Описание
Рецензии

Сериал Золотой теленок (2005)

Актеры:
Олег Меньшиков, Алексей Девотченко, Ольга Красько, Леонид Окунёв, Никита Татаренков, Дмитрий Назаров, Михаил Ефремов, Инга Оболдина, Алёна Бабенко, Федор Добронравов
Режисер:
Ульяна Шилкина
Жанр:
комедия, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 8 (18.10.2012)
Рейтинг:
5.87
4.90
На протяжении многих лет, с момента, когда первые читатели впервые открыли для себя страницы романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», эта история, пронизанная озорством и остроумием, являлась неизменным предметом восхищения и обсуждений. И теперь, мы с огромной радостью представляем вашему вниманию свежий, захватывающий сериал, непосредственно вдохновленный этим бессмертным литературным шедевром. В этом проекте, представляющем собой новаторское переосмысление классики, зрители смогут взглянуть на историю с совершенно иной перспективы – увидеть ранее не освещенные, доселе не виденные сцены, занесенные в архивы и когда-то подвергшиеся строгой цензуре, а также редакторским поправкам, стремившимся смягчить резкие грани повествования. В центре повествования находится колоритнейший персонаж – гениальный комбинатор, лукавый и изобретательный Остап Бендер, чьи мысли и действия, словно вихри, неустанно приводят к хитроумным и, зачастую, весьма рискованным планам по обогащению, основанным на эксплуатации наивности и добрососедских отношений с людьми, располагающими значительными капиталами. Даже после отчаянной попытки Кисы, предпринятой с целью уничтожить этого дерзкого авантюриста, Остап, сохраняя свой неукротимый оптимизм и блестящий ум, демонстрирует непоколебимое стремление к новаторству, продолжая разрабатывать все более изощренные и хитроумные схемы обмана, направленные на эксплуатацию ресурсов местного населения, обладающего весьма солидными финансовыми средствами. И, как всегда, с неподражаемой харизмой и манипулятивным обаянием, Остап, используя свои выдающиеся способности к убеждению и хитрости, сможет в очередной раз обвести вокруг пальца влиятельного миллионера – Константина Корейко, вынудив его, посредством тщательно спланированного шантажа, вызволить из его владений миллионную сумму, доказывая тем самым, что его талант к обману поистине бесценен.
Совершенно меняющееся мое отношение к эпохе советской власти приобретает все более отчетливый, и даже критический оттенок. Изначально воспеваемые идеалы, кажутся мне теперь в некоторой степени амбивалентными, словно окутанными пеленой неоднозначности. Восьмое ноября, этот день, который когда-то казался символом торжества, сегодня утратил свою прежнюю значимость в восприятии большинства, словно выдохшийся цветок, потерявший свою привлекательность. Остаются лишь преданные последователи, такие как Олег Меньшиков, окруженные верными товарищами и друзьями, чья преданность, кажется, не знает границ. Ведь именно этот день отмечен рождением любимого актера, чья молчаливость, граничащая с достоинством, отвечает любой критике и подвергается лишь косвенному опровержению в виде превосходной работы. Особую, однако, критику вызвала его роль Бендера в знаменитой "Золотом теленке" Ульяны Шилковой. Этот персонаж, воплощенный талантливым и, несомненно, обворожительным Меньшиковым, был подвергнут беспощадной оценке, обозначенной как "плоский" и "недостойный внимания" зрителя. Такой категоричный, бесспорно, резкий отрицательный отзыв, несомненно, стимулирует зрителя к более детальному знакомству с экранизацией. Ирония ситуации заключается в том, что поклонников Меньшикова, особенно в образе Бендера, оказалось, возможно, гораздо больше, чем принято считать. И даже если сравнивать его с другими интерпретациями этой роли, например, с исполнением Миронова, столь агрессивная попытка найти превосходство – практически бессмысленна. И уж точно не стоит задевать тех, кто искренне предан Бендеру, ведь их, казалось бы, кардинально различающиеся взгляды, в конечном итоге, соответствуют идее, предложенной Ильфом и Петровым в их культовом произведении. В герое, несомненно, наблюдается своеобразное разделение, где неутомимая деятельность и глубокие размышления собраны в одном углу, а лирические и сентиментальные настроения – в другом. Меньшиков, без сомнения, стал сердцем и душой картины, незримо присутствуя в каждом кадре, позволяя зрителям представить себе жизнь миллионера и нищего, свободного художника и философа, каждый из которых, несомненно, является человеком незаурядного таланта и творческого потенциала, достойным восхищения. "Золотой теленке" показывает Бендера, осознающего, что время, возможно, преклонно его не простило, что пришло время заниматься более серьезными делами, становиться более внимательным к окружающему миру. Именно благодаря мастерству Меньшикова персонаж обрел глубину, в нем проявилась трагичность, и в конечном итоге, он стал особой фигурой. Поведение Бендера приобретает необычайную сложность, он способен на поступки, не имеющие очевидной выгоды или пользы, он способен на любовь, не отчуждаться от жизни. Так, великий комбинатор женится на Зосе, не собираясь исчезать из жизни или использовать ее положение, в его голосе иногда угасает искра, способная вести за собой, но она не исчезает навсегда. Сейчас Великий Бендер, отвечая на сложные вопросы, "заседание продолжается, господа присяжные заседатели". Меньшиков идеально подходит для этой роли. Его легкость, пластичность, трансформируются в изящество и элегантность. Не имеет значения, в лохмотьях он или в наряде короля. После встречи с Командором никто даже не вспомнит о том, что он был одет, а его манеры, его бескомпромиссность не могут не запомниться. Его невозможно не любить. Шура, Козлевич, Паниковский неравнодушны к нему, но любят его каждый по-своему. И, возможно, даже не признается себе в этом чувстве. Оценка – 10 из 10.
После нескольких неудачных попыток, я, наконец, смог полностью погрузиться в просмотр этого сериала. Первые два раза, к сожалению, мои усилия были преждевременными – я, казалось, оказывался в ловушке, подобной глубокой депрессии или, скорее, в состоянии острого стресса, вызванного всплывающими воспоминаниями моего детства, юности и, в некоторой степени, молодости. Вспоминается, что некогда я смотрел этот фильм, снятый по мотивам произведения Швейцера, ещё в начале семидесятых, по телевидению, а затем, уже в начале восьмидесятых, «крутил» его целую неделю в кинотеатре, где я работал киномехаником – занимался обслуживанием аппаратуры. Этот сериал, к счастью, удалось завершить только тогда, когда я сумел сознательно дистанцироваться от любого сравнения с той великолепной экранизацией, созданной таким тандемом мастеров, как С. Юрский, З. Гердт, Е. Евстигнеева и Л. Куравлёва – коллективом, чьи работы, без сомнения, вошли в золотой фонд советского кинематографа. Любое сравнение, даже с той классикой, которая приобрела статус народного достояния, с такими выдающимися актерами, как Юрский, Гердт, Евстигнеев и Куравлёв, воспринимается мной, как истинный «киноман», как нечто, граничащее с святотатством. :) Я смог принять этот сериал, лишь "забыв" о той первоначальной, столь мощной и трогательной картине! И с такой позиции я могу сказать, что фильм мне понравился, хотя и не вызвал у меня особого восторга. Ощущается, что молодые и, возможно, недостаточно известные актеры просто чрезмерно старались, иногда даже излишне драматизируя свои роли. Однако, Меншиков, на мой взгляд, исполнил свою роль блестяще! Он, как мне кажется, сумел создать совершенно новый, оригинальный образ Остапа – Остапа, если угодно, «-2000-х». Я бы с огромным удовольствием увидел его в «Двенадцати стульях», где, уверен, он смог бы сыграть молодого Остапа еще ярче и выразительнее. Обращаясь к теме образа Остапа в кинематографе, я не удержался бы от того, чтобы поделиться с вами результатами многочисленных опросов, которые, как известно, неоднократно проходили в различных социальных сетях: «Какой из Остапов, по вашему мнению, самый лучший?». При просмотре ответов я заметил устойчивую тенденцию: «лучшим» в подавляющем большинстве случаев называли того Остапа, который был показан мне первым. Лично я не являюсь исключением из этой тенденции – «мой Остап», даже не то, что лучший, а просто «мой» – это, безусловно, С. Юрский, А. Гомиашвили – молодой Остап, а великолепный, во всех ролях и фильмах, А. Миронов, на съёмки того сериала, словно «не пришел», а создал, по сути, целый бенефис из своих предыдущих ролей. Это, как мне кажется, общепринятое мнение, и я готов принять на себя все виртуальные «томаты», которые могут быть брошены поклонниками Миронова, к числу которых, я уверен, себя отношу уже 50 лет. Но! Не к фильму «Двенадцать стульев». В заключение я хочу поделиться с вами несколькими не связанными напрямую с фильмом моментами. В оригинальном произведении (Швейцера) есть несколько отклонений от книги, но, на мой взгляд, они совершенно органично вписались в сюжет. Один из них. Когда Остап подходил к определенному учреждению, где было надпись: «Вход только для членов профсоюза», вахтер спрашивал его: «Член?» - Остап отвечал: «Член, член! Профсоюз умственного труда». В книге этой фразы не было, сам проверял… Это забавно, что похожий и столь же смешной случай произошел (в 80-х) с С. Филлиповым, при его посещении «Дома кино» в Ленинграде. Свидетелем этого события был мой отчим. Вахтерша, видимо, не знавшая Филлипова, спросила его: «Член дома?» На что невозмутимый актер сразу ответил: «Нет! С собой!» И зашел. Представляю себе вахтершу с открытым ртом!
Этот кинематографический проект оказался поистине неожиданным и, без сомнения, весьма достойным внимания. Предыдущие адаптации, к сожалению, так и не смогли уловить ту самую, глубокую суть, которую я ощущал, погружаясь в первоисточник Ильфа и Петрова, и, разумеется, никакое воплощение не могло превзойти оригинал. Изображение самого Бендера, воплощенное в лице одного актёра, представляется скорее собирательным образом, нежели точной копией, и попытки зафиксировать его неповторимую индивидуальность в рамках одной лишь одной физической формы, вероятно, будут всегда ощутимо неполными. Выбор Меньшикова, на мой взгляд, оказался, без сомнений, наиболее удачным и верным духу этого выдающегося персонажа. Экранизация проявила поразительную внимательность и заботу о сохранении неизменности содержания этого шедевра русской литературы. В течение всего времени просмотра я находился в состоянии абсолютной, почти трансцендентной эйфории. Однако, финальная часть картины, к сожалению, оставила после себя определённую грусть. Я, как истинный поклонник классической литературы, всегда испытываю особенную симпатию к трагическому завершению истории этого великого комбинатора. Я – страстный ценитель и, одновременно, завертёный поклонник и самого произведения, и его многочисленных экранизаций. Многочисленные повторные просмотры любимого сериала неизменно открывали для меня новые, ранее невидимые грани характеров этих знакомых персонажей, будь то главные или второстепенные. Актеры, изображающие их, выглядели абсолютно естественно, наполненно колоритным и выразительным, сохраняя при этом реалистичность и неподдельную правдивость, не вызывая ни малейшего ощущения карикатурности или даже лёгкого шаржа. Особое внимание следует уделить тому, что Бендер буквально сияет своими остроумными, мудрыми афоризмами. Эта, пожалуй, ключевая черта его личности, идеально точно, без малейшего искажения, запечатлена в фильме, а авторам в этом за что следует искреннее признание и благодарность. Поклонники доброго, тонкого и осмысленного юмора, несомненно, будут удовлетворены и вдохновлены "Золотым теленком". В то же время, ценители масштабных спецэффектов, динамичных перестрелок и, возможно, иных, сверхъестественных элементов, скорее всего, будут разочарованы, потратив свое время впустую, и оставили бы, вероятно, весьма критическую оценку. Это, по-моему, отличное, но, в конечном счёте, подходящее для определённой аудитории, увязанное с истинным духом произведения. Я бы оценил это экранирование на восемь из десяти.
Исполнение роли Остапа в экранизации, несомненно, представляет собой любопытную дихотомию – циничный романтик, одновременно. Этот контраст, на мой взгляд, является ключевым элементом, позволяющим раскрыть всю глубину и многогранность этого выдающегося персонажа. Однако, стоит оспорить определение "персонаж" в привычном понимании. Скорее, это фигура, воплощенная в образе легендарной личности, чье влияние пронизывает весь сюжет. Актерские интерпретации, предложенные Юрским или Мироновым, не смогли в полной мере передать суть Бендера – Меньшикова. В их воплощениях проскальзывал явный пафос, навязчивое показное самовосхваление, не вытекающее из характера. Настоящий же Бендер, этот виртуозный мошенник и дерзкий авантюрист, как удалось воплотить Леонид Окунев, отличался поразительным умом, хитростью и безжалостностью. Окунев совершил поистине выдающуюся работу, сумев воплотить на экране прототип маленького, язвительного и, откровенно говоря, отвратительного старичка, столь точно воссозданного в литературном источнике. Его персонаж не просто соответствовал оригиналу, он стал его верным, почти дословноточным, продолжением. Фильм обладает неподдельной привлекательностью, особенно в том, как авторы сместили акцент с динамичного развития сюжета на тщательное, детальное исследование личности главного героя. При создании картины, создатели, как истинные поклонники произведения, неспешно, с искренним удовольствием, перелистывали страницы книги, сопоставляя их с тем, что появлялось на экране, открывая новые грани этого сложного и противоречивого персонажа. Нельзя не отметить и некоторые недостатки, в частности, финальную часть, которая, на мой взгляд, могла бы быть более убедительной. Тем не менее, общее впечатление от этой картины, безусловно, оставляет глубокое и незабываемое впечатление, и, несмотря на небольшие огрехи, создателям в полной мере удалось избежать почерка, который мог бы окатиться их творение.