Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Даг 1 сезон / Dag 1 season
Актеры:
Атле Антонсен, Тува Новотны, Андерс Баасмо Кристиансен, Агнес Киттелсен, Рольф Лассгорд, Ине Ф. Джэнсен, Силье Торп, Leon August Sannum Vierdal, Кайя Варйорд, Лена Эллингсен
Режисер:
Ёйстейн Карлсен, Тува Новотны
Жанр:
драмы, комедия
Страна:
Норвегия
Вышел:
2010
Доктор Дага, практикующий семейную медицину с оттенком психоанализа, являлся, в сущности, человеком, подверженным мощному воздействию психотропных препаратов. Его терапевтическая практика была выстроена на принципиально обратном пути: он принимал эти сильные медикаменты, стремясь, казалось бы, проникнуть в глубины сознания своих пациентов, раскрыть корни их душевных мучений, выработать верное руководство и направить их на верный жизненный курс. Однако, на самом деле, эти препараты оказывали на него сокрушительное, дезориентирующее воздействие, лишь усугубляя его внутренние расстройства.
Центральным элементом его мировоззрения, его непоколебимой убежденности, было одиночество – не просто отсутствие общения, а осознанный выбор изоляции, которую он считал ключом к решению всех жизненных проблем. Эта странная, почти парадоксальная жизненная позиция, подкрепленная его профессиональной деятельностью, она же, закономерно, транслировалась в его консультации для супружеских пар, находящихся на грани развода, часто находящихся в состоянии отчаяния и неспособности найти общий язык.
И, трагически, этот феномен повторялся с поразительной регулярностью. Анализируя статистические данные, можно констатировать, что после посещения доктора Даги, в результате его методик, более чем на девяносто процентов супружеских союзов заканчивались роспуском. Складывалось впечатление, что его весьма специфический подход, вместо того, чтобы укреплять отношения, оказывался разрушительным катализатором, провоцируя скрытые конфликты и, в конечном итоге, приводя к разорванным семейным узам.
Вопрос, безусловно, оставался открытым: к чему может привести столь неадекватное понимание сущности терапии и каковы будут последствия для профессиональной деятельности доктора Даги, чья карьера, похоже, неминуемо предвещала фиаско, запятнанную трагической и неэффективной практикой?
Этот кинематографический опыт, несомненно, пронизан тонким, почти приглушенным иронией – качеством, столь характерным для скандинавского менталитета. Для русского зрителя, привыкшего к более прямолинейной манере выражения чувств, эта ирония может показаться нарочитой, даже несколько искусственной. Однако, при наличии хоть некоторого понимания специфики их жизни в Норвегии, она обретает особую глубину и правдоподобность.
Центральный образ – толстяк-психолог Даг – представляет собой воплощение сломленного, но упрямого духа. После продолжительного периода, отмеченного неумолимыми обязательствами и сложностью взаимоотношений в семье, на работе, в общественной сфере, он приходит к радикальному решению: ему больше не хочется быть никем-либо обязанным. Его жилище, представляющее собой типичный образец "мужской берлоги", – это пространство, где господствует абсолютная автономия. Все – от выбора мебели до организации досуга – определяется исключительно его собственными вкусами и приоритетами, без каких-либо требований или ожиданий, исходящих от жены или подруги. В этом уединении он способен быть самим собой, освобожденным от изжитой традиции "соответствовать" устаревшим представлениям общества и женщин о "мужском идеале". Эта свобода, однако, быстро начинает вызывать у него желание сбежать от всего этого, «укрыться в глуши, в Саратов», в поисках настоящей, не приукрашенной жизни.
Его собственная "глушь" – это не примитивный уголок, а тщательно продуманное, функциональное жилище, созданное исключительно для удовлетворения потребностей его хозяина, где царит атмосфера комфорта и уединения.
Окружающие, не понимая его стремления к независимости и самодостаточности, регулярно "выпускают" его на вынужденные свидания с потенциальными "женами на выданье", демонстрируя свое неприятие его свободы. Однако, зрителю становится ясно, что все эти попытки обречены на провал. Внезапно, в его жизни появляется женщина, не вызывающая раздражения, у которой также есть свои собственные планы и личные проблемы.
Эпоха равноправия, к сожалению, внесла серьезный раскол в традиционных семейных ценностях. Многие скандинавские мужчины ощущают себя "кастрированными", потеряв привилегированное положение в семье, привычное место за столом, заслуженный отдых после работы и даже финансовое влияние, ранее осуществлявшееся через жену. Борьба Дага за свое место под солнцем становится символом борьбы всех мужчин, лишившихся прежних, привычных преимуществ, – сродни суровой и не всегда справедливой схватке за лучший кусок мяса, за послеобеденную дрёму и за загадочные карманные деньги. Эта "палка о двух концах" одновременно обязывает и освобождает, влияет на обе стороны отношений.
Этот телевизионный проект – своеобразный калейдоскоп, окрашенный в весьма необычных, далеких от привычных нам постсоветских реалий, тонах юмора. Сериал мастерски демонстрирует размывание традиционных семейных устоев, наблюдаемое в современном скандинавском обществе, и своеобразное, порой отчужденное, восприятие жизни, а также явление эмансипации.
В центре повествования предстают мужчины, представленные как некий уязвимый, находящийся на грани исчезновения, биологический вид. Не удивлюсь, если многие, подобно мне, не склонны согласиться с подобным категоричным суждением, однако авторы, сценаристы и режиссер, не отступая от своей замысла, подчеркивают эту их позицию, наделяя солидных, на первый взгляд, героев поразительной инфантильностью и неумолимой неспособностью принимать взвешенные решения.
Параллельно развивается линия, остро отражающая трагизм одиночества, которое, как ни парадоксально, зачастую воспринимается как некое благо, и, в то же время, как неотъемлемая проблема, изматывающая с годами. В этой сложной, многослойной истории, как ни странно, встречается и тема старости, превращающейся в некоего рода "бич", в состоянии уже-никому-ненужности, возникающей после пересечения определенного рубежа прожитых лет.
При этом, всё это представлено с такой тонкостью и изяществом, что большая часть зрительского опыта проходит в компании улыбки и легкого, беззаботного восторга. Лишь изредка, в моменты наиболее эмоционально насыщенных сюжетных поворотов, вас охватывает сочувствие к происходящим событиям, к судьбам этих удивительных персонажей. Полагаю, данный сериал больше адресован вниманию аудитории, достигшей "сорока", поскольку, по задумке авторов, проблемы, с которыми сталкиваются герои, а также их возраста, вполне соответствуют среднему половозрастному периоду и, вероятно, не найдут отклика у молодого поколения.
Рекомендуем к просмотру