- Стандартный
- Субтитры
- RuDub
- RG.Paravozik
- LostFilm
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Основание 1 сезон / Foundation 1 season
Актеры:
Кассиан Билтон, Лаура Бирн, Джаред Харрис, Леа Харви, Лу Ллобелл, Терренс Манн, Ли Пейс, Мидо Хамада, Бен Дэниелс, Элла-Рэй Смит
Режисер:
Руперт Сандерс
Жанр:
фантастические
Страна:
США
Вышел:
2021
Сериал «Основание» – это захватывающее путешествие в отдалённое, почти невообразимое будущее, где человечество, достигшее невиданных высот в освоении космического пространства, расселилось по бесчисленным просторам галактики. Уже сформировалось множество колоний, каждая из которых, словно уникальный организм, функционирует по своим собственным, зачастую весьма специфическим, законам и традициям. Несколько планет, плотно заселённых людьми, занимают стратегически важные позиции в этой обширной Вселенной, однако, помимо человеческой цивилизации, Галактика кишит разнообразием других, не менее развитых и, несомненно, весьма загадочных рас. В центре этой сложной и динамичной системы стоит могущественная Галактическая Империя, осуществляющая контроль над колоссальным сектором Вселенной, где правят законы, проверенные тысячелетиями.
В самом сердце этой истории – Гэри Селдон, выдающийся ученый и мыслитель, посвятивший свою жизнь изучению психоистории – сложнейшей дисциплины, сочетающей в себе элементы хронологии, социологии и, что немаловажно, математических расчетов. Его глубокие аналитические исследования, пронизанные проницательностью и отважной предсказательностью, указывают на надвигающуюся, неминуемую деградацию власти, которая, удерживая свой господствующий статус уже протяжении долгих веков, оказалась на пороге краха. Несмотря на пессимистичный прогноз, Селдон не поддаётся отчаянию, а напротив, загорается решимостью обеспечить будущее человечества, видя в нём потенциал для дальнейшего развития науки, технологического прогресса и, в конечном счёте, сохранения самого человеческого вида, даже если сама Империя рухнет. Он, подобно дальновидному стратегу, начинает собирать вокруг себя команду исключительных специалистов – блестящих инженеров, философов, логистов и других талантливых личностей, объединенных общей целью: неустанно бороться за безопасность, устойчивость и процветание, представляя собой оплот надежды в эпоху перемен и, возможно, надвигающегося хаоса.
Сюжетная канва телесериала разворачивается в эпицентре могущественной Галактической Империи, чья сфера влияния простиралась на всю бездну Млечного Пути. В центре внимания оказывается научный деятель, доктор Гэри Селдон, чьи пророческие предвидения предсказывали неминуемую гибель этого великодержавного государства, и, как следствие, он и положил начало формированию организации под названием "Основание", задуманной для возрождения цивилизации после надвигающейся катастрофы.
Однако, стоит отметить, что адаптация литературных произведений, на которых строится этот сериал, представлена лишь скромным упоминанием имени автора на афишном постере – существенного влияния на восприятие, мягко говоря, не оказывает. Несмотря на это, попытка представить этот проект как полноценную экранизацию, порой, выявляет ряд заметных сложностей.
Для читателей, приверженных консервативным взглядам и не знакомых с первоисточником, рекомендуется свести свое знакомство с проектом к минимуму, чтобы избежать разочарования. В противном случае, зритель может столкнуться с излишне затянутыми и монотонными диалогами – целых четыре блока скучных речей, и, к тому же, с десятком вопросов, на которые в повествовании так и не получили удовлетворительного ответа. Редкостная подача сюжета сопровождается заметным недостатком мотивации у ключевых персонажей, и, признаться, я сам неоднократно испытывал желание погрузиться в сон во время просмотра.
Несмотря на все эти заметные погрешности, в проекте всё же присутствует определенная, пусть и не всегда очевидная, привлекательность. Создатели явно приложили немало усилий, чтобы выдать визуально впечатляющую картинку, не уступающую по качеству широкоформатным кинематографическим лентам, заявляющим о принадлежности к жанру научной фантастики.
Особенно выделяется завораживающая инструментальная музыка, гармонично переплетающаяся с захватывающими космопейзажами, которые настолько захватывают дух, что не дают зрителю отвлечься, несмотря на, возможно, слабость сценария. Впрочем, и этот аспект не оставил меня равнодушным – я не смог прервать просмотр, несмотря на очевидные проблемы в изложении сюжета.
Основные трудности сериала заключаются в запутанном повествовании, многочисленных дырах в логике и острой нехватке динамики. К счастью, в финальных эпизодах сериал демонстрирует некоторую динамику, а отдельные персонажи обретают особую привлекательность.
В целом, данный проект вполне подходит для того, чтобы послушать прекрасную музыку под впечатляющие визуальные эффекты, либо для расслабленной дремоты, особенно в компании чая и пиццы, при просмотре на большом экране.
Примечательно, что продление сериала на второй сезон планируется, а создатели амбициозно наметивли целых восемь сезонов, что, несомненно, вызывает интерес.
Первый эпизод, представляющий собой визуально ослепительный мир, знакомит нас с Сальвором, дерзким капитаном, управляющим очаровательным судном на воздушной подушке. Его путешествие по заросшему кустарником планете-шлюзу Терминус завораживает: здесь возвышается колоссальная, парящая конструкция, отголосок символа Acura, обращенный вершиной вниз, пульсирующая мощным силовым полем, которое, как оказалось, действует исключительно как барьер для всех, кроме самого Сальвора – очевидно, избранного для осуществления великих замыслов.
Этот пилотный выпуск, насыщенный динамичными сценами, безусловно, закладывает фундамент для масштабных событий, ожидающихся в последующих эпизодах. Однако, к сожалению, этот потенциал так и остается нереализованным. Вместо стремительного развития сюжета мы наблюдаем череду многолетних межзвездных перелётов и бесконечных монологов, в значительной степени лишенных содержательности. "Основа" демонстрирует склонность к продолжительным затишьям, отчаянно сопротивляясь развитию сюжетных линий, прежде чем, порой, внезапно возобновлять их.
Вскоре становится предельно очевидным, что история, подобно разросшемуся плющу, теряет всякую направленность, усугубляя собой другие, не менее ощутимые недостатки. Выступления Пейса, выдающегося, но, мягко говоря, невыразительного актера, приобретают особую ничемность. Его безэмоциональные реплики, столь же плоские, как и тщательно скроенный пресс, демонстрируемый им в моменты, когда его персонаж предстаёт без рубашки, глядя вдаль в ожидании, когда его, возможно, заметят.
В этом контексте, Император, чудом, превращает холодного, технически подкованного гения Пейса, персонажа из давно забытой игры "Halt", в подобие эмпата. Этот отчужденный и безжалостный индивид, лишенный всякого чувства юмора и, не маловажно, ума, представляет собой абсолютную противоположность его создателя.
"Фундамент" неожиданно спускается в сложные, и порой противоречивые территории, где цветущие персонажи предстают в роли террористов или, что ещё хуже, подвержены упрощенным и расплывчатым версиям их белых аналогов. Их изображения, к сожалению, поверхностны, не затрагивая глубинные вопросы расовых отношений, в то время как попытки Гойера внести в повествование хоть какой-то нюанс, оказываются, по большей части, бесследными.
Вполне возможно, что второй сезон, если сериал получит продолжение, позволит Гойеру реализовать свой потенциал. В конечном итоге, первый сезон, с его 10 эпизодами, выступает как достаточно убедительная пилотная серия, заставляющая зрителя с нетерпением ждать дальнейшего развития сюжета, что, несомненно, обусловлено тем, что исходники Азимова, вероятно, не попадали на экраны по какой-то, наверное, весьма веской причине.
Оценивая данное творение вдали от предвзятых параллелей с произведениями Айзека Азимова, можно отметить, что оно представляет собой весьма занимательный проект, обладающий определённой эстетической привлекательностью. Привлекательные визуальные образы, тщательно продуманные костюмы, словно вырванные из пространства Дистанции, и панорамные виды, несомненно, вызывают ассоциации с легендарной галактикой, хотя и не лишены некоторой откровенной заимствованности.
Тем не менее, преобладающее стремление к гендерной перестановке, на мой взгляд, грозит серийному повествованию неминуемым ущербом. Привычка присваивать ключевые, зачастую не слишком значимые, мужские роли “мощным и самостоятельным” женщинам, по-прежнему, не является достаточным основанием для утверждения о кардинальном преображении сюжета, в духе “Основания”. Даже эпизодический персонаж – адвокат Селдона и Дорник – внезапно обретает женский пол, что выглядит, как наложение фальшивой, искусственной грани.
Более того, сценаристы существенно деформировали хронологию событий. Вместо того, чтобы отражать постепенный, неизбежный процесс упадка обширной империи – характеризующийся выходом из строя важнейших систем, сокращением производства на фермах и генераторах, ощутимым запустением, хаосом в полицейской сфере, разрастанием коррупции и ростом преступности – мы видим лишь навязанную, упрощенную концепцию провинциального терроризма на Тренторе. Причём, как будто Америка не сталкивается с целым комплексом глобальных проблем, помимо простого, бессодержательного влияния террористических группировок. И это не просто распад Империи, происходящий медленно, но верно, а осознанное стремление отдельных субъектов власти к её дезинтеграции и образованию автономных провинций. Это не закономерный, закономерно протекающий процесс, очевидный для наблюдателя, если сравнить атмосферу первоначальных романов, посвящённых молодости Селдона, с периодом предшествующим отправке его на Трентор. Сейчас, по сути, балом управляет политическая воля, которую Император, как кажется, планирует перехитрить и использовать в своих целях, что, по-моему, является существенным отклонением от первоначального замысла.
Анализ перспектив экранизации цикла "Основание" Айзека Азимова вызывает серьезные сомнения в её потенциальном успехе – вероятность создания полноценной, достойной адаптации, по моему мнению, стремится к нулю. Вопрос адаптации произведений Азимова, безусловно, сложен, но особенно это касается его эпического цикла, который отличается беспрецедентным масштабом и амбициозностью. Попытки воплотить в жизнь такую монументальную работу, как “Основание”, традиционно сталкиваются с существенными трудностями.
Во-первых, цикл непреднамеренно лишен четких, ярко выраженных противоположностей, что делает деление персонажей на однозначно "хороших" и "плохих" практически невозможным. В результате, сюжет, вероятно, отвлечется от фундаментальных принципов и центральных тем, лежащих в основе оригинальных романов. Вместо развернутой картины эволюции человеческой цивилизации, нас, вероятно, ждет фокусировка исключительно на индивидуальных траекториях героев, лишенных глубины и целостности.
Во-вторых, существенная проблема кроется в специфике жанра. “Основание” – это, в первую очередь, сложная смесь социальной фантастики, философской рефлексии и, в меньшей степени, приключенческого элемента. Несмотря на наличие элементов динамичного повествования, все это воспринимается скорее как декоративные элементы, органично вплетенные в общую канву истории будущего. На фоне этого на передний план выходят сложные вопросы политики, морали и экзистенциальных проблем, поднимаемые философом Р. Дэниелом Оливо.
Оливо – ключевая фигура в мире "Основания". Этот загадочный, созданный из стали и кремния робот, обладающий колоссальным интеллектом и невероятной долговечностью, осуществлял тайное, неустанное влияние на ход человеческой истории на протяжении целого тысячелетия. Он стал невольным катализатором, подтолкнувшим Хари Селдона к его уникальной психоисторической эволюции, предопределив его судьбу и, в конечном итоге, судьбу всего человечества. Однако, в силу масштаба и сложности оригинальных романов, эта ключевая фигура, с её ролью, часто остается в тени, не получает должного развития и осмысления.
В сравнении с этим, экранизация серии "Лакки Старр", написанной для молодой аудитории и относящейся к жанру космооперы с акцентом на приключения, представляется значительно более реалистичной. Более доступный язык, упрощенный сюжет и фокус на экшене, вне сомнения, сделали бы эту историю более привлекательной для широкого зрителя. Очевидно, что попытки перенести "Основание" на экран, с её встроенным сложностью и философскими нюансами, не принесут ожидаемого успеха.
Сериал “Основание” – это, безусловно, грандиозное зрелище, поражающее воображение своим колоссальным размахом и безупречной, почти ослепительной, визуальной составляющей. Космические просторы, передовые достижения цивилизации, облеченные в эстетику, вдохновленную стилем будущего, и архитектурные решения, поражающие своим великолепием – все это создает впечатление совершенной, выверенной гармонии. Однако, при всей этой ослепительной красоте, личная моя субъективная оценка показывает, что эмоциональная связь со зрителем, к сожалению, не нашла столь же глубокого и устойчивого выражения.
Особое восхищение и внимание я уделил сюжетной линии, сосредоточенной на фигуре Императора Клеона – и, в частности, молодого Рассавета, являющегося одним из клонов. Его персонаж, словно яркий луч света в этом сложном, многослойном повествовании, характеризовался особенно остротой внутренних противоречий, неугасимыми сомнениями и борьбой за самоопределение. Именно за его судьбой, за его поиском правды и смысла своего существования, мне было по-настоящему увлекательно следить. Тема, поднятая в сериале – вопрос о подлинности, о возможностях самовыражения, когда твоя личность, по сути, является лишь тщательно продуманной копией – является одной из наиболее пронзительных и актуальных в этом произведении.
Остальная часть повествования, связанная с многогранной психоисторией планеты Терминус и загадочной фигурой Гэри Сельдона, представляла собой довольно запутанную и, временами, перегруженную структуру. Несмотря на то, что отдельные эпизоды вызывали искренний интерес, я неоднократно испытывала затруднения в понимании мотиваций действующих лиц и в полной мере ощущении происходящих событий. Сериал, несомненно, делает ставку на глубокие философские монологи и глобальные, масштабные идеи, которые, однако, иногда создают ощущение дистанции между зрителем и происходящими событиями.
Актерский ансамбль, несомненно, достоин похвалы, в атмосфере, созданной вокруг сериала, есть что-то завораживающее, а идея, лежащая в основе сюжета, обладает значительной силой. Однако, мне не хватило большей глубины в раскрытии характеров персонажей, более тонкого прочувствования их внутреннему миру. Возможно, последующие сезоны раскроют потенциал сериала в полной мере, предложив зрителю более насыщенный и содержательный опыт.
В заключение, моя оценка – шесть из десяти. За поразительный визуальный ряд, за интеллектуально стимулирующие идеи и особенно – за неоднозначный иносказательный образ Императора Клеона – я бы оценил сериал выше. Но пока, признаться, это прежде всего история, которая больше поражает и восхищает своей картинкой, чем по-настоящему захватывает и вовлекает в процесс повествования.
Рекомендуем к просмотру