Описание
Рецензии

Сериал В начале славных дел

Актеры:
Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко мл., Михаил Ножкин, Петер Ройссе, Эдуард Бочаров, Любовь Полехина, Любовь Германова, Анатолий Баранцев
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР, Германия
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из 2 (31.05.2013)
Рейтинг:
8.39
7.40
В Российской Империи, во второй половине семнадцатого столетия, разрастался подспудный, но ощутимый бунт против личности царя Петра Первого. В высших кругах общества, в обширных владениях могущественных бояр, формировался сложный, многогранный план, направленный на ниспровержение самодержца. Причиной этого недовольства являлось, прежде всего, радикальное изменение внешней политики Петра, его неустанные усилия по интеграции России в европейскую торговую систему, что воспринималось многими как предательство традиционных российских устоев и, в сущности, как навязывание чуждых, непонятный для России ценностей. Кроме того, личность молодого царя, с его энергичностью, напористостью и, по мнению многих бояр, демонстративным пренебрежением к их опыту и мудрости, вызывала все больше раздражения и даже открытую неприязнь. Их, как оказалось, надолгое время не устраивали череда нелепых, по их субъективной оценке, поступков, рожденных, как они считали, лишь глупостью и незрелостью. Особой проблемой казалось затянутое, по их мнению, строительство, которое, не имея мощного морского флота, как полагали, лишь усугубляло экономические и политические проблемы страны. Эта масштабная авантюра, по их мнению, была не более чем бессмысленным, дорогостоящим безумством, не имеющим перспектив и не учитывающим реального положения Российской Империи.
Уже само существование этого кинематографического произведения, созданного рукой выдающегося русского режиссера Сергея Герасимова, заслуживает пристального внимания и глубокого осмысления. Как представляется возможным, что столь значимая работа, неоднократно транслируемая на экранах телевизоров, могла остаться для многих зрителей незамеченной? Этот фильм, переживший несколько повторных показов, каждый раз открывал новые грани восприятия, позволяя увидеть образ Петра Великого в свете прошедших столетий, сопоставляя его действия и решения с огромным расстоянием времени – с высоты трехсотлетия, прошедшей после его смерти. Судьба Петра Первого, несомненно, остается предметом сложнейших исторических дискуссий и порождает множество противоречивых оценок, не лишенных неоднозначности. Вопрос о полезности его масштабных преобразований, осуществлявшихся с неумолимой напористостью, до сих пор вызывает острые споры. Некоторым он представляется как разрушитель традиционных российских устоев и самобытности, чье стремление к реформам, подобно жестокому удару, подвергло их уничтожению, потакая жадности и некомпетентности приближенных. Однако, кто-то, напротив, считает его деяния необходимым шагом на пути к укреплению государства и модернизации страны. Несмотря на это, ни один из его поклонников не оспаривает тот факт, что вечным памятником Петру Первому стал, безусловно, город на Неве – воплощение величия и мощи российской империи, созданный по его личному приказу. Этот колоссальный проект, воплотившийся в жизнь благодаря энергии и волевластию его создателя, стал самым красноречивым и убедительным свидетельством его гения и амбиций. Санкт-Петербург, с его величественными дворцами, неповторимой архитектурой и монументальными масштабами, уже тогда был признан во всем мире образцом высшего зодчества, гордостью великой державы. До кинематографического воплощения этой исторической фигуры, созданного гением Сергея Герасимова, было снято немало фильмов, посвященных Петру Великому, однако роль, которую воплотил в ней актер Дмитрий Золотухин, выделяется прежде всего. Советская цензура, характерная для того времени, строго придиралась ко всем произведениям, выходящим на экраны, особенно касающимся монархов, воспринимаемых как пережиток ушедшей эпохи. Тем не менее, несмотря на все усилия партии по принижению значения монархии в предреволюционные годы, на образ Петра, тем не менее, смогли повлиять лишь частично. В фильме «В начале славный дел» представлен наиболее реалистичный и глубокий образ царя, позволяющий проследить его несгибаемое стремление вырвать Россию из рук нерешительных и недальновидных бояр. Актерский ансамбль фильма продемонстрировал столь безупречное мастерство исполнения, что каждая встреча персонажей, даже в самых незначительных сценах и диалогах, представляется зрителю долгожданной и значимой. Это особенно проявляется при повторном просмотре, когда можно вновь погрузиться в атмосферу того времени и оценить глубину раскрытия характеров. Для тех, кто, по какой-либо причине, упустил возможность увидеть этот шедевр советского киноискусства, мы искренне желаем, чтобы они смогли его открыть как можно скорее, ощутив прилив силы и вдохновения, который дарит эта грандиозная история. Фильм, с его динамичным сюжетом, яркими и запоминающимися персонажами, дарит ощущение глубокой причастности к судьбе этой страны, к её народу, к этой великой и насыщенной историей.
Петр Первый, этот колоритный и неоднозначный деятель, навсегда оставил неизгладимый след в летописи Российской империи, зарекомендовав себя как личность исключительного таланта и беспрецедентной воли. Петр Великий, чье наследие, по сей день, вызывает бурные дискуссии и вдохновляет на размышления, сумел трансформировать гигантскую Россию, некогда погруженную в туманное состояние провинциального упадка, в стремительном скачке к прогрессивным представлениям о государстве, столь актуальным для того времени. Как и в случае с любыми выдающимися историческими фигурами, вокруг личности Петра Первого, несомненно, сформировался спектр мнений – от восхищенных похвал до критических замечаний. Бесконечные споры, несомненно, будут продолжаться, однако, величественный, воздвигнутый им на века, Санкт-Петербург, без сомнения, служит неопровержимым свидетельством его гениального ума, предвидения и дерзких стратегических замыслов. Новый, вышедший в свет кинематографический проект, мастерски воплощенный режиссером Сергеем Герасимовым, справедливо заслуживает признания одним из лучших отечественных исторических фильмов. Повествование, начинающееся с трогательной картины «Юности Петра» и далее развивающееся в эпическом полотне «В начале славных дел», изобилует мощным актерским составом, где даже самые скромные роли артистов придают произведению поразительную достоверность и эмоциональную жиливость. Особенно ярко проявляется осознание колоссальных усилий, которые требовались от Петра, стремясь к преобразованиям, и его неустанной работы для превращения «спящей» России в мощную государственную машину. Он воплощает в себе удивительное сочетание динамизма и трагизма, что, несомненно, способствует возникновению дискуссий о его деятельности. Действительно ли он, стремясь к европейскому образцу, последовательно разрушал исконные ценности российского народа, или же он продемонстрировал, каким образом можно построить действительно сильное государство, что, безусловно, ему удалось. Исторические данные свидетельствуют о том, что Петр не был человеком, вынужденным лично гнуть свою линию, обливаясь потом в три часа пополудни при строительстве кораблей, но он активно участвовал в работе, выстраивая личную связь с народом. Он не щадил себя, двигаясь вперед с неумолимой решимостью, исключительно для того, чтобы Россия, в тех условиях, стала заметным игроком на мировой арене – цель, которая, несомненно, была достигнута. Отдельные слова благодарности за поразительно правдивое воплощение образа монарха адресованы актеру Дмитрию Золотухину, чей талант настолько глубоко проникает в суть персонажа, что исчезает ощущение, будто это лишь кинокартина. Герасимов, как никто другой, сумел передать неповторимый характер Петра, его непредсказуемый нрав, неутолимую жажду знаний и решительные стремления к преобразованиям. Образы его ближайших соратников – Екатерины и Мельникова – также заслуживают искренней похвалы. В контексте того исторического периода, невозможно однозначно сказать, что Петр Первый не был «свитой, делающей короля», – он, бесспорно, являлся той уникальной фигурой, которая выбивалась из привычных стереотипов о монархах. С учетом вышесказанного, я, не колеблясь, ставлю фильму девять баллов из десяти, оставив один балл для тех, кто продолжает подвергать сомнению значимость Петра Первого для формирования российской истории и культуры.
Дилогия Сергея Герасимова, состоящая из фильмов "Юность Петра" и "В начале славных дел", справедливо считается вершиной советского исторического кинематографа – произведением, способным завладеть вниманием зрителя на протяжении многих лет и предлагающим бесконечное пространство для размышлений и детального анализа. Пересматривая эти картины, человек неизменно поражается богатству визуальных образов, безупречной работой актеров и проницательности режиссера, а также глубокому пониманию драматизма и сложности становления Российского государства. Сюжет, во многом опирающийся на знаменитый роман Алексея Толстого "Пётр Первый", воплощен с поразительной точностью и вниманием к деталям. Кинематографисты, не прибегая к излишней фантазии или искажениям, бережно "выжали" из первоисточника все его значимые грани, создав кинематографическую интерпретацию, которая, тем не менее, уважительно относится к литературному оригиналу. Камера неустанно фиксирует динамичные сцены, а практически невозможно обнаружить в картине какие-либо заметные нестыковки или недочеты, что лишь добавляет ей достоверности. Вплетенные в повествование исторические факты гармонично сочетаются с художественным воображением, создавая убедительную и захватывающую картину петровской эпохи. Неудивительно, что киноленты эти, благодаря своей безупречности, находят применение и в образовательном контексте – их можно использовать на уроках истории, позволяя детям ощутить величие прошлого. Но и зрелые зрители, несомненно, найдут в них нечто большее, чем просто развлечение; они смогут погрузиться в атмосферу петровского времени, ощутить его напряжение, его противоречивость, его непоколебимую волю к преобразованиям. Ощущение, что перед вами, словно, работало скрытое кинооборудование, усиливает впечатление. Особого внимания заслуживает актерский ансамбль – он, бесспорно, является одним из главных достоинств кинокартины. Дмитрий Золотухин, воплотивший образ Петра I, занимает, несомненно, лидирующую позицию в пантеоне лучших петровских интерпретаций, его игра – это истинное мастерство! Николай Ерёменко-младший блестяще исполняет роль Александра Меншикова – верного друга, талантливого советника и, одновременно, человека, обладающего неоднозначным характером. И, конечно же, Наталья Бондарчук, передающая тонкую душевность и благородство царевны Софьи, и Олег Стрижёнов, создающий образ сложного и противоречивого князя Голицина – каждый актер идеально вписался в свой образ. К сожалению, в современной кинематографии, такой высокой степени совершенства, практически не встречается. Пересматривая эти фильмы, мы не просто наблюдаем за судьбой Саньки Бровкиной и сочувствуем его невзгодам, но и чувствуем гордость за наше Отечество, за его стойкость и способность преодолевать трудности, за его способность возрождаться из пепла, как символ непреходящей силы духа.
Надёжно заявить, что найти произведение кинематографа эпохи, когда социалистическая система достигла несомненного расцвета, и одновременно обрести в нем всемерную похвалу, задача представляется весьма сложной. Однако, этот сериал, несомненно, воплощает в себе совершенство практически во всех аспектах – от безупречной художественной режиссуры и филигранной операторской работы до мастерской игры актеров и безупречно воссозданных исторических костюмов. Сюжетная линия, с поразительной точностью переплетается с историческими реалиями, что позволяет даже самым принципиальным сторонникам острых спорных дискуссий отложить свои разногласия и с удовольствием погрузиться в эту работу, свободную от предвзятых суждений. Как и любое произведение искусства, будь то кинематографический шедевр или литературное полотно, оно неизбежно содержит элементы вымысла – без которых подобное историческое кино, скорее всего, превратилось бы в документальный фильм. Тем не менее, визуальный опыт, который предоставляет зрителю экранизация «В начале славных дел», позволяет глубоко проникнуть в понимание той эпохи и с повышенной ясностью увидеть личность выдающегося, хотя и не лишенного неожиданных поворотов, правителя. Стоит отметить, что это продолжение знаменитого фильма о Петре, первая версия которого, выпущенная под названием «Юность Петра», уже сама по себе представляет собой безупречный образец для подражания – яркий пример того, каким должен быть фильм, каким он должен быть сконструирован, чтобы захватывать и удерживать внимание зрителя с самого начала и до финальных титров, создавая непрерывное состояние волнения и вовлеченности. Не вызывает сомнений, что данное произведение, пройдя скромный рубеж в тридцать лет с момента своего появления на большом экране, абсолютно заслуженно получает высшую оценку – десять из десяти, являясь, без всякого сомнения, одним из самых значительных и впечатляющих кинематографических достижений своего времени.