Описание
Рецензии

Сериал Блокада

Актеры:
Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Лев Золотухин, Владислав Стржельчик, Михаил Ульянов, Даниил Сагал, Борис Горбатов, Сергей Харченко, Георгий Гегечкори
Режисер:
Михаил Ершов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1974
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.08.2013)
Рейтинг:
7.77
7.20
Экранизация знаменитого произведения Александра Чаковского «Блокада», представляющая собой монументальный фильм, объединенный в четырехсерийный формат, стала результатом колоссальной творческой и технической работы. Создание этого кинематографического шедевра заняло внушительный срок – долгих семь лет, в течение которых команда профессионалов неустанно трудилась над воплощением на экране трагической судьбы города. Действие эпической картины разворачивается в мрачных, заснеженных пейзажах Ленинграда – некогда процветающего культурного центра, поглощенного в зловещие объятия Великой Отечественной войны. В центре повествования – жители города, закаленные испытаниями, вставшие на долю ума, и вынужденные переживать адскую реальность блокадного положения, означенные нечеловеческими страданиями, голодом, отчаянием и безграничной стойкостью духа перед лицом неминуемой гибели. Фильм – это глубокое размышление о человеческой природе, о мужестве, сострадании и неугасимой надежде, воссоздающее атмосферу неизмеримой скорби и непоколебимой воли к жизни, запечатленную в этой трагической странице истории.
Данный телефильм, типичный представитель кинематографического наследия позднего Советского Союза, вызывал немало споров среди критиков. Заметное влияние Юрия Озерова, известного своим уникальным восприятием исторических событий, прослеживалось в его работах, что кардинально отличало их от западных аналогий. Например, такие проекты, как "Враг у ворот" Жан-Жака Анно, предпочтительно фокусируются на романтических переживаниях и мелодраматических сюжетных линиях, в то время как наш фильм предлагает иной подход – он сконцентрирован на самой войне, возводя её в центр повествования. Чрезвычайно желательно было бы увидеть не перегруженный любовными перипетиями фильм, а тот, в котором война является главным действующим лицом. При этом, стремление к изображению ужасов, свойственных военному времени, в данном проекте вполне реализовано. Персонажи, представленные на экране, обладают схематично выстроенными типажами, и лозунги "За Сталина" и "За Родину" звучат столь же часто, как и в других произведениях того времени. Однако, значительным достоинством картины является правдоподобное отражение тактики военных лет, что добавляет ей определенный интерес в процессе просмотра. Историческая наука всегда отличалась повышенной требовательностью к экранизациям, и здесь, к удивлению, представленная картина показана довольно достоверно и качественно. В итоге, познавательная ценность советских “блокбастеров” (хотя и шутливая, ведь первый фильм “Блокада” увидел свет, покорив почти 28 миллионов зрителей!) оказывается выше, чем работы Спилберга, Пекинпа или, уж тем более, творчество Анно (где, например, Хрущев отчитывает политруков, что демонстрирует непонимание масштабов Сталинградской битвы и, возможно, намеренную искаженность). Особого внимания заслуживает образ Жукова, который Ульянов воплотил весьма убедительно, передав зрителю всю сложность его характера: грубость, настойчивость, жестокость, властные приказы и угрозы расстрела при неповиновении, а также необходимую для военачальника самоуверенность и жестокость. Несмотря на то, что стратегическая составляющая фильма достаточно точна, с технической точки зрения он вызывает определенные вопросы. Вместо советских КВ на Кировском заводе постоянно появляются ИС-3, которые, как известно, не участвовали в Великой Отечественной войне, увидев свет лишь в 1945 году. Это, безусловно, допускается, однако когда осознаешь, что авторы сознательно допускают эту вольту, становится не по себе. Аналогичная ситуация возникает, если наградить советскую армию автоматами Калашникова, а противников – винтовками М-16. И эта «славная» традиция в отечественном кино не возникла на пустом месте: в «Екатерине Ворониной» половина бойцов, отправляющихся на фронт в 1941 году, вооружены, как раз, АК-47. Появление немецких танков – ИСы и Т-34-85 – с одной стороны, немного уравновешивает образ воюющей стороны, а с другой – вызывает у знатоков военной техники тех лет искреннее негодование. Невозможность использования в фильме техники, выпущенной в восемьдесят пятом году, очевидна, однако такая вольность авторов остается непостижимой. В заключение, остается неясным, какую именно цель преследовало создание этого фильма. Воюют они на совершенно непонятном вооружении, с ненастоящим оружием. Возникает вопрос: а не является ли и сама война в этом фильме чем-то не таким уж и настоящим?
Моя глубокая привязанность к кинематографу советского периода, особенно к фильмам, посвященным Великой Отечественной войне, заставляет меня искренне рекомендовать их ознакомлению молодому поколению. В частности, произведения, запечатлевшие трагический опыт блокады Ленинграда, обладают особым, почти пророческим, силой воздействия. В те времена, когда в памяти народа еще свежими были отголоски военных лет, на экране оживали реалии, сошедшие с полотен истории, не приукрашенные и не лишенные суровой правды. Для современного зрителя, не знавшего той страшной эпохи, сложно постичь глубину страданий, которые пережил советский народ, когда вражеские войска, уверенные в своей неуязвимости, безжалостно прорвались на восток, захватывая обширные территории. Особое впечатление производит книга Александра Твардовского, а также экранизация, созданная на её основе – “Блокада Ленинграда”. Она позволяет ощутить атмосферу осажденного города, понять, как жили его жители, как организовывалась оборона. В отличие от многих других произведений, где подчеркиваются лишь победы и успехи советской армии, создатели не стесняются показать ее уязвимость, неготовность к первоначальному удару врага, сопровождавшийся серьезными ошибками и трагическими последствиями для отдельных людей. Организация обороны Ленинграда под руководством генерала Ворошилова оказалась крайне затруднительной, демонстрируя его неспособность к оперативной и эффективной работе. Зарубежные фильмы, посвященные военным конфликтам, часто фокусируются на личных переживаниях героев, в то время как “Блокада” рисует картину страданий всего народа, его коллективной воли, его глубокого страха перед возможной оккупацией. Люди шли к победе, руководствуясь лозунгами о Родине, о товарище Сталине, о родном городе, с искренней верой и осознанием ответственности за судьбу своей страны. В этой силе духа, в этой неискаженной браваде не было места эгоизму и распутищничеству. Совершенно справедливо отмечается, что одной из главных ценностей советского кинематографа являлась точность воспроизведения стратегической обстановки, основанная на документальных исследованиях, а также погружение зрителя в исторический контекст. Особенно поражает масштаб популярности этого проекта – двадцать восемь миллионов человек посмотрели "Блокаду", что свидетельствует о глубоком отношении народов к военной истории. Актерская игра в фильме великолепна. Особо замечателен образ генерала Жукова, воплощенный выдающимся актером Михаилом Ульяновым, который сумел показать не только лицевого руководителя, но и человека, обладающего твердым характером и способного мобилизовать людей на смелые действия. В вооруженном конфликте не присуще чувство самосозерцания, а нужна прямолинейность и непоколебимая воля. Несмотря на некоторую неточность, связанную с воспроизведением техники времен войны (о чем, кстати, подчеркивает мой муж, имеющий знания в военной истории), мне важнее все же соответствие исторической сути, способность вызвать эмоциональный отклик и позволить почувствовать страдания и упорство наших бабушек и дедушек, особенно трагический опыт блокады Ленинграда, связанный с жизнью моих родственников. А игра актеров в фильме – это полное соответствие, это увлекательное и захватывающее зрелище, которое оставляет глубокий след в душе.