Описание
Рецензии

Сериал Взять живым
Актеры:
Федор Сухов, Александр Потапов, Игорь Ефимов, Юрий Соловьев, Георгий Назаренко, Александр Игнатуша, Сергей Маковецкий, Александр Беспалый, Анатолий Юрченко, Виктор Павлов
Режисер:
Вадим Лысенко
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1982
Добавлено:
сериал полностью из 3
(15.05.2013)
В самом сердце драматической эпохи, сотканной из печальных страниц Второй мировой войны, предстает перед нами захватывающая повесть о судьбе, казалось бы, совершенно обычного человека – Василия Ромашина. Эта история – не просто хроника войны, а глубокое исследование человеческой души, испытавшей на себе всю тяжесть и героизм тех лет.
На горизонте замирает выпускной класс, символизирующий окончание школьных лет и, условно говоря, целый мир возможностей перед юным выпускником. Однако, неразрешимые трагедии, развернувшиеся вокруг, жестоко прервали этот предвкушаемый взлет. Постепенно, из невинного, наивного школьника, Василий претерпевает кардинальную трансмутацию, став свидетелем и участником бесчисленных боевых действий. В ходе этих ожесточенных схваток, в его душе рождаются новые качества, а его юношеский максимализм уступает место мудрости и глубокого понимания собственной роли в масштабах войны. Он, словно метафорический сосуд, наполняется опытом, отчаянием и, что немаловажно, неистребимым стремлением к Победе. По мере того, как годы уходят в песок, Василий преображается из вчерашнего хлопца в опытного, уверенного в себе офицера разведки – человека, чье имя навсегда останется в анналах истории.
И вот, спустя годы борьбы, наступает долгожданный, торжественный час Победы! Боевые действия, приносящие неисчислимые страдания, наконец, стихают, и товарищи, некогда близкие и дорогие, перестают гибнуть. Приходит пора, отчаянно желаемая, – адаптироваться к новой, мирной жизни. Но эта адаптация оказывается далека от тривиальной. В этой новой реальности всплывают многочисленные, зачастую неразрешимые, противоречия, вызовы и трудности, требующие от Василия не только мужества, но и глубокой внутренней силы, а также умения находить компромиссы. Сможет ли он, прошедший через такие испытания, преодолеть эти пороки, обрести гармонию и, главное, восстановиться после столь тяжелых потрясений?
Внимающий зритель, погружаясь в эту драматическую историю, осознает, что авторы замысла, во многом, через судьбу одного человека, раскрывают историю целого народа – его героизм, трагедию, стойкость и несломленный дух. Фильм, благодаря своей глубокой моральной составляющей и увлекательному сюжету, находит отклик в сердцах зрителей всех возрастов и рекомендуется для семейного просмотра – в качестве способа прикоснуться к величайшим страницам нашей истории и приумножить уважение к подвигу тех, кто отдал свою жизнь за мир.
Погружаясь в этот текст, я ощущаю себя не просто читателем, а, скорее, хранителем затерянного времени, поклонником жанра ужасов, чья коллекция дисков, превышающая тысячу экземпляров, кажется невыносимо огромной и непостижимой. В руках – «золотая жемчужина» давно забытого классического хоррора, где в роли главного злодея предстаёт легендарный актёр. Посмотрев диск, я сразу почувствовал, что нечто не соответствует ожиданиям, что-то отсутствует, что повествование не дошло до логического завершения. Возникает закономерный вопрос: допустимо ли для фаната этого жанра, обязанного им восхищаться и даже любить его, высказать критическое мнение относительно увиденного?
Неудивительно, что меня одолевает подобное смятение! Посмотрев множество фильмов, посвящённых Великой Отечественной войне – цифру в 1000 – я признаю, – явно занижена. Перечитав бесчисленные книги, интересовался историей, перечитав множество мемуаров, стремясь понять, где правда, а где вымысел в фильмах о войне, которыми сейчас снимают всё больше и больше. Однако, я все чаще обнаруживаю в них мелкие, но раздражающие ошибки и неточности.
Особенно заслуживает внимания фигура Владимира Карпова, человека, воплотившего в себе настоящий миф. Карпов был не просто советским героем и участником Великой Отечественной войны, а истинным героем своей страны – образцами которых, к сожалению, сейчас практически не осталось! Для примера, позвольте отметить, что он лично выучил 79 языков! Это – поистине невероятный подвиг!
Его первые рассказы о войне, написанные в 1960-х годах, принесли Карпову мгновенную славу и место среди самых известных советских писателей. Однако, его проза отличалась сухим, деловым стилем, характерным для журналистики, что, к сожалению, не подходило для экранизаций. Несмотря на то, что режиссёр Лысенко взялся за основу романа «Взять живым», он снял фильм в 1982 году, основанный на его собственном киносценарии.
Я, к слову, знаком с воспоминаниями настоящих фронтовиков. И после их рассказов о войне, я, как будто Станиславский, невольно чувствую желание сказать создателям картины: «Не верю!» Я искренне убеждён в правдивости воспоминаний Карпова – он писал на основе своего личного военного опыта, а фильм снимался не им, а разведчиком, героем страны, который видел всё своими глазами.
Фильм начался в духе полного сюрреализма. Первая сцена, напоминающая фильм «Чистые пруды» (1965), полная авангардных элементов, как и фильм «Кто вернётся - долюбит» (1966), где эпизод с уходом Ромашкина на фронт, поразил своей необычностью. Особенно запоминается эпизод с вымыванием вагонов, якобы перевозивших вчерашних школьников на войну – это, конечно, выглядит совершенно неправдоподобно. Песня Иосифа Кобзона, передающая атмосферу кинофильма, не отражает, однако, военный дух, хотя и звучит весьма приятно.
Далее меня поразило «ноу-хау» режиссёра – нам показали лица героев, марширующих по Красной площади во время парада 1941 года. Это, безусловно, провальный прием, поскольку лицо героя можно легко подставить в любую хронику! Но, вопреки этому, можно считать, что все события представлены вполне обоснованно. И действительно, качественно снят первый бой героя лейтенанта Ромашкина. Однако, дальше снова возникают нестыковки – всё очень медленно и безрадостно, дети читают стихи, а немцы находятся рядом. Такого просто не могло произойти!
Ещё одна нестыковка – в 1942 году новый лейтенант приходит во взвод, а у всех бойцов на груди Орден Красной Звезды. Эти ордена редко кому-то вручались, особенно в начале войны, а здесь они видны у каждого! Еще одна нестыковка – к чему разведчики так показательно вели себя за линией фронта? Не все было так просто, тем более, если вокруг враг! Немцы показаны полными идиотами, которые даже не замечают, что у них под забором целая рота разведчиков, а потом ещё бегают в открытую по деревне. А ещё одна необычность – летом 1943 года, когда наши уже вели победные бои по всем фронтам, трое русских солдат решили дезертировать и пойти к немцам!
Мне показалось, что фильм передает слишком благожелательную и мягкую атмосферу, даже общение между солдатами и офицерами было достаточно доброжелательным. Как будто мы видим теплую дружескую компанию, а не военный батальон! Взводный совсем не матерится, все одеты, сухие, чистые и сытые! Да, какая это война! Это просто продолжение фильма «Его батальон». Мне гораздо больше понравился фильм «Его батальон», который я ценил всегда намного выше!
Актерская игра была безупречной! Александр Потапов и Виктор Павлов сыграли просто великолепно. Забавно смотреть на молодого Сергея Маковецкого, который исполнил одну из своих первых ролей военного разведчика.
В заключение, я настоятельно рекомендую вам прочитать мемуары лейтенанта с передовой А. Шумилина «Ванька ротный», которые не подвергались цензуре! Читая факты, возникают ощущения, которые полностью противоречат всему, что мы видим в данном фильме!
Могу поставить 7 из 10 максимум.
Спешу поделиться своими размышлениями о данном кинематографическом произведении – настоящей жемчужине, представляющей собой мини-сериал, состоящий всего лишь из трех эпизодов, созданный Одесской киностудией в эпоху Советского Союза. Признаться, изначально я подходил к оценке проекта с некоторым скептицизмом, однако, погрузившись в его повествование, я пришел к выводу, что авторский подход и творческая атмосфера произведения заслуживают особого внимания.
Нельзя не отметить, что Одесская киностудия на протяжении многих лет специализировалась на производстве приключенческих фильмов, и, следовательно, любые несовершенства в построении сюжета, характерные для первой, весьма сдержанной и не динамичной серии, можно рассматривать скорее как следствие неизбежных трудностей, возникающих при реализации масштабного проекта, особенно в условиях жестких временных ограничений, присущих кинопроизводству того времени. Последующие эпизоды, насыщенные интенсивными военными сценами, исполненные, как мне показалось, щедрой дозой драматизма, лишь подтвердили эту тенденцию. Однако, кульминация повествования, когда главный герой, агент разведки Ромашкин, совершает путешествие домой, чтобы восстановить здоровье, внезапно обрывается, что, на мой взгляд, указывает на ограниченность временного рамок, в рамках которых было принято создавать картину.
Важно понимать, что сериал был задуман и реализован в соответствии с директивами Государственного комитета по радиовещанию и телевидению, что неизбежно влечет за собой соблюдение строгих регламентов и форматов. Как я лично наблюдал, даже фильмы, обладающие патриотическим пафосом, такие как “Освобождение”, подвергались сокращению по времени из-за превышения установленных временных рамок, что, к сожалению, является распространенной практикой среди современных создателей кинопроектов.
К сожалению, ни один из многочисленных современных сериалов не смог бы приблизиться к безупречному мастерству и сценической выразительности, которые прослеживаются в “Взять живым”. Этот сериал выделяется своим великолепным музыкальным сопровождением, которое, по моему мнению, является одной из его главных сильных сторон. Музыкальное оформление было написано на стихи известного поэта Георгия Поженяна, который сам принимал участие в боевых действиях. Стихи Поженяна, насыщенные глубокими образами и философским содержанием, были созданы для того, чтобы не отвлекать зрителя от эмоционального напряжения сцен, но при этом они удивительно трогательны и убедительны. Особого внимания заслуживает исполнение этих стихов самим Иосифом Кобзоном, о чем я узнал лишь в заключительных, быстро просканированных строчках подписи, что, на мой взгляд, стало завершающим штрихом, подчеркнувшим искренность и трагизм произведения.
Рекомендуем к просмотру