Описание
Рецензии

Сериал В круге первом

Актеры:
Евгений Миронов, Дмитрий Певцов, Сергей Карякин, Алексей Колубков, Яна Есипович, Евгений Стычкин, Игорь Кваша, Роман Мадянов, Александр Тютин, Владимир Конкин
Режисер:
Глеб Панфилов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 10 (27.09.2012)
Фильм погружает зрителя в атмосферу мрачного 1949 года, в эпоху тотального контроля и нарастающего напряжения. В сердце советской провинции, под стенами строжайшей конторы, расположенной неподалеку от Москвы, группа блестящих, но отчаянно озабоченных ученых-технологов, под непосредственным руководством высокопоставленного должностного лица, усердно трудилась над созданием аппарата сверхсекретной телефонной связи, разработанного в соответствии с директивами всесильного товарища Сталина. Центральный персонаж, Глеб, оказавшийся в эпицентре этой сложной и трагической ситуации, столкнулся с невыполнимым моральным дилеммой. Его судьба висела на волоске, и перед ним встал вопрос выбора, требующий неимоверной мужества и стойкости. Ему предстояло решить, сможет ли он, сохраняя верность своим убеждениям и неприятию тоталитарной власти, удержать кров над головой и избежать страшной участи – заключения в жестокие лапы всепроникающего и безжалостного режима, затягивающего своих недоброжелателей в пучину страха и бесправия. Его положение было настолько отчаянным, что казалось, его личная драма становится зеркальным отражением трагедии целого народа, зажатого в тиски политической репрессии.
Признаюсь откровенно: знакомство моего зрительского опыта с произведениями Александра Солженицына оставалось пока что поверхностным, а мои исторические познания, следует признать, не отличались глубокой проработкой. Однако, суждение об увиденном, тем не менее, было абсолютно бесспорным и неоспоримым – картина эта, без сомнения, представляла собой произведение высочайшего художественного достоинства. Первоначальное впечатление, как это часто бывает, склонялось к мысли о появлении на экране типичной, шаблонной героини – Ефросиньи или Вареньки, однако, реальность оказалась куда сложнее и многограннее. Секрет успеха, на мой взгляд, заключался не столько в самой сюжетной линии, сколько в проникновенной, душевной составляющей, пронизывающей весь фильм. Герои, представленные на экране, их судьбы, их диалоги, их словесные столкновения – все это выстраивалось в мощный, эмоционально насыщенный нарратив, и вся заслуга в этом принадлежит блестящему актерскому ансамблю. Фильм вызывал живое сопереживание, заставлял ощущать каждого персонажа, погружал в атмосферу происходящего, создавая ощущение, которое было просто невозможно выразить словами. Особую роль в этом играли многочисленные сцены, населенные удивительными, порой весьма эксцентричными и безусловно достойными внимания фразами, остроумными диалогами, проникновенными повествованиями и умело выстроенными рассказами. Помню, особенно запомнился пылкий, почти бурный спор между убежденным приверженцем марксистской идеологии заключенным и обычным гражданином, который, совершенно неожиданно для них обоих, оказался на мощеных улицах современной Москвы, перед величественным силуэтом Кремля. При первом, не особо вдумчивом просмотре, я, признаюсь, не заметил столь значимый и драматичный момент. Меня, как говорится, увлек сам ход диалога, повествовательная составляющая, пронзительность темы. Вдобавок к этому, картина содержала в себе значительное количество глубоких размышлений и положений, заставляющих задуматься о вечных ценностях. Прежде всего, она демонстрирует, что даже в самых сложных и неблагоприятных обстоятельствах человек должен, безусловно, сохранять свою человечность, свой внутренний мир, не поддаваться панике и отчаянию. Этот фильм достоин внимания и восхищения даже исключительно из-за того, насколько искусно и мастерски сыграли перед нами актеры. Безусловно, особое внимание и искренний восторг вызвала игра Миронова, который, как всегда, продемонстрировал неординарную, потрясающую игру, не знав границ своей актерской манеры. Мой восторг, действительно, не знал ни каких пределов. Следует признать, что на подобные произведения, с определенной долей скептицизма, часто смотрят, особенно в контексте рашного производства массового, порой весьма посредственного, кино. Иными словами, виноваты в этом те, кто, словно автомат, выдает бесконечный поток трехрублевых сериалов, посвященных преимущественно военным конфликтам и полицейским операциям. Однако, этот фильм, без сомнения, не является типичной штампованной продукцией, а представляет собой настоящий, выдающийся шедевр российского кинематографа, который, безусловно, заслуживает внимания и похвалы, ничуть не уступая произведениям великого Александра Солженицына. Особую похвалу задостойствовали сценаристу и режиссеру – их работа заслуживает огромной благодарности и признания. В заключение, выражаю искреннюю признательность за создание такой замечательной, достойной картины!
Вслед за появлением данного телесериала разгорелись ожесточенные споры, и многие, судя по всему, подхватили антирусскую трактовку, не осознавая глубины и многогранности произведения. Однако те, кто имеет знакомство с творчеством Александра Солженицына и, тем более, обладает хотя бы поверхностным знанием отечественной истории, наверняка не разделят подобной точки зрения. По сути, сериал представляет собой исследование судеб людей, ставшим объектами жестокого и не прощающего внимания тоталитарного режима, однако сумевших сохранить в себе неугасимую искру сопротивления и продолжавших проявлять свой беспримерный героизм, несмотря на лишение свободы и заключение в тесные, непроходимые круги колючей проволоки, куда их, по причине несогласия с политикой Иосифа Виссарионовича, отправили на попятное положение. К сожалению, экранизация не смогла в полной мере воплотить в жизнь монументальный объем оригинального романа, однако великолепная актерская игра, отличающаяся высочайшим уровнем мастерства и убедительности, безусловно, нивелирует этот недостаток, создавая настолько захватывающее и правдивое повествование. Это не приторная, утрированная сказка, столь часто встречающаяся в современной кинематографии, а документальное отображение реальных событий, прошедших через призму истории. Автор, Александр Солженицын, был непосредственно знаком с этими обстоятельствами, что гарантирует максимальную достоверность и правдивость происходящего. Необходимо помнить, что ГУЛАГ – это не просто место, а символ бесчеловечности, террора и страдания, и эта история, прежде всего, демонстрирует невероятную силу духа, которая, вопреки всему, не позволила многим жертвам режима угаснуть в бездне этой страшной реальности. Сериал не просто рассказывает историю, он исследует феномен человеческой стойкости и веры, запечатленные в отважных сердцах людей, прошедших через ад.
Этот проект представляет собой, по сути, кинематографическую адаптацию литературного произведения, и, следовательно, не стоит удивляться некоторым, на мой взгляд, удивительным совпадениям, которые я здесь могу продемонстрировать. В момент, когда только начинались первые кадры фильма, я не удержался и сразу же погрузился в чтение соответствующей книги, к счастью, находящейся на моей книжной полке. Поверьте, опыт оказался, скажем так, весьма своеобразным – настолько пристально создатели фильма следили за первоисточником, что я до сих пор испытываю некоторое замешательство, не в силах поверить в такую поразительную синхронность. Что интересно, Михаил Александрович Солженицын не ограничился лишь исполнением роли закадрового комментатора; он, по всей видимости, активно участвовал в отборе актеров, проявляя, как ни странно, заметный интерес к формированию актерского состава. В результате, получилось, без преувеличения, чрезвычайно удачно – успех фильма, несомненно, был бы гораздо скромнее без непосредственного участия автора. Особого внимания заслуживают диалоги, которые, на мой взгляд, достигли высшей степени мастерства. Примером тому служат, например, напряженная беседа высокопоставленного чиновника с заключенным, или же, столь контрастная, но не менее убедительная сцена спора между скептиком и коммунистом – зритель будет настолько глубоко вовлечен в размышления героев, что ощущение погружения превзойдет самые смелые ожидания. Актерская игра, безусловно, безупречна, особенно если учитывать сложность поставленных задач, и здесь, по праву, сложно найти хоть малейшее подочество. Этот проект – это, прежде всего, повествование о героической судьбе людей, которые, несмотря на суровые обстоятельства, сохраняют свою человечность, свою душевную глубину и не утрачивают веру в добро даже за бетонными стенами колючей проволоки, воплощая в себе устойчивость духа и непоколебимую любовь к жизни.
Этот телесериал, без сомнения, представляет собой произведение исключительной честности, глубокой проницательности и поистине выдающейся художественной ценности. Его смелая, неординарная концепция, воплощенная в деталях, вызывает ощущение, что его, возможно, в скором времени попытаются ограничить, порицать или даже замолчать, поскольку в нем заключена поразительная сила воздействия, не предназначенная для мягких, поверхностных оценок. Книга, послужившая основой для сериала, – это, несомненно, великолепное творение, вызывающее ощущение щемящей ностальгии и размышлений о самых важных вопросах. В центре повествования – размышления о патриотизме в его многогранном проявлении, о роли государства и его ответственности перед народом, о судьбе Отечества и его месте в глобальном контексте. Особое внимание зрителя и читателя привлекают глубокие, философские созерцания, раскрывающие трагическую историю людей, вынужденных заплатить свою душу за неспособность сохранить молчание, за неумолимое стремление выразить свой искренний, непоколебимый душевный протест против неправомерных действий власти. Сериал, словно вырванный из глубин истории, исследует запредельные вопросы о необходимости сохранения подлинной, неустанной любви к Родине, которая должна быть направлена не на бюрократическую машину, а на справедливость и благополучие народа, вне зависимости от времени и географического положения. В этом произведении, безусловно, можно найти пир для ума – богатейшую коллекцию мыслей, идей и образов, способных затронуть самые сокровенные струны души и побудить к размышлениям о вечных ценностях. Безусловно, я настоятельно рекомендую этот сериал и книгу каждому, кто ценит истинную глубину, искренность и смелость в искусстве.