Описание
Рецензии

Сериал Возвращение броненосца

Актеры:
Михаил Уржумцев, Людмила Потапова, Елена Майорова, Владимир Стержаков, Иван Бортник, Татьяна Васильева, Валентин Буров, Георгий Штиль, Армен Джигарханян, Борис Новиков
Режисер:
Геннадий Полока
Жанр:
отечественные, приключения, комедия
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
1996
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.07.2014)
Рейтинг:
6.77
6.90
Иоганн Францевич Герц, ветеран Гражданской войны, бывший кавалерист, изначально немецкого происхождения, оказался в портовом городе Одессе весьма неожиданным образом – словно призванный судьбой на этот прибрежный клочок земли. Вместо того, чтобы посвятить себя размеренной жизни, он, порой демонстрируя совершенно нехарактерную для него импульсивность и, откровенно говоря, неординарность, основал на одесских улицах актерскую биржу, деятельность которой была далека от серьезного понимания искусства. Этот человек, известный своим склонностью к спонтанным, порой граничащим с безумием, поступкам, стал вовлечен в ожесточенную борьбу с влиятельной одесской мафией. В качестве дерзкого шага, направленного на «истинное» исправление, он совершил, казалось бы, немыслимый поступок – вступил в брак с одной из местной проституток, что, несомненно, привлекло к нему недобрые взгляды и завязало противостояние. Впоследствии, совершенно неожиданно для окружающих, он сумел привлечь к своей деятельности знаменитого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, демонстрируя удивительный и парадоксальный талант к внезапным и, порой, совершенно нелогичным перемещениям в сфере человеческих отношений и профессиональной деятельности.
Этот кинематографический шедевр, без сомнения, навсегда останется в моей памяти, как первая, действительно захватывающая картина, которую я успел увидеть в поздние годы девяностых. Особенно ярко в сознании времён отпечаталась картина Петра Луцика – «Окраина». Трагикомедия «Возвращение Броненосца» – это воистину глубокое погружение в атмосферу двадцатых годов двадцатого столетия. Геннадий Полока сумел создать поистине пронзительный, проникновенный сериал, заставляющий зрителя не только смеяться, но и задаваться серьезными вопросами, углубляясь в суть человеческого существования. С удивительной историей совпало, что работа была воплощена в жизнь в период, когда о советском "рассвете" звучало преимущественно критически и неоднозначно, вызывая чувство глубокого неверия и тревоги. Вопреки тогдашним общепринятым представлениям, Полока исчерпывающе раскрывает исторические факты о трагической борьбе между белыми и красными, представляя нам поистине поразительную и, без сомнения, правдивую историю, за что ему, безусловно, следует быть бесконечно признателен. Вся личность этого кинематографиста кажется воплощением мудрости старца. Его герои, одни за одну ошибку, пронизаны тоской и ощущением невозможности достижения абсолютной гармонии, словно всегда предчувствующей неизбежность печального финала – отголосок проигранной войны. Наблюдатель, присмотревшись к образу Комиссара Герца, невольно обнаруживает в нем черты Гамлета, а то и превосходящие их. Клавдия Егорычева, словно Офелия, устремляется на Запад, но её навязчивость и резкость лишь создают вокруг неё нечто волшебно-нежное, душераздирающее и прекрасное. Этот образ – отражение заката революции, его иррациональности и разрушительного потенциала. Мы оказываемся в Одессе, в период НЭПа, в мире людей, сошедших с ума, в вечном движении, в судорожных попытках выразить себя. Внезапно, как будто с Луны, появляется Иоганн Герц, который оказывается не просто Красным конником, а настоящим героем, революционером. Белогвардейцы, своими агрессивными действиями, лишь закаляли его волю, делали его сильнее и крепче. Можно сказать, что «так закалялась сталь» – это, в сущности, история жизни этого человека. И даже ржавчина, по всей видимости, не способна разрушить его дух. Герц – одиночка, он красив и нелепо одновременно среди этого безумного торжества и сброда. Кодекс красного самурая оказывается несовместимым с этой жизнью, с тем, что называют они жизнью. Он свято соблюдает свой кодекс, не отступая от него ни на шаг, и именно эта несгибаемость, неожиданно, наносит удар по самому дорогому для него – по тем угнетенным и невинным, за защиту которых он посвятил свою жизнь. Интересно было рассмотреть не только героев кинокартины, но и актеров, воплотивших их на экране. Михаил Уржумцев, сыгравший роль Герца, исполнил свою последнюю роль. Примерно так сказала его партнерша в интервью телевидению Людвила Потапова: «У нашего фильма очень странная судьба. В живых уже многих не осталось. Последние роли в "Броненосце" сыграли Майорова, Уржумцев. Может, в этом есть какая-то закономерность: люди, стремясь сказать что-то важное, выложились полностью. Из главных героев я осталась уже одна». Несмотря на столь мрачные и упаднические настроения, фильм остается по-прежнему крайне интересным и значимым, обладающим глубоким смысловым содержанием. Приятного просмотра!
С радостью приветствую всех, кто разделяет мою любовь к качественному кинематографу! Позвольте мне поделиться своими впечатлениями от этого, безусловно, выдающегося телевизионного проекта, созданного в конце девяностых. Помимо, несомненно, запоминающегося «Возвращения Броненосца», я бы особо отметил глубину и тонкость «Окраины» Петра Луцика, как пример работы, заслуживающей особого внимания. Этот проект, являющийся результатом талантливого режиссерского видения Геннадия Полоки, погружает зрителя в атмосферу бурных двадцатых годов – периода становления Советского Союза, насыщенного, по праву сказать, не только историческими фактами, но и множеством легенд и немалочисленных, порой противоречивых повествований. Жанр – комедийный фарс, что, на мой взгляд, придает картине особую остроту и иронию. Неудивительно, что столь амбициозный проект был реализован – ведь о том периоде, с его хаотичными переменами и неопределенностью, рассказано не так уж много. Сериал, по сути, представляет собой исследование трагикомических судеб отдельных личностей – таких одиноких героев, совершивших роковые ошибки, поддавшись иллюзиям утопического будущего, но, осознавая свою проигрышную позицию, отказываясь от дальнейших усилий. В подобной ситуации, признаться, нет смысла тратить драгоценные силы. Особенно хочется выделить образ Комиссара Герца, подобного Гамлету в роскошном, именитом черепе! И Клавдия Егорычева, воплощающая образ любящей покричать, хамоватая, но, удивительным образом, способная вызывать приятное чувство и, создавая благоприятную почву, для развития романтической линии в этот период бурных революционных перемен. В центре повествования – новая экономическая политика в Одессе, где предстает яркая, многочисленная группа людей, утративших жизнь, оглушенная множеством криков и двигаемая собственными, зачастую незначительными, интересами. Именно в этом контексте фигурирует революционер Иоганн Герц, подобный человеку с другой планеты – нетронутый пулями и штыками, совершенно неприспособленный к гнусности окружающего мира, упрямо придерживающийся своих взглядов и ценностей, но с внутренним стержнем, который кроется под влиянием того, как невольно нанесен колоссальный ущерб тем, кому он когда-то помог, и кто пожертвовал собой ради него. Актеры, безусловно, проявили себя на высшем уровне, доводя свои образы до грани возможностей. Заметна и искренняя самоотдача, обеспечивающая высокую степень убедительности всей картины. В заключение, скажу, что этот сериал – настоящая жемчужина кинематографа, не требующая никаких оценок и сохраняющая свою значимость.