Описание
Рецензии

Сериал Дело о Мертвых душах
Актеры:
Александр Абдулов, Иван Агапов, Павел Деревянко, Елена Галибина, Сергей Гармаш, Александр Ильин, Константин Хабенский, Андрей Кочетков, Сергей Колесников, Павел Любимцев
Режисер:
Павел Лунгин
Жанр:
комедия, отечественные, приключения, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 8
(19.07.2010)
В основу этой запутанной и, несомненно, пропитанной мрачной атмосферой саги положена не увядающая, лишенная времени повесть великого Николая Васильевича Гоголя. Молодого чиновника из великокнижной столицы, Петербурга, поручено прибыть в тихий, казалось бы, городок N с целью прояснить серию необъяснимых расхождений и неординарных, почти сверхъестественных событий, которые, словно тень, омрачали жизнь этого места. Исполненный тревоги, осознавая надвигающуюся возможную инспекцию и потенциальную опасность, Чичиков, стремился с удвоенной энергией копать в прошлом, пытаясь отыскать исчезнувшие “мертвые души”, стремясь защитить свою деятельность от любого несанкционированного вмешательства.
Начав свое расследование, Шиллер вскоре оказался втянутым в поток совершенно не поддающихся рациональному объяснению явлений. Ему постоянно возникало гнетущее чувство, будто за ним неуклонно, незаметно следит некая, невидимая сила. Было ли это лишь плодом его воображения, порожденного стрессом и неопределенностью, или же на этом город, погруженный в водоворот тайн и мистических загадок, действительно таил в себе нечто нечеловеческое? Сможет ли этот юный, неопытный чиновник, несмотря на все трудности и риски, раскрыть истину и избежать нежелательных последствий, возможно, даже для жизни собственной?
Этот телесериал – не простая экранизация произведений Гоголя, а скорее, многослойная фантазия, продиктованная режиссерским видением и глубоким уважением к литературным изысканиям великого писателя. В течение восьми эпизодов зритель наблюдает за трансформацией главного персонажа – Шиллера, некогда запуганного чиновника, увлеченного утопическими романами, в человека, обретающего осознанность и способность к критическому осмыслению российской действительности.
Съемки разворачиваются в городке N, где, подобно гротескной зарисовке, царит атмосфера благоговейного ужаса перед властью. Чувствуется влияние “Ревизора” – наряду с городничим, судьей и покровителем благотворительных учреждений, здесь присутствует ирония, и предчувствие надвигающейся проверки.
Уникальность проекта заключается в том, что создатели, не прибегая к шаблонной адаптации, исследуют глубину человеческой натуры, запечатленную в произведениях Гоголя. Чичиков, воплощенный Хабенским, предстает не просто отрицательным персонажем, а сложным, двойственным созданием, чьи мотивы и поступки, как показано, раскрывают определенные аспекты русского характера.
В фильме, словно в зеркале, отражается несовершенство российской действительности, где бюрократия, коррупция и страх перед властью переплетаются с вечными темами человеческой души. Здесь, в городке N, происходит своеобразный эксперимент над образом человека, где каждый эпизод – это шаг к пониманию.
Однако, кинофильм не стремится к однозначной трактовке. В финале остается открытый вопрос, оставляя пространство для размышлений и интерпретаций. Это, возможно, и является самой сутью произведения – провоцировать на размышления о вечных вопросах добра и зла, правды и лжи, власти и подчинения.
Создатели фильма, в отличие от попыток создать триллер на основе произведений Гоголя, сумели сохранить дух классики, вернув зрителя в атмосферу первой половины XIX века, что подтверждается вниманием к костюмам, поведению и стилю.
Рекомендую этот сериал всем, кто ценит русскую классическую литературу, кто не ограничивается лишь просмотром, а стремится к глубокому пониманию произведений, кто знаком с критической литературой и различными интерпретациями творчества Гоголя. Без тщательного изучения материала, неизбежно, многие нюансы ускользнут, но сам факт погружения в этот сложный и многогранный мир будет по-настоящему увлекательным.
Среди всех вершин классической литературы, безусловно, особое место занимает творчество Гоголя – я бы без колебаний назвал его своим главным ориентиром. Сравнимых с его гением, по моему убеждению, лишь немногие прозаики, разве что Довлатов, но это чисто субъективная оценка. Однако, если пристально взглянуть на экранизации его произведений, то становится очевидно, что первоисточник, книга, остается непреходящей ценностью, не поддающейся однозначной оценке. Несмотря на то, что экранизация, созданная талантливыми специалистами, вполне достойна внимания, она никогда не сможет полностью заменить глубину и мастерство оригинального текста, написанного великим мастером слова.
Особое внимание заслуживает, в частности, сериал «Дело о мертвых душах» под руководством Павла Лунгина, созданный в 2005 году. Сразу следует отметить, что этот проект изначально не подходил под рамки какого-либо конкретного жанра – Лунгин назвал его «фантазией», и, честно говоря, это определение кажется вполне уместным. Фактически, сериал представляет собой не столько буквальную адаптацию произведения, сколько скорее интерпретацию, смелую и зачастую неординарную. Режиссер, в отличие от многих своих коллег, не стремился слепо следовать традициям, а, напротив, максимально приблизился к источнику, но при этом внёс в произведение свои, уникальные, авторские штрихи. Эта сложная, многогранная и неоднозначная работа, в сочетании с личным видением Лунгина, и дала сериалу ту неповторимую атмосферу и оригинальность, которые делают его столь интересным и заслуживающим внимания.
Первая серия вызвала у меня, признаюсь, немало затруднений. Картонные декорации, не всегда естественная игра актеров, непредсказуемые сюжетные повороты, которые порой вызывали ощущение, что создатели нуждаются в серьезной консультации с психиатром – все это создавало определенное напряжение. Однако, благодаря упорству и, как ни странно, увлекшись, я постепенно проник в мир, созданный Гоголем, и, к концу сериала, я был практически очарован этим проектом. Я вдруг осознал, что режиссер стремился донести до нас не только сюжетную канву, но и скрытые смыслы, и озорство, и даже некоторую провокационность поставленной задачи – все это создавало определенную, напряженную, но, в то же время, захватывающую атмосферу.
Особого внимания заслуживает то, как режиссер интерпретировал персонажей. Хотя ключевые черты гоголевских героев, безусловно, были сохранены, они были представлены в интерпретации Лунгина, которая, с моей точки зрения, вполне оправдана. Именно эта смелая и неординарная интерпретация, подчёркивающая недостатки персонажей, превращавшихся в нарицательные в рамках гоголевской эпохи, позволяет рассматривать сериал как не просто экранизацию, а скорее новую, авторскую интерпретацию классического произведения.
Кроме «мертвых душ», непосредственно связанных с основным сюжетом, в сериале проскальзывали отголоски «Шинели», «Носа», «Вя», «Ревизора» и «Невского проспекта». Гоголь создал портреты «рож», а Лунгин, используя свой авторский язык, превратил их в «хари». Разница между этими понятиями огромна, во многом благодаря эмоциональной окраске. Если герои у Гоголя вызывают усмешку и брезгливость, то персонажи Лунгина способствуют возникновению отвращения. И это абсолютно правильно – пороки должны быть не забавными, а отвратительными. Если классик использует гиперболы и гротеск для описания персонажей и их поступков, то Лунгин изображает героев как центральных фигур фантасмагории, логически перетекающей в будничные ситуации известных учреждений, включая «палату № 6». На начальном этапе это могло показаться бредом, но по окончании просмотра остаются весьма занимательные ощущения, и нет причин жаловаться на «зря потраченное время».
Нельзя не отметить и актерскую игру. Особенно порадовал Деревянко – я даже не думал, что он способен на такую игру. А Гармаш? Я давно знал, что он – великолепный актер, но то, что он оказался истинным гоголевским актером, стало для меня настоящим открытием. Подобно тому, как у Достоевского были свои актеры – Инна Чурикова и Евгений Миронов, Гармаш, по моему мнению, является гоголевским. Ильин тоже сыграл в сериале замечательно, а актерский ансамбль в целом был великолепен, что облегчило выражение восторга, не требуя детального перечисления имен.
В заключение, стоит отметить, что сериал «Дело о мертвых душах» - это смелая, оригинальная и очень интересная интерпретация классического произведения, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания. И, как ни парадоксально, она может быть настолько же ценной и интересной, как и сама книга Гоголя.
Недавно, по частному побуждению, я вновь обратила взор на этот, казалось бы, уже давно ушедший в прошлое, телевизионный проект 2005 года. И, скажу вам честно, я испытала искреннее удивление и, одновременно, легкое негодование – почему столь выдающийся и, на мой взгляд, безусловно достойный внимания фильм, созданный Павлом Лунгиным, не вызывает столь бурных обсуждений и признания среди киноадептов? Где, спрашивается, обилие хвалебных рецензий, где оживленные дебаты и критический анализ шедевра? Помните, как вокруг фильма «Адмирал» развернулась настоящая истерия восторженных отзывов? Зачем же, уважаемые ценители искусства и критики, не уделили этому великолепному сериалу столь заслуженного внимания?
Позвольте мне рассказать вам подробнее. Сценарий был написан самим Юрием Арабовым, талантливым и весьма смелым режиссёром, который, как мне представляется, сумел с невероятной изобретательностью и глубиной вместить в один лишь фильм целое десятилетие творческих поисков и философских размышлений Николая Гоголя. Его умение переосмыслить классические произведения, соединить их с современностью - просто поразительно!
В сериале продумано абсолютно все до мельчайшей детали: декорации, реквизит, костюмы – все выполнено с поразительной точностью и вниманием к деталям. Видно, что каждый из предметов, от оружия до мебели, – настоящее, аутентичное изделие. И, надо признать, сейчас единицы режиссеров так рьяно и качественно подходят к созданию декораций, к их концептуальному оформлению! В этом сериале действительно создана целостная, гармоничная атмосфера, отражающая дух и замысел гоголевских произведений.
Так, например, у Ноздрева проживает на конюшне, у Плюшкина в доме нет стен, а у Собакевича стол ломится от яств. Городничий от роскоши становится безумным. Все «морды» из гоголевских произведений вытянуты, увеличены, словно вытащены из книги огромными щипцами на большой экран.
Но, несмотря на то, что все герои в значительной степени представляют собой воплощение порока и злобы, в сериале есть и светлые, благородные стороны. У Арабова, который, несомненно, обладает сильной волей и способностью управлять людьми, есть свое собственное суждение о чести и справедливости. От Собакевича можно услышать детские, жалостливые нотки, напоминающие плач ребенка, оставшегося одного на улице, а у Плюшкина есть свой неповторимый сентиментальный характер.
Все актеры, безусловно, выложились в этом проекте на все сто процентов, довели свои роли до совершенства. Это, несомненно, шедевр!
Особого внимания заслуживает сцена, где Шиллер встречается с каждым, кто проходит через дело Чичикова. Мне лично очень понравилась роль Плюшкина, отличная игра Ярмольника, которая открыла для меня новые грани его актерского таланта, пока я раньше видел в нем лишь одну роль в фильме «Барак». Павел Деревянко также подает большие надежды, особенно после съемок в «Обратной стороне луны».
Я убеждена, что этот фильм – высокое достижение в творчестве Павла Лунгина! Редко Мастер способен столь филигранно передать на экран атмосферу и дух гоголевских произведений. Браво, Вы, Гений! Сценарий почти созвучен с самим Гоголем, Булгаковым, Великим Канцлером, и даже с Федором Достоевским, и даже с городским Н, как скопище самых уродливых и низких грехов человеческих, город, который лежит в желтом тумане (помните Босха?). А сцены бала напоминают цирк Дю Солей, когда одновременно присутствуют и радость, и страх!
И, в конечном счете, мы видим простой и узнаваемый для русского народа финал – ворую все, а сядет крайний. Да что с ней делать? Но, я думаю, Лунгину это прекрасно удалось, Он свободно и умело воплотил в этом фильме суть человеческой природы, и это, позвольте, не просто хорошо, а исключительно гениально. Браво великолепному режиссеру!
Рекомендуем к просмотру