Описание
Рецензии

Сериал Девять жизней Нестора Махно

Актеры:
Ада Роговцева, Кирилл Плетнёв, Даниил Белых, Павел Деревянко, Анна Слю, Олег Примогенов, Виктор Сарайкин, Лидия Оболенская, Николай Каптан, Сергей Бойко
Режисер:
Николай Каптан
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2006
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (02.01.2011)
Рейтинг:
7.76
7.10
Нестор Махно, чья жизнь оказалась трагически омрачена в юности, провел почти два десятилетия в темнице, осужденный за ряд злодеяний, включая разбой и жестокое насилие. Однако, наступление в 1917 году свершившейся революции, словно свет прожектора, пронзило его заключительную тьму, открывая путь к радикально новой роли – роли революционного деятеля. Его уникальный, сформированный в тюремных стенах и закаленный в боях опыт, быстро превратился в неоценимый актив в деле свержения старого порядка, а его нестандартные, анархистские взгляды на мир, лишь укрепили его позиции и способствовали формированию непоколебимого авторитета среди единомышленников. Со временем Нестор Махно предстал во главе ожесточенных партизанских отрядов, вставших на защиту фундаментальных прав человека и стремления к свободному, полноценному существованию. Его личность приобрела черты бесстрашного, но зачастую безжалостного военачальника, внушавшего трепет и ужас врагам, с которыми ему приходилось сталкиваться – будь то безжалостные немцы, мятежные белые воины или, порой, даже внутренние противоречия в рядах самой Красной Армии. Махно, вовлеченный в бесчисленные баталии, зачастую являвшийся непосредственным инициатором и вдохновителем этих столкновений, заработал глубокое уважение тех, кто сражался плечом к плечу с ним. Однако, достижение абсолютной власти, ставшей неизбежным следствием его военной славы и стратегического гения, поставило Нестора Махно перед самым сложным, экзальтационным выбором, испытанием, которое, вероятно, определит дальнейшую судьбу всей его деятельности и, возможно, даже судьбу революционного движения, в котором он играл столь значительную роль.
После ознакомления с автобиографической работой Веллера, посвященной деятельности Нестора Махно, в моей душе возникло неподвластное отрицанию любопытство, побудившее меня к внимательному рассмотрению личности этого неоднозначного исторического деятеля. В последние годы его фигура обретает все большую популярность, однако, к сожалению, в сознании большинства людей образ Махно в большей степени сформирован результатами многолетней пропаганды советских цензоров, которые представляли его прежде как неконтролируемого бунтаря и разбойника – упрощенную, на мой взгляд, трактовку событий. Именно поэтому, предпринимаются попытки тщательно изучить историческую реальность, развенчать мифы и понять истинные мотивы этого человека. Каковы были цели, к которым он стремился? Начало двадцатого столетия стало для нашей страны периодом глубочайших потрясений и трансформаций. Когда стало очевидно, что существующий строй нуждается в радикальном пересмотре, возник вопрос о том, каким обществом мы должны заменить его. Среди разнообразия политических теорий, Махно сделал свой выбор в юности. Хотя часто представляется, будто противостояли лишь две силы – монархисты и большевики, историческая ситуация была гораздо сложнее. В значительных объемах присутствовали и анархисты, идеи которых, в сущности, заключались в том, что капитал и институт государства – это, по сути, угнетатели человеческой личности. Для создания свободного и справедливого общества необходимо было и будет их уничтожение. Идеи свободы, как от власти царской, так и от большевистских режимов, естественно, нашли отклик в сердце Нестора Махно. Несмотря на не всегда однозначную оценку его деятельности, сериал, на мой взгляд, вполне успешно передал образ Махно, с присущими ему сложностями и противоречивостью. Признаться, он не лишен определенных оговорок, которые мы обсудим далее. Тем не менее, стоит отметить, что фильм во многом "дышит" – в каждой серии, в каждом диалоге ощущается "душа". Безусловно, есть некоторые неровности в исполнении, места, где преобладает банальность, но в целом, картина заслуживает высокой оценки. Особого внимания заслуживает образ Батьки, непритязательного пушкаря, который, благодаря филигранной игре актера, всколыхнул душу. Исполнение этой роли Павлом Деревянко оставляет неизгладимое впечатление. Теперь, когда я слышу имя Нестора Махно, я невольно вспоминаю этот яркий, запоминающийся образ, созданный Деревянко. Однако, без критического анализа невозможно не упомянуть и о недостатках. Во-первых, непонятно, почему Махно в рамках повествования представляется в образе полуграмотного человека, начитавшегося только поверхностно. Если присмотреться к его воспоминаниям, становится очевидно, что он был убежденным анархо-коммунистом, имеющим глубокие познания в теории. Во-вторых, сильный акцент делается на том, что знакомство Махно с теорией анархизма произошло в тюремных обстоятельствах. В то же время, это не соответствует действительности. Он был членом анархической организации еще до заключения, которая занималась экспроприациями. Тюремное заключение лишь позволило ему отточить и укрепить свою идеологию. В повествовании присутствует еще одна линия – исчезновение ребенка и жены Махно, якобы убитых его соратником Щусем. А затем, по ходу сюжета и самого Щуся, происходит его "заказной" смерть от рук сельских жителей. На мой взгляд, это неправомерная и неподкрепленная историческими данными линия, возможно, основанная на предвзятых ощущениях. Более того, известно, что Щусь погиб от рук белогвардейцев. В заключение, несмотря на некоторые исторические неточности и очевидные творческие "свободы", сериал представляет собой впечатляющее повествование о великом человеке, стремящемся к свободе для себя и окружающих. Огромное спасибо и за то, что показали этого человека не с "темной" стороны, как это было принято в советском кинематографе. Рекомендую этот фильм всем, кто интересуется гражданской войной и историческими трагедиями.
Долгое время этот кинематографический проект оставался для меня нераскрытой главой, а точнее, неисследованным архивом. Честно признаться, я испытывал значительное опасение относительно того, сможет ли адаптация столь неоднозначной и, несомненно, спорной исторической эпохи представить собой произведение, достойное внимания и обсуждения. Однако, я оказался глубоко заблуждающимся, и сейчас с огромной искренностью признаю: моя первоначальная неуверенность была полностью рассеяна. Сериал продемонстрировал поразительную продуманность, тщательно выстроенную структуру повествования, а главное – соответствие ключевым историческим фактам. Конечно, привычные искажения и художественные допущения, свойственные телевизионной адаптации, неизбежны, но каких ожиданий можно было ожидать от подобного жанра? Особого восхищения заслуживает актерский ансамбль. Прежде всего, мне запомнился Павел Деревянко – его воплощение образа атамана, на мой взгляд, воплощает в себе все необходимые черты: грозный, властный, с искоркой непокорности в глазах, но при этом обладающий непоколебимой справедливостью, свойственной его, анархическому мироощущению. Деревянко, несомненно, занял лидирующую позицию в списке талантливых российских актеров, покорив меня своей убедительностью. Даниле Белых досталась сложная и многогранная роль, требующая от актера тончайшего мастерства. Его персонаж, Лева Задов, действительно, оказался образцом колорита и неоднозначности. Ходят слухи, что сам Задов, не ограничиваясь военной деятельностью, предпочитал окружать себя роскошной одеждой, включая шикарные костюмы, а своих верных коней начищал до блеска, украшая их жемчугом и парчой. Я склонен полагать, что авторам, возможно, не хотелось упираться в чрезмерный “треш”, хотя, не скрою, история, как правило, увлекательнее любых вымыслов. Роговцева, без преувеличения, является гением исполнительского искусства. Ее игра в роли украинской матери, чья жизнь была сосредоточена вокруг мечты о счастье и благополучии ее сыновей, была проникнута искренней драматической глубиной. Ее образ, безусловно, выделялся на фоне всего повествования, демонстрируя силу материнской любви и жертвенности. Плетнев, в роли офицера белой гвардии, также справился со своей ролью блестяще. Несмотря на то, что экранное время, выделенное его персонажу, показалось мне несколько ограниченым, он сумел создать образ безжалостного, но честного офицера, не скованного рамками простой механической функции. Это был человек, несущий на себе бремя ответственности за судьбу своей страны. Показана была не только жестокость, но и человечность, проявлявшаяся в сложных ситуациях. Нельзя не отметить и игру Олега Примогенова в роли Лева Задова. Его исполнение – это сочетание злобы, наивности и прямой, неидеальной честности. И порой, эта наивность граничила с чрезмерным идеализмом – сложно поверить, что глава контрразведки мог быть столь самоотверженным человеком. В целом, завораживающие украинские пейзажи – реки, леса, бескрайние степи – создают неповторимую атмосферу. Отсутствие эффектных боевых сцен позволило сериалу избежать громоздкости и превратиться в лирическую драму, посвященную трагическим событиям, определявшим судьбу народов. Важно отметить, что сериал, благодаря своей многогранности, затрагивает наиболее трагические и противоречивые моменты в истории украинского и русского народов, когда на территории Украины противостояли четыре различные силы – украинские националисты, белые, большевики и махновцы, у каждой из которых был шанс на победу. Невольно возникает вопрос: а что, если бы Махно принял иной выбор? И радует, что сериал дает зрителю возможность задуматься над этим вопросом, оставляя открытым вопрос: «Родись ты тогда, кем бы ты был?» Нельзя забывать, что история – это не только прошлое, но и урок для будущего. И пусть сериал не является абсолютной копией исторических событий, персонажи, вдохновленные реальными прототипами, способствуют более глубокому пониманию этого сложного и трагического периода. Главное, что выносит из себя этот сериал – это желание разобраться в том, что действительно происходило на самом деле.
Прошедший год назад по телеканалам транслировался киноэпизод, состоящий из двенадцати эпизодов, который, откровенно говоря, не отличался глубоким смыслом или новаторским видением со стороны режиссера. Скорее, это было аккуратное воспроизведение фактов биографии легендарного атамана Нестора Махно – фигуры, оставившей в истории яркий, хотя и противоречивый след, и чья жизнь, безусловно, представляет собой значимую страницу в летописи нашей страны. Создатели экранизации, демонстрирующие пристальное внимание к деталям, заслуживают искренней благодарности за их кропотливый труд. Я, признаться, отношусь с некоторой долей скептицизма к подобным масштабным телевизионным проектам, за исключением, пожалуй, одной выдающейся картины – "Девять жизней Нестора Махно". Этот фильм, по моему мнению, не следует квалифицировать как телесериал – это, скорее, впечатляющая и многогранная киноиллюстрация удивительной жизни человека, непоколебимо верного своей идее, страстного анархиста. Фильм требует вдумчивого восприятия, вынуждает к размышлениям, и, главное, вызывает глубокое сочувствие к людям той эпохи. Особого внимания заслуживает актерская игра, в особенности Павел Деревянко, который органично вписался в роль атамана Махно. Он сумел создать образ человека, не просто безжалостного бандита-революционера, а глубоко страдающего за свой народ, стремящегося построить лучшую жизнь для людей, используя, порой, самые радикальные и ожесточенные методы. Это было особенно актуально для Российской империи, где Махно, как никто другой, пытался перевернуть традиционные, устоявшиеся на Руси нормы и законы жизни. Он не просто боролся за свою идею, а рисковал всем. Деревянко продемонстрировал потрясающую игру, в некоторых эпизодах создавая весь образ лишь взглядом, мимикой, тонко передавая внутренний мир и ощущения Махно. Такая игра завораживает, располагает к доверию. Остальные актеры также не уступали по качеству исполнения, особенно те, кто воплотил образы обычных селянских людей – такие, казалось, откровенные и естественные, что лишь усиливало эффект погружения. Нельзя не отметить и язык кинофильма, который, будучи автокефальным, не вызывал дискомфорта или раздражения, и даже если зритель не понимал всех его нюансов, это не препятствовало восприятию - все становилось понятным благодаря визуальным образам и интонациям голосов актеров. Украинские просторечия, присутствовавшие в диалогах, придавали фильму особую долю юмора, разряжали напряженную атмосферу и делали картину еще более живой и правдивой. Автор картины также заслуживает особого внимания. Уже практически с первых секунд, благодаря мощному музыкальному сопровождению, создается особая атмосфера, погружает зрителя в мир кинофильма. Это - высококачественный и многознаменный проект, которыйй, признаюсь, потряс даже меня, человека, не особо увлекающегося историей. Я с удовольствием пересмотрела бы этот фильм еще раз.
Оценивая кинематографическое произведение, я бы, несомненно, отдал приоритет исключительно внутреннему содержанию, его глубине и смыслу, а не внешним впечатлениям или декоративности. И в данном случае, скажу я вам, картина превзошла все ожидания. Сценарий, надо признать, отличался продуманностью и грамотностью, все происходящие на экране события органично вписывались в рамки исторической достоверности и хронологии. Однако, ключевым моментом, определяющим восприятие фильма, безусловно, стала личность Нестора – точнее, воплощенная Павлом Деревянко, неповторимая фигура. Впервые, именно после просмотра этого кинопроизведения, я познакомился с этим выдающимся деятелем кинематографа, и он, несомненно, вошел в число тех артистов, чьё творчество я особенно ценю. Деревянко настолько убедительно и глубоко вжился в роль «батьки», что впоследствии, погружаясь в чтение воспоминаний о Несторе Махно, я безошибочно ассоциирую его с этим замечательным актером. Режиссер и сценаристы с поразительной тонкостью и проницательностью сумели раскрыть многогранный образ Нестора Махно, поместив его в контекст эпохи, демонстрируя его во многом противоречивую сущность. Зрителям представляется Нестор Иванович – смелый революционер, отважно вступающий в ожесточенные боевые действия, грамотный и авторитетный идеолог анархизма, любящий семью и супругу, и, в конечном счете, простой человек, чьи принципы и убеждения неизменно вели его к завершению, обреченному на неизбежность. Каким же прекрасным примером для подражания! Подобное многогранное изображение личности Махно, привнесло в фильм увлекательность, рассчитанную на широкий круг зрителей – от простых кинолюбителей до тех, кто интересуется историей. И, собственно, этот кинофильм обладает колоссальной смысловой нагрузкой, побуждая к осмыслению истории, учитывая, что это первый, после распада Советского Союза, фильм о Махно, в котором его не демонизируют, не именуют «бандитом» или «контрой». Я был глубоко тронут этим произведением. Единственное, что, возможно, немного смутило – начало фильма, сосредоточенное на изображении Махно-революционера. Было бы еще более эффектно, если бы был показан его юношеский период, его становление. В целом, учитывая скромный бюджет украино-российского телесериала, этот фильм – настоящее достижение, достойное высокой оценки!
В повседневном понимании, анархия зачастую воспринимается как хаотичная разрозненность, а эта разрозненность, в свою очередь, определяется как отсутствие какой-либо стройности и упорядоченности. Такой дефицит порядка неизбежно влечёт за собой децентрализацию любых систем, рождает стремление к разрушению устаревших, институционально укоренившихся распорядков и регламентов. Беспорядок, в данном контексте, представляет собой состояние абсолютной свободы, лишенное всяческих ограничений и предписаний, где голос каждой индивидуальной воли, свободно трансформируясь, воплощается в постоянно меняющихся и нестабильных структурах. Для достижения актуального, прогрессивного порядка, необходимо, по сути, деконструировать всё существующее, сокрушить любые формы установленного режима. Беспорядок, таким образом, является творческой силой, зарождающей новый, более гибкий и адаптивный порядок. Государство, с его жёсткими рамками и иерархической структурой, можно рассматривать как отживший, устаревший образец. В этом свете логично заключить, что безвластие, в своей самой чистой форме, является воплощением новейшего, наиболее динамичного и жизнеспособного порядка. Как справедливо утверждал Анри Труллопон, "свобода – мать порядка". Идеи, выдвинутые анархистами, не раз подвергались насмешкам и критике со стороны статистиков и теоретиков, которые задаются вопросом: что же, по их мнению, станет преемником государства, его заменителем? Анархисты, напротив, не стремятся предсказать, что именно возьмет на себя эту функцию, но они глубоко убеждены, что эта замена, этот новый порядок, возникнет исключительно из силы воли, из энергии человеческого духа. Лично меня, к примеру, поразила последняя картина, которую я имел удовольствие пересмотреть. Я был предельно удовлетворен впечатлениями и, не колеблясь, оценил этот кинематографический шедевр достойными 10 из 10 баллов, в первую очередь за воплощённую в нём революционную идею. Кроме того, стоит отметить грамотную режиссуру, талантливую игру актеров и невероятно детально проработанный биографический сценарий. От всего коллектива создателей выражаю искреннюю благодарность за их блестящую, новаторскую работу.