Описание
Рецензии

Сериал Кларисса / Clarissa

Актеры:
Шон Бин, Саския Уикхэм, Линси Бэкстер, Гермиона Норрис, Фрэнсис Винер, Кэтрин Харрисон, Шон Пертуи, Джонатан Филлипс, Дэрби Хокер, Ширли Хендерсон
Режисер:
Роберт Бирман
Жанр:
исторические
Страна:
Великобритания
Вышел:
1991
Добавлено:
сериал полностью из 4 (28.10.2012)
Роман, воплощенный на экране, исходит непосредственно из рукописи знаменитого английского литератора Сэмюэля Ричардсона, увидевшей свет в 1748 году – «Кларисса, или история юной леди». В центре повествования – трагическая разлука юной Клариссы с отцом, а ее собственное братство, охваченное зловещими планами возмездия и коварства. Однако, эта безупречная, неоспоримая доброта и непоколебимая нравственная чистота, являющиеся сущностью характера Клариссы, оказываются неожиданно мощным фактором, необъяснимым и, казалось бы, противоречащим всему, оказывая глубокое и преобразующее воздействие на благородного и благочестивого Ловеласа. Под влиянием ее неземной красоты и нерушимой внутренней гармонии, Ловелас, будучи человеком мужественным и разумным, принимает судьбоносное решение вступить в брак с Клариссой. В дальнейшем, под воздействием, как его собственный разум, так и, возможно, нечто большее, он вводит в ее напиток средство, вызывающее сонливость, и, используя свою власть и влияние, обволакивает ее в свои объятия. Тем не менее, несмотря на все эти усилия, на все ее отчаянные уговоры и мольбы, Кларисса, являясь женщиной принципиальной и не желающей преступать определенные границы, отказывается скреплять свою жизнь узами брака с Ловеласом, что впоследствии приводит к несправедливому и, безусловно, абсурдным обвинениям, лишившим ее свободы и загнавшим в темницу.
«Кларисса» Самюэля Ричардсона – монументальный роман, охватывающий беспрецедентные 2000 страниц и представленный в формате семи роскошных томов. Автор, смело прибегнув к эпистолярному жанру, сплел историю Клариссы Харлоу, девушки, неожиданно обретшей в своих руках колоссальное наследство. Несмотря на полученные богатства, Кларисса отличалась исключительной добротой и отзывчивостью, посвящая их помощи нуждающимся, что придавало ее характеру особую глубину. Ее родители, в стремлении обеспечить себе финансовую стабильность, неосмотрительно выбрали для дочери жениха – максимально неблагозвучного и вызывающего по своей натуре мужчину. Принятие этого решения, совершенно игнорирующее мнение дочери, произвело на Клариссе глубокое впечатление, и она, охваченная чувством долга и преданности семье, не смогла оказать сопротивления. Именно в романе мы знакомимся с легендарным Ловеласом, чье имя впоследствии стало укорененным в народной памяти как символ развратного пьянства и безответственных развлечений. Он, окутав Клариссу подозрительным вниманием, вошел в ее жизнь. Разработка сценария для столь масштабного, классического произведения, безусловно, представляла собой значительную задачу, и команда BBC, с учетом ее внушительного объема, проявила невероятное старание. Предыдущий опыт их работы над костюмированными мелодрамами позволил им создать относительно качественное кино. Особенность этой адаптации – сохранение присутствующей в повествовании атмосферы обреченности, неотъемлемой для произведения, в сочетании с глубокой неизвестностью и постоянно растущей напряженностью. Описание персонажей выполнено с приветливой точностью и остроумием, а актерская работа Бинга и Уикхема заслуживает искренней похвалы. Сложно выделить самую яркую и запоминающуюся роль в исполнении Шона Бина – актер, которого широко знают, – он невероятно убедительно воплотил образ Ловеласа, предоставляя возможность для демонстрации его потенциала в драматических ролях. В отношении Сассии Уикхем актерская работа не отличалась особой выразительностью, во всех фильмах она сохраняла ровный и умеренный стиль, вспомнить конкретные моменты ее роли лично для меня не представляется возможным. Ричардсон глубоко и мрачно исследует историю Клариссы, поражающую своей трагической притягательностью. Кларисса посвящена с бесспорным соблюдением собственных принципов и правил, не уступая в методах Ловеласу, однако, нередко она становилась жертвой его хитростей и обмана. Возможно, в нем она и могла увидеть искорку любви, но он, преследуя свои личные интересы и стремясь поддержать свой статус, не испытывал серьезных чувств. Я рекомендую данный фильм тем, кто любит погружение в исторические драмы, поскольку он в определенной степени напоминает «Опасные связи» де Лакло.
Оценивая кинематографические произведения, я всегда стремлюсь к выявлению тех, что оказывают неподвластное времени воздействие на восприятие. Одним из таких фильмов, чья печать навсегда отпечаталась в моей памяти, и который вызвал у меня искреннее восхищение, является картина, обнаруженная мною совершенно случайно, но впоследствии ставшая объектом моих постоянных размышлений и желаний вновь погрузиться в её атмосферу. Этот фильм, без преувеличения, можно отнести к ряду выдающихся шедевров. В центре повествования предстаёт прекрасная, почти невинная девушка, Кларисса, чье физическое и духовное существование излучает кристальную чистоту. Несомненно, Ловелас, мастер манипуляций и соблазнений, прилагал значительные усилия, чтобы покорить её волю, однако наша героиня, благодаря своей непоколебимой воле и внутренней силе, осталась неуязвима для его уловок. Фильм, богатый захватывающими поворотами и неожиданными откровениями, не допускал скуки, постоянно трансформируя не только обстановку и окружение, но и эмоциональное состояние героев. В нём, подобно бесконечному кругу, рождались и исчезали чувства, от яростной вражды к нежной любви, и наоборот. Особого признания заслуживает игра актера Шона Бин, который воплотил на экране сложнейший и многогранный образ. После просмотра «Клариссы» я с особым интересом прикоснулась к его творческому наследию, осознав, насколько виртуозно он сумел раскрыть глубину своего персонажа. Ловелас предстаёт перед нами как воплощение жестокости и цинизма, однако, в то же время, проявляет проблески понимания и сочувствия, что делает его образ поистине трагичным. На протяжении всего фильма, мы наблюдаем за постепенным зарождением раскаяния в его душе, а затем и за началом зарождающейся любви к Клариссе. Кларисса, являясь ярой противницей и неустанной борцом, никогда не отступает от борьбы, несмотря на свою частую роль жертвы. Она прекрасно осведомлена о методах Ловеласа и способна сметным замечаниями раскрыть его истинную сущность, предвосхищая его действия. Особенно ярко эта способность проявляется в знаменитой сцене в театре, где чувствуется, как взаимное притяжение между героями достигает своего апогея. Ловеласу, погрязшему в жажде немедленного удовлетворения, не терзало терпение, что и привело к трагической потере девушки. Кларисса, как всегда, не уклоняется от борьбы и, благодаря своей мудрости, сумела затормозить его дерзкие замыслы.
При всей моей искренней заинтересованности в кинематографической адаптации произведения, я, к своему глубокому разочарованию, не смог полностью погрузиться в его содержание, и, признаться, сомневаюсь, что в скором времени смогу завершить его чтение. Меня, однако, до сих пор поражает гениальность Ричардсона в создании столь правдивого образа молодой женщины, столь напоминающей нам современную представительницу прекрасного пола. Кларисса и окружающий её круг людей, кажется, находятся в неразрешимом диалектическом противоречии, отказ от унифицированного, массового восприятия. Она проявляет непоколебимую преданность собственной уникальной личности, не стремясь подстраиваться под общепринятые нормы и следовать за толпой, подвергая себя непростому, но благородному испытанию. Нельзя к ней относиться свысока, как к какому-то невинному юнцу; она обладает глубиной, мудростью и сложной внутренней структурой. Особенно запоминающимся моментом для меня стала сцена на псевдомаскараде, где она продемонстрировала поразительную остроту ума и сценическое мастерство, отстояв свою позицию перед обрюзавшей компанией. К сожалению, ее непохожесть на всеобщее, как бы то ни было, соответствие, предопределило трагический финал истории. Исполнение этой роли Саския Уикхем, внешне не отличающейся особой привлекательностью, оказалось, тем не менее, исполнением исключительным; вся её внутренняя красота и сила сосредоточены в её взгляде и манере держаться. Шон Бин, в свою очередь, являет собой гармоничное сочетание внешней привлекательности и глубины внутреннего мира. Его безупречный облик завораживает со всех ракурсов, но меня особенно поразила сила и непробиваемость характера Клариссы, поскольку побороть подобного мерзкого, коварного человека крайне сложно. Описывать его лишь как злодея или подлеца – это слишком упрощенно. Он – воплощение расчетливой, эффективной и крайне умной мерзости. Я до сих пор вижу эту женщину, с пронзенным взглядом и хмыкающим выражением лица, а также вспоминаю отойденную от тетушки пощечине – тоже весьма показательный эпизод. Тем не менее, его терпение, в значительной мере, обусловлено влиянием денежных интересов. Он осознавал, что Кларисса – это бесценное сокровище, но не смог постичь и оценить ее неповторимую индивидуальность, что и привело к его неизбежному поражению. Вторая попытка переписать историю, разумеется, невозможна, ведь в жизни нет чернового варианта – все нужно создавать с нуля. В целом, я могу однозначно сказать, что данное кино – это произведение, представляющее собой настоящее откровение и крайне интересное для аудитории, обладающей развитым чувством восприятия и способной к глубокому осмыслению.