Описание
Рецензии

Сериал Жена Сталина

Актеры:
Ольга Будина, Екатерина Галахова, Тамара Гвердцители, Светлана Ходченкова, Наталья Рогожкина, Дута Схиртладзе, Николай Сванидзе, Андрей Чубченко, Татьяна Абрамова, Петр Черняев
Режисер:
Олег Массарыгин, Мира Тодоровская
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 4 (19.08.2013)
Рейтинг:
7.50
6.40
Судьба женщины, облаченной в роль супруги вождя, Иосифа Сталина, представляется, по свидетельствам трагической доле Надежды Аллилуевой, не просто сложной, а, скорее, невыносимой, почти невозможной для восприятия. Аллилуева, выросшая в семье человека, вовлеченного в революционные движения, в двенадцать лет впервые столкнулась с фигурой молодого Сталина, тогда еще на двадцать два года моложе – ему было тридцать четыре. Его частые визиты в дом Аллилуевых, внезапно, словно вспышка, пробудили в юной девчонке глубокое, почти болезненное влечение к этому представителю грузинской аристократии, отличающемуся несомненной красотой и внутренней силой. Когда Сталин, воспользовавшись обстоятельствами, был сослан в ссылку, судьба вновь, подобно непредсказуемой волне, свела Надежду и Иосифа вместе. В шестнадцать лет, в момент, когда он вернулся, между ними зародился роман – пылающий, но быстро охвативший их обоюдным страхом. Их союз, оформленный лишь спустя год, когда Надежда достигла совершеннолетия, стал символом, хотя и недолговечным, их непростой, трагической любви. История любви Аллилуевой, не принявшей фамилию своего мужа, разворачивалась на фоне эпохальных событий начала двадцатого столетия – Февральской и Октябрьской революций, унесших миллионы жизней, Гражданской войны, разрывающей страну на части, смерти вождя Ленина, предопределившей новую эру в истории, и, наконец, захвата власти Сталиным, ознаменовавшего собой эпоху террора и репрессий. Надежда, осознавая некую болезненную терзаемость, внутренние противоречия, которые, как ей казалось, терзали ее муж, – его постоянные попытки, по сути, бессильные, чтобы остановить безжалостный механизм, уже запущенный в движение, – чувствовала, как душа ее сжимается от отчаяния. В совсем юном возрасте, измученная невыносимым бредом, возможно, порожденным нервной организацией или, может быть, осознанием безысходности, Надежда, не находя в себе сил противостоять столь катастрофической ситуации, предпочла прекратить свое существование. По сей день, вокруг этой трагической гибели ходит множество версий, каждая из которых, словно призрак прошлого, сохраняет свою мрачную правду. Одни утверждают, что самоубийство было тщательно спланированной инсценировкой, организованной его соратниками, стремящимися защитить вождя от негативного общественного мнения. Другие, напротив, полагают, что истинная причина смерти кроется в невыносимых, хронических головных болях, которые, словно проклятие, терзали Надежду, сводя ее с ума и отравляя ее последние дни. Независимо от того, какая версия окажется правдой, трагедия Надежды Аллилуевой остается одним из самых печальных и загадочных эпизодов в истории советской эпохи, символом бессилия любви и жестокости государственной машины.
Просмотренный мною фильм под названием «Жена Сталина» вызвал у меня глубокие и неоднозначные размышления, порожденные сложным и противоречивым наследием Советского государства и, в особенности, личности Иосифа Сталина. Невозможно не задаться вопросом о масштабах власти, которую один человек мог осуществлять над столь огромным количеством людей, о природе ответственности, лежащей на вершине государственной власти, и о границах человеческой морали. Попытка рационализировать такое могущество, навеки запечатлевшееся в истории, вызывает неприятие. Фигура вождя народов, несомненно, остаётся для меня источником мучительных вопросов, а судьба Сталина – это, фактически, судьба всей страны, обречённой на тяжкие испытания. Я убеждена, что окружающая его среда, его семья, сыграли, возможно, недооцененную, но крайне важную роль в формировании его политической личности и его статуса первого лица Советского государства. Экранизация этой жизненной истории оказалась для меня весьма захватывающей. Сюжет фильма представляет собой сложный, многослойный рассказ, охватывающий периоды жизни людей в стране и, что особенно важно, историю становления личности Сталина. По моему мнению, главной задачей, которую поставил перед собой режиссер, было раскрыть Иосифа Сталина как человеческое существо, выставив его перед нами через призму его взаимоотношений с его супругой, Надей. Режиссёры, безусловно, успешно справились с этой сложной и деликатной задачей. Авторы фильма, отдалившись от традиционного, иногда шаблонного, стереотипного изображения Сталина как злого гения, деспотичного и напыщенного лидера, представили его в более реалистичном, мягком свете. В этом фильме Сталин показан как обычный, простой человек, делящий свою жизнь на отдельные сферы: семья и работа. Он показывается как человек, способный любить, где его чувства к жене – это не только романтические порывы, но и подчинение и забота. В её лице он видел не только любовную советницу, но и, в какой-то мере, нежную и ласковую женщину, хотя, безусловно, её юность и влияние на него вызывали вспышки ярости. Нельзя считаться справедливыми, имея лишь ограниченный объем знаний о жизни Сталина. Историки, а возможно, и новое поколение зрителей, не могут полностью понять его сущность. У каждого человека свое виденье сложного и тяжелого персонажа, и актер, исполнивший роль Сталина, умудрил свою задачу до качества достигнуть приземлённости, оставаясь в то же время человечным и жестоким. Особого внимания заслуживает актриса Ольга Будина – моя любимица. Превосходная драматическая актриса сумела донести до зрителя всю трагедию молодой, мужественной женщины, которая, выбрав для себя этот непростой путь, сама столкнулась с огромной ответственностью и нелегкими решениями. В начале фильма Надежда Сталина – мягкая, покорная и кроткая, но, со временем, она претерпевает драматильные изменения, превращаясь в запуганную и загнанную женщину, разрывающуюся между преданностью мужу – главе государства и пониманием того, что в государстве происходит что-то ужасное. Второстепенные персонажи фильма – это только фон, подчеркивающий эмоциональное состояние и развитие Надежды и Иосифа. Сюжетная линия многочисленных родственников Сталина показалась мне обтекаемой, как бы не сомневаюсь, так было задумано авторами сценария. Профессионально подобранные актеры, логичные диалоги между персонажами и общие сцены довели картину целостности и завершенности. Отличные съёмки на протяжении всей ленты, особенно хороши сцены на даче у моря, где видно ощущение умиротворения и относительного счастья. Мое впечатление от фильма – достойный фильм, в котором документальные вставки логичны и уместны. Фильм не выглядит как «штучный» товар, а авторы не навязывают нам, зрителям, определенную точку зрения, не диктуют, как относиться к Иосифу Сталину и его супруге Надежде. Зритель сам решает, как оценивает эту сложную и многогранную личность. Этот фильм – история не только о любви и отношениях, но и о трудностях выбора, о взвешивании последствий и о неизбежности судьбы.
Режиссёрский дебют Миры Тодоровской представляет собой поистине впечатляющее событие, поражающее своей динамикой и отсутствием намеренного уклонения в рутину. Фильм, вопреки распространённому мнению, не предлагает зрителям скучной и затянутой истории; напротив, он полон непредсказуемых поворотов и захватывающих инсайтов, постоянно удерживая внимание. Причина такого эффекта, по-видимому, кроется в том, что автор, подобно тому, как зритель наблюдает за событиями в сериале, формировала в своём воображении образ Натальи Алилуевой, опираясь на обширные исторические документы, архивные материалы и развернутые телепередачи, посвященные этой фигуре. Исполнительница главной роли, Будина, продемонстрировала настолько филигранную игру, что её воплощение Натальи Алилуевой не просто сходится с историческими данными, а, скорее, дословно их оживляет, превзойдя все ожидания. Тем не менее, стоит признать, что отточить абсолютно достоверный, многогранный образ, полностью воссоздающий личность, существовавшую в реальной жизни, практически невозможно даже для наиболее талантливого актёра. В этой связи, нельзя однозначно утверждать, что перед нами предстаёт полный, беззаветный портрет Натальи Алилуевой, охватывающий все грани её личности и её внутренний мир. Аналогичная оценка справедлива и для роли Сталина, воплощённой Дутой Схиртладзе – в жизни, несомненно, всё было гораздо суровее и отмечено более жесткими границами. Однако, актеры, несомненно, приложили максимум усилий, чтобы максимально приблизиться к своим персонажам, создавая вокруг них атмосферу правдивости и исторической достоверности. Таким образом, рассказ, разворачивающийся в фильме, задаёт фундаментальный вопрос: кого в своей жене искал Сталин? – была ли это верная соратница, разделяющая его взгляды и цели? Мы знаем о глубоких и противоречивых отношениях Сталина с Надеждой Константиновной и, по сути, это вопрос, заданный самой историей. Возникает риторический вопрос: мог ли юный, незрелый в своих чувствах ребенок, ставший объектом привязанности Сталина, трансформироваться в деловую, партёрскую соратницу столь жёсткого и властного тирана, как Крупская? Сталин, будучи уже опытным мужчиной, зарекомендовавшим себя в семейной жизни, осознанно выбрал в качестве супруги именно этого воспитанника, лишенного, казалось бы, каких-либо жизненных ориентиров. В той стране, где, казалось бы, должна была быть сила, способная защитить и спасти её от надвигающегося, мучительного гнева её мужа, такогого, словно призванного давить на неё, не было никаких гарантий. Сталин, обладавший безграничной властью, мог безнаказанно совершать действия, выходящие за рамки дозволенного, причиняя страдания и боль своей жене. Как показано в рамках повествования, даже самые близкие родственники Сталина, люди, находящиеся в тесном кругу его жизни, не решались проявить даже малейшее сочувствие к её нелёгкому положению. Фильм, как сейчас кажется, открывает зрителю печальную, разрушительную трагедию, указывая на то, что её корни уходят в самое сердце советской эпохи, не позволяя по-прежнему закрывать глаза на одностороннее и бесчувственное отношение к человеческой личности.
Этот кинематографический опыт – поистине глубоко трогательное и мощное произведение, лишенное всякой излишней вычурности. Однако, по моему мнению, в повествовании, возможно, было бы уместно лишь незначительно расширить повествование, пролить свет на отдельные аспекты, обогатив зрительский опыт. Некоторое ощущение недосказанности, оставаясь, как я уже отметила, в центре внимания, может быть вполне сознательной – попыткой передать ту всепроникающую неопределенность, ту гнетущую атмосферу страха, которая характеризовала жизнь под сталинским режимом. Актерский ансамбль демонстрирует поразительную сценическую виртуозность. Персонаж главной героини, женщина, воплощенная на экране, вызывает мгновенное сочувствие и симпатию, позволяя зрителю невольно погрузиться в ее внутренний мир и продолжать следить за развитием событий. Особого восхищения заслуживает игра, пронизанная жизнью и не зачерствевшей душой чистоты и нежности этой выдающейся женщины. Фильм, несмотря на трагичность эпохи, на людей и сложные взаимоотношения, которые он отображает, вызывает необъяснимую ностальгию по той эпохе, когда человеческие судьбы были связаны крепкими узами преданности, готовностью пожертвовать собой ради близких, ради высоких идеалов и искренней любви к людям. В определенный момент, погружаясь в завораживающий мир, представленный на экране, забываешь, что это, по сути, кино, и словно смотришь в окно на происходящее, запечатлевая в памяти каждое мгновение. Это говорит о высоком профессионализме создателей – о тщательной проработке декораций, реквизита, языка тела, костюмов, эмоционального состояния актеров. Никаких погрешностей, никаких нестыковок – все безупречно. С позиций исторического осмысления, я считаю, что данное кино произведение может внести существенный вклад в понимание, в восприятие современным поколениям того, что происходило в период сталинской власти. Именно через переживание, через сочувствие, часто открываются наиболее глубокие истины, и этот сильный, лаконичный фильм сумел в полной мере реализовать этот потенциал, запечатлевая на экране не только хронологию событий, но и суть того, что переживали люди в эпоху невероятных испытаний.