Описание
Рецензии

Сериал Дело гастронома №1
Актеры:
Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Юлия Пересильд, Мария Шукшина, Светлана Рябова, Владимир Симонов, Дарья Михайлова, Евгения Симонова, Игорь Черневич, Вячеслав Шалевич
Режисер:
Сергей Ашкенази
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
1-8 серия из 8
(02.08.2014)
Рейтинг:


На заре 1980-х в Советском Союзе развернулась череда трансформационных событий, ставших катализатором глубоких перемен, во многом определявших дальнейшую судьбу граждан страны. С кончиной Леонида Брежнева, чьё правление ознаменовалось периодом застоя и определённой политической стагнации, в руководство КПСС был избран Юрий Андропов – опытный сотрудник органов безопасности, приступивший к оперативной реформизации системы. В условиях застывшего коммунистического проекта, чьи перспективы выхода из кризиса были весьма туманны, усилилось внимание к контролю над общественной жизнью. Особое внимание уделялось пресечению несоблюдения трудовой дисциплины, а также разоблачению практики взяточничества и, что было крайне необычно для того времени, – деятельности подпольных частных предпринимателей, занимавшихся нелегальным оборотом товаров.
Одно из самых резонансных дел, связанное с фигурой директора знаменитого гастронома «Елисеевский», остаётся в памяти старшего поколения как яркий эпизод эпохи дефицита. «Елисеевский» – центральный гастроном Москвы, в эпоху жёсткого дефицита, являлся своеобразной «нотой» для тех, кто умел выуживать из системы любые деликатесы и дорогие продукты.
Тщательно оценить эту историю, с её трагическими разгадками, смогут лишь те, кто не только слышал о ней в информационных потоках, но и чётко осознаёт, каким был масштаб дефицита, каковы были длинные очереди, неумолимые ночные дежурства у магазинов, практика внеочередного доступа, при которой товары записывали заранее. Любой дефицитный товар можно было обменять на другой, столь же редкий и востребованный – например, на необходимые запчасти к автомобилю. И ситуация с снабжением сильно варьировалась в разных регионах страны, порождая бесконечные часы разговоров и, порой, дней, посвящённых этой сложной проблеме.
Нельзя не признать, что директор «Елисеевского» гастронома представлял собой своего рода "волшебника" в этой сложной системе, его деятельность вызывала повышенный интерес и подозрения у компетентных органов. История Георгия Беркутова (в исполнении Сергея Маковского), прототипом которого стал реальный директор магазина Юрий Соколов, раскрывает трагическую судьбу человека, оказавшегося в эпицентре мощного политического скандала. Московский «Гастроном № 1» (ныне «Елисеевский») был известен как оазис в продовольственной пустыне СССР, снабжая лучшими деликатесами партийную элиту, творческую интеллигенцию, научные круги и военную верхушку страны. Однако, как установило следствие, через руки директора гастронома проходили колоссальные суммы взяток, которые он распределял среди влиятельных лиц. Это громкое дело о незаконных валютных операциях и крупных взятках должно было вызвать мощный общественный резонанс, подчеркивая уязвимость и коррумпированность даже наиболее влиятельных фигур. История Беркутова - это не просто рассказ о человеке, ставшем жертвой обстоятельств, но и зеркальное отражение глубоких проблем, существовавших в советском обществе в то время.
Я испытываю искреннюю симпатию к советским сериалам, созданным в эпоху восьмидесятых годов, поскольку в те годы, безусловно, демонстрировался высокий уровень кинематографического мастерства и художественной ценности. В нашей стране того времени создавалось значительное количество кинематографических произведений, посвященных сложным историческим периодам – событиям 1940-х, трагической истории Великой Отечественной войны, а также непростым, суровым реалиям, царившим в обществе. Восьмидесятые годы РСФСР, несомненно, представляют собой один из наиболее захватывающих и противоречивых периодов в истории страны, отмеченный чередой значительных политических перестановок – кончиной Брежнева, Андропова и Черненко, а также наступлением новой, совершенно непредсказуемой эпохи, сопровождавшейся острым дефицитом товаров первой необходимости и множеством других, порой драматических обстоятельств.
В рамках нашего сегодняшнего ознакомления мы погрузимся в детальный анализ сериала “Дело гастронома №1”, представляющего собой весьма оригинальную и, несомненно, провокационную картину. Повествование раскрывает печальную закономерность: даже человек, стремящийся к честности и справедливости, в условиях повышенной турбулентности может оказаться перед необходимостью совершать поступки, не соответствующие его моральным принципам и представлениям о долге.
Безусловно, этот фильм пронизан глубоким драматизмом и содержательным смыслом. Придерживаясь устоявшихся жанровых канонов, авторы последовательно опираются на реальные исторические документы, создавая напряженную и правдивую атмосферу. Через умелое нагнетание обстановки, они создают неповторимую, пропитанную духом времени, атмосферу. У нас появляется уникальная возможность ознакомиться со всеми восемью сериями, в которых сюжет развивается с поразительной динамикой и стремительностью. Главный герой, Беркутов, является, несомненно, настоящим воплощением героизма, хотя сам он, с точки зрения современных стандартов, совершал незаконные действия, принимал взятки, однако сохранял незыблемые моральные ориентиры, следовал собственным принципам, был добрым, честным и, в конечном итоге, хорошим человеком. Он оказался в сложной, не выбираемой ситуации, из которой не мог, не желая, выйти. Перед нами предстает чрезвычайно человечный персонаж, который полностью раскрывается на протяжении всей восьмисерийной истории. Однако в заключительной, восьмой серии, мы станем свидетелями того, как даже сильный духом человек может быть сломлен не тюремным заключением или влиянием другого человека, а, напротив, внезапной, неожиданной обидой, не имеющей ничего общего с политическими интригами и маневрами других людей.
“Дело гастронома №1” гарантированно произведет неизгладимое впечатление на каждого современного зрителя. Мы не просто смотрим на сериал с увлекательной детективной и драматичной историей, а сталкиваемся с настоящей кинематографической картиной, пронитанной неповторимой атмосферой эпохи. Актеры демонстрируют поистине выдающуюся игру, а сюжет, лишенный каких-либо фатальных изъятов – свидетельствует о том, как старательно и внимательно авторы проработали каждую деталь, придав ей особую значимость и значение. Россия того времени показана с безупречной достоверностью, позволяя зрителю окунуться в эту атмосферу и, на собственном опыте, ощутить все тяготы и испытания, пережитые в то время. Желаем вам приятного просмотра, уважаемые зрители, и уверены, что "Гастроном" не оставит вас равнодушными!
Недавно, в переломном моменте моего телевизионного опыта, мне посчастливилось погрузиться в удивительно правдивый и глубокий сериал под названием «Дело гастронома №1». Этот кинематографический проект представлял собой не просто развлекательное зрелище, но и содержательное исследование, проникнутое пониманием социальной и политической атмосферы Советского Союза в эпоху восьмидесятых годов. Авторы картины, безусловно, провели тщательную, многогранную оценку не только всей эпохи, но и индивидуальных поступков и мотивов ключевых персонажей, избегая всякой предвзятости и необоснованных домыслов.
Особенно порадовало, что художественное оформление фильма, включающее в себя сценарий, режиссуру и игру актеров, было исполнено на высшем уровне, демонстрируя поистине мастерское владение искусством. Авторы сумели со всей достоверностью, с хирургической точностью, воссоздать нравы и устои той эпохи, запечатлев в кадре мельчайшие детали и нюансы.
Впрочем, необходимо отметить, что, несмотря на поразительную реалистичность, в сценарии все же ощущается оттенок некоторой «мыльной оперы», а в отдельных моментах истинная драматическая напряженность прерывается элементами мелодраматизма. Нельзя не упомянуть и о роли обыденных, повседневных персонажей – домохозяек, чьи судьбы, возможно, и не были столь значимы, но являлись неотъемлемой частью картины.
Примечательно, что сериал «Дело гастронома №1» был впервые продемонстрирован на Первом канале сразу же вслед за премьерой «Черных волков». И, к всеобщему удивлению, новоиспеченная работа сразу же удержала высокую планку, установленную предшествующим фильмом. В этой картине нет ничего вызывающего сенсации, ничего, требующего сложного концептуального осмысления. Мы сталкиваемся с безжалостной, суровой реальностью, такой, какой она являлась в те годы. В кадре, безусловно, есть небольшие несостыковки, незначительные неточности, однако они не оказывают существенного влияния на общее впечатление от просмотра. Например, ключевое действие разворачивается в летний период, а во второй серии, для поддержания аутентичности, в радиопередаче сообщается о завершении кампании по снегозадержанию! И даже музыкальное сопровождение, в частности, исполнение песни Юрия Лозы из альбома «Тоска» (созданного лишь в 1984 году!), придает картине особый колорит и глубину.
В заключение хочу сказать, что «Дело гастронома №1» – это весьма интересный, самобытный и, без сомнения, запоминающийся фильм, который, несомненно, найдет отклик в сердцах широкого круга зрителей. Желаю вам приятного просмотра и ярких впечатлений!
Этот телесериал – воплощение глубочайших, почти до дрожи в душе, переживаний, и, несомненно, станет предметом интенсивных размышлений для тех, кто готов к столь откровенному погружению в человеческую природу. Попытки кратко описать его сюжет, на мой взгляд, лишь умаляют его значимость, ведь именно эта способность вызывать сильные эмоции, заставлять сопереживать, является главным достоинством подобных произведений. Я не намерен вступать в подробности повествования, лишь с горячим желанием поделиться своими впечатлениями о созданных героях.
Сергей Маковецкий, в данной роли, воплощает Беркутова – пожалуй, самую выдающуюся и запоминающуюся интерпретацию этого персонажа в его творческом портфолио. Он великолепно демонстрирует внутреннюю борьбу, трагизм и, одновременно, неоспоримую силу, присущую этому человеку. Фраза "Он крал и ему было стыдно" – не просто деталь сценария, а ключ к пониманию сложной, противоречивой души Беркутова. Игра Маковецкого завораживает, вызывает ощущение непоколебимой внутренней силы, незыблемости духа. Искренняя любовь к своим близким, пронизывающая образ Беркутова, неизменно заставляет зрителей сопереживать, подвергать сомнению собственные суждения, убеждать себя в чистоте его намерений. К финалу сериала возникает настойчивое желание, чтобы эта фигура, такая сложная и противоречивая, умудрилась обрести заслуженный покой, вписаться в этот мир, а его душа осталась нетронутой, неиспорченной.
Михаил Пореченков, в роли Скачко, всегда представлял собой для меня образец умного, неординарного персонажа. Особенно ценно, когда актер избегает переигрывания "качков", отдавая предпочтение глубоким, морально насыщенным ролям. Человечность Скачко поражает воображение. Он – сотрудник КГБ, обладающий исключительной глубиной мысли и искренней патриотической заботой. Его стремление очистить свою родину, окутанное нежеланием применять "шрапнели" к невинным людям, впечатляет своей осторожностью и чувством ответственности.
Женские персонажи в сериале, несомненно, выделяются своей жизненностью и романтичностью. Они воплощают собой искренность, уязвимость, и глубокую любовь. Наблюдать за ними – удовольствие, они кажутся воплощением наиболее светлых и благородных настроений. Актерская игра здесь – на высочайшем уровне, каждый жест, каждый взгляд полны смысла. Судьба этих женщин в сериале, как говорится, оставляет много вопросов для размышлений.
В целом, актерский состав, придуманный создателями, идеально подобран. Опытные и талантливые мастера своего дела поработали на славу, создав настоящее произведение искусства. Особо хочется отметить интересный и уникальный подход к воспроизведению эпохи – не гнетущий, искусственно созданный образ СССР, а живая, насыщенная и реалистичная жизнь, в которой наблюдаются всех странности и противоречия. Действительно, чаще режиссеры должны подходить к творческому процессу с такой внимательностью и искренностью! Это сериал оставил в моих впечатлениях очень сильное и долгое после просмотра эхо.
Рекомендуем к просмотру