальности. Лиза Боярская, исполнившая роль командира разведки, дебютировала именно в этом фильме, а Сергей Поречков, воплотивший образ героя, показался мне органичным и убедительным, как никто другой. Невозможно не упомянуть и безвременно ушедшего Андрея Краско – выдающегося актера, чья игра оставила глубокий след в истории отечественного кино. Техническая сторона картины также заслуживает самых высоких похвал. Очевидно, что режиссеру удалось заручиться поддержкой опытных военных консультантов, полностью доверивших ему свои знания и экспертизу. В фильме отсутствует эффектная, но, по моему мнению, нереалистичная и нарочито зрелищная экшен-сценарность, подобная клише, распространенным в боевиках, где герои скачут на коне, расстреливая вертолеты. Я считаю, что этот фильм, без сомнения, должен быть рекомендован к просмотру курсантам военных училищ с комментарием в духе: «Как эффективно организовать оборону мотострелковой роты в условиях сурового горного рельефа». Впечатление от просмотра складывается таким образом, будто мы не просто увидели фильм, а, скорее, погрузились в изучение военно-теоретической литературы, просмотрев Боевой устав и классические труды военного дела. На экране раскрыты тончайшие нюансы военной службы: от отработанных приемов борьбы со снайперами до умелого использования бронемашин в ходе операции по прорыву, а также детально показана боевая подготовка и артиллерийская подготовка. Все это представлено настолько правдоподибно, что вызывает искреннее восхищение. Но, как часто бывает, мы сами, в силу собственной безответственности и склонности к безразличию, упускаем из виду очевидные вещи! При этом, очевидно, что режиссеру пришлось сознательно отойти от исторических фактов. "Прорыв" – не фильм, посвященный конкретной 6-й роте. Режиссер, возможно, принял решение не использовать историю конкретной группы людей, чтобы избежать искажений и мистификации событий. В фильме мы видим мотострелков, а не десантников, имена, звания, отчества, характеристики персонажей – все подверглось изменению. Однако, главное – сюжет остался верен себе. Подобное, безусловно, допускается, ведь это, прежде всего, кино, а не документальная хроника. Режиссер обладает правом на творческую интерпретацию, на фантазию, на внесение художественного элемента в свой творение, на благо искусства. В память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, выражаю глубочайший почитание и несъёмную благодарность – вечную память! Безусловно, ставлю этому фильму высший балл! 10 из 10
Когда я размышлял над увиденным кинофильмом, не могу не поделиться своими глубокими, искренними переживаниями. Воспоминания о нем посещают меня с особой силой, ведь я сам, как и многие другие, остро ощущал нехватку чего-то важного, чего-то, что, на мой взгляд, так и не удалось реализовать в этом проекте. Я пронёсся по военной службе на Кавказских просторах, и, конечно, не могу забыть о трагической новости о гибели 9 роты – события, словно рана, до сих пор не зажила в сердцах тех, кто был свидетелем этого ужаса. Ранее, оценивая кинематографические работы, я всегда испытывал некоторую досаду, когда в них, на мой взгляд, уступали правде, идеализированные образы, словно отвлеченные от реальности, и поэтому, когда вышел фильм о 9 роте, я испытывал особенную надежду на честное и правдивое отображение событий. Вспомните, например, “Честь имею” – фильм, безусловно, достойный, но в нём ощущается отстраненность, некоторая искусственность, как будто он больше напоминает вымышленный роман, нежели реальную историю. И даже образ десантников, показанный в нем, казался мне не совсем достоверным, скорее, слегка утрированным, словно созданный для детского сада, чем для понимания суровых будней военнослужащих. Однако, “Грозовые ворота” сразу же поразили меня мощью и глубиной, погружая в кристально чистую реальность войны, переходящей в мирное время, в драмы любви, предательства, крепкой дружбы и, увы, человеческих ошибок. Я высказываю это мнение не как бесстрастный эксперт, а как голос тех, кто сам проходил через подобные испытания, и тех, кто стоял в тени, надеясь на возвращение своих сыновей – матерей, чьи сердца разрывались от тревоги и молитв. Огромную благодарность я хочу выразить всем, кто принимал участие в создании этого фильма – режиссёрам, продюсерам, инвесторам, великолепным актерам, талантливым сценаристам, чьи мелодии и музыка, словно эхо, отражали атмосферу военных будней, и, конечно, композиторам, создавшим музыку, столь проникновенную и трогательную. Этот фильм – настоящий шедевр! Я уже неоднократно пересматривал его, и уверен, что буду делать это снова и снова, не обращая внимания на нежелательные критики, которые, возможно, будут подменять реальные оценки поверхностными замечаниями о недостатках – о якобы нереалистичной игре актеров, отсутствии необходимого количества нецензурной лексики или неполном соответствии событиям. Это, прежде всего, художественное произведение, а не документальный фильм! Я не стану критиковать работу, которая не соответствует моим вкусам. Если фильм не вызвал у меня положительных эмоций, я не считаю уместным выплескивать свои разочарования в онлайн-форумах. Было бы гораздо полезнее, если бы кто-то попытался самостоятельно создать что-то подобное, ощутив всю сложность и тяжесть этой работы. Мне просто хотелось выразить свою искреннюю признательность за этот прекрасный фильм – за его мощь, правдивость и глубокий смысл!
Этот кинематографический проект представляется глубоко проницательным и, без сомнения, весьма необычным в своей авторской интерпретации. В кинематографе, к сожалению, нередко встречаются искаженные изображения, предвзятые представления о действиях силовых структур, либо чрезмерное идеализирование персон, выступающих в роли защитников Ичкерии. Однако, данный фильм отличается стремлением к объективности, предлагая зрителю непосредственный опыт, основанный на подлинных людях и их переживаниях в сложнейших обстоятельствах. Нельзя не отметить, что наши военнослужащие, и особенно призывники, являющиеся участниками боевых действий, безусловно, заслуживают восхищения и уважения. Их самоотверженный героизм был проявлен в противостоянии террористическим узурпам, до того, как эта проблема стала неотъемлемой частью общемировой повестки. Мы видим реалии, с которыми столкнулись наши бойцы – разнопятные, зачастую дезориентированные и вооруженные до зубов группировки, наступающие на укрепленные позиции. Эта суровая правда, отголоски которой звучали в России, сегодня отзываются в пылающих сирийских джунглях. В картине гармонично переплетаются как личные истории героев, так и масштабные боевые сцены, что обеспечивает зрителю постоянное вовлечение и эмоциональную связь. Персонажи, их характеры глубоко раскрыты, их судьбы не оставляет равнодушным, и чувство сопричастности к их трагедиям возникает вновь и вновь. Боевой экшн, хотя и представлен с определенным упрощением зрелищности, выполнен с поразительной реалистичностью: дожди крови, грохот осколков, обжигающий жар пламени, холодная влага – все эти визуальные элементы создают гнетущую атмосферу происходящего. Особенно выделяется сила духа, стойкость и мужество, проявленные героями. Несмотря на возможные отклонения от исторической точности, этот фильм, подобно повествованию о панцирьцах, отражает дух нашего времени, воплощенный в подвигах людей. Их достойны уважения и почитания. И этот фильм, несомненно, отдает им заслуженное внимание. Поэтому, искренне благодарны создателям за их творческий вклад. Крайне рекомендуем данный фильм к просмотру всем, кто не чужд зрелищному изображению насилия и не обладает повышенной чувствительностью.
Этот кинематографический проект представляет собой поистине мощное и, несомненно, оригинальное произведение. Отличительной чертой, выделяющей его на фоне многих подобных картин, является стремление к объективности, отсутствие традиционной склонности к романтизации действий силовых структур или превознесению фигуры "борцов за Ичкерию". В фильме представлен ряд реальных индивидуумов, оказавшихся в эпицентре драматических событий, что создает эффект глубокого погружения в происходящее. Безусловно, наши военнослужащие, особенно призывники, демонстрируют героические поступки, сражаясь с террористической угрозой ещё до того, как эта тема приобрела массовую популярность и стала частью общественно-политической повестки дня. Сценарий правдиво отражает крайне сложную и многогранную ситуацию: столкновение регулярных вооруженных сил с вооруженными формированиями, зачастую состоявшими из асоциальных личностей, употреблявших наркотические вещества и располагавших лишь первичным оружием, осуществлявших наступательные действия против позиций российских военнослужащих. Эта реальность, запечатленная в кадре, актуальна не только для России, но и для Сирии, демонстрируя её трансграничный характер и масштабы. При этом, режиссеры умело сумели гармонизировать личные истории героев с динамичным ходом боевых действий. Персонажи раскрыты в полной мере, вызывая искреннее сочувствие и сопереживание со стороны зрителя, которое обновляется на протяжении повествования. Боевая хореография, хотя и содержит упрощения, характерные для жанра, выполнена с поразительной реалистичностью, с максимально достоверным отображением визуальных составляющих: брызги крови, обломки, грохот орудий, обжигающий огонь и пронизывающая влага. Особо выделяется внутренняя сила и стойкость героев, их несломленный дух, проявившиеся в самых сложных обстоятельствах. Несмотря на возможные отклонения от идеальной исторической картины, этот фильм, в некотором смысле, напоминает рассказы о подвигах панфиловцев – героев своего времени, чьи заслуги и подвиги достойны глубокого уважения и памяти. Авторы проекта, несомненно, заслуживают благодарности за то, что они создали произведение, которое в полной мере отдает уважение и гордость перед этой поздней, но все же значимой частью истории. Поэтому, данный фильм, особенно рекомендуется к внимательному просмотру тем, кто готов пережить эмоциональный шум и откровенную визуальную реальность, содержащую в себе не только боевые сцены, но и глубокий анализ человеческой сути в экстремальных условиях.