Описание
Рецензии

Сериал Достоевский

Актеры:
Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ольга Филимонова, Алла Юганова, Александр Домогаров, Дмитрий Певцов, Дарья Мороз, Юрий Степанов, Сергей Тарамаев, Леонид Окунёв
Режисер:
Владимир Хотиненко
Жанр:
отечественные, исторические, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 6-7 серия из 8 (27.05.2011)
Рейтинг:
7.65
7.40
Биографический проект, представляющий собой масштабный телевизионный цикл, исследует насыщенную и, зачастую, мучительную жизнь великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Эпоха, охваченная повествованием, простирается на три десятилетия – от рокового декабря 1849 года, знаменующего собой первое серьезное потрясение в его жизни, до момента завершения работы над его самым знаменитым произведением, монументальным романом "Братья Карамазовы", увидевшим свет в 1879 году. Данный период, словно клубок переплетенных судеб, отмечен чередой драматических обстоятельств, разворачивавшихся вокруг писателя. Он испытал на себе удар судьбы в лице ареста и, казалось бы, неминуемого приговора к высшей мере наказания, который, к счастью, был смягчён до наказания в виде ссылки на каторжные работы в отдалённых и суровых землях. Не менее тяжёлой утратой стала преждевременная кончина его любимого сына, Алексея. Достоевский, словно гонец, не раз бежал от собственных демонов, сталкиваясь с непреодолимыми трудностями: он испытывал на себе острые приступы борьбы с отчаянной нищетой, вынужден был упорно бороться с игорной зависимостью, переживал сложные, неоднозначные отношения с друзьями и врагами, ослеплённый страстью и искажённый разочарованиями. Все эти испытания, как ни парадоксально, в конечном итоге, стали неразрывной частью его творческого пути, подпитывая его бурный, неоднозначный гений, оставивший неизгладимый отпечаток в истории мировой литературы и до сих пор волнуя умы читателей.
Это произведение представляет собой глубокое, многогранное размышление о попытке экранизировать жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского. Нельзя не отметить, что проект, безусловно, вызывает противоречивые чувства, оставляя после себя смесь восхищения и разочарования. Сердцем и душой всего фильма является, несомненно, игра Миронова. Его воплощение Достоевского – это выдающееся, почти осязаемое присутствие мысли и души великого писателя. Он вжился в роль настолько, что кажется, будто сам Петров вышел из портрета, наблюдая за происходящими событиями. В его жестах, интонациях, даже в манере движения сквозь годы проступает характер гения, его неукротимая воля и глубокая духовность. Особенно поразительно, как он передает не только внешние проявления, но и внутренний мир Достоевского, его сложные, противоречивые чувства, его борьбу с самим собой. Однако, несмотря на этот выдающийся актерский перформанс, сериал страдает от ряда существенных недостатков, которые существенно влияют на его общее впечатление. Сценарий, кажется, был составлен скорее как набор эпизодов, отражающих ключевые моменты жизни Достоевского, чем как глубокое исследование его личности и творчества. Отсутствует глубокое погружение в процесс создания романов, в сложные мыслительные процессы, которые формировали его произведения. Как будто авторы просто пытались собрать "фамильные фотографии" из его жизни, не сумев увидеть в них целостного портрета. Особенно ощутима эта проблема в отношении к творческому пути самого Достоевского. Отсутствует изображение его борьбы с самим собой, его духовных поисков, его религиозных убеждений, которые так глубоко пронизывают его произведения. Как будто авторам было неважно, что заставляло его писать, что двигало его гением. Встреча с князем Мышкиным – это, несомненно, одна из самых сильных сцен фильма, в которой Миронов демонстрирует свой актерский талант на высшем уровне. Это символ, метафора, отражающая внутренние противоречия и сложность человеческой души. Нельзя не отметить и игру других актеров. Анна Григорьевна, воплощенная Аллой Югановой, стала оазисом в этом сером море. Ее персонаж – пример силы духа, преданности и любви, что делает ее роль особенно запоминающейся. Но, к сожалению, большинство других актеров не смогли соответствовать уровню Миронова. Игра Чулпан Хаматовой, например, показалась неубедительной и лишенной глубины. И, кажется, многие актеры просто не смогли передать атмосферу эпохи, в которой жил Достоевский. Сценарий страдает от неразвитости персонажей, отсутствия логической связи между событиями. Авторы так и не смогли раскрыть многие важные аспекты жизни Достоевского, например, его отношения с другими писателями, его религиозные взгляды, его общение с бедными и обездоленными. Финал, как ни странно, кажется совершенно неуместным. Обретение писателем "счастья" после столь сложной и противоречивой жизни – это нелепое и неправдоподобное завершение. Смешно выглядит образ Достоевского, бросающего кости и превращающегося в вечного странника. Это впечатление оторвано от реальности, не соответствует образу великого писателя, чей характер и деятельность были отмечены постоянными духовными поисками и творческим трудом. Связующим звеном между событиями фильма становится музыкальное сопровождение, которое, однако, совершенно не соответствует атмосфере романа Достоевского. Музыкальное оформление, как будто нарочно добавляет нелепости и нарушает гармонию повествования. Несмотря на все недостатки, фильм не оставляет равнодушным. Выдающаяся игра Миронова, прекрасные пейзажи Петербурга, часто создающая атмосферу "достоевщины", заставляют зрителя сопереживать и размышлять над сложными вопросами, поднимаемыми в романе. В конечном итоге, проект, несмотря на свои несовершенства, имеет большое значение. Он заставляет задуматься о жизни и творчестве великого русского писателя, открывает окно в его время, позволяет нам лучше понять и оценить его гений.
В мире литературы имя Федора Михайловича Достоевского – это не просто знамя, это маяк, освещающий самые темные уголки человеческой души. Я убежден, что он предсталший во всей своей красе, является вершиной человеческого гения, непостижимой для обычного человека. Его жизнь, полная мучений, страданий и духовных исканий, заслуживает восхищения и уважения. Чудесным образом, он выстоял, пройдя через каторгу, и, как ни странно, это лишь обогатило его творчество. Подобная воля, такая сила духа, заслуживает глубочайшего почитания. Мне кажется, практически невозможно представить себе человека, столь глубоко и самоотверженно любящего и понимающего Россию, как Достоевский. Его преданность родине – это не просто слова, а глубокая, пронзительная, всепоглощающая любовь. Он — единственный писатель, за всю историю, по моему мнению, кроме, возможно, Чехова, чье творчество не знает границ, где каждую книгу можно считать, как нечто совершенно неповторимое, как нечто из серии шедевров. "Бесы", "Преступление и наказание", "Униженные и оскорбленные", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Записки из мертвого дома" - каждое произведение Достоевского – это не просто книга, а воплощенная сущность, запечатленная на страницах. И признание этого факта получили и другие страны, где его творчество вызывают благоговение и почтение. Чтобы достоверно воссоздать жизнь гениального человека, требуется колоссальное усилие. И я уверен, что телефильм, с его акцентом на периоды отбывания наказания и написания "Братьев Карамазовых", является вполне соответствующим воплощением этой задачи. Мне кажется, режиссеру удалось не просто представить зрителям жизнь Достоевского, а раскрыть суть его внутреннего мира. Я вижу, как его преследуют образы, как он переживает сложные душевные метаморфозы. Достоевский – это человек, дозволенный себе выйти за рамки обыденности, его жизнь – это вызов самому себе. Однако, как известно, за все в жизни приходится платить, и, не исключение, даже гении. Достоевский, также, осознает свою вину и, несомненно, не избегает и последующих последствий. Особого внимания заслуживает его страсть к азартным играм, которая была столь всепоглощающей, что он играл во все – от рулетки до взаимоотношений, в словах. Он рисковал всем, переживал, а после – торжествовал. Эпизод, когда Миронов даёт обещание купцу Стеллавскому (Мадянову) написать роман в течение месяца, поражает воображение. За столь короткий срок, уметь создать тристастраничную рукопись – это невероятно! Декорации, использованные в картине, заслуживают самых высоких похвал, они помогают соприкоснуться с персонажами. И не может не восхищать фоновая палитра Санкт-Петербурга, воплощенная в декорациях, отражающая историю, из которой вышли герои. В Голливуде такие виды не встретишь. Оценивая актеров, мне особенно хотелось бы выделить Евгения Миронова. Он не только воплотил образ Достоевского, но и сделал его незабываемым. У меня нет сомнений в том, что он, без сомнения, является величайшим актером современности. Его игра заставляет трепетать и сжиматься сердце. В его глазах можно прочитать всю гамму чувств и эмоций, которые то загораются, то гаснут. Миронов не просто играет Достоевского – он был им. И еще одна черта, которая выделяет его, – это умение мастерски играть сомнение, которое, по сути, является центральной темой фильма. В частности, Хотиненко сумел показать жизнь Достоевского в виде масштабной лотереи. И своему персонажу он позволил вытянуть счастливый билет в финале. Игра Миронова продолжалась по кругу, поднимаясь к самому верху. Если в первых сериях возникали сомнения, сумеет ли он в полной мере раскрыть роль, то последующие серии полностью развеяли эти сомнения. Только тот, кто готов принести жертву во имя искусства, способен пережить такую роль. В заключение хочу сказать следующее: фильм, безусловно, имеет и определенные недостатки. Например, каторжный труд мог бы быть более убедительным, а также конфликт Достоевского с западниками. Однако это относится, скорее, к первым сериям фильма. Далее режиссер сумел уловить нужную волну, что позволило ему изобразить гения в наиболее подходящем свете и окружении. Меня восхитил финал фильма, в котором нет смерти. Ведь Достоевский продолжает жить в душах миллионов его почитателей по всему миру. И если вам доведется прогуляться по вечернему Санкт-Петербургу, а народу на улицах в это время будет мало, то вы сразу почувствуете, что все герои писателя - это живые, реальные люди. В итоге: в картине представлен впечатляющий актерский состав, без избыточной звезды. Прекрасные петербургские пейзажи в сочетании с замечательной музыкой и идеальной работой операторов. Гениальная игра Миронова. Открытие молодых талантливых актеров. Все это превращает фильм в самое значимое и важное событие на телевидении за последнее десятилетие. Хочется поблагодарить режиссера за то, что он показал России ее гения, за то, что смог пробудить интерес к его книгам. Моя оценка – десять из десяти, и я ставлю ее с великим удовольствием. Это не сериал, а именно – телефильм, за что ему отдельное спасибо!
В центре внимания – фигура Федора Михайловича Достоевского, чье наследие, несомненно, представляет собой колоссальный вклад в русскую и мировую культуру. Однако, оценивая попытки воплотить его жизнь на экране, нельзя не отметить, что кинематографическое изображение, зачастую, лишь тень от величия самого писателя, теряясь в акцентировании отдельных, порой, весьма спорных аспектов его биографии. Создатели фильма, судя по всему, руководствовались стремлением запечатлеть все грани жизни этого гения, однако, подобный подход, несомненно, искажает общее впечатление. Несмотря на внушительный актерский состав, и общее, порой, глубокое, впечатление от просмотра, возникает ощущение, что фильм – это лишь поверхностное касание к сложной, многогранной личности Достоевского. Режиссёры, сосредоточившись на драматических, порой, неблагозвучных эпизодах, упускают из виду ту самую, суть его творчества – его духовные искания, его религиозное самосознание, его попытки осмыслить мир и место человека в нём. Об этом, как ни странно, не стало главным предметом обсуждения, когда на экране появляется образ князя Мышкина, сыгранного Евгением Мироновым – его интерпретация оказалась поистине незабываемой. Поднимая вопрос о жизни Достоевского, многие акцентируют внимание на его финансовых неудачах, на его пристрастии к азартным играм, на его скандальных отношениях. И хотя эти факты, безусловно, являются частью его биографии, они не должны затмевать его литературное наследие, его философские размышления, его неугасимую веру. Обвинения в игромании, кажется, замалчивают фундаментальную причину его нестабильности – эпилепсию, которая, несомненно, влияла на его психику. При этом Достоевский сумел не только справиться со своей болезнью, но и обрести свободу, что, безусловно, заслуживает уважения. Особую ценность представляет игра Евгения Миронова. Он не просто воплотил образ Достоевского, он сумел прочувствовать его душу, его внутреннюю борьбу. Его голос, отнюдь не свойственный князю Мышкину, стал своеобразным символом не только биографии писателя, но и его творческого поиска. Именно этот голос, эта аура таинственности и одновременно – бунтарства, создала неповторимую атмосферу вокруг фильма. Особенно запомнился эпизод с рулеткой – сцена, которую практически невозможно было смотреть, из-за своей напряженности и драматизма. Несмотря на отдельные недостатки, фильм, благодаря игре Миронова, вызывает неподдельный восторг. Нельзя не признать, что актер сумел донести до зрителя всю сложность и противоречивость личности Достоевского. В заключение хочется сказать: “Спасибо, Евгений, за доставленное наслаждение! Я с радостью пересмотрю фильм, давая ему новое название в уме, стараясь глубже понять этот великий человек.”
Несмотря на обилие разномастных телевизионных проектов, действительно, найти по-настоящему ценные, глубокие сериалы, особенно в формате малосерийных историй, – задача, порой, граничащая с невозможным. В свое время я с интересом наблюдал за «Исаевым», однако к другим проектам даже не испытывал желания прикладывать время – не из-за осознанного стремления рационально использовать каждую минуту, убеждая себя в том, что сериалы представляют собой некое подобие вредной слабости, и достойных среди них, к сожалению, практически не встречается. Скорее всего, я выдвигаю чрезмерно высокие требования, не учитывая специфику и тонкости жанра. Исключением, безусловно, стал сериал «Достоевский», созданный талантом Владимира Хотиненко, который стал поистине приятным отклонением от общей картины. Я с замиранием сердца ждал выхода этого проекта, и мои ожидания были полностью оправданы. Причин для этого – несколько, и главная из них заключается в моей искренней заинтересованности творчеством Фёдора Михайловича Достоевского. Я не являюсь его яростным последователем, однако ознакомился практически со всеми его произведениями, многие из которых оказали на меня значительное воздействие и затронули самые глубинные струны души. Особого внимания заслуживает актер, воплотивший на экране образ этого сложного и неоднозначного персонажа – Евгений Миронов. Мне представляется, что за относительно короткое время его участия в кинематографе, он уже продемонстрировал свой невероятный талант, став настоящим «свежим глотком воздуха» в российском кино. Я уверен, что актерское мастерство, как известно, формируется и созревает со временем, когда фильмографический портрет актера становится значительно более обширным и разнообразным. Евгений Витальевич – это, несомненно, выдающийся актер нашего театра, который, по моему мнению, полностью заслуживает все почести и признание, которые ему присуждаются. Мне трудно подобрать слова, чтобы в полной мере выразить свои впечатления от его мастерской игры, однако его погружение в роль абсолютно убедительно и органично. Меня искренне интересует, сколько времени и сил он посвятил подготовке к этой роли, ведь, как известно, мастерство требует самоотдачи и глубокого погружения. Вспомнилась мне знаменитая фраза из советского фильма, уже прошедшего испытание временем: «Главное – это вживаться, вживаться». И Миронов, безусловно, вжился в роль полностью, без малейшего ущерба для достоверности и эмоциональной глубины. Представить себе, сколько же усилий он приложил для достижения такого результата, одновременно вызывает восхищение и уважение. К тому же, хочется поделиться своими мыслями относительно современной тенденции к критике исторических экранизаций, когда зрители и критики указывают на их неточности, несоответствия историческим фактам и на выдуманность событий. Я, напротив, отношусь к подобным фильмам с особенной теплотой, полагаясь прежде всего на общее впечатление и эмоциональное воздействие истории. Если рассматривать фильм с этой точки зрения, то «Достоевский» – однозначный успех, поскольку я, вопреки общей тенденции, не мог отвести глаз от экрана, во время показал фильм не смотря практически на ТВ. В «Достоевском» мгновенно погружаешься в атмосферу, в которой жил и работал великий автор, и я хочу выразить искреннюю благодарность создателям за этот прекрасный проект!
Этот биографический проект – поистине захватывающее погружение в жизнь выдающегося русского писателя, и, несомненно, блестящая актерская работа Евгения Миронова является ключевым фактором его успеха. Наблюдать, как столь глубоко и тонко воплощен сложный, многослойный образ этого человека, – это настоящее искусство, достойное восхищения! Браво! Евгений Миронов, безусловно, является одним из наиболее ярких и талантливых современных российских актеров, сумевших добиться признания благодаря своей неповторимой манере игры. Несмотря на то, что наследие Федора Михайловича Достоевского, как и его существование, отмеченным драматическими аспектами – от порочного увлечения азартными играми до проявлений психических расстройств, вызывает во мне смешанные чувства, а его философские концепции и религиозные убеждения, к сожалению, не находят резонанса в моей душе, я с готовностью отделяю зерна истины от внешнего блеска. Ключевым остается несомненный гений его литературных произведений. Особенно поражает их специфическая, почти шизоидическая педантичность в внимании к самым мельчайшим деталям, откровенная и беспощадная обнаженность мыслей и скверн, присущих человеческой природе, а также привлекательность мира, охватывающая все слои общества – от низших классов до высшей аристократии. Исполнение Евгением Мироновым стихотворения Александра Пушкина “Пророк” стало для меня глубочайшим и пронзительным переживанием, оставившим неизгладимый след в моей душе. В рамках этого кинематографического осмысления, особенно ярко проявляется портрет писателя, рисующий образ человека, раздираемого зависимостью, пропитанного определенным садистическим оттенком и готового ради своего неконтролируемого влечения подвергнуть риску благополучие своей семьи, лишив их материальной поддержки. Я убежден, что множество зрителей, соприкоснувшись с этим образом, смогут увидеть в нем отголоски собственных знакомых, осознав, что общение с такими личностями требует особой осторожности и дистанции. На протяжении всего фильма, благодаря мастерскому подходу к созданию персонажей, детальным диалогам и запечатленным жизненным ситуациям, ощущается узнаваемость героев, возникших из страниц произведений Достоевского, и этот эффект усиливается благодаря великолепной игре Евгения Миронова.