Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Доктор Рихтер 1 сезон

Актеры:
Алексей Серебряков, Дмитрий Ендальцев, Полина Чернышова, Павел Чинарёв, Анна Михалкова, Виталий Хаев, Александр Яценко, Мария Миронова, Екатерина Вилкова, Александр Робак
Режисер:
Андрей Прошкин, Илья Казанков
Жанр:
детективы, драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2017
В сорокаэтажном сердце мегаполиса, в Престижной Городской Больнице имени Ленина, трудится доктор Андрей Александрович Рихтер – выдающийся специалист, чье имя заслуженно занимает высокие строчки в рейтингах лучших врачей нашей страны. Его профессиональная деятельность, к сожалению, далеко не всегда протекает в условиях спокойствия и предсказуемости; напротив, ему нередко приходится сталкиваться с беспрецедентными обстоятельствами, требующими оперативного и неординарного использования всех имеющихся ресурсов для разрешения насущных проблем. Несмотря на нарастающее напряжение и турбулентность в его рабочем окружении, доктор Рихтер сохраняет непоколебимую преданность своему долгу, неустанно прилагая все свои знания и умения для помощи пациентам. Он испытывает истинное наслаждение, когда пред ним возникают наиболее сложные клинические случаи, требующие глубокого анализа, тщательного разбора симптоматики и поиска новаторских подходов к диагностике и лечению. Простые, рутинные задачи, типичные для многих медицинских работников, отталкивают его, вызывая ощущение бессмысленности и уныния. Андрей Александрович не оставляет равнодушным стремление к принятию на себя ответственности при работе с наиболее тяжкими пациентами, нуждающимися в особой заботе и внимании. Обладая врожденным, стальным характером, отмеченным не только профессиональной отточенностью, но и проницательным, холодным взглядом на мир, он придерживается радикальных взглядов, критически оценивающих существующую систему медицинского обслуживания. Эта повесть – дань уважения и восхищения столь высокоинтеллектуальному и невероятно талантливому врачу, посвятившему свою жизнь спасению человеческих жизней, при этом, к сожалению, не в силах помочь себе. Уже не первый год он мучается от острой боли в тазобедренном суставе, вынуждающей его передвигаться с помощью трости, символ его беспомощности перед лицом неизлечимой болезни, но не обуяющего его духа и стремления к спасению других.
Адаптация культового медицинского сериала, подобно сложному процессу культурной трансформации, неизбежно порождает корректировки, укорененные в специфике принимающей страны. В случае с “Доктором Хаусом”, российская версия привнесла ряд изменений, которые, на мой взгляд, вызывают несомненные вопросы и даже откровенную непонимание. Так, привычный персонаж Егоршин, являющийся, в сущности, зеркальным отражением доктора Формана, был представлен в образе белого мужчины, а не афроамериканца – решение, обусловленное, вероятно, статистической редкостью представителей данной этнической группы в российском контексте. Нельзя не отметить и смещение акцентов в повествовании: замена некоторых пациентов, например, в четвертой серии, с акцентом на пару молодых матерей, была воспринята как неуместный и, по сути, искусственный ход, призванный избежать эскалации потенциального скандала из-за незначительной детали. Однако, столь же проблематичными оказываются и другие корректировки, лишающие адаптацию здравого смысла и, в конечном итоге, искажающие восприятие оригинального материала. Например, зачем в четвертой серии акцентировать внимание на столь отталкивающем образе родителей, когда в исходном варианте мы видели лишь отчаянное беспокойство молодой матери? Там их поведение выражало глубокую тревогу за будущее семьи, в то время как в российской версии персонажи предстают как воплощение невыносимого отвращения. Нельзя не отметить и кардинальное отличие в изображении Лизы Кадди. В оригинальном сериале она являлась воплощением уверенности, твердости и профессионализма – женщина, которая уважала мнение Хауса и находила с ним взаимопонимание, опираясь на его опыт и знания. В четвертой серии, без труда становится заметным разрыв между ней и Елизаветой Никольской. В исходном повествовании, когда подтвердились опасения относительно эпидемии, Кадди проявляла недюжинную активность, добиваясь от подчиненных соблюдения правил, в то время как в российской версии она, казалось бы, механически ставит икону, молится и, в финале, просто растворяется в беззвучном плаче – действия, не вызывающие никаких комментариев. В данном случае, роль Уилсона, очаровательного и динамичного коллеги Рихтера, была заменена Родиновым, который не только не обладает необходимой химией дружбы, но и демонстрирует полное отсутствие интереса и вовлеченности в происходящее. К сожалению, нередки случаи, когда актеры, стремясь переиграть и донести до зрителя больше эмоций, чем это было предусмотрено оригиналом, преувеличивают свои действия, в то время как в плане актерской игры зачастую разочаровываются эпизодические персонажи – второстепенные пациенты Рихтера. И сам Рихтер, порой, не оправдывает возложенных на него надежд. Например, в четвертой серии, во время вскрытия младенца, Хаусу не отводилось ни секунды, в оригинале пауза перед операцией была пронизана тяжестью чувств, а в российской версии Рихтер проводит процедуру без каких-либо эмоциональных проявлений, что вызывает не только недоумение, но и ощущение, что актер не до конца понимает суть происходящего. Признаться, мне сложно оценить игру Серебрякова, особенно учитывая мою неприязнь к его актерскому таланту, и ощущение, что он, в сущности, не гениальный наркоман-врач, а лишь забытый персонаж из старого "Левиафана". Нельзя не отметить и чрезмерное увлечение православными обрядами, которое навязчиво прослеживается в российской адаптации. В первой серии исходного сериала доктор Хаус, отвергая лечение пациентки, был смелым и дерзким, заявил, что смерть не является достойной, что смерть всегда недостойна уважения. В российской версии этой фразы заменили на утверждения о достойной смерти мучеников и святых – действие, которое не только не добавляет значимости повествованию, но и ломает моральный кодекс оригинальной серии. Я не против внесения изменений, но не тогда, когда они потеряны в попытке добавить религиозности, когда они искажают основной посыл сериала. Подводя итог, адаптация “Доктора Хауса” – это, скорее, сохранение облика, а не его развитие, и если бы оригинал не был столь популярен, то адаптированный вариант был бы воспринят более сдержанно. Создать что-то лучшее, судя по всему, не представляется возможным, а испортить - вообще, несложно. “Доктор Хаус” – это исключительный сериал, получивший многочисленные награды и обретший мировую известность, поэтому адаптировать его заранее – преждевременная и, по сути, проигранная попытка.
В эфире появилась "Доктор Рихтер" – версия, инициировавшая у меня бурю смешанных чувств и, откровенно говоря, некоторое разочарование. Как преданный поклонник захватывающего сериала "Доктор Хаус", я с замиранием сердца предвкушал эту адаптацию, однако, столкнувшись с реальностью, я осознал, что попытка повторить шедевр, не подкрепленная оригинальным содержанием, обречена на провал. Нельзя отрицать, что мы имеем дело с адаптацией зарубежного проекта, но неужели не очевидно, что подобным произведениям необходимо творческое переосмысление, соответствующее нашим культурным и социальным реалиям? В этом плане, "Доктор Рихтер" оставляет желать лучшего. Сюжетные линии серий практически идентичны американской версии, интерьер поликлиники воссоздан с поразительной точностью, словно вырванный из "Принстон-Плейнсборо" – стерильные белые стены, доктор Рихтер, выполняющий функции педиатра сегодня, хирурга завтра, и даже самостоятельно обрабатывающий нарыв, а послезавтра – терапевта, избавляющего от обычной простуды. При этом, можно предположить, что сценаристы никогда не бывали в российской поликлинике! Неужели не было возможности внести хотя бы минимальный элемент самобытности? Тем не менее, славу и мастерство Сергею Юрьевичу Серебрякову – в главной роли – невозможно не оценить. Он воплощает образ нашего Хауса, не упуская ни одной детали: его походка с тростью, мятый пиджак, майки с английскими надписями, присущий ему цинизм и остроумие, а главное – его неиссякаемый гений диагноста. Но проблема кроется в игре актеров и их подборе – Серебряков, хоть и старается, но по сути, "вывозит" себя, а зрителя, к сожалению, это отвлекает. На роль интеллигентного Уилсона был приглашен Хаев, и в результате вся атмосфера дружеских интеллектуальных перепалок и моральных баталий просто исчезла. Наш аналог Уилсона – не совесть Рихтера, а скорее, его раздражающий, но в то же время необходимый компаньон. Вместо очаровательной, уверенной в себе и одновременно сильной женщины Лизы Кадди, воплощенной Лизой Эдельштейн, мы видим Елизавету Никольскую – простоватую, но оттого не менее компетентную русскую главврачцу, которой сложно даже подозревать в стремлении манипулировать Рихтером или заставить его действовать по ее усмотрению. Она предпочтет сразу и прямо высказать свое мнение и жестко отчитаться за проступок. Команда Рихтера – невролог Руслан, эндокринолог Воля и иммунолог Ольга – представлен молодыми актерами, с которыми я, признаться, совершенно не знакома. Второстепенные роли исполнены известными артистами, что, впрочем, не спасает ситуацию. Некоторые новшества, действительно, вызывают интерес. Например, в адаптации исчезли сложные сцены с моделированием процессов организма, но в моменты размышлений доктор Рихтер видит в воздухе картинки, надписи и формулы, напоминающие сцены из "Шерлока". Кроме того, российские люди, в отличие от американцев, не любят спорить о деньгах, считая это грубостью. Несмотря на все недостатки, "Доктор Рихтер" обладает правом на существование на российском экране. Сериал может понравиться тем, кто не знаком с оригинальной версией, и я рекомендую его попробовать. Тем же, кто знаком с "Доктором Хаусом", скорее всего, не впечатлится – сравнения неизбежны, а история покажется слишком предсказуемой и знакомой.
Нечасто приходится формулировать столь субъективное мнение до завершения всего телесезона, однако, этот проект заслуживает исключения. Позвольте мне сразу обозначить наиболее приятный момент – воплощение образа доктора Рихтера. Алексей Серебряков, воплотивший роль гениального, но крайне эксцентричного диагноста, производит впечатление крайне убедительного. Его персонаж вызывает искреннее доверие, а юмор, пронизанный сарказмом и направленный на интеллектуальный уровень, не скатывается в банальные шутки о физиологии. К сожалению, положительные впечатления быстро испаряются, уступая место попыткам, которые, увы, не оправдались. В возникшем сюжете ощущается некий неуловимый, но ощутимый дефект – стремление к выдающемуся, которое, к сожалению, не реализовалось в полной мере. Оценивая проект, испытываю определенные затруднения, поскольку мне сложно составить полноценную картину развития российской медицины, находясь за рубежом. Однако, исходя из личного опыта, не могу поверить в существование чудес, царящих в больнице № 100 – типичном представителе российской клиники. Здесь можно столкнуться с очередями на трансплантацию, оснащенной, казалось бы, передовой, даже 3D-сканирующей техникой. Параллельно реализуются возможности проведения дорогостоящих платных анализов, оплачиваемых страховой медициной, что, в свою очередь, приводит к надмеренному наставлению от главного врача. Особого резонанса удостоилась сцена с платным первичным осмотром пациента, назначенного главой отделения для выявления геморроя – абсурд, который, несомненно, является плодом воображения, но в то же время, заставляет задуматься о возможном отражении реальных процессов в современной российской медицине. Сравнение с проектом "Склиф с Авериным" покажется более понятным и доступным для восприятия, чем этот проект, изобилующий сложными технологическими терминами и неочевидными поворотами. Персонаж доктора Никольской, кажется, был выбран, скорее, на основе принципа максимальной противоположности образу Кадди. Несмотря на отсутствие прямых указаний на внешность, отсутствует та самая химия, которая раньше связывала Хауса и Кадди с первой серии. В дуэте Никольской и Ритера полностью отсутствует всякая лирика, будь то в прошлом или в настоящем. В "Хаусе" скрытая симпатия Кадди объяснялась ее защитной ролью по отношению к Хаусу. В "Докторе Ритере" не видно ни скрытых мотивов поведения, ни каких-либо намеков на взаимопонимание, что делает этот дуэт не очень привлекательным для зрителя. Команда помощников, на удивление, предсказуема и стандартна. Принцип "берем оригинал и ищем десять отличий" здесь, скорее всего, не сработает. Может быть, в следующих сезонах появятся какие-то изменения. Зависит от уровня интереса зрителей. Несмотря на все вышесказанное, стоит отметить, что сериал "Доктор Ритер" более эмоционален, чем "Хаус", что является его главным достоинством. Именно эта эмоциональная составляющая побуждает меня продолжать просмотр. Таким образом, если игнорировать излишнюю "фантастичность" медицины, не пытаться постичь все медицинские термины и не обращать внимания на характеры героев, у сериалу все же есть определенный потенциал. Моя оценка – 5 из 10. Фанатам оригинального "Хауса" рекомендую смотреть этот сериал, выключив внутреннего скептиков, или, в крайнем случае, выключив его вообще. Берегите нервы!).
Новая адаптация культового американского сериала "Доктор Хаус", получившая название "Доктор Рихтер", представляется собой любопытное упражнение в переосмыслении знакового проекта. Создатели, подчеркивая свою приверженность принципу аутентичности, заявляли о намерении максимально сохранить структуру и дух оригинала, лишь привнося необходимые коррективы, соответствующие российской действительности. И вот, спустя некоторое время, мы можем оценить, как реализовалась эта концепция. Несмотря на ожидания, меня особенно насторожила роль главного героя – Алексея Серебрякова. Если остальной актерский состав демонстрирует безжалостный, граничащий с цинизмом, микс, то Серебряков, к счастью, полностью оправдывает свой выбор. В его игре ощущается неповторимая, пронизывающая харизма, вызывающая неподдельный интерес и доверие. Его контуженного, отчужденного, почти ядовито-холодного персонажа дополняет скрипучий, словно отравленный, голос, только усиливая его привлекательность. Следовательно, если вы рассматриваете возможность погружения в эту адаптацию, то, безусловно, стоит обратить внимание на игру Алексея Серебрякова – он, без сомнения, является настоящим сокровищем этой постановки. Что касается остальной труппы, то, на мой взгляд, с подбором актеров в значительной степени промахали. Особенно заметной оказалась несовпадение с оригинальной трактовкой: друг Рихтера, в отличие от американского оригинала, не имеет еврейского происхождения. Эта деталь, как впоследствии выяснилось, играла ключевую роль в раскрытии характеров персонажей и в постановке сложных медицинских диагнозов. Главный врач, как и в оригинале, предстает перед нами воплощением стереотипной русской барины – неспособной признать свою собственную уязвимость и не способной постоять за себя, что, на мой взгляд, совершенно неправдоподобно, учитывая разницу в физических данных. В то время как в оригинале, наблюдателю было проще поверить в непредсказуемость Кадди, в этой версии её действия кажутся лишенными логики. Нельзя не отметить и некоторые недостатки в работе команды Рихтера. В особенности мне не повезло с персонажем Кэмерон: в отличие от эффектной, блистательной красавицы, которая в оригинале вызывала у зрителя безоговорочную веру в объяснения Хауса, наша адаптация не может похвастаться такой же привлекательной внешностью. В целом, сериал, безусловно, можно смотреть и, возможно, он понравится тем, кто не знаком с оригинальным "Доктором Хаусом". Однако, поклонникам оригинала эта адаптация, скорее всего, разочарует. И, пожалуй, самым ярким, хоть и неоднозначным, моментом для меня стала игра Алексея Серебрякова – он, несомненно, является ценным дополнением к этой постановке, и я рекомендую присмотреться к нему.
Несмотря на восторженные отзывы о сериале "Доктор Хауз", я, к сожалению, не прониклась его атмосферой, ощутив в нем излишнюю холодность и цинизм. Наш собственный взгляд на этот проект, напротив, раскрывает цинизм как тщательно выстроенную маску, скрывающую под собой поразительный профессионализм, приправленный тонким маринадом юмора и острой сарказма. Я последовательно просмотрела все эпизоды, совершенно не имея прямой связи с медицинской сферой, и с каждым новым кадром, с каждым сказанным словом, я все больше погружалась в замысел создателей, наслаждаясь тем, как проявляется талант актера. В центре внимания, безусловно, находится Сергей Серебров, чье имя для меня знакомо с тех далеких времен, когда в девяностых годах впервые появились первые видеомагнитофоны. Если бы меня попросили высказать свое мнение, я бы без колебаний отметила, что его воплощение персонажа Хауса – это, пожалуй, одна из самых удачных его ролей, поскольку он абсолютно органично вписался в образ этого сложного и неоднозначного врача. Мне особенно интересно наблюдать за его поведением и за каждое его высказывание, ведь он демонстрирует нестандартный подход, присущий, несомненно, гениям. Не менее впечатляют его молодые ассистенты – талантливые, неутомимые личности, которых Хауз заставляет самостоятельно мыслить и бесстрашно принимать сложные решения. Эта команда, безусловно, представляет собой яркий пример эффективного сотрудничества, когда все члены команды сплочены общей целью – решением поставленной задачи. Мне нравится, что они не стесняются высказывать свои интуитивные суждения и опираться на собственный опыт, без попыток унизить друг друга или принизить интеллектуальный потенциал коллеги. Из такой команды, несомненно, нужно бежать, ведь настоящая команда – это мощный двигатель личностного роста, она дополняет и развивает человека, и в конечном итоге, каждый из ее членов обретет лидерские качества в свое время. Особую симпатию вызывает Полина Чернышова – Ходасевич. Она представляет собой воплощение интеллекта, честности и неустанной преданности своему делу, понимая, что исцеление души столь же важно, как и лечение физических недугов. Особая благодарность Анне Михалковой, которая в образе главного врача, обладающей высшим медицинским образованием, просто оживает в белом халате! Я помню ее еще как маленькую девочку, когда она исполнила главную роль в фильме “Внучка генерала” – это была выдающаяся роль, и она ни разу не разочаровала нас, зрителей. Виталий Хаев, в роли второго плана, безусловно, проявил себя как настоящий актерский талант, в особенности в столь ярком фильме – “Провокаторе”, который я время от времени пересматриваю, чтобы вновь погрузиться в атмосферу этого шедевра. В заключение хочу сказать, что сериал "Доктор Рихтер" – это безусловно, удачный проект, и выражаю искреннюю благодарность всем, кто принимал в нем участие. Желаю всем творческих успехов и счастья в личной жизни!