Описание
Рецензии

Сериал Переиграть серийного убийцу / Confronting A Serial Killer

Актеры:
Jillian Lauren Dreskin, Алена Экер, Jerome Fontenette, Nyasha Hill, Camila Marte, Ron'Netta, Pierre Armani Smith, Anthony Walker
Режисер:
Джо Берлингер
Жанр:
документальные, криминальные
Страна:
США
Вышел:
2021
Добавлено:
5 серия из 5 (19.05.2021)
Повествование не ограничивается линейным временем, а скрупулезно охватывает череду исторических периодов, сплетая вокруг себя запутанный клубок преступлений и их методичных расследований. В 2012 году имя Самюэля Литтла, некогда неприметного человека, стало известно властям в связи с обвинением в масштабном распространении наркотических веществ. Его задержали, как гром среди ясного неба, в скромном приюте для бездомных, что, в свою очередь, вызвало цепную реакцию – развернулось масштабное, пронизанное сложной логикой расследование. В ходе этих поисков всплыла трагическая и жуткая история, произошедшая в Лос-Анджелесе восьмидесятых годов: мужчина, проживший тогда 80 лет, был признан виновным в жестоком убийстве трех женщин. В 2014 году он был арестован и предстал перед судом, а спустя десятилетие, в 2020-м, стало известно, что число жертв этого мрачного маньяка возросло до сопоставимых с девятьюстами и тринадцатью цифр, свидетельствуя о безграничной жестокости и бесчисленных следах боли, оставленных его преступным путем. Ключом к разгадке этой запутанной, словно головоломка, истории стала неустанная работа писательницы Джиллиан Лорен. Благодаря ее настойчивости и умению находить общий язык с этим, казалось бы, не поддающимся никакому воздействию, человеком, она сумела убедить его поведать о тех ужасных событиях, которые он тщательно скрывал на протяжении десятилетий, открывая тем самым мрачную страницу в истории Лос-Анджелеса и в судьбах бесчисленных жертв.
Трагическая история Сэма Литтла, орудовавшего в начале 90-х, становится центральной темой захватывающего криминального сериала “Противостояние серийному убийце”, режиссерской работой Джо Берлингера. Этот пятисерийный проект, во многом, фокусируется не только на самом преступнике, но и на глубоких социальных и правовых проблемах, которые способствовали его преступной деятельности. По оценкам, Литтл стал одним из самых плодовитых серийных убийц в истории, совершив, возможно, 93 убийства, хотя реальное число, вероятно, значительно выше. Его деятельность обнажила системные недостатки в правоохранительной системе, позволявшие ему избежать справедлимого суда, что, по сути, делает его настоящим воплощением кошмара для общественности. В центре повествования – писательница Джиллиан Лорен, которая, благодаря своему личному опыту и журналистскому расследованию, оказалась в непосредственном контакте с заключенным. Их необычная связь, напоминающая динамику Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектера в "Молчании ягнят", строится на негласном “ quid pro quo”. Записи телефонных разговоров, собранные для ее книги и документального проекта “Теперь”, выявляют нарастающую привязанность Литтла к Лорен, которая, умело подталкивая его к раскрытию, сумела получить доступ к его мыслям и мотивам. Однако, в рамках этой сложной, многослойной истории, возникли некоторые недостатки. Повторяющиеся мелодраматические обороты, характерные для каждого эпизода, бросают тень на ценность повествования. Порой, обмены, наполненные вопросами "Почему? ПОЧЕМУ?! Почему и как?!!" кажутся вырванными из сценария, теряя глубину и искренность. Берлингер, мастерски фокусируя внимание на различных аспектах трагедии, представляет собой не только историю Литтла, но и, в первую очередь, исследование социальных последствий его преступлений. Он показывает, как системные проблемы, особенно связанные с преступлениями против женщин, особенно темнокожих, и несправедливым отношением к ним в правовой системе, способствовали безнаказанности. Несмотря на то, что его работа в рамках этого сериала вызывает серьезные вопросы о методах работы прокуратуры, особенно в случаях, когда жертвами являются женщины, не имеющие голоса, сериал затрагивает важные темы, которые, очевидно, замалчивались ранее. В частности, Лорен, как голос, прошедший через личный ад, - ключевая фигура, противостоящая системе, которая игнорирует судьбы невостребованных жизней. Ее способность к противостоянию, особенно в сочетании с ее критическим взглядом на события, представляет собой мощный элемент повествования. Нельзя не отметить и некоторую стилистическую избыточность, проявляющуюся в некоторых эпизодах, в частности, в использовании визуальных образов, граничащих с таблоидным гиперреализмом, - распыление изображений кладбищ, напоминающее дешевый развлекательный продукт. Несмотря на то, что сериал затрагивает очень серьезные темы, порой, его производство ощущается как нечто, вернувшееся к менее осмысленным методам создания фильма. Однако, это не отвлекает от главного - необходимости тщательно и ответственно относиться к таким ужасным преступлениям, особенно когда они связаны с неравным отношением к судьбам небелых женщин.
В комментариях возник вопрос, вызывающий вполне обоснованную обеспокоенность: «Неужели столь низкий уровень оценки вызван действительно объективными факторами, или же это лишь отражение субъективных суждений?» Мировая премьера сериала состоялась 16-го марта текущего года, и уже после этого он вошел в поле зрения рейтинговых агентств. Лично я не придаю особого значения таким оценкам, поскольку их формирование – процесс, подверженный влиянию человеческого восприятия, индивидуальных ценностей и, как следствие, зачастую несовпадающих точек зрения. Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда мнение экспертов, казалось бы, основанное на фактах, не совпадало с моим собственным. История, как известно, подчас преподносит сюрпризы, и время неиногда ошибочно классифицирует произведения, превращая недооцененные шедевры в бестселлеры и, в конечном итоге, в вехи художественной мысли. Одной из причин, почему эта история не нашла широкого отклика у зрителя, является и сама конструкция персонажей и развитие событий. Обычно в кинематографе присутствует центральный герой, совершающий героический подвиг, противостоящий злу, внутренним демонам, неблагоприятным обстоятельствам или коррумпированной системе. Наш главный герой – писательница, прошедшая через тяжкие испытания: она была наркозависимой, пережила опыт насилия и, рискуя жизнью, навещала серийного убийцу в тюремных стенах, требуя от него раскрытия всей правды в преддверии смерти. В качестве платы она предлагала ему комфорт и компанию – весьма неоднозначный образ положительного героя, не так ли? Однако, стоит отметить, что писательница проделала колоссальную работу. Она устремилась к сути истории заключенного, сумела его разговорить, и к концу 2020 года общественность, благодаря усилиям журналистов и расследований, узнала о значительном росте числа жертв (в 2018 году он признался в 90 убийствах), завершив съемки материала непосредственно перед его кончиной 30 декабря 2020 года в возрасте 80 лет. Еще один фактор, обусловивший отсутствие популярности сериала, – это сама канва повествования и представленные в ней факты. С первых же кадров писательница Джиллиан Лорен обнажает шокирующие детали. Самюэл Литтл, до ареста, неоднократно уклонялся от правосудия, его преступный путь запечатлен в списке, насчитывающем более десяти листов, он, как известно, преследовали за тяжкие преступления. Жертвами его становились женщины легкого поведения, их исчезновения игнорировались правоохранительными органами, а дела, по сути, не рассматривались, ведь это было очевидно “глупые” расследования. Система не смогла идентифицировать его долгие годы. А на суде, когда его признали выжившие жертвы, ему, разумеется, не предъявили никаких обвинений. Важно понимать, что этот проект был задуман не для того, чтобы его посмотрели, переварили и мгновенно забыли. В нем нет идеализированных героев и, конечно же, нет счастливого конца. Что же необходимо, чтобы фильм, разоблачающий скрытые правды, завоевал признание и стал объектом широкого обсуждения? Я настоятельно рекомендую его к просмотру, но будьте готовы к безжалостной, нелицеприятной истине, которую общество, к сожалению, часто предпочитает сохранять в тайне.