Описание
Рецензии

Сериал Завещание Ленина

Актеры:
Игорь Класс, Владимир Капустин, Елена Лядова, Александр Трофимов, Ирина Муравьёва, Елена Руфанова, Инга Оболдина, Владимир Конкин, Анна Рудь, Валерий Золотухин
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 12 (08.10.2015)
Рейтинг:
7.97
8.00
В ознаменование знаменательного столетия со дня рождения выдающегося писателя, Варлама Тихоновича Шаламова, обладающего уникальным даром проникновения в суть человеческой души, кинематограф представил автобиографическую ленту, посвященную его непростой, но поистине героической жизни. Шаламов, чье творчество, выросшее из личного опыта, стало голосом бесчисленных жертв, заключенных в бескрайних, мрачных просторах Колымы – лагеря ГУЛАГа. Некоторое время, приблизительно пятнадцать лет, этот невероятно талантливый и стойкий человек провел, подвергаясь невыносимым испытаниям, в этих исключительно суровых и, откровенно говоря, звериных условиях, где царила абсолютная безнадежность. Он, Варлам Тихонович, был осужден в 1929 году за дерзкий поступок – распространение копий и раздачу письма Виссариону Ивановичу Ленину, в котором вольный человек смело выражал свое несогласие с политикой господина Иосифа Виссарионовича Сталина, подвергая себя страшной опасности. Это письмо, сохранив в себе отблеск несломленной веры и критического мышления, впоследствии обрело величественное название – «Завещание Ленина». В благодарность за такую дерзость, за его непоколебимый дух, сталинская система, проявив, на удивление, неординарную жестокость, отправила коммуниста на длительные, почти пожизненные, каторжные работы в суровом, ледяном краю Магаданского полуострова. Этот, в высшей степени резкий, и, безусловно, трагический, поворот событий стал символом того, как власть может реагировать на любого, кто осмеливается поставить под сомнение ее безграничную власть.
Встречайте, друзья, мои сочувствующие слушатели, – я, признаться, был глубоко озадачен, если бы не знание, что этот проект был основан на “Колымских рассказах”. Авторы проявили, мягко говоря, отсутствие всякого уважения к творчеству Шаламова, выдавая его существование как-то бесцеремонно и бездушно. И, к сожалению, многие, похоже, на удивление, искренне восхищались созданным сериалом, видимо, их критический панцирь подвергся существенной деформации из-за чрезмерного потребления некачественного кинематографического продукта. Меня, конечно, это не поразило – за этот проект взялся Николай Досталь, режиссёр, который, как мне показалось, специализировался на изображении картин, связанных со Сталиным и церковными распрями, а также штрафными батальонами, – и, увы, не сумел довести проект до логического завершения. Однако я бы не назвал его профессионалом в чистом виде, поверьте, он проявил себя в девяностые годы, когда экранизировал «Маленького гиганта большого секса». Тогда у него удалось снять отличную комедию, которая действительно заслуживала внимания – и, казалось, это направление могло развиваться дальше. Меня сериал, признаться, сразу же не покорил, даже до просмотра – все дело было в фотографии на диске: на ней лицо главного героя было изображено с непроницаемым, почти кирпичным взглядом. Неужели Шаламов? Это было совершенно немыслимо! Неудачный выбор актёрского состава – это, бесспорно, важнейшая часть! Шаламов сериала совершенно не соответствовал оригиналу – я не наговариваю на Капустина или Класса, но эти артисты совершенно не передали дух и сущность настоящего Шаламова. Даже если взглянуть на его изображения – их глаза совершенно не выражают той глубины и боли, которые были у Шаламова. Как и у Распутина, у которого был особый, проницательный взгляд, способный буквально погрузить в транс. В актерах этого сериала этого не было – они казались мне обыкновенными. Я бы взял на роль Шаламова в старости Юрия Шерстнева, а вот молодого – постарался бы найти, но без оглядки не стал бы. Какое ощущение от этого было – будто бы никто из создателей не обращал внимания на реальные фотографии Шаламова перед съемками. Просмотрев “Колымские рассказы” и другие произведения Шаламова, я пришел к выводу, что, возможно, не было должного ознакомления с его творчеством, или же так не сложилось. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Другими словами, режиссёру легче воздействовать на зрителя, он сразу может передать всю суть, а писателю необходимо все тщательно прописать. Но Досталь не достиг нужного результата и не сумел донести важную и основательную мысль. Суть рассказов Шаламова заключалась в том, что лагеря – это инструмент, который оттачивает человека до зверя, и этот зверь живёт лишь одним желанием – покушать и поспать в тепле. В сериале Шаламова показан не такой персонаж – здесь он, по сути, человек-супергерой, который не боится ничего и даже прошелся по голове у следователя, шлёт блатных, которые мгновенно отправляются туда, куда он их направил, помогает своим коллегам. Ну, не супермен ли? В рассказах Шаламова эти блатные ребята были мощной, устрашающей стеной, как ураган, обрушивающийся на зекенов. Иногда, конечно, они становились пушечным мясом – например, представители лагерной элиты, такие как начальники лагерей. О них было показано в “Отрыве” и “Холодном лете пятьдесят третьего”. В “Завещании Ленина” блатные лагерники были лишь карикатурой, и, очевидно, это не было целью Досталя – это было неуместно, не смешно и уныло, ведь это не “Джентльмены удачи”. В глаза бросались непроработанные мелочи, которые должны были создать нужное настроение. Но снова не получилось – были показаны мужчины в фуфайках, которые нашагивали вокруг колючей проволоки, но это не создавало атмосферу лагеря! Надо было стараться, как это делал Суриков в “Боярыне Морозовой” – он уделял внимание деталям юродивого, который был босым на снегу. Он каждую деталь писал с разных людей, а чтобы запечатлеть ноги как нужно и правдиво, он попросил натереть ноги водкой натурщику и посидеть на снегу. Вот это работа! На Колыме зимой бывает и 50, и 60 градусов мороза – тут не то, что пар из рта потечет, тут и слюна, и слезы превращаются в лед. А в сериале мужики настолько суровы, что даже в расстегнутых фуфайках ходят. Они будто бы не чувствуют мороза – ничего подобного не показано, ни пятен на коже от холода, ни кашля, ни чего-либо. Так относиться к экранизации нельзя. Непохожесть в сериале с оригиналом колоссальна. Например, в очерке “Сгущенное молоко” разговор Шаламова и Шестакова, который хотел с ним устроить псевдопобег, происходит среди бомбежек, там все тряслось, потому что группа, изготавливавшая ночную смену, работала. Шаламов обнажает ноги, и мы видим алые язвы цинги. А сама сгущенка кушается перед большим количеством голодных заключенных, которые не могут не смотреть, как исчезает сгущенка во рту другого человека. А в сериале все упрощено – значит, все было не так, не то смысл не заложен. Получилось, что Шаламову очень понравилась сгущенка, ведь он даже палец облизал – никаких зрителей этого не было! Или теперь так показывается голод? Язв в сериале нет. Разве такая должна быть экранизация? На мой взгляд, нет. Здесь показали только жизнь Шаламова, а революционные революционеры и отожравшиеся начальники лагерей – это лишь скучные декорации.
Мне крайне редко удается выкроить время для составления развернутых рецензий на кинематографические проекты, однако, порой, возникают произведения, которые заставляют меня не удержаться от выражения своих глубоких впечатлений – нежели бы кричать на площади? Нет, конечно, лишь искренний отзыв на специализированном портале станет для меня наилучшим способом поделиться своими размышлениями. Я намерен изложить свои мысли в максимально подробном изложении, но, тем не менее, полагаю, что краткое, но емкое выражение моих чувств будет вполне достаточным. Получившийся проект представляется поистине уникальным для современного кинематографического ландшафта. Я ощутил, как с поразительной силой он обнажает сложные и, зачастую, болезненные проблемы, присущие обществу. Очевидно, что над этим сериалом работали с особой тщательностью и воображением, в отличие от многих других проектов, зачастую лишенных истинного художественного достоинства. Возможно, в процессе просмотра вы испытаете неудержимое восхищение, которое постепенно перерастет в состояние полной эйфории. И это вполне закономерно, если вы осознаете, что авторы этой картины выполнили свою работу с исключительным мастерством, искренней любовью и глубоким уважением к зрителю, что, в свою очередь, заставляет все остальные проекты подобного жанра казаться весьма посредственными и недостойными внимания. В итоге, это – просто невероятное произведение искусства! Мой отзыв не является попыткой нескрываемой похвалы, а скорее, попыткой объективно оценить уровень мастерства, продемонстрированный авторами. Я убежден, что каждый зритель, обладающий определенной восприимчивостью, способен испытать неподдельную радость и наслаждение от этого проекта. Я искренне надеюсь, что чувство, которое накрыло меня, найдет отклик в вашем сердце и в душе. Это, безусловно, вызывает восторг! Проект способен удивлять, поражать своей глубиной и заставлять задуматься. Безусловно, перед нами сериал, который с неохотой покинет сердца самых требовательных зрителей, благодаря великолепному изображению жизни и судьбы выдающегося человека – Варлама Шаламова. Эта личность – воплощение неповторимого духа эпохи, являющаяся предметом многочисленных исследований и обсуждений. Я настоятельно рекомендую этот проект всем, кто впервые знакомится с жизнью Варлама Тихоновича – это – обязательный пункт в вашем культурном плане. Поручитесь с возможностью взглянуть на это замечательное творение, не упустите её! Стремясь избежать излишней философской патетики, я хочу заверить вас в том, что это, бесспорно, одно из самых выдающихся кинопроизведений, не только про «литератора» (а эта тема, как известно, в последнее время особенно активно обсуждается в русскоязычном медиапространстве), а настоящий, мощный драматический и исторический шедевр. Двенадцать серий промелькнут, как один, погружая вас в увлекательное путешествие по страницам жизни человека, оказавшего огромное влияние на историю и культуру. Проект представляется поистине качественным и, безусловно, приятным для просмотра. Я настоятельно рекомендую его к просмотру. Я без колебаний поставлю этому проекту оценку – десять из десяти!
Уважаемые зрители и ценители кинематографических шедевров! Я, признаюсь честно, не являюсь привычкой составлять развернутые критические обзоры – зачастую моя реакция на просмотренный фильм или сериал ограничивается лишь приятными воспоминаниями. Однако, в данном случае, произошедшее с произведением под названием «Завещание Ленина» заставило меня отказаться от своей обычной нелюбовь к подобным излияниям и с чувством глубокого восхищения поделиться своими впечатлениями. Позвольте выразить, насколько сильное и воодушевляющее впечатление этот кинопроект оказал на меня. Речь идет о том, как приятно, когда кинематографический проект не просто удовлетворяет ваш вкус, а, напротив, захватывает дух, демонстрирует высочайший уровень профессионализма и, что особенно важно, пронизан искренним уважением к событиям, разворачивающимся на экране. Просмотр сериала был для меня настоящим наслаждением, и даже после его завершения, картина оставила глубокий след в моей памяти. Особого внимания заслуживает то, что этот проект позволяет нам заново открыть для себя личность одного из самых значимых и противоречивых писателей эпохи – Варлама Шаламова. Пожалуй, мы все знаем о нем, но, к сожалению, достоверной информации о его биографии, его непростой судьбе, остается крайне мало. Уверен, что каждый, кто хоть немного знаком с творчеством Шаламова, найдет в этом сериале новые, ранее не освещенные детали, что станет дополнительным источником интриги и размышлений. Этот кинопроект представляет собой не только увлекательное погружение в историю, но и глубоко драматичное произведение, затрагивающее важнейшие аспекты человеческого существования. Он воспринимается с поразительной легкостью, с неподдельным интересом и, без сомнения, станет настоящим подарком для тех, кто ценит искреннюю, хорошо сделанную киноисторию. Я с уверенностью рекомендую «Завещание Ленина» к вашему вниманию, искренне верю, что он не оставит вас равнодушными.