Описание
Рецензии

Сериал Бедная Настя

Актеры:
Елена Корикова, Петр Красилов, Антон Макарский, Даниил Страхов, Виктор Вержбицкий, Эммануил Виторган, Марина Александрова, Екатерина Климова, Елена Бондарчук, Игорь Дмитриев
Режисер:
Екатерина Двигубская, Александр Смирнов, Петр Штейн
Жанр:
отечественные, драмы, мелодрамы
Страна:
США, Россия
Вышел:
2003
Добавлено:
добавлена 61-127 серия, финал сериала из 127 (19.07.2010)
Рейтинг:
6.10
6.40
В петле неслышных веков, усеянных неожиданными поворотами судьбы, человеческая история неизменно хранила в себе сложность и противоречивость чувств: всёпоглощающую страсть, чистую, всепоглощающую любовь, коварную ревность, обманчивую лживость и гнусные измены. И вот, 1839 год. Барон Корф, в годы своего долгого жизненного пути накопивший несомненный опыт и мудрость, воздевал пристальное внимание над Анной, воспитывая ее в духе и традициях, не чуждых ему, словно собственную дочь, испытывая к ней искреннюю привязанность и, порой, не утихающую мечту – чтобы она блистала на подиуме знаменитого императорского театра, покоряя публику своим талантом и красотой. Знать и аристократия, ослепленная восторгом от ее дарования, не сомневались в её великом будущем, не подозревая о тонком, почти невидимом, контрасте, скрывающемся за внешней благопристойностью. Анна, невинная и прекрасная, казалась воплощением изысканности и благородства, не подозревая о своей порабощенной, бесправной жизни, выросшей в тени роскошных дворцов. С первого взгляда, словно пораженный молниями, юный и благородный князь Михаил Репин, человек, воспитанный на высоких идеалах и искреннем чувстве, обнаружил в Анне нечто поистине исключительное – не только ее безупречную внешность и природную грацию, но и какую-то незримую, завораживающую ауру. Однако, даже в этот момент, когда его сердце предрешительно затрепетало, он совершенно не подозревал о скромном происхождении своей возлюбленной, об этой печальной, завуалированной истории, скрытой за фасадом неприступности. И лишь спустя некоторое время, под покровом таинственности и обмана, секрет ее происхождения был, словно горький яд, открыт. Что же ждало Михаила и его очаровательную спасительницу после этого откровения? Какие испытания и драматические повороты развернутся в их жизни, усыпанной страстью и, возможно, глубокой, невыразимой печалью?
Наблюдение за эволюцией моего восприятия этого сериала было настоящим путешествием, словно возвращение в прошлое, пронизанное ностальгией и, честно говоря, недоверием к его сюжету. Изначально, в юности, я, кажется, просто смаковала зрелищность – невероятные костюмы, живописные локации усадеб, и, признаюсь, отчасти не особо разбираясь в мотивациях персонажей. Анна, эта наивная, словно фарфоровая кукла, казалась воплощением беззащитности, а Корф – милостивым, почти божественным покровителем. Михаил Репнин, с его благопристойностью и некой витиеватостью, был олицетворением социального статуса, а Владимир Долгорукий – источником непостижимых противоречий. Переосмысление сериала спустя годы, когда накопленный жизненный опыт уже давал возможность видеть за фасадом показной благопристойности и роскоши скрытые пороки человеческой натуры, выявило горькую истину. Все эти персонажи, представая перед зрителем в новом свете, оказывались крайне далеки от идеала, а их поступки – нелепыми и трагическими. Анна, по-прежнему беспечная и неспособная к самостоятельному выбору, оказывалась жертвой собственных иллюзий и безродной защиты Корфа. Владимир, витающий в полумраке семейных тайн и долгов, оказался не героем, а скорее, обреченным, вечно пытаясь заполнить пустоту в своей душе. Особенно поразила меня многослойность барона Корфа – человека, хранящего свои секреты и совершающего ужасные ошибки молодости. Его отношения с сестрой и другом, его скрытые измены, его любовь к маленькому ребенку, рожденному вне брака – все это создавало впечатление крайне сложного и противоречивого человека, совершенно не похожего на воплощение благородства и чести. Сюжет, хоть и обладал определенным развлекательным потенциалом, в итоге казался весьма поверхностным и легкомысленным. Порой, кажущиеся интриги и повороты событий, не имели никакой логической основы и, как выкристаллизовалось в момент финального финала, просто сматывались в пустую, лишенную каких-либо серьезных смысловых последствий. И, безусловно, стоит отметить и ряд персонажей, чьи действия и поступки оставались непостижимыми, вызывая лишь чувство раздражения и недоумения. Полина, Забалуев, Лиза Долгорукая – все они, словно отголоски пороков, проявляющихся в человеческой натуре. Несмотря на все эти недостатки, сериал, благодаря своим визуальным достоинствам, хорошей актерской игре и, главное, сильной эмоциональной вовлеченности, не мог не вызывать определенного интереса. Это, скорее, иллюстративный пример отечественной мыльной оперы, позволяющий, возможно, лишь ненадолго отвлечься от суровой реальности, но, тем не менее, заслуживающий внимания. В заключение хочется отметить, что данный сериал – это не столько захватывающий драматический сюжет, сколько исследование человеческой природы, обнажающее ее темные стороны, ее пороки и слабости.
Сериал “БН” – это, несомненно, первая искра, первый вздох волшебства в мире теле-романов, запечатлевшийся в памяти как нечто особенное. Я смотрела его с неподдельным удовольствием, поглощая каждый эпизод, и даже можно было бы сказать, что я полностью поддалась очарованию этого жанра. Прошло пятнадцать лет, и только недавно, в момент пересмотра, я вновь ощутила ту самую умиротворяющую ирреальность. Особое очарование сериалу придает великолепно воссозданный исторический ландшафт – величественные усадьбы, роскошные дворцовые резиденции, безупречные костюмы, изысканный усадебный и дворцовый быт, безупречные манеры, создающие неповторимую атмосферу российских вечеров… (и, признаться, не только утра, как будто застывший во времени Владимир, легонько примостившийся дорогой покойщиком на кровати!). Нельзя не отметить актерский ансамбль, собранный из талантливых и ярких личностей: Страхов, Остроумова, Вержбицкий – их игра поистине завораживает, а подавляющее большинство других актеров не отстает от них. Операторская работа выполнена на высочайшем уровне, демонстрируя безупречное владение художественным языком кино. Однако, стоит признать, что сюжет сериала по своей сути является весьма предсказуемым, построенным на классической истории о Золушке, усеянной клише на клише. Финал, несомненно, банален и без изысков. Нельзя не заметить и ряд технических недочетов – перемещения героев в пространственно-временном континууме, исторические неточности, не смотря на старания создателей. Но, как говорится, в кино и сам факт существует, и даже самые очевидные ляпы можно простить. Особую досаду вызывает бесконечное повторение отдельных эпизодов, в особенности воспоминаний героев, превращающихся в своеобразную памятку для непонимающих зрителей, особенно в начале повествования. Разорванность эпизодов в течение серии, несмотря на кажущуюся оправданность этого решения в контексте "крючка" для зрителя и стремления удержать его внимание, часто выглядит неуклюжей и раздражающей. Особенно обидно, когда эти фрагменты буквально разрываются на части для рекламных пауз! Нельзя не отметить и наличие сюжетных линий и отдельных эпизодов, которые, на мой взгляд, могли быть сокращены или вообще исключены из повествования – линия Никиты и Сони, эпизод с цыганами. В целом, поведение Ольги-Дарьи лишено какой-либо внутренней логики, ее поступки кажутся нелогичными и необъяснимыми. Нельзя не отметить и её мотивацию брака с Корфом, особенно учитывая положение Александра и влияние Бенкендорфа. Придумать, как будто, в итоге, просто нереально. Впрочем, несмотря на все эти недостатки, есть множество эпизодов, которые выбиваются из общей картины и, наоборот, вызывают восхищение. Особо запоминаются танцы Саломеи, сцена у гроба старого барона, диалог Виктора и Анны на венчании Лизы, сцены перед иконой, разговор Андрея и Владимира, когда Владимир отказывается от преследования княгини, а также свидание Натали и Александра в Гатчине. Пересматривая сериал, я открыла для себя талантливых молодых актеров, таких как Даниил Страхов, Екатерина Климова и Дмитрий Исаев. Мне всегда было интересно посмотреть их игру на театральной сцене, и я с удовольствием смотрела их выступления в "Звездочете" и "Детях Арбата". И, наконец, я не могу не отметить, что "БН" оказала значительное влияние на мои навыки в сфере современных технологий. Благодаря сериалу я узнала о таких понятиях, как фанфик, фэндом, квест, и даже зарегистрировалась на интернет-форуме (который, к сожалению, уже почившем в бозе).
Первый проект от медиахолдинга «Амедиа» – сериал под названием «Бедная Настя» – оказался весьма своеобразным дебютом, и, смело можно сказать, первая попытка не увенчалась полным успехом. Подобно тому, как первый блин часто бывает комом, столь же неоднозначным оказался и этот исторический проект, опирающийся на сюжет, во многом сформулированный иностранными авторами. Это, без сомнения, представляло собой диссонанс, а порой и явный абсурд, ведь история, как она предстает на экране, зачастую представляла собой вымышленную реконструкцию событий, не имеющих прямой связи с реальностью. Например, романтические отношения между Ольгой Калиновской и Александром, хоть и документировались посредством переписки, никогда не происходили в действительности. Красота Ольги, к слову, вызывала немало сомнений, особенно если взглянуть на ее портрет – ее безупречная внешность, казалось, не располагала к восхищению. В явной контраст этому выделялась Мария Гессен-Дармштадтская, чья внешность, по общему мнению, скорее отталкивала, чем привлекала. Сопоставление с эффектной Мариной Александровой, исполнившей роль главной героини, выявляло полную несовместимость – как небо и земля. При этом, следует отметить, что Александр, будучи зрелым человеком, не испытывал ни малейшего интереса к привязанностям с Нतालей Репниной. Его сердце покорила Екатерина Долгорукая, и, несмотря на то, что разница в возрасте между ними была весьма существенной, царь не гнушался семейной жизнью. Екатерина, находящаяся на этаже выше Марии, активно участвовала в придворной жизни, порождая многочисленных наследников. Одежда актеров в те времена, судя по визуальному ряду, далека была от модных тенденций. Съемочная группа, во главе с Владимиром, Михаилом и Александром, предпочла более своеобразные, почти карнавальные костюмы, что, несомненно, отличалось от реальной моды эпохи. Исполнение роли крепостной девушки Еленой Кориковой заслуживает особого внимания. Ее игра была настолько убедительной, что создавалось ощущение, будто она действительно являлась крепостной женщиной, находящейся в состоянии постоянного напряжения и страха, озабоченной каждой мелочью, жаждущей любви и свободы. Актриса великолепно справилась с задачей, демонстрируя умение передать внутреннее состояние персонажа. Внешне, она воплощала задумку о крепостной девушке, в которой сочетаются страх и надежда. Анна Горшкова, сыгравшая роль вёрткой девицы, обладающей обширными знаниями, придерживалась принципа "игра стоит свеч", что подчеркивало ее профессионализм и преданность своему делу. Смена ее характера от спокойной и доброй до целеустремленной и высокомерной, была исполнена блестяще. Даниил Страхову, как обычно, досталась роль отрицательного персонажа, который, казалось, всегда находился в центре внимания. Смотреть на его игру было крайне интересно. Нельзя не вспомнить его игру в сериале «Дети Арбата», где он сумел убедительно воплотить образ мерзавца Юрки Шарока. Пётр Красилов и Дмитрий Исаев, как и многие молодые актеры, внесли свой вклад в успех этого проекта, сумев заявить о себе. Их талант, безусловно, был оценен и востребован. «Танюша-крепостная» – персонаж, по причине своей «проницательной» улыбки, вызывал бурю эмоций. Умение выражать радость с помощью смеющихся слез, было одновременно восхитительным и немного странным. Особо хочется отметить, что использование известных актеров повысило шансы сериала на успех. Присутствие Альберта Филозова, Эммануила Виторгана, Ольги Остроумовой, Светланы Тома – это верный ход, который, безусловно, положительно сказался на восприятии проекта зрителями. Однако, в сериале были заметны элементы, не соответствующие исторической эпохе. Появление элементов мексиканского жанра, в сочетании с исторической тематикой, создавало ощущение дезориентации и диссонанса, что подавляюще бросалось в глаза.
Погрузившись без остатка в атмосферу захватывающей истории, я буквально выпила этот сериал залпом, а затем, благодаря бескрайним просторам интернета, вновь и вновь возвращалась к нему, отрывая эпизоды и сюжетные фрагменты. Мне кажется, что ни одна кинокартина, ни один кинематографический шедевр не порождает такого бурного вихря комментариев, рецензий, обзоров, а уж сколько созданных фанфиков, видеороликов, посвященных этой истории! И количество ее преданных поклонников не перестает увеличиваться, формируя многочисленные фанклубы, объединенные общим восхищением. Но в чем же кроется тайна, что эта история так глубоко цепляет зрителей, что они возвращаются к ней снова и снова, пересматривая ее уже на протяжении стольких, казалось бы, бесчисленных лет? Моя встреча с судьбой Бедной Насти пришлась на завершение прошедшего года, когда ей едва исполнилось десять лет, а имена актеров, воплотивших главные роли, уверенно занимали лидирующие позиции в рейтингах популярности. Как и всегда, мы, зрители, с замиранием сердца ждали и, скорее всего, по-прежнему ждем выхода новых фильмов с их участием. Однако, множество этих кинолент, несмотря на их масштаб и размах, прошли мимо, не затронув глубинную струну души, не вызывая ни малейшего удивления или восхищения – просмотрели и, как правило, забыли. А уж чтобы пересматривать их, тем более – несколько раз – это, безусловно, было бы невозможно. Невероятный успех этой киноистории, несомненно, и прежде всего, был обусловлен блестящей игрой молодых, начинающих актеров. И какая же игра! Как справедливо заметил Д. Страхов, описавший своего героя, все совпало – психофизические характеристики, манера поведения, – и это ощущение было особенно отчетливо проявлено при использовании крупных планов. Глаза актеров буквально кричали, молили о прощении и любви, источали страдание и надежду. Это было поистине невероятно точное и филигранное попадание в образ, передающее всю глубину человеческих переживаний. Елена Корикова, без сомнения, была воплощением очарования, невероятной женственности и беззащитности, обладающей даром органичного, тонкого беззлобия – просто слов не хватает! Но самое удивительное в том, что чувство восхищения, вызванное ею, не приходит мгновенно, а если оно появляется, то навсегда, без исключений! Слышите, никогда! Именно поэтому вся остальная составляющая – игра опытных и молодых актеров, проникновенная музыка, тщательно продуманные декорации – существует лишь в качестве средства для еще более убедительного и искреннего отображения гармонии отношений между главными героями. Мне до сих пор сложно представить, каким бы ужасным было бы, если бы вместо Елены Кориковой в этой истории сыграла другая актриса, или вместо Дмитрия Страхова с Еленой Кориковой – другой актер. Это был бы уже совершенно иной сериал, что-то вроде «Одной ночи любви», но в еще более печальном и недовольном варианте. Я абсолютно уверена, что люди продолжают смотреть и пересматривать этот фильм, потому что в нем правит некая, неповторимая личность, имя которой – ЛЮБОВЬ!
Изначально я отнеслась к этому телесериалу с заметной недоверием, пропустив первые эпизоды и не обнаружив в нём ничего столь захватывающего, что могло бы заинтересовать. Однако, уже через месяц, проникнув в его сложную структуру, я была поражена его великолепием: завораживающие костюмы, безупречные декорации, выдающиеся актерские данные, а также, несомненно, проработанное и, местами, предсказуемое содержание. Этот сериал стал одним из ключевых этапов моего жизненного опыта, оказав значительное влияние на мое восприятие мира. Вместе с “бедной” Настей, мне довелось проживать череду бурных эмоций – от мучительной болезни и ощущения благодарности, до глубоких разочарований, болезненного предательства, ядовитой лжи и, конечно, внезапно возникшего блаженства, а также трепетной влюбленности. Эта картина представляет собой поистине целостный калейдоскоп чувств и переживаний. Она открыла для себя новую главу в обширной летописи русских мелодрам. Безусловно, первый эпизод не оказался неудачным, напротив, картина изобилует великолепным актерским составом, с которым работают признанные мастера своего дела: Ольга Остроумова, Альберт Фильцов, Игорь Дмитриев, Светлана Тома, Эммануил Виторган, Виктор Вержбицкий – каждый из них внес неоценимый вклад в создание этой атмосферной истории. Приятно удивили и молодые актеры, особенно запомнились героини Екатерины Климовой и Анны Табаниной, чья игра наполнила их персонажей неповторимым шармом. Для Петра Красилова «Скудная Настя» стала дебютным опытом в телевизионном кино, его герой, Миша Репнин, воплощает в себе лучшие качества – благородство, честь и другие положительные черты, достойные восхищения. В целом, этот сериал, безусловно, передает атмосферу той эпохи, создавая ощущение погружения в прошлое. Возможно, если бы подобные произведения представлялись зрителю чаще, люди в наше время смогли бы чаще припоминать о важнейших ценностях, таких как мораль и честь.