Описание
Рецензии

Сериал Балет и власть

Режисер:
Алексей Шутов
Жанр:
документальные, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.04.2020)
Нельзя не отметить, что ассоциация между понятиями "балет" и "власть" на первый взгляд может казаться весьма неожиданной и даже не совсем гармоничной. Тем не менее, реальность такова, что посещение балетных спектаклей, как правило, становится уделом весьма обеспеченных и влиятельных персон. В рядах деятелей, занимающих высокие посты, нередко можно встретить увлеченных поклонников величественного искусства. Главные персонажи данного телепроекта, по сути, стремятся к тому, чтобы не упустить ни единого представления своих почитаемых балетмейстеров, которые для них стали не просто образцами мастерства, но и воплощением самой философии балетного искусства. Изначально эта форма творчества, будучи сформированной в роскошных дворцовых залах, неразрывно связана с деятельностью высшей знати. Представители этой элиты часто обращаются к историческим корням балета, подчеркивая его истоки в рамках придворных представлений, рассматривая эту версию как отражение эстетических идеалов, сформированных в высших кругах общества. Важно отметить, что балет не был результатом народных ремесел или самодеятельности, а скорее – результатом стремления к выражению глубоких чувств и переживаний, направленного на удовлетворение потребностей и вкусов представителей аристократии. В центре повествования находятся зрелищные, зачастую грандиозные, театральные постановки и поразительные музыкально-театральные произведения, которые, как правило, ожидаются зрителями на сцене. Авторы сценария намерены осветить многогранную историю формирования балета в его современном обличии, детально проанализировать влияние политической и социальной конъюнктуры, сложившейся в различные эпохи, на его дальнейшее развитие и эволюцию.
Этот телевизионный проект представляет собой поистине исключительное произведение документального кино, предоставляющее зрителям глубокое и нюансированное понимание жизни и судьбы Матильды Кшесинской – фигуры, доселе окутанной завесой сенсации, вызванной нашумевшим художественным фильмом. По мнению критика и искусствоведа Александра Василева, его проницательное сравнение императорского балета с придворным гаремом, с учётом обстоятельств, при которых Кшесинскую, как ценный трофей, передавали непосредственно наследнику престола, завернув в роскошный ковер, является абсолютно верным. В отличие от распространенного образа, этой “польской пленницы” не было отмечено стремление к бегству, а напротив, она проявила удивительную инициативу, с горячим энтузиазмом врываясь в круговорот придворных танцев и, по сути, в сами примы, используя полученный благодаря этой ситуации новый статус. Бесценным дополнением к познавательному процессу является возможность погрузиться в детали биографии выдающегося русского балетмейстера Рудольфа Нуриева, узнать о его карьере, насыщенной взлетами и падениями, о драматическом эпизоде его побега из страны, а также услышать бесценные воспоминания очевидцев эпохи. К тому же, просмотр сериала открывает для нас невероятную картину, демонстрирующую, как классические балеты, которые мы привыкли видеть на сцене, на самом деле создавались и шли у репетиций в атмосфере неформальных “квартирников”, а знаменитая постановка “Кармен” с Майей Плисецкой столкнулась с серьёзными препятствиями из-за её экстравагантного костюма, являвшегося, на взгляд некоторых, нарушением канонов. В конечном итоге, история этого вида искусства, несомненно, отмечена чередованием периодов расцвета и глубоких спадов, отражая сложность человеческой и творческой натуры. В совокупности, этот сериал является беззаветным шедевром документалистики, который, несомненно, расширит кругозор и заставит заново оценить величие и загадочность балетного мира.