Описание
Рецензии

Сериал В поисках капитана Гранта
Актеры:
Николай Ерёменко мл., Владимир Гостюхин, Лембит Ульфсак, Владимир Смирнов, Тамара Акулова, Олег Штефанко, Руслан Курашов, Галина Струтинская, Анатолий Рудаков, Борис Хмельницкий
Режисер:
Станислав Говорухин
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР, Болгария
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 7
(07.08.2014)
Рейтинг:


Осуществляя дерзкий поход в поисках невиданных земель, отважный капитан Грант, вступая в бескрайние просторы Тихого океана, вскоре столкнулся с катастрофическим поворотом судьбы. Разигралась буря невообразимой мощи, громом сбивая в клочья корабль, и в момент наивысшего ужаса, он оказался в глухом контакте со скалистым берегом. К счастью, капитан, чудом сохранивший жизнь, вместе с остатками его экипажа, предпринял отчаянную попытку послать в море спасенную бутылку, испещренную мольбой о помощи. Точное место крушения, отмеченное на пожелтевших бумажных записях, было обозначено с кристальной четкостью.
После изнурительных скитаний по безбрежной морской стихии, бутылка, словно отвечая на тихий зов, попала в руки человека – благородного лорда Гленарвана, вызванного к месту трагедии своим пытливым умом и непоколебимой решимостью. Вместе с ним, ради спасения своего отца, отправились дети капитана – юный Роберт и его сестра Мэри, не знающие страха и полные воли к добру.
Их предстоящий маршрут представлял собой сложнейшее испытание, пролегавшее через бескрайние просторы Новой Зеландии, суровые, ледяные просторы Антарктики и живописные, но не менее опасные земли Австралии. Впереди их ждали бесчисленные риски, неразрешимые трудности, колоссальные расстояния, преодолеваемые в тысячах миль. Однако, неуклонно двигавшаяся спасательная экспедиция, движимая непоколебимой верой в успех, не собиралась отступать от своей героической миссии, готовая бросить вызов стихии и обстоятельствам.
Я долгое время оставалась в стороне от этого фильма, словно запертая в замкнутом кругу собственных размышлений. Неуловимая, будто неясная, сюжетная линия не позволяла мне полностью постичь замысел повествования. Отсутствовал инертный интерес к полному просмотрению – картина казалась мне недостижимой цели. Однако, совершенно случайно, обнаружив сериал моего детства на сайте “Сизонвар”, я ощутила прилив восторга, который, несомненно, преобразил мою жизнь. Яньте на сайте я не вылазила практически без остановки, с головой увлекаясь пересмотром старых книжек, и, подобно завороженному наблюдателю, совершила несколько полноценных проходок по этой истории. Фильм поразил меня, ставчиком, не меньше, чем оригинальный роман. Авторам удалось достичь идеального баланса между грамотностью и искренностью, и мне было искренне приятно наблюдать за работой актеров, любуясь одновременно и прекрасными пейзажами, и завораживающей музыкой – особенно яркими и запоминающимися были увертюры Денаевского, которые, несомненно, заслуживают всеобщего признания за их виртуозность и умение передавать дух происходящего на экране.
Несмотря на определенные отклонения от первоисточника, фильм не искажает историю, а, напротив, дополняет её, и, что важно, делает это в позитивном ключе. Многие сцены заставляют сердце биться быстрее, благодаря исключительно реалистичному изображению локаций, безупречной игре актеров и тщательно подобранным эпизодам. Я особенно искренне восхищалась образом Макса-Наббса, его неповторимой проницательностью и внимательностью, которые, как мне казалось, позволяли ему успешно справляться с любыми трудностями. Нельзя не упомянуть и о ролистом, которое, без сомнения, до сих пор волнует меня, ведь они совершенно точно подобраны!
Особенно хочется отметить игру Руслана Курашова, который воплотил своего персонажа с поразительной убедительностью. Актерская игра в целом была безупречной, особенно в плане создания взаимоотношений между главными героями – Мэри и Джоном, которые стали для меня символом советской киношной любви, обладая неповторимой харизмой и искренностью. В некоторых моментах их совместные сцены вызывали у меня искреннее волнение и даже некоторое замедление дыхания.
Роль Роберта сыграл актер, воплотив его образ живым и ярким, таким, каким он был в книге. А вот отношение к персонажу Олбинета, к сожалению, было не столь удачным. В целом, этот сериал – настоящая, несомненно, огромная часть моей жизни, возможность, наконец, отдохнуть и по-настоящему насладиться волшебной музыкой, прекрасной картиной и блестящей игрой актеров. Мне кажется, что Говорухинский шедевр, возможно, навсегда останется в моей памяти. Если бы Жюль Верн жил в наше время, он, несомненно, оценил бы такое старание! История о колонизации нового света – это действительно прекрасная и безупречная история, заимствованная у зарубежного автора и применённая к русскому народу, а в особенности, созданная талантливым режиссером и его командой.
Говорухин, несомненно, стал тем человеком, который сумел показать, как наши режиссеры способны экранизировать зарубежных авторов, которые впоследствии стали популярнее в России, чем в своей стране происхождения. Я особенно ценю тот факт, что Говорухину удалось тонко передать душу великого автора, уловив его особенную атмосферу и взгляды.
Подводя итог наших размышлений о экранизации, можно сказать, что это потрясающая картина, демонстрирующая лучшее, что было в советском кино. Искренне верю, что я еще много раз пересмотрю этот фильм, хотя и готовлюсь, возможно, немного укоротить отрывки с Жюлем Верном, чтобы добавить больше сцен с приключениями героев.
Роль фильма «В поисках капитана Гранта», режиссерской работы Василия Говорухина, навсегда отпечаталась в моей душе, и, признаюсь, объективность моего восприятия, вероятно, под вопросом. В период его появления я был еще юным, и этот кинематографический шедевр стал не просто визуальным представлением, а своеобразным ключом, открывшим врата в мир литературы, музыки, географии, в мир исключительных, возвышенных взаимоотношений, мир отважных и величавых личностей. Именно Говорухин стал для меня первопроходцем в сфере интеллектуального развития; благодаря родителям, я имел в распоряжении огромный глобус и полное собрание сочинений Жюля Верна, а позднее – специализированную литературу по естествознанию, этнографии, истории колониализации Нового Света, и, как маяк, звучала увертюра Дунаевского, неизменно становясь личной мелодией для пробуждения сознания. Дворовые игры, наполненные мечтаниями об исследовательской мысли и приключенческой романтике, надолго отступили на второй план, уступив место живым, воображаемым путешествиям – я помню, как мы с друзьями преобразовывали карту, найденную в желудке акулы, чтобы осуществлять перемещения и вдоль параллелей, и меридианов, вести борьбу за справедливость в Южной Африке, помогать гренландским китобоям. В сердце поселилось неудержимое стремление к дальним странствиям, горячее желание искать неизведанное, осознавая его общественную значимость. Подобные воспитательные и просветительские намерения Жюля Верна, заявленные в экранизации Говорухина, реализовались, по крайней мере в моем личном опыте – хотя и резонировали с взглядами многих моих сверстников, иногда дословно повторяя слова режиссера.
Множество положительных качеств в моей душе я обязана Говорухину и его команде, создавшим этот незатейливый, но наполненный неповторимой энергией фильм, а также Жюлю Верну, без сомнения.
Судьба Жюля Верна в России – в особенности в советский период – достойна отдельного, объемного труда. Его почитание в стране обрело невероятный размах, породив волну фанатичных поклонников и подражателей, таких величин, как Иван Ефремов. В основном, его помнят как автора суховата, часто устаревшего по технике, фантастических произведений, таких как «Полет с Земли на Луну» и «Путешествия к центру Земли». Лучшие его романы – те, что отличаются романтизмом, дальними путешествиями, невероятными приключениями и недвусмысленным призывом к добру – в сегодняшней Франции практически не известны. Сам писатель, воспринимаемый многими как чудаковатый идеалист, как Паганель и кузен Бенедикта, созданные им же, кажутся нелепым, трудно классифицируемым мастодонтом, особенно с современной точки зрения – он явно не классик, но и не беллетрист, поскольку зачастую слишком сложен и серьезен (нельзя не отметить, что в его произведениях содержится мораль). Огромный успех Верна в СССР несомненно объясняется его мировоззрению и идеям, которые находились в резонансе с идеями и мировоззрением страны, сохранившей веру в разум и справедливость. Это объясняет искренность всех советских экранизаций Верна, их убедительность и соответствие авторской атмосфере. Экранизация Говорухина, безусловно, занимает особое место среди них.
Говорухин был единственным, кто взялся исследовать феномен писателей, подобных Верну, а также Джеку Лондону, Теодору Драйзеру и многим другим, любимым в России, но не так известным в собственной стране. Наблюдая за жизнью Верна, гуляя с ним по (уже османизированному) Парижу, беседуя с его издателем и коллегами, слушая рассказы друзей и впечатления жены (часто гипертрофированные, как и труды самого писателя), Говорухин, мне кажется, смог найти ответ на поставленный вопрос. Пусть этот ответ был забыт и погребен под потоком псевдообличительных перестроечных работ (включая сам фильм Говорухина), он был дан, и дан четко и убедительно, даже для ребенка. Фильм необходимо посмотреть, как и для юношества, так и для тех, кто потерял ориентиры в этом мире. Утраченные моральные ориентиры будут найдены, жизнь снова обретет яркость и смысл.
Этот фильм завладел моим воображением целиком и полностью, погрузив меня в состояние невыразимого восхищения. Сложно подобрать слова, чтобы описать бурю эмоций, которые охватывают меня во время просмотра. В моей памяти до сих пор ярко сохраняются моменты из каждой серии, которые я с неподдельным удовольствием переосмысливаю вновь и вновь, словно сокровище, зарытое в глубинах памяти. Нельзя сказать, что какое-либо отклонение от повествования, запечатленного в биографии Жюля Верна, исказило общую картину, напротив, она проработана безупречно, с филигранной точностью и вниманием к деталям.
Актерский ансамбль просто поражает своей безупречностью! Джону Манглсу, воплотившему образ такого очаровательного и обаятельного героя, я испытываю искреннюю, почти детскую любовь. Именно благодаря этой, без сомнения, блестящей роли, я по-настоящему восхищаюсь талантом и мастерством Олега Штефанко, чья игра достойна восхищения. И заслуживает ли особых слов образ Жака Паганеля, лорда и леди Гленарван, а также наивных и беззащитных Роберта и Мэри Грант. Мэри, воплощенная актрисой, выглядит действительно безупречно, она поразительна в своей молодости, невинности и скромности – её образ вызывает восхищение и трепет.
Актеры проявили себя на пике своих возможностей, демонстрируя невероятную глубину и проникновенность в своих ролях. Сцена Штефанко и Струтинского, где герои оказываются в плену у новозеландцев, – это просто шедевр! Эпитафия «Я никому тебя не отдам» до сих пор не покидает мои мысли, ее голос, ее взгляд – они вызывают у меня одновременно слезы и восторг, когда я пересматриваю эту сцену. И не только это! Впечатлений от персонажа Вильсона, отважного моряка, сочетающего в себе суровость и доброту, я не перестану подбирать. Мне жаль, что режиссеры приняли решение о его внезапной кончине, ведь в оригинальном произведении он и Олбинет, к счастью, избежали столь трагической участи. Воплощение образа Мак-Наббса, с его проницательными, завораживающими глазами и неотразимым пафосом, сопровождаемым дымом сигары, просто безупречно! А Паганель, как всегда, великолепен, излучая весёлое и доброжелательное настроение.
Нельзя не отметить, что в литературном источнике мне не хватает развития любовной линии между Джоном и Мэри, а также детального описания их взаимоотношений. В фильме, к сожалению, их романтическая история представлена в недостаточном объеме, что, признаться, доставляет мне глубокое сожаление. В целом, фильм произвел на меня огромное впечатление – эта прекрасная история, заслужившая, без сомнения, высшие оценки!
После недавнего, полнейшего погружения в этот фильм, который сопровождал мое детство, я испытал по-прежнему неизменное, почти одухотворенное восхищение и глубокое удовлетворение. Экранизация представляется поистине выдающейся во всех аспектах, демонстрируя безупречное мастерство исполнителей, безупречное качество операторской работы (соответствующее уровню тех лет) и, конечно, гениально проработанную смысловую структуру, особенно заслуживающее внимания решение повествования от лица выдающегося писателя-путешественника, Жюль Верна.
Я настоятельно рекомендую всем ознакомиться с сохранившимися интервью Жюль Верна, опубликованными в прессе в начале пятой серии – эти записи, на мой взгляд, приобрели особую актуальность, отражая дух времени. Фильм пронизан, как будто насквозь, непоколебимым духом Жюль Верна, его неустанным стремлением к научному прогрессу, к преодолению ограничений и к достижению совершенства не через слепое следование церковным устоям и догмам, а посредством осознанного развития моральных и этических качеств человека, основываясь на принципах эволюции, на понимании его места в этой сложной, динамичной картине мира, а не на жестких рамках и шаблонных представлениях, навязываемых религиозными доктринами.
Рекомендуем к просмотру