Описание
Рецензии

Сериал Зона

Зона. Тюремный роман
Актеры:
Александр Тараньжин, Степан Рожнов, Николай Ковбас, Сергей Моложаев, Андрей Филиппак, Игорь Ромащенко, Лара Чаклин, Олег Гераськин, Игорь Филиппов, Игорь Карташев
Режисер:
Петр Штейн
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 50 (20.09.2012)
Рейтинг:
7.76
7.40
Новый телесериал под кодовым названием "Зона" погружается в мрачный и захватывающий мир заключенных, бывших обитателей преступного истеблишмента, чья судьба развернулась в стенах исправительных учреждений. Авторы проекта, с поразительной тщательностью и филигранной детализацией, исследуют повседневную реальность, царящую на этих ограниченных территориях, являющихся микрокосмом жестокого и непрощающего мира. Каждый день для этих людей отмечен чередой однообразных, лишенных всякой надежды действий, но в то же время, благодаря совокупности событий, ставших частью сложного и своеобразного тюремного фольклора, возникает неповторимый, почти мифический колорит, пронизывающий все аспекты жизни в заключении. Этот жанр, сочетающий в себе элементы криминальной драмы, психологической сатиры и даже элементарного мифа, занимает особое место в сердцах многих ценителей авангардного и, откровенно говоря, нетрадиционного искусства. Именно поэтому в рамках этого сериала будет детально исследована уникальная, самодостаточная тюремная культура – сложная система ценностей, иерархия, ритуалы, и, конечно, особая, зачастую абсурдная, система поведения, сложившаяся под влиянием специфической обстановки и времени. В центре внимания окажутся не только физические аспекты жизни в заключении, но и глубокие психологические процессы, определяющие мировоззрение и моральные ориентиры тех, кто оказался на этом пути, и, как следствие, влияние этой замкнутой среды на их личность и судьбу.
Фильм представляет собой сложную, многослойную картину, предлагающую зрителю неоднозначный взгляд на мир тюремного быта. При более глубоком рассмотрении, обнаруживаются значительные погрешности в изображении тюремного устройства, юридических аспектов и механизма наказаний, что создает ощущение некоторой искусственности. Однако, параллельно с этим, фильм открывает завесу над мрачным, почти апокалиптическим миром, где царят бесправие и отчаяние. Зритель сталкивается с галереей запоминающихся, зачастую противоречивых персонажей. Среди них – Агдам, рецидивист, неуклюже пытавшийся покорить воровскую иерархию, и Чига, трагический опущенник, чья судьба стала воплощением беспросветности и разрушения. Параллельно с этим, мы наблюдаем за Раевским, сотрудником оперативной части, чья сложная личная жизнь переплетается с судьбой невинно осужденного Павлова. Павлов – жертва двойного предательства, оказавшийся за решеткой по ложному обвинению. В картине присутствует и доктор Светлана Адольфовна, в просторечии известная как «железная леди», которая, несмотря на свою суровость, демонстрирует редкие проявления сочувствия к своим подопечным. Примечательно, что даже среди наиболее злобных персонажей, такие как Уоррен, бывший американский заключенный, или Крылов, бывший рецидивист, проявляются неожиданные, даже трогательные черты характера. Нельзя не отметить нежную, почти болезненную любовь Уоррена к Любе, несмотря на её последующее инвалидность, и заботу Крылова о приемщице передач Маше. Несмотря на очевидные упрощения и некоторую нарочитость, фильм не лишен глубины. Он позволяет заглянуть в сложные взаимоотношения людей, сталкивающихся с бесправной и беспросветной реальностью. Показ разнообразных характеров и их стремлений к выживанию, безусловно, является одной из главных ценностей данного произведения. Сценарий, при всей своей неточности, не лишен художественной ценности. Стоит отметить, что авторы не стремятся к доскональной документальной точности, а скорее используют тюремную тематику как площадку для исследования человеческой природы. Несмотря на значительное количество насилия, представленного в фильме, оно служит скорее декоративным элементу, чем настоящим отражением реальности. Многочисленные ошибки в сценарии и неточности в изображении тюремной системы не отвлекают от главной идеи: показа человеческих взаимоотношений в экстремальных условиях. Спецоперации по уголовным тематикам, такие как они обычно проводятся в нашей стране, могли бы создать более глубокий и правдоподобный мир. Подводя итог, можно сказать, что картина представляет собой не идеальную, но вполне достойную интерпретацию темной стороны человеческой души, заключенной за стенами тюремного быта. Именно поэтому, несмотря на определенные недостатки, я бы оценил её на 8 из 10 баллов.
В кинематографе, пожалуй, не существует столь проницательной и неуклонно правдивой хроники жизни, заключенной в стенах исправительного учреждения, как та, что предстает перед зрителем в этом конкретном произведении. Человеческие судьбы попадают в тюремные камеры не только вследствие осознанного совершения преступления, но и по самым разным, зачастую трагическим, причинам. Кто-то становится жертвой коварного подставы, кто-то вынужден защищать свою жизнь, в результате чего невольно оказывается в поле зрения правоохранительных органов, а кто-то, в попытке спасти близкого человека, невольно берет на себя чужую вину. В контексте этого мрачного пространства, для каждого из находящихся внутри, проходят тщательные и, зачастую, давящие следственные мероприятия. Они вынуждены подчиняться строгим правилам, как официально установленным, так и неписаным, сложившимся в этих стенах. На каждого из них оказывается давление, исходящее от влиятельных криминальных авторитетов, а также от опытных заключенных, привыкших доминировать. Не обходят стороной и действия полицейских, зачастую лишенные каких-либо ограничений, что порождает атмосферу безнаказанности и всеобщего напряжения. Фильм, в особенности, ярко демонстрирует реалистичные эпизоды физического насилия, сопутствующие заключенным, а также жестокие издевательства, осуществляемые сотрудниками тюрьмы, в то же время показано, как прокуратура, часто играя с человеческими жизнями, лишает жертв всякой надежды на реальный выбор. Вопрос выживания в этом, безусловно, отчаянном месте, а также вопрос сохранения рассудка, затрагивает не только тех, кто за решеткой, но и тех, кто находится за ее пределами, взглядывающих на эту проблему. И сам тюремный персонал не вправе остаться в стороне – им тоже приходится сталкиваться с самыми разнообразными жизненными заботами и неразрешимыми проблемами. Они вынуждены испытывать ненависть, сочувствие, тревогу – за кого-то переживать, даже задумываться о судьбах своих “подопечных”. Что особенно ценно в этом произведении – это первый в истории российского кино опыт, когда в процессе съемок, помимо профессиональных актеров, приняли непосредственного участия реальные осужденные, прошедшие через этот ад. Наблюдается тенденция, когда молодые люди, юноши и подростки, под влиянием романтизированных представлений о криминальном мире, часто воспевают "блатные" мелодии, надеясь таким образом обрести взрослость и престиж, не осознавая истинной, беспросветной жестокости этой жизни. В этом контексте, я настоятельно рекомендовал бы подобным личностям внимательно ознакомиться с этим масштабным, многосерийным кинематографическим романом, ведь после его просмотра представления о тюремной жизни, без сомнения, претерпят существенные коррективы, а отношение к любым аспектам, связанным с исправительными учреждениями, кардинально изменится.
Когда этот телесериал, представленный на волнах НТВ, не имел возможности для моего непосредственного просмотра в эфире, совершенно неожиданно он оказался доступен в цифровом пространстве. Поддавшись внезапному порыву исключительно исследовательского интереса, я приступил к ознакомлению с первыми эпизодами. Однако, по мере развития повествования, меня буквально захлестнуло, и я ощутил неспособность оторваться от экрана. Увлекательная, запутанная сюжетная линия, с поразительной изобретательностью, скручивала волю, заставляя меня игнорировать все свои привычные обязательства и деловые дела. Разумеется, в произведении присутствует определенная доля несовершенств, которая, как известно, не столь уж редка в кинематографической среде. Особого внимания заслуживают актеры, участвовавшие в создании этой картины – до этого момента я с ними не сталкивался, за исключением, пожалуй, образа "Сухого". Опальский, в роли Петруни, – это просто блестяще! Его игра исполнена с такой искренней глубиной и драматизмом, что трудно поверить, где этот талантливый актер ранее принимал участие. Непонятно, где он демонстрировал свои навыки, но в "Зоне" он демонстрирует себя совершенно великолепно! И какой же прекрасный образ предстает перед нами у девушки, передающей заключенным передачи – ее сила духа и самоотверженность поражают. А вот и сам образ следователя-мегеры – воплощение мужества, чести и непоколебимой веры в справедливость. Мне представляется, что после погружения в мир "Зоны", с ее клутком интриг, воровскими авантюрами, ментовскими перипетиями и запутанными любовными сплетнями, на бразильские сериалы, безусловно, можно и нужно совершенно перестать тратить драгоценное время. Этот проект – чистейшая русская кровь, пропитанная духом времени. По имеющейся информации, сценарий был основан на реальных событиях, что создает невероятную атмосферу присутствия и заставляет по-новому взглянуть на происходящее в стенах исправительного учреждения. Часто, в этой картине обретает своеобразное переплетение трагизм, окрашенный печалью и разочарованием. На протяжении всего повествования зритель, без сомнения, испытывает ощутимое чувство несправедливости, свойственное судебным процессам, тюремному опыту, деятельности прокуратуры – на всех стадиях правопорядка и соблюдения закона. К сожалению, эта тема сейчас, к сожалению, является горькой реальностью нашей современной действительности. И, добавляю, немало интересного, а порой и совершенно неожиданного, в героях фильма раскрываются их характеры во всей их многогранности и сложности. Огромное желание у меня осталось посмотреть продолжение этого захватывающего сериала, особенно учитывая тот факт, что авторы оставили за собой возможность дальнейшего развития сюжета. Оценка – безоговорочно 10 из 10!
Этот телесериал представляет собой весьма сложную и многогранную работу, заслуживающую особого внимания. Я был так увлечён его сюжетом, что неоднократно возвращался к нему, вдумчиво пересматривая каждую серию. Однако, признаться, критических замечаний к нему немало. Нельзя не отметить существенные погрешности в фактической достоверности, касающиеся, в частности, юридических аспектов и специфики "блатной" среды. Сюжетная линия, сложная и запутанная, естественно, не подлежит подробному описанию, чтобы избежать спойлеров и разочарований. Тем не менее, достоинства сериала значительно превосходят недостатки. Во-первых, поражает реалистичность декораций. Принимая участие в подобных экскурсиях, я был поражён сходством с реальными заведениями, в которых снималась большая часть съёмочного процесса. Это явно свидетельствует о работе непосредственно на площадках, придавая картине неподдельную достоверность. Во-вторых, авторы смогли блестяще раскрыть характеры и мотивации ключевых персонажей, как положительных, так и отрицательных. Особенно хочется отметить образ Павла – его трансформация от законопослушного гражданина к жизни в криминальных кругах происходит не по его воле, а скорее, является вынужденной адаптацией в совершенно чуждом и враждебном мире. Именно в этом и заключается его трагическая судьба. Повествование настолько убедительно, что поверишь каждому персонажу, ощутишь его внутренние конфликты и переживания. Наблюдается, как в иерархии тюремного мира продвигаются одни, а другие, напротив, опускаются. Впечатляет разнообразие тюремного опыта, который каждый заключённый переживает по-своему, в зависимости от своего характера, навыков, отношений с администрацией, охраной и близкими. Эта неоспоримая реальность, демонстрируемая серией, буквально проникает в сознание зрителя. По возвращении к этому сериалу после просмотра американской драмы "OZ", я обнаружил, что лишь несколько эпизодов этого, безусловно, качественно снятого произведения не вызвали у меня должного восхищения. Помимо очевидного нагромождения насилия и, как мне показалось, искусственного преувеличения гомосексуальных мотивов, в "OZ" не хватает глубины и психологизма. В отличие от нашего проекта, где создана густая, почти осязаемая атмосфера тюремного заключения. Эта атмосфера пронизывает всё повествование, затягивает в водоворот страха, отчаяния и безысходности. В ней можно утонуть, не нуждаясь в дополнительных пояснениях или закадровых комментариях. Как справедливо отмечают некоторые из персонажей, "зона" – это не просто место заключения, а своеобразный организм, поглощающий и душу заключённых, и души сотрудников, которые работают в этой системе. Она словно не отпускает тех, кто хоть ненадолго вошёл в её сферу влияния. Признаться, данная проблема, как и многие другие, имеет отражение в деятельности многих бюджетных учреждений, хотя, безусловно, это уже совсем другая, масштабная проблема.
По окончании просмотра этого захватывающего телепроекта, я с уверенностью могу заявить, что каждая минута, инвестированная в его исследование, оказалась бесценным приобретением. Сериал, безусловно, обладает неоднозначной природой, представляя собой сложное переплетение различных аспектов, и, что немаловажно, он не лишен как достоинств, так и определенных недостатков. В самом его ядре разворачивается глубокое сопоставление двух фундаментальных сфер: непреклонный режим надзора и системы правопорядка, и, напротив, жизнь простых заключенных, часто характеризуемая как "мужицкая" – понятие, не лишенное специфического колоритного оттенка, а также крупные, влиятельные фигуры, известные как "блатных", обладающие значительной властью и связями. Особое внимание уделено тому, как поступают представители высшего руководства – высокопоставленные должностные лица прокуратуры, оперативники, руководители исправительных учреждений, а также так называемые "авторитеты" – воры в законе и другие личности, обладающие несомненным влиянием в преступном мире. Четко и убедительно продемонстрировано, что для всех этих фигур, независимо от их звания или социального статуса, будь то строгий инспектор, осуществляющий надзор, или сам заключенный, забота о простых людях, очевидно, не является приоритетом; их действия всегда обусловлены исключительно личной выгодой и собственными интересами. Нельзя не отметить и впечатляющую атмосферу, созданную благодаря тщательно проработанным декорациям. Неудивительно, что, по моему мнению, съемки могли проводиться непосредственно в настоящей тюрьме или даже в реальной колонии, что позволило передать аутентичность происходящего. Актерский ансамбль в целом продемонстрировал блестямую игру – как главные, так и эпизодические персонажи сумели оживить своих героев, создав правдоподобные и запоминающиеся образы. Особого внимания заслуживает и использованный юмор, который умело вплетен в повествование, не утомляя зрителя. И, наконец, саундтрек, звучавший в начале каждой серии, явился приятным и вполне достойным музыкальным сопровождением. Подводя итог, хочу выразить своё субъективное, но глубоко обоснованное мнение: этот сериал – исключительно достойное произведение, особенно если вам импонирует эта специфическая тематика. Если вы устали от банальных, шаблонных историй и ищете что-то, что сможет заставить вас задуматься, я настоятельно рекомендую его к просмотру. И, если вы относитесь к тем, кто давно разочарован в таких проектах, как "Oz" или "Уэнтуорт", то, возможно, именно этот сериал станет для вас глотком свежего воздуха. Я выразил своё личное мнение, основанное на моём опыте просмотра, а теперь решение оставляю вам – смотреть или нет. В целом, я оцениваю этот сериал на 10 из 10. Актеры – 9 из 10. Сюжет – 9 из 10. И музыкальное сопровождение в начале – 10 из 10. Желаю приятного просмотра!