Описание
Рецензии

Сериал Черный ворон

Актеры:
Татьяна Колганова, Анна Герм, Анна Самохина, Татьяна Ткач, Ярослав Иванов, Борис Соколов, Евгений Дятлов, Игорь Копылов, Ольга Самошина, Борис Бирман
Режисер:
Борис Горлов, Игорь Москвитин, Андрей Кравчук
Жанр:
мелодрамы, отечественные, триллеры
Страна:
Россия
Вышел:
2001
Добавлено:
сериал полностью из 64 (22.02.2013)
Рейтинг:
7.18
6.50
За основу сюжета взяты произведения Дмитрия Вересова – гротескные и захватывающие романы «Чёрный ворон», «Гнездо ворона» и «Полёт ворона». История разворачивается в широких границах времени, охватывая полвека – от трагических дней Великой Отечественной войны и её послевоенного послеполуденья до современной реальности. В центре повествования – два диаметрально противоположных, но взаимосвязанных судеб, воплощенных в фигурах двух женщин, чьё единственное имя – Татьяна. Они возникли из одного источника, из единого генетического кокона, и их предначертанная встреча, словно тщательно выстроенный мотив, уже была заложена в ткань мироздания. История приобретает свой неповторимый колорит с возвращением в Ленинград в 40-е годы Алексея Захаржевского. Этот загадочный мужчина, рожденный в Китае, прошедший через испытания в исправительно-трудовых лагерях, и впоследствии реабилитированный, теперь находился под опекой своего дяди, известного академика Захаржевского. У академика, однако, появилась новая, юная жена – Ада, с которой он познакомился, и которую он представил племяннику. В их семейном кругу царила особая, почти мистическая атмосфера, ведь мать Ады, помимо прочего, являлась воплощением древнего, аномального дара – потомственной ведьмой, чьё влияние пронизывало саму ткань бытия. Первый же день, когда две женщины – Ада и Татьяна – приблизились к Алексею, ознаменовался пристальным, изучающим взглядом. Однако, для того, чтобы активировать потенциал их колдовского дара, для того, чтобы исполнить зловещее предзнаменование, им требовалось нечто большее, чем простое присутствие. Они нуждались в сыне, в наследнике, в продолжении их рода, в воплощении новой, кровавой линии ведьм. По предсказаниям, интерпретируемым с помощью сложной системы карт Таро, именно Алексей, этот человек, вернувшийся из прошлого, должен был стать отцом той самой, новой, опасной, женской силы, способной на великие, и, несомненно, разрушительные, деяния.
Захватывающий российский сериал “Черный ворон”, появившийся на экранах в начале нового тысячелетия, сумел глубоко затронуть мое воображение и вызвать бурю эмоций. Особенно меня поразила сама концепция – название, которое мгновенно пробуждает мысли и ассоциации, словно отголоски забытой песни Г.Н. Попова, как в фильме "Чапаев". Сериал, по сути, перевернул мое представление о современных отечественных кинопроизведениях, предложив столь душевную, атмосферную историю, где актерская игра и мастерство сценаристов сплелись в единое целое, создавая незримую завесу таинственности, окутывающую каждую серию. Сюжет, с первых минут втягивающий в свои дебри, казалось, был спроектирован с особой тщательностью, не оставляя места для скуки или разочарования. Я была настолько поглощена происходящими событиями, что не задавалась вопросов о том, как все получилось, какие факторы сыграли решающую роль в успехе сериала. Очевидно, что в его создании собрался талантливый актерский состав: Татьяна Калганова, Борис Соколов, Анна Екатеринская и, безусловно, неподражаемая Анна Герм. Хотя я не имела возможности ознакомиться с оригинальной книгой Дмитрия Вересова, судя по первым сериям, вся работа была выполнена на высшем уровне, с удивительной точностью воспроизведены детали и с учетом оригинальной задумки. Сюжетная канва не перегружена, каждая серия насыщена деталями, но все они гармонично вписаны в общую картину. Мне близка идея сериалов, где за счет продолжительности повествования, зритель имеет возможность неспешно наблюдать за эволюцией персонажей, за изменениями в их внешности, характерах, а также за развитием событий. “Черный ворон” не является исключением, охватывает почти полвека, рассказывает о судьбе ведьмовского рода. Судьбы и характеры главных героинь – Татьяны Захаржевской (Татьяна Калганова) и Татьяны Приблудовой (Анна Герм) удивительно схожи. Для меня до сих пор остается загадкой, каким образом создателям сериала удалось так тонко проработать сценарий, чтобы героини, не подозревая об этом, непрерывно встречались друг с другом, и при этом чувствовали между собой «неуловимую чужую взору» связь. На первый взгляд, героини могли показаться просто сестрами, ведь они такие разные – одна хитрая, дерзкая, расчетливая, готовая рискнуть, другая – мягкая, чувственная. Однако, даже несмотря на хрупкость их характеров, в них, как и в сестрах, ощущается колдовская сила, завораживающая и притягивающая. Эта сила не покидает героев на протяжении всего сериала, не позволяя нам оторваться от экрана. Именно эта особенность, по моему мнению, и привлекла меня к сериалу. Я думаю, что не только мне, но и многим зрителям будет интересно наблюдать за чем-то загадочным и неизвестным. В наше время, когда необъяснимое происходящее в природе и между людьми вызывает огромный интерес, именно это делает "Черный ворон" таким привлекательным. До недавнего времени я скептически относилась к подобным темам, но после просмотра сериала мое мнение кардинально изменилось. “Черный ворон” – это сериал, который заставляет досмотреть его от начала и до конца, полностью поглотиться им, не пропуская ни одной серии. Я бы даже назвала его одним из самых удачных сериалов в отечественном кинематографе, ведь он способен настолько заинтересовать зрителя, что хочется смотреть его с замиранием сердца, ожидая развязки. Особую роль в создании атмосферы, на мой взгляд, сыграла игра актеров. Каждый герой сериала “Черный ворон” был сыгран настолько правдоподобно, что я начинаю ему верить, будто все это происходит на самом деле. Особенно впечатлили главные героини – Татьяна Калганова и Анна Герм, которые настолько вжились в свои роли, передали характер своих персонажей, эмоции, будь то смех или слезы. Я настоятельно рекомендую всем зрителям, которые еще не видели этот сериал, выделить на него время. Я сама решила его пересмотреть во второй раз, и даже зная, чем закончится какая-то сцена, я все равно с замиранием сердца смотрю каждую серию. Я считаю, что именно тот факт, что этот российский сериал был выпущен в начале 2000-х годов, и несмотря на это, он до сих пор остается одним из самых популярных и значимых в жанре мистики, говорит о том, что у режиссера в то время было «чутье», ведь тогда тема колдовства и мистики была не раскрыта – отчего фильм “Черный ворон” добавлял еще больше таинственности.
В полумраке комнаты, озаренной неясным светом хрустальной пирамиды, Анна Самохина произносила заклинание, словно не имея ни сна, ни покоя, ни утешения – ее тело принадлежало лишь ей. Четверть века, казалось, не тронула этого человека, и ее репутация ведьмы, казалось, была не просто поверье, а реальностью. Проводя ритуал, она, истинная волшебница, безупречно сочетающая в себе красоту и тайну, усилила ощущение нереальности происходящего. Сериал “Черный ворон”, вырвавшись из глубин отечественных кинематографий, сразу же вовлек в свой вихрь, заставляя зрителя оставаться на экране до финальных титров. Он словно перенес нас в другой мир, где новые правила, новые условия, и где каждый сюжетный ход был полон неожиданностей. Создатели не просто смогли воплотить этот новый мир, они сумели создать атмосферу, которая буквально пропитала каждую сцену, а великолепная актерская игра, особенно дуэт Самохиной и Ткача, лишь подчеркнула этот эффект. Сюжет развивается вокруг Алексея Захаржевского, который в середине пятидесятых пытается восстановить свою репутацию. Евгений Дятлов, воплотивший персонажа, выросший и рожденный в Китае, сумел запечатлеть на экране его внутренний мир, его борьбу и его надежды. Его возвращение в Ленинград, где он вновь встречается с родным сыном, приводит к череде событий, в центре которых оказывается интрига с участием тетушки и матери, которые плетут паутину лжи, надеясь, что Алексей, обладающий даром колдовства, передающимся по женской линии, станет их инструментом. В частности, пролог сериала, занявший четыре серии из запланированных пятидесяти двух, приковывает внимание и демонстрирует эстетичную атмосферу эпохи. Главной героиней последующих серий становится Татьяна Захаржевская, исполненная талантом Татьяной Колгановой, и ее сестра Татьяна Ларина (Анна Герм). Хотя изначально Татьяне неясны ее обязанности, она постепенно начинает чувствовать, что с ней происходит, наблюдая за происходящими событиями. Среди персонажей выделяется Татьяна Ларина, вокально одаренная и стремящаяся покорить Москву. Однако, образ ее героини не столь привлекателен, что, кажется, является следствием однообразия, ощутимого невооруженным взглядом. Чувствуется ее провинциальность, однако со временем ее трансформация в настоящую звезду – результат верной актерской работы Анны Герм, которая не так выразительна, как Колганова. Примечательно, что приобретя всероссийскую известность после участия в сериале и фильма «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего, она не реализовала в полной мере свой киношный потенциал, что, как известно, в силу судьбы российского актера, не всегда зависит от таланта самого исполнителя. Кастинг в “Черном вороне” можно назвать почти безупречным. Несмотря на склонность к “санта-барбаровским” поворотам сюжета, главный смысл сериала остается захватывающим и интересным. “Черный ворон” выполнен в редком для отечественных кинопроизводств стиле – как сага, которая не является просто выдумкой сценариста, а является экранизацией романов Дмитрия Вересова, где события разворачиваются в конце сороковых годов и до начала девяностых. В ней затрагиваются судьбы нескольких семей, появляются сложные вопросы, связанные с партийными интригами, жизнеописанием евреев, криминальным миром, журналистикой – все это делает “Черный ворон” очень интересным и многогранным. Создатели сериала заслуживают благодарности за воссоздание атмосферы и времени, а сценаристы - огромного “Спасибо” за гениальные диалоги. Решение о создании продолжения в 2004 году было принято зря, так как “Лучшее - враг хорошего”. В consecuencia, в 2004 году не стоит обращать внимание на "нового "Черного ворона"", а оригинал стоит оценить в полной мере, так как он идеален.
Творческое переосмысление экранизации романа “Чёрный ворон” требует тонкого подхода, и, признаться, исходные различия в художественных планах достаточно существенны, чтобы говорить о переосмыслении, а не просто о создании адаптации. Оригинальный роман, охватывающий значительно больший временной отрезок, изобилующий сложными сюжетными линиями и галереей разнообразных персонажей, в адаптации предстаёт в существенно суженном формате, сосредоточенном на ключевых событиях и персонажах. Эта разница обусловила значительные изменения в характерах героев и, как следствие, в самой структуре повествования. Что же получилось? Пожалуй, наиболее удачно был воспринят образ Анны, воплощённый Татьяной Колгановой. Еёх интерпретация Валентины Захаржевской была выдержана с безупречной глубиной, не утратив при этом надёжности и человечности. Особого внимания заслуживает образ Елены, созданный Юлией Горшениной, сумевшей воплотить в жизнь трансформацию девушки-отличницы, идеалистки, в сильную, самодостаточную личность, смешанную с долей ироничного юмора, но избежавшей переигрывания. Однако, сложно не отметить потери, которые произошли в ходе адаптации. Уход от литературного первоисточника породил ряд изменений, на которые нельзя закрывать глаза. В первую очередь, следует упомянуть, что утерян романтический подтекст взаимоотношений Анны и Павла, утратились сложные и запутанные связи между Анной и другими мужчинами - Никитой, Лёней, Иваном. Из сериал, в отличие от романа, вычеркнули эпизод с соблазнением Леонида, что, с одной стороны, понятно, учитывая кардинальный пересмотр судьбы Валентины, а с другой – уменьшает драматизм и глубину повествования. Впрочем, уменьшилось количество сюжетных линий, как и количество персонажей, что, наверное, и было самоцелью при адаптации. Нельзя не отметить и другие особенности, заложенные в сценарий. Линия украшений – серьги, кулон, браслет, и, конечно, неразгаданная тайна куклы, сопровождавшей Таню Ларину на протяжении всего повествования, – добавляют сериалу определенную загадочность и интригу, хотя и не решаются в финале. При этом, стоит признать, что визуальная составляющая, погружение в атмосферу Ленинграда конца пятидесятых, была выполнена на высоком уровне. Зрителя мгновенно переносят в эпоху, воспроизведённый быт, мода, исторический контекст, создают убедительную картину времени. Дизайн квартиры элитарной семьи Захаржевских и коммунальных квартир, в одной из которых обитала Валя, а также разнообразие социальных слоёв, отражают реальность того времени. В целом, адаптация "Чёрного ворона" – это интересный эксперимент, предоставляющий новую интерпретацию классического романа. Стоит отметить, что за всей этой "переделкой" сохраняется интерес к истории, которая, безусловно, стоит просмотра. При всей возможной неточности, достигнута очень удачно реализованная атмосфера, очень тонкий психологизм и очень хорошая актерская игра.
Сериал "Черный ворон" пленит зрителя, в первую очередь, своей кульминационной фигурой – неподражаемой главной героиней, воплощением румынской богини эпохи Советского Союза, чья ослепительная красота и харизма производит неизгладимое впечатление. Ее карие глаза, излучающие таинственность, безупречная физическая форма и мастерски отточенные манеры поведения не оставляют ни малейшего шанса для равнодушия. Татьяна Захаржевская, обладающая врожденным даром убеждения и манипулирования, предстает перед нами в образе соблазнительницы, способной покорить сердце любого мужчины с помощью тонкой сигареты, лукавого, почти колдовского взгляда и черного камня, застывшего в ее аристократичном перстне. В этом контексте, даже легендарная Татьяна Ларина из "Евгения Онегина" Пушкина, с ее изысканностью и утонченностью, кажется бледной тенью. Вся кинематографическая ткань сериала, по сути, представляет собой тщательно выстроенную галерею отдельных, запоминающихся кадров, а грандиозной разделительной линией служит завораживающая и, одновременно, проницательная улыбка, и, конечно же, неповторимый, огненный оттенок ее длинных, редеющих волос. При этом, сериал обладает значительной художественной ценностью благодаря детальному и правдоподобному изображению Ленинграда той эпохи. Режиссерская команда сумела воссоздать атмосферу, пропитанную спецификой моды, повседневными привычками, уникальными особенностями быта и даже ассортиментом продукции, свойственной этому периоду истории. Вся эта совокупность факторов создает максимально реалистичную и захватывающую картину, позволяя зрителю не только насладиться захватывающим сюжетом, но и ощутить дух времени.