Описание
Рецензии

Сериал Вызываем огонь на себя
Актеры:
Людмила Касаткина, Елена Королёва, Изольда Извицкая, Александр Лазарев, Станислав Чекан, Олег Ефремов, Питер Пацл, Юзеф Дурьяш, Мариан Кочиняк, Евгений Шутов
Режисер:
Сергей Колосов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1964
Добавлено:
сериал полностью из 4
(28.08.2012)
Рейтинг:


В тени раздираемой войной Европы, в самом сердце сопротивления, отважная группа антифашистских партизан, возглавляемая харизматичной и дальновидной разведчицей Анной Морозовой, методично устанавливала каналы связи с представителями польского населения, обладавшими критически важным доступом к немецкому аэродрому. Это стало ключевым моментом в реализации сложнейшего и тщательно разработанного плана разрушительных диверсий, который, благодаря предельной концентрации усилий и недюжинному мастерству, был исполнен с исключительным успехом, оставив глубокий след в рядах вражеской авиации. Однако, подобная победа, достигнутая ценой столь значительного напряжения сил и риска, обернулась для участников операции непоправимой трагедией – они понесли непоправимые потери, заплатив за свой героизм непомерно высокую цену. Успех, словно горнило, выжгло часть их отряда, оставив лишь пепел надежд и лишив сопротивление бесценных воинов, чьи имена навсегда останутся в памяти тех, кто сражался против коричневой смерти.
В период моей увлеченности кинематографическими хрониками, посвященными эпохе прошлого, особое внимание привлекла подборка черно-белых телесериалов. Несмотря на их витиеватый, почти монохромный, облик, они, на мой взгляд, обладали несомненной ценностью, поскольку являлись своеобразной, пусть и в миниатюре, реконструкцией событий и фактов того времени. Эти мини-эпизоды стремились воспроизвести реальные, существующие в то время, обстоятельства. В частности, речь шла о разрушенном в результате авиаудара советской авиации осенью 1943 года аэродроме в городе Сеща – месте, насыщенном трагическими событиями.
Эта картина представляла собой принципиально иной опыт, отличный от современных экранизаций, которые зачастую представляют собой яркие, насыщенные эмоциями произведения, лишенные каких-либо ограничений. Разумеется, если сопоставить картины тех лет с нынешними, то очевидны фундаментальные различия. В эпоху создания этих мини-сериалов существовала крайне строгая система контроля, накладывавшая серьезные ограничения на творческую свободу. Партком и горком, являвшиеся высшими органами власти, стремились обеспечить полную сдержанность и соответствие повествования установленным идеологическим нормам.
Однако, в те годы, когда вся жизнь была пронизана чувством долга и ответственности перед государством, открыто выражать критику или сомнения в отношении политической власти было невозможно.
Сюжет телесериала повествовал о событиях военного времени, о всенародном стремлении к победе над фашизмом. Аня Морозова, простотаренья из Сещи, решила, что не может оставаться в стороне от борьбы за родную землю. Преодолев относительно короткий путь, она оказалась в составе группы диверсантов, чья задача заключалась в установлении связи с чехами и поляками – специалистами, обслуживавшими аэродром. Этот аэродром имел первостепенное значение в наступлении немецких войск. К несчастью, немецкая контрразведка, выявив советских диверсантов, смогла уничтожить этот ужасный объект.
Эта история, кажется, символизировала одну из бесчисленных побед советских войск. В моей душе, ощущалась определенная гордость за наших героев. Мне приносило удовольствие наблюдать за этим телесериалом, но в то же время, не могла не заметить особенную, сдержанную атмосферу, унаследованную от эпохи, когда каждое слово и действие должны были соответствовать высоким моральным принципам.
Я считаю, что если бы этот сценарий был рассмотрен в качестве основы для новой четырехэпизодной теленовинки, то количество зрителей, увлеченных просмотром, значительно увеличилось бы. Эмоциональный накал, свободолюбивая дух и глубокий психологический настрой – все это играет ключевую роль в создании яркой и захватывающей картины.
Почти каждый, кто знает историю нашей страны, чувствует почтительное и уважительное отношение к тем людям, которые защищали нашу землю. Однако, по моему мнению, представленный телесериал в такой интерпретации казался немного тяжеловесным. Возможно, мы отвыкли от определенных рамок, существовавших в то время, и хотелось бы большей жизнеспособности, большей реалистичности в этом телесериале, а не просто механического выполнения установленного указа.
Идея, конечно же, бесспорно хорошая, и я просмотрела все серии, но чтобы получить высокую оценку этому телесериалу, мне касалось, что ему не хватало некоторой дополнительности, смелости и оригинальности.
В этом кинематографическом полотне с обнажённой искренностью, лишенной всякой приукрашенности и преувеличенных амбиций, раскрывается поразительная, хронологически выстроенная картина деятельности подпольной сети Сещи. Она демонстрирует не просто эпизоды, а тщательно выверенную последовательность событий, касающихся как шпионской работы по сбору секретных данных для советской власти, так и драматических, беспримерно отважных операций, таких как, например, жестокое и, безусловно, беспрецедентное нападение на немецкий аэродром, результатом которого стало уничтожение почти двухсот солдат и офицеров, а также проведение масштабной диверсии по минированию самолётов, нашедших там временное убежище.
Однако, несмотря на обилие захватывающих и драматичных моментов, глубоко меня восхищает этот фильм, прежде всего, за его пронзительную историю о братстве и взаимопомощи, воплощённую в живом и захватывающем повествовании об интернациональном подполье, где представители различных народов – словаки, русские, украинцы, поляки и белорусы – сражались плечом к плечу, объединённые общей враждебной целью. Эта картина не просто демонстрирует сопротивление, она прославляет духовную связь, основанную на взаимоуважении и сострадании.
Особого внимания заслуживает и тот факт, что в организации подполья Сещи, действующей в течение двух лет, не было зарегистрировано ни единого предателя, напротив, доминировала атмосфера самоотверженности и жертвенности. Например, подвиг Ивана Алдюхова, павшего в бою, чтобы отвести подозрения от польских сил, или мужественная, хотя и отчаянная, решимость Яна Мальновского, предпочшего остаться в заключении, несмотря на возможность побега вместе с другими, лишь бы не подвергать опасности свою глубокую любовь к Лиде. У меня неизменно поднимаются слезы, наблюдая за этой безусловной, искренней любовью между Яном Мальновским и Лидой – воплощением мужества, стойкости и непоколебимой верности.
Невозможно не отметить мастерское изображение человеческих качеств, проявленных героями фильма. С. Колосов сумел передать их высшие достоинства: непоколебимую храбрость, мужество, благородство духа, а также их красноречие – слова, столь вдохновляющие и наполненные верой в светлое будущее. Этот фильм – не просто историческая реконструкция, это памятник человеческой стойкости и любви, запечатлённый в кино.
Этот кинематографический проект – поистине грандиозное произведение, способное увлечь зрителей всех возрастов и социальных слоев. В центре повествования – драматичная история подпольщиц, воительниц, проявляющих поразительную отвагу и непоколебимую преданность идеалам. Обостренное внимание создателей сосредоточено на беспримерном мужестве этих женщин, в особенности – на харизматичной и неординарной Анне Морозовой, которая возглавляет Сещинское подпольное сопротивление. Даже самые влиятельные фигуры – командиры, начальство – вынуждены признать их исключительную стойкость и силу духа, испытывая глубокое уважение к их подвигу.
Меня поразила безупречная актерская игра, продемонстрированная всей съемочной группой. Во время просмотра я не испытывал ни малейшего сомнения в правдоподобности происходящего, в органичности созданной реальности. Раскрытие характеров персонажей выполнено на самом высоком уровне, все действия кажутся естественными и, одновременно, заставляют сопереживать героям. Актеры не просто исполняют роли, они, словно, проживают жизнь в эпоху Великой Отечественной войны, погружаясь в атмосферу того времени. Особого восхищения удостоилась Анна Морозова – женщина не по годам мудрая, обладающая проницательностью и стратегическим мышлением, а также Лидка – ее образ, безусловно, является одним из самых ярких и запоминающихся, вызвав у меня настоящий эмоциональный шторм, особенно эпизод с наряжающимися в платья и наигрывающими звонкую песню "Эх, война, война, война идёт аж до Урала?" – несомненно, заслуживает отдельного восхищения.
Несомненно, акцент на женских персонажах только добавляет фильму силы и глубины. С уверенностью ставлю "Вызываем огонь на себя" высшую оценку, и убежден, что вы, разделяя мое мнение, будете искренне восхищены этим выдающимся кинематографическим достижением.
Рекомендуем к просмотру