Описание
Рецензии

Сериал 12 стульев (1976)
Актеры:
Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Георгий Вицин, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Николай Скоробогатов, Нелли Гошева, Николай Караченцов, Любовь Полищук
Режисер:
Марк Захаров
Жанр:
отечественные, приключения, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4
(09.08.2013)
В центре полотна, в немилосердном свете революционных перемен, предстаёт образ Ипполита Воробьянинова – скромного чиновника, исполнителя повседневных дел в архивах ЗАГСа. Те дни, когда в России захлестнула волна радикальных преобразований, казались особенно напряжёнными и неопределёнными, и Ипполит Петрович, оберегая себя от ненужного внимания и потенциальных проблем, старался вести жизнь, максимально укрытую от посторонних глаз.
Вскоре его тихая рутина была нарушена трагическим событием – кончилась его тёща, женщина с глубокой, полною прожитых лет мудростью. В минуты угасания жизни она поведала ему о сокровенном секрете, тщательно обереганном её семьёй на протяжении многих поколений. Оказалось, что в эпоху, предшествующую революции, мастер по фамилии Гамбс, один из членов её аристократической семьи, в своих работах, вероятно, использовал драгоценные камни, и она, в знак особой гордости за наследие, собственноручно вплела эти самоцветы в обители своих творений.
Не успел Ипполит Петрович прийти в себя после этой откровения, как его привычный мир окончательно распался на части. Этот инцидент, как парализующий страх, не давал ему покоя, поглощая всё его сознание. Он был одержим желанием отыскать тот самый, давно исчезнувший, стул, где, по словам тёщи, хранились эти бесценные украшения. Но задача эта представлялась ему крайне непростой – гарнитур из дюжины роскошных стульев, свидетельствующий о былом величии, уже разрознен, рассеянный по множеству мест. Каждому экземпляру предстояло найти отдельно, словно пытаясь собрать осколки разбитой мечты.
Однако, как вскоре выяснилось, секрет, невольно доверенный Ипполиту Петровичу, был известен не только его зятю. О существовании стула, буквально усыпанного драгоценностями, знали также беспринципный мошенник Остап Бендер, обладающий острым умом и склонностью к авантюрам, и высокопоставленный священник, наделённый властью и влиянием. Остап Бендер, предвзято оценивая ситуацию, предложил И. Воробьянинову объединить усилия, утверждая, что совместная работа значительно упростит процесс поиска сокровищ. В обмен на эту помощь он требовал скромный процент от общей стоимости найденных богатств, умело подкупая героя своей харизмой и обещаниями лёгких денег.
Впечатления от этой экранизации “Золотого теленка” Ильфа и Петрова, на мой взгляд, настолько глубоки и многогранны, что я чувствую непреодолимую потребность поделиться ими. Мой интерес к этой истории был не случайным – я с трепетом следил за карьерой одного выдающегося актера, только начинавшего свой путь к величию: Андрея Миронова.
Именно в этой роли я впервые по-настоящему оценил его талант, несмотря на то, что о нем я уже слышал, но никак не мог уловить его неповторимую игру на экране. В Миронове я увидел нечто особенное – настоящую театральность, удивительную реалистичность, которая, как мне кажется, совершенно не доступна современным актерам. Он обладает уникальной способностью воплощать в жизнь любую роль, будь то самый сложный, противоречивый персонаж. Это не просто актер, это настоящий мастер, способный создавать живых, объемных героев. Его игра заслуживает восхищения и безмерной похвалы. Он вживается в роль Остапа Бендера с такой убедительностью, что кажется, будто этот аферист просто вышел из страниц книги, готов совершить очередной дерзкий поступок. Его игра пронизана невероятной искренностью, его персонаж, с его самобытным чувством юмора и бесстрашной уверенностью в себе, вызывает искреннее восхищение. Его актерский талант, несомненно, заслуживает аплодисментов.
И, конечно, нельзя не отметить другого персонажа – Ипполита Матвеевича Воробьянинова, так часто называемого "Кисой". Мне довелось слышать мнение, что эта роль, предводителя уездного дворянства, не совсем соответствует традиционным образам, созданным Анатолием Папановым. Я, конечно, с этим не согласен, и, полагаю, что Воробьянинов, отличающийся своей яркой индивидуальностью, нашел свое отражение в экранизации. Его "да уж" и "нуууу?" – это не просто фразы, это символ усталости от бессмысленных проблем и уверенность в своей правоте.
Особого внимания заслуживает роль Ролана Быкова. Этот актер почувствовал себя на своем месте, как будто воплотил в жизнь описание персонажа из книги. Благодаря умелым гримерам и сценаристам, его образ приобрел неповторимую драматичность, а жест с закатыванием глаз – выражал в нем не только характер, но и глубину души, способную в любой момент исчезнуть.
Помимо актеров, стоит отметить и великолепную работу музыкального сопровождения. Песня Остапа Бендера, воплотившая в себе его жизненное кредо и основные мотивы его действий, запомнилась своей мелодичностью и искренностью исполнения.
В заключение, я хочу выразить свою огромную благодарность авторам этой экранизации – режиссерам, актерам, сценаристам, гримерам и всем, кто внес свой вклад в создание этого настоящего шедевра отечественного кино. Эта экранизация, на мой взгляд, не утратит своей ценности никогда, потому что она запечатлела в себе удивительную атмосферу и неповторимый дух “Золотого теленка”.
Прошло немало лет с момента моего первого знакомства с замечательным спектаклем «12 стульев» Захарова, однако лишь недавно, под влиянием искренней тяги снова ощутить очарование культового актера – Андрея Миронова – в одной из самых ярких и многогранных ролей, я вновь прикоснулась к этой классике. Признаюсь, в моих впечатлениях от творчества Миронова всегда присутствовала определенная предвзятость, но моя убежденность в его непогрешимости в роли отрицательного героя остается неизменной. Я неизменно восхищаюсь его талантом и той совокупностью фильмов, в которых он воплощает эти удивительно сложные и запоминающиеся образы.
Сегодня я постараюсь изложить свои размышления о фильме, стараясь максимально отстраниться от личных симпатий, но даже в этом случае не могу не признать, что образ Остапа Бендера, воплощенный Андреем Александровичем, – поистине потрясающий. Мне кажется, именно благодаря его гениальному мастерству оживает самый настоящий Остап Бендер, вырвавшись из страниц культовых романов Ильфа и Петрова – остроумный, проницательный, лукавый и одновременно, заряженный жизнелюбием человек. Он – воплощение великого Комбинатора, чья жизнь – это бесконечная игра, где сам Остап выступает в роли режиссера и главного действующего лица. Ему, несомненно, повезло, ведь окружающий мир отражает его же беззаботное мировоззрение, и благодаря этому он добивается успеха во всех своих замыслом авантюрах, лишенных насилия и жестокости.
Остап Бендер – это, прежде всего, его любовь ко всему, что его окружает. И Андрей Миронов, безусловно, является истинным мастером, сумевшим воплотить столь сложный и противоречивый образ. Для меня теперь утратилось само разделение между именами Остапа Бендера и Андрея Миронова; когда я вижу Миронова на экране, в моей голове мгновенно возникает образ, который я называю Остапом. Остап Бендер – это, по сути, только Андрей Миронов, обаятельный, харизматичный, неунывающий аферист и ловелас, чьи песни, исполненные его необыкновенным голосом, завораживают и восхищают.
Признаться, это – настоящая прелесть! – мгновенно попасть в цель, практически не стараясь. Орлиный взгляд, мощный напор и изящный поворот – и прямо в руки запретный плод! О, наслаждение! - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите, - я играю!!! Грехов моих разбор, безусловно, оставьте на потом. Вы оцените красоту этой игры!!!
Повесть Ильфа и Петрова “12 стульев” – это поистине многогранный, сложный и завораживающий шедевр, чья многослойность подобна слою сочных, спелых овощей, а именно капусты, скрывающей в своей структуре бесчисленные грани и нюансы. Каждое последующее знакомство с произведением, будь то новое чтение или экранизация, открывает для читателя или зрителя по-новому, как будто подсвечивая и раскрывая скрытые глубины, которые, возможно, ускользнули от внимания в предыдущих интерпретациях.
На самом деле, эта повесть представляет собой тщательно сконструированный, искусно собранный архив мудрости, накопленной человечеством на протяжении веков. Осознание этого факта, как правило, приходит с возрастом, со зрением и с накопленным жизненным опытом. Встреча с цитатой выдающегося исторического деятеля, с историческим фактом, едва намекнуто упомянутым авторами “Стульев”, вызывает изумление, трепетное восхищение глубиной их знаний, их широким кругом информации и, несомненно, их глубоким пониманием человеческой природы. В такие моменты, парадоксальным образом, возникает не только уважение, но и легкая зависть – зависть к их образованности и к той возможности, которая была у них, чтобы видеть мир таким, каким он, по-настоящему, является.
Именно это чувство, несомненно, вызывает чувство глубокого удовлетворения и гордости за то, что вы, в отличие от многих, способны ценить и понимать сложность, изысканность и, безусловно, высокое качество материала.
Каждое новое кинематографическое воплощение произведения – это, как правило, почти совершенный шедевр, достигший высочайшего уровня исполнения. Но почему же “почти”? Ведь в искусстве, как и в жизни, нет предела совершенству!
Привыкнув к неповторимым образам своих экранных героев, к их харизматичным личностям, неизбежно возникает сложность принять их очередное проявление в новых, порой неожиданных, формах. Первый просмотр нового фильма дается с заметной долей скептицизма, с чувством нереализованных ожиданий и с настроением легкого разочарования. Но, скрадывая в лабиринтах хитросплетенного сюжета давно известные всем повороты и детали, мы неизбежно встречаем удивляющую, как всегда, неожиданность, увязанную с закономерным, и, часто, пророческим, финалом, напоминая о знаменитой фразе: "Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!"
Этот кинематографический проект, в силу особенностей его производства и весьма скромных финансовых вложений, представляется, с одной стороны, весьма бюджетным и, как бы это сказать, доступным. Но, не смотря на относительную экономичность, он сумел прочно закрепиться не только в моей личной палитре воспоминаний, но и в сердцах бесчисленных поклонников, став, пожалуй, самым сокровенным и любимым шедевром, достойным восхищения, созданным гением Захарова и неподражаемого Миронова.
Андрей Миронов, с неподрастимой мастерством и внутренней силой, воплотил на экране поистине поразительный образ Остапа Бендера, чья легендарность и яркая индивидуальность навсегда врезались в память каждого, кто соприкоснулся с этим культовым произведением. Именно эта фигура, с ее характерной манерой речи и непоколебимым оптимизмом, стала не просто именем, а символом, неотъемлемой частью этого киношедевра. Миронов достиг вершин мастерства, полностью погрузившись в роль, прочувствовав каждое движение, каждое слово, каждый жест, создав, по сути, не просто актерскую интерпретацию, а живой, дышащий образ, превзошедший все ожидания.
К сожалению, крайне жаль, что авторам этой выдающейся кинокартины не удалось получить даже значительную часть средств, изначально выделенных на ее разработку в сотрудничестве с режиссером Гомиашвили. Эта ситуация, впрочем, лишь подтверждает давно известный факт: не всегда деньги являются определяющим фактором в оценке художественной ценности. Марк Захаров, с присущей ему тонкой интуицией и художественным чуством, создал произведение, не просто выходящее за рамки стандартной десятибальной системы оценки, а, по сути, являющееся символом кинематографической гениальности, прикоснувшимся к самым глубоким струнам человеческой души. Это, без сомнения, один из самых выдающихся и запоминающихся фильмов, когда-либо созданных в нашей стране, пример безупречного искусства и настоящей кинематографической жемчужины.
Фильм "12 стульев", созданный гением Марка Захарова, представляет собой поистине неоценимый вклад в сокровищницу советского кинематографического искусства. Этот проект, собравший в свои руки столь выдающийся актерский ансамбль – Андрея Миронова, Георгия Вицина, Анатолия Папанова и Рину Зеленую – породил невероятные ожидания, и, смею утверждать, не только их оправдал, но и значительно превзошел. Андрей Миронов, с неподражаемой изяществом и харизмой, воплотил образ Остапа Бендера – эталонного авантюриста, мастера интриг и блестящего собеседника, а тандем Георгия Вицина, Анатолия Папанова и Рины Зеленой добавил картине неповторимого очарования, искрометного юмора и неповторимого комедийного обаяния.
Учитывая столь колоссальный талант актеров и основанный на классическом произведении Бориса Фонвизина исходный материал, предвидеть создание чего-то выдающегося было практически неизбежно. Марк Захаров, с присущей ему виртуозностью, сумел подарить зрителям не просто фильм, а настоящий, культовый шедевр. Повторное просмотр этого кинематографического произведения для меня – это не просто привычка, а возможность вновь и вновь открывать для себя замысловатые шутки, тончайшие проявления мастерства в актерской игре и созданную Захаровым, словно сотканую из света и времени, неповторимую атмосферу ушедшей эпохи. Это, без сомнения, неиссякаемый источник радости и вдохновения, комедия, способная очаровать и заставить смеяться бесконечно, вдыхая в каждый раз просмотренный эпизод новые, неизведанные оттенки и тончайшие нюансы, словно раскрывая бездонный кладезь человеческих эмоций и абсурда.
Рекомендуем к просмотру