Описание
Рецензии

Сериал Человек войны

Актеры:
Олеся Поташинская, Любовь Зайцева, Агнесса Зелтыня, Николай Юшкевич, Дмитрий Ратомский, Денис Карасев, Виктор Рыбчинский, Виктор Проскурин, Александр Кашперов, Анатолий Голуб
Режисер:
Алексей Мурадов
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 12 (12.07.2012)
В кинематографическом повествовании, разворачивающемся в густых, непроходимых просторах белорусских лесов, зрителя окутывает атмосфера трагического 1943 года. Героем картины является Сёмин, опытный и отважный командир одного из партизанских отрядов, тесно взаимодействовавшихся с разведывательной сетью. Судьбоносным моментом в его военной биографии стало захват в плен немецкого офицера, которого, благодаря хитроумной стратегии и убедительности, Сёмин сумел зачислить в ряды своих единомышленников и использовать как ценного источника информации. Полученные от этого человека сведения о существовании у фашистов исключительно мощного, секретного оружия, были встречены в Главном Центре с глубоким скептицизмом. Недоверие руководствовалась тем, что разведчик ранее служил в рядах врага, что вызывало обоснованные опасения относительно достоверности предоставляемой информации. В целях убедительной проверки поступающих данных, был направлен в регион молодой, энергичной и проницательной девушки – Лиды. Ее задача представляла собой сложную и деликатную: установить истинность слов заверборованного немецкого офицера, Курта. Для этого Лиде предстояло установить контакт с самим Куртом, чтобы, посредством напряжённого, отнюдь не дружелюбного диалога, выявить истинную картину происходящего. Оба участника этого сложного взаимодействия, обуреваемые жаждой победы и осознанием необходимости поразить верхние эшелоны командования впечатляющей новостью, были полны решимости использовать все средства для достижения этой цели. Ожесточение, вызванное тяготами войны, сковал их души, лишив последних остатков сострадания и человечности. Это был мир, где царила лишь выживаемость и неумолимая борьба за будущее.
Несмотря на то, что кинематограф Белоруссии традиционно занимает относительно скромное место в общемировом дискурсе, я убежден, что представленная работа представляет собой один из наиболее выдающихся примеров отечественного кинопроизведения за последнее десятилетие. В первую очередь, мое внимание привлекла не только тщательно выстроенная сюжетная канва, но и безупречно организованная техническая составляющая, демонстрирующая высокий уровень мастерства. Пересказывать сюжет я не намерен, поскольку его описание уже достаточно полно и точно передает все ключевые моменты. Однако, хочется отметить, что картина обладает определенной неоднозначностью, порождающей и восхищение, и некоторую критику. Нельзя не отметить существенный недостаток – ощутимую затянутость повествования. Я полагаю, что фильм мог бы достигнуть еще большей эффективности, если бы его продолжительность была сокращена до четырех эпизодов, сохранив при этом все диалоги и значимые драматические ситуации. Особенно ценным представляется смелый выбор режиссера – стремление к максимально реалистичной стилистике, требующий колоссальных усилий и, на мой взгляд, оправданный. Воссоздание в мельчайших деталях атмосферы оккупации белорусской земли фашистскими захватчиками, а также точное восстановление информации о партизанских отрядах, самоотверженно защищавших свою землю, – задача, требующая невероятного вложения сил и внимания. Ощутимой силой картины является также безупречно подготовленная актерская игра. Внешние проявления – реплики, жесты, движения – выглядят настолько естественно и правдоподобно, что возникает убедительное ощущение, будто мы наблюдаем за реальными людьми, оказавшимися в эпицентре трагических событий тех лет. Такое впечатление, будто вы оказываетесь в самом сердце партизанского лагеря, пропитанного атмосферой опасности и решимости. Именно поэтому, порой, возникает некоторая сентиментальность – мы наблюдаем за размеренной жизнью партизанского отряда, где перестрелки случаются нечасто, и изменения происходят постепенно. Привыкнуть к этому, однако, вполне возможно. Особое внимание привлекает работа оператора Роберта Филатова. Каждый эпизод – это самостоятельная, самодостаточная картинка, в которой действия персонажей не перемещаются в другие локации. Камера стремится охватить все детали с различных ракурсов, создавая ощущение глубокого погружения в происходящее. Камера словно кружит над героями, меняет свое положение, вызывая у зрителя некоторую головокружительность. Этот оператор, безусловно, проявляет смелость и новаторство, выбирая столь сложный и специфический подход к съемке. Часто в кадре используются масштабные массовые съемки – например, в эпизоде, где партизаны совершают дерзкую атаку на немецкий лагерь, задействовано несколько десятков человек с обеих сторон. Съемка эпизода у входа, ожесточенные бои в узких коридорах и в восьми комнатах резиденции – всего три минуты ленты – завершена одним, беспрерывным кадром! Это создает впечатление непосредственного участия в партизанской атаке, в тайных беседах кулуаров. И это – в рамках среднебюджетного телефильма! Такое нестандартное решение оператора требует особого внимания и оценки. Несмотря на некоторую очевидность сюжета, "Человек войны" в целом остается весьма оригинальной работой. По сравнению с другими сериалами, картина раскрывает суровые будни партизанского движения, проблемы фашистских захватчиков, жизнь простых людей. Как я уже отмечал, режиссеры стремятся представить зрителям реалистичную картину происходящего, что требует готовности к некоторым тяжелым моментам в отдельных эпизодах. Напоминает мне в этом фильм "Днепропетровский рубеж", который частично схож с данной работой белорусских киноделов. Именно подобные картины позволяют увидеть настоящую военную жизнь тех лет без какой-либо субъективной оценки. В "Человеке войны" рассказывается не только о военных событиях, но и о людях, которые в них принимали участие – разнообразных по своим характерам, не всегда отвечающих требованиям, предъявляемым к войне. Тот факт, что события представлены с высокой степенью детализации, делает сериал еще более убедительным и ценным.
Этот сериал, без сомнений, заслуживает самого почетного признания и искренней признательности. Несмотря на отдельные, незначительные недостатки, он обладает поразительной способностью увлечь зрителя в водоворот событий, не позволяя оторваться до последнего эпизода. Привлекательность сериала обусловлена, в первую очередь, его глубоким проникновением в тему, актуальную для широкого круга зрителей – историю Великой Отечественной войны. Ключевым отличием от многих предшествующих исторических полотен является отсутствие излишнего фанатизма и субъективных интерпретаций, которые столь часто превалировали в советском и современном российском кинематографе, искажая объективную картину. Сказать, что можно написать фундаментальный труд, анализирующий эволюцию военной кинотрадиции – задача, требующая колоссального объема исследований. Столь многолетний период, охватывающий три десятилетия, представляет собой беспрецедентную возможность рассмотреть, как менялись подходы к созданию фильмов о событиях, произошедших тридцать лет назад, и как эти подходы формируются сегодня. Однако, вопрос не в этом – хотя тема эта, безусловно, является крайне интересной и заслуживающей пристального внимания. Сериал не ограничивается лишь описанием военных действий; он исследует человеческие судьбы, переплетенные с трагическими событиями войны. В отличие от многих прошлых фильмов, где четко разграничивались понятия "хороший" и "плохой", и где события интерпретировались через призму идеологических догм, в данном произведении отсутствует эта упрощенная дихотомия. Создатели стараются показать многогранность ситуации, осознавая, что в рядах вражеских офицеров не только жестокость, но и разные мотивы, разные взгляды на жизнь и смерть, а также вполне понятные стремления к самосохранению. Безусловно, в истории войны встречаются яркие представители злодеяния – мерзавцы, но их количество в масштабах общей катастрофы, оказавшейся в те времена неизбежной, не столь значимо, как мы часто склонны думать. Нельзя отрицать, что война – это, прежде всего, неизмеримо страшное явление, призвание к которому, по сути, невозможно избежать. Однако, даже внутри собственных рядов защитников встречались недостатки – откровенные негодяи, совершавшие предательство, оказывавшие давление на соседей, потерявшие чувство долга перед Родиной и, в конечном итоге, перед самим собой. Данный фильм представляет вооруженную борьбу не как неизбежный и однозначно трагичный исход, а скорее, как непредвиденную и крайне сложную ситуацию. Вместо отчаянной, жертвенной борьбы, направленной на полное уничтожение врага, сериал подразумевает необходимость предотвращения конфликта, активного поиска компромиссов и стремление к мирному урегулированию потенциальных споров. Иными словами, сериал показывает, что война – это не следствие враждебной агрессии, а, скорее, непредвиденный и драматический результат сложного переплетения политических, экономических и социальных факторов. Особое внимание стоит уделить тому факту, что в данной кинематографической интерпретации война представлена не как абсолютный кошмар, а как жестокое, но неизбежное событие, оставшееся в истории, независимо от человеческих усилий. Вместо героизации воюющих сторон, сериал предлагает задуматься о глубинном значении конфликтов и о необходимости не допустить их повторения. Более того, сериал отличается отражением подлинной военной жизни того времени, отрешенной от мифов, описательных вымыслов и абсолютно несоответствующих реалии вымыслов, которые часто отображались в кино нашей прошлого, вспоминая, как это видели на полях сражений наши прадеды и прабабушки. Поэтому особая благодарность создателям за этот фильм, и настоятельная рекомендация телезрителям погрузиться в историю, размышлять и углублять свое понимание прошлого.
Неожиданно, и даже поразительно, как скромный, предназначенный для эфирного показа, фильм, призванный скорее приумножить прибыль, способен раскрыть всю глубину таланта, вложенного в его создание. Искусство операторского мастерства, безусловно, и блестящая игра актеров – вот то, что по-настоящему поражает. Особенно выделяется один эпизод – стремительный, напряженный бой, являющийся, по сути, ядром всей кинематографической конструкции. Задуматься лишь можно о сложности, с которой было реализовано столь масштабное, плотное с точки зрения кадра действие: почти шестьдесят человек, погруженных в динамичное развертывание событий – от бегства отряда партизан до их трагического попадания в смертоносную ловушку, взрыв немецких минометных установок, запечатлевший в мрачном краскам гибель отважных бойцов и, наконец, пленение раненого Гаврилова. Фильм, без сомнения, оставляет глубокий, долгоиграющий след в сознании зрителя и, несмотря на небольшое, но ощутимое отклонение от устоявшихся драматургических норм в диалоговой части, остаётся в памяти надолго. Режиссёры, очевидно, сделали ставку на аутентичность, на максимальную правдоподобность и жизненность повествования, отказавшись от привычных штампов, от излишней вылизанности реплик и вычурности осмысления, свойственных типичным сценариям. Разговорная ткань картины демонстрирует абсолютную естественность, искренность, отказ от нарочитой пафосности. Необычная, зачастую экспериментальная, стилистика операторской работы и захватывающая дух работа оператора заслуживают самого высокого признания. Сюжет, при всей его очевидной, общовоенной направленности – военные будни, взаимодействие партизан, гражданского населения и сил противника – не испытывает особой оригинальности. Однако именно эта, казалось бы, обыденность, эта откровенная простота, становится ключом к достижению эффекта глубокой сопричастности и сочувствия, заставляя зрителя почувствовать себя участником происходящих событий и ощутить всю тяжесть момента.