Описание
Рецензии

Сериал Великая Отечественная

Актеры:
Берт Ланкастер, Василий Лановой
Режисер:
Игорь Гелейн, Игорь Григорьев, Илья Гутман
Жанр:
отечественные, документальные, исторические
Страна:
СССР, США
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 20 (22.01.2014)
Рейтинг:
8.29
8.40
В кинематографической летописи Второй мировой войны, неизменно выделяется сериал "The Unknown War", российское название "Великая Отечественная", как выдающийся пример документального кино, воспринимаемый значительной частью кинокритиков как наиболее беспристрастное и точное отражение событий тех страшных лет. Вышедший на экраны в 1978 году, этот проект явился результатом сплочённой работы советских, американских и британских киностудий, и сумел достичь поставленной цели – представить западной аудитории неоспоримые факты участия разнообразных народов Советского Союза в ожесточённых сражениях Второй мировой, а также донести до зрителя бесцеремонную истину об отвратительных последствиях фашистской идеологии. Авторы задуманного произведения, среди которых особо отмечается режиссер Роман Кармен – известный советский документалист, мастерски выполнили свою задачу, предоставив возможность зрителям сформировать собственное, взвешенное мнение, не подверженное предвзятым интерпретациям, о значении вклада советского народа в освободительной борьбе против агрессора. Кроме того, сериал не обходится вниманию и глубоких моральных дилемм, подчеркивая незыблемость гуманистических идеалов, бесценность мира для всего человеческого общества, а также важность уважения к памяти и героическим свершениям тех, кто отдал жизни, чтобы подарить нам этот мир. Особую эмоциональную силу в сериал вложили кадры, снятые воюющими корреспондентами непосредственно в период описываемых событий, которые буквально обрушиваются на зрителя, погружая его в бескрайнее море ужасов и трагедий тех страшных дней. Значительную роль в исполнении главной роли в сериале исполнил американский киноактер Берт Ланкастер, чей профессионализм лишь усиливал воздействие повествования. Для советских зрителей сериал был представлен в двух версиях – русской и англоязычной, а голос выдающегося советского диктора Василия Ланового, звучал за кадром, придавая повествованию особую глубину и торжественность.
Этот документальный телесериал, «Великая Отечественная», стал для меня настоящим откровением, вырванным из глубины времени. Случайный просмотр на выходной день, щелкая по каналам в поисках чего-то интересного, привел меня к этому, казалось бы, старому, даже не совсем качественному, но в то же время невероятно трогательному и правдивому материалу. Изначально, воспоминания о серии, которые я уже смотрела, вернулись неожиданно остро. Это было похоже на встречу с давно потерянным другом – знакомые фрагменты, лица, звуки – все вышло на свет, как будто я вновь переживала события тех дней. Вся суть, я думаю, в том, что сериал сумел запечатлеть не просто даты и факты, но и дух той эпохи, ее трагическую красоту и беспримерную стойкость русского народа. Интересно, что сериал был создан совместно советскими и американскими кинематографистами. «Великая Отечественная» выходит в двух версиях: советская, озвученная великолепным голосом Василия Лановой, и американская, с участием Берта Ланкастера. Это позволило взглянуть на войну с разных сторон, закрепило сей факт, что фильм был сделан, на взгляд, с целью максимально объективного и беспристрастного повествования. Известный советский кинодокументалист Роман Каменский и его команда создавали этот сериал, стремясь не навязывать свои взгляды, а просто показать правду, жестокую и страшную, о которой, как я понимаю, не хотелось говорить. В этом, на мой взгляд, и заключается его главная ценность - он предоставил нам доступ к информации, о которой редко когда рассказывают. Особенно впечатлила работа с архивными кадрами. Военные корреспонденты, запечатлевшие ужасы войны, в момент, когда они происходили. Эти кадры, несмотря на зернистость и некачественную съемку, невероятно сильны, они не просто показывают войну, они передают ее ощущения – страх, боль, отчаяние. Особенно тяжело было смотреть серии, посвященные Ленинграду в блокадном периоде, где запечатлены ужасы голода и разрухи, когда жизни людей оборачивались в одну бессмысленную жертву войне. Сложности возникли при совместной работе над сериалом. Советские сценаристы, казалось, постоянно видели в американском сценарии антисоветскую пропаганду, и отказ Берта Ланкастера от чтения сценария, не раз, был в этом и проявился. Лишь совместный просмотр военной хронологии, показал всем участников проекта, что происходящее было объективной правдой, и что необходимо сохранить ее целостность и неподкупность. Этот сериал, на мой взгляд, является редким примером документального кино, в котором нет места политической заинтересованности и предвзятости. Он не пытается изобразить войну в выгодном свете, а показывает ее как она есть – жестокая, трагичная и беспримерно героическая. Сюжет сериала, охватывает период с 1941 по 1945 год, и позволяет заново прожить все ключевые моменты Великой Отечественной войны. Мы видим, как советские войска сражаются с фашистами, как жители городов и деревень помогают фронту, как мучаются от голода и холода. Это не просто история войны, это история человеческой души, ее стойкости, ее мужества и ее веры в победу. Я считаю, что этот сериал – это не просто развлечение, это урок истории, который должен знать каждый. Он учит нас уважать память героев Великой Отечественной войны, ценить мир и не забывать о том, что такое настоящая дружба и взаимопомощь. Этот сериал – это настоящая редкость, потому что в нем нет фальшивых кадров, нет политических интересов, есть только правда. Он был сделан с большой любовью и уважением к истории, и я надеюсь, что он поможет нам лучше понять, как началась Великая Отечественная война и какой ценой была достигнута победа. Я уверен, что этот сериал – это ценный ресурс для школьников и студентов, а также для всех, кто интересуется историей. Он может стать отличным инструментом для обучения и воспитания, и я надеюсь, что он будет широко распространен и популяризирован. Мне кажется, что, несмотря на то, что сериал имеет свои недостатки, он по-прежнему остается одним из самых значимых документальных фильмов о Великой Отечественной войне. Он заслуживает того, чтобы его посмотрели и оценили. И, наконец, я хочу сказать, что этот сериал – это не просто кино, это память. Память о тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу. И мы должны помнить эту память, чтобы не забыть уроков истории.
В лабиринте истории, где переплетаются эпохи и идеологии, мы сталкиваемся с удивительным опытом – кинематографическим исследованием Великой Отечественной войны, возникшим из сложного симбиоза советского и американского творческого видения. Начавшись в эпоху холодной войны, этот проект, известный как «Неизвестная война», стал воплощением попытки преодолеть идеологические барьеры, чтобы приблизиться к правдивому отражению трагических событий 1941-1945 годов. На протяжении веков, человечество разрабатывало системы управления и контроля – политику – стремясь к упорядочению общества. Советская политика, особенно в период Советского Союза, отличалась поразительной отточенностью в плане идеологии, несомненным пафосом, вызывающим ностальгию у старшего поколения, и, что немаловажно, уверенностью в светлом будущем, несмотря на тяжелые реалии времени. Фильм, предпринявший этот смелый шаг, был запущен в производство в 1978 году, когда творческие коллективы обеих стран, несмотря на общую напряженность между ними, смогли объединить свои усилия. При этом, американские кинематографисты, под руководством Фреда Виннера, с особым вниманием рассматривали советский вклад в победу над фашизмом, что казалось им прежде неизвестным. «Неизвестная война» стала результатом кропотливой работы, в ходе которой советские операторы и режиссеры, под чутким руководством Романа Кармена, документировали все аспекты войны – от ожесточенных сражений до ужасов оккупации. В частности, запечатлены моменты, не попавшие в хронику – Брестская линия, панические отступления под Москвой, оборона Сталинграда и Курская дуга. Несколько раз, операторы рисковали жизнью, поднимаясь в небо на истребителях, чтобы зафиксировать реальную картину боевых действий, а солдаты, смело врывались в бушующее море и окопы. Процесс создания фильма сопровождался не только профессиональной работой, но и острым противостоянием идеологических позиций. В частности, американские сценаристы, встревоженные пропагандистским уклоном в советских текстах, стремились выявить его. Дальнейшее взаимодействие между группами создателей фильма позволило установить взаимопонимание, раскрыть истинные масштабы трагедии. Особенно впечатляющими оказались архивные кадры, в которых с потрясающей реалистичностью показаны последствия войны: разрушенные города, плачущие матери, убитые дети. Создание фильма стало настоящим испытанием для человеческой воли и духа. Отдельные эпизоды вызвали ожесточенные споры, и, в конечном счете, сериал “Неизвестная война” спасен от идеологического давления благодаря искренней вере в объективность и правдивость изображения. Причем, особые сложности возникли при создании серии, посвященной Польше, где столкнулись интересы обеих стран. Особым тяжелым моментом для создателей фильма стало фильм о блокаде Ленинграда – самой продолжительной осаде в истории, унесшей жизни тысяч невинных людей. В процессе съемок, американским кинематографистам удалось осознать сложность судьбы советских солдат, которые отвоевывали каждый метр родной земли. При этом, некоторые эпизоды, снятые до эпохи “холодной войны”, содержали информацию о героизме и самоотверженности советских воинов, которая ранее была им недоступна. Однако, несмотря на стремление к объективности, сериал стал объектом критического осмысления и, в конечном итоге, был подвергнут идеологической "редакции". Партийные органы, стремясь "украсить" фильм, внедряли в него дополнительные элементы брежневского стиля. Но даже после этого вмешательства, «Неизвестная война» остается ценным источником информации, показывающим истинную цену войны, отделяя правду от мифов и идеологической фальши. Несмотря на зернистость кадров и технические ограничения, фильм до сих пор заставляет зрителя относиться к истории с особой чувствительностью, в том числе, понимая, что война – это самое ужасное, что может случиться с человеком и страной.