Описание
Рецензии

Сериал Угрюм-река

Актеры:
Афанасий Кочетков, Виктор Чекмарев, Георгий Епифанцев, Валентина Владимирова, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Валентина Телегина, Людмила Чурсина, Евгений Весник, Иван Рыжов
Режисер:
Ярополк Лапшин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1968
Добавлено:
сериал полностью из 4 (18.10.2012)
В эпицентре захватывающего телевизионного полотна, словно воплощение самой судьбы и трагедии, предстает Угрюм-река – величественная и в то же время мрачная вода, хранящая в своих бездонных недрах неисчислимые сокровища, отпечатки давно минувших эпох, калейдоскоп счастливых мгновений, жестокие удары рока и разбитые иллюзии. Каждое поколение местного населения, от предков до нынешних жителей, неоднократно бывало у берегов этой могучей водной стихии, оставляя на ее берегах, словно отпечатки пальцев, частицу своей души, свой уникальный опыт, свою печаль и надежду. Эта река, подобно бесшумному летописцу, впитала в себя безграничное количество скорби и разочарования, видела на своем берегу неизлечимые душевные раны, страстные, лихорадочные поцелуи, развернувшиеся в тишине ночи, людей, поглощенных деспотизмом и неутолимой жаждой наживы, и, конечно, те мгновения, когда надежда сменялась отчаянием. В центре повествования – обыкновенные обитатели затерянной деревушки, в каждом из которых таится сложный клубок семейных тайн, зашифрованных в генетической памяти, которые они хранят, подобно сокровищам, и способны раскрыть лишь в тишине доверительного разговора с самым близким человеком, или же в полном одиночестве, погруженные в раздумья о прошлом и будущем. Неожиданно, как грозный удар судьбы, на поселение обрушивается неотвратимая беда – любимая всеми река, этот символ жизни и процветания, оказалась на грани необратимого отравления, вызванного недобросовестной деятельностью вредного промышляющего предприятия, расположившегося в непосредственной близости и представляющего угрозу для всего окружения.
«Роман» Шишкова, несмотря на прошедшие десятилетия, остаётся значимым явлением в советской кинематографии, о котором, по иронии судьбы, до сих пор вспоминают люди, не особенно увлечённые интеллектуальными дискуссиями. Фильм, выпущенный в период существования Советского Союза, сумел заслужить широкую и преданную аудиторию, породив целую плеяду восхищенных зрителей. Лично мне посчастливилось ознакомиться с ним уже в более поздний период, когда многие из первоначальных деталей, запечатленных в моей памяти после прочтения, заметно поблекли и затуманились. К сожалению, специфический формат кинематографического полотна не предоставляет возможности полностью воспроизвести богатство и глубину повествования, заложенные в романе. Невозможно в полной мере раскрыть замыслы автора, детализировать характеры героев до мельчайших нюансов и с неустанной внимательностью отслеживать их траектории жизненного пути. Тем не менее, режиссер, Ярополк Лапшин, сумел эффективно донести до зрителя ключевую мысль – человек, во всей своей гордыне и амбициях, оказывается ничто перед неукротимой, всепоглощающей силой природы, а просторы величественной и загадочной Угрюм-реки остаются неуловимыми и неподвластными чьей бы то ни было воле. Особенно ярко и прочно запечатлелся в памяти образ Анфисы, воплощённый актрисой Людмилой Чурсиной, чья игра поразила своей искренностью и глубиной. Её интерпретация героини стала эталоном для многих поколений зрителей. И, завершая свои размышления, я хотел бы добавить, что в случае, если вы прониклись атмосферой и историей фильма, но ещё не успели познакомиться с оригинальным литературным источником, то погружение в роман гарантированно подарит вам не просто удовольствие, а истинное, душевное наслаждение, полное откровений и новых впечатлений.
Оказавшись совершенно неожиданно перед экраном этого сериала, возникшего, по сути, как продолжение фильма, я испытываю весьма сложное, почти ностальгическое чувство. Фильм, который, словно таинственный ключ, открыл для меня мир талантливых актеров, особенно актеров советского кинематографа. Понимание того, что здесь, в нынешней обстановке, размещено изображение Л. Чурсиной, вызывает у меня определенный диссонанс, почти неприятие ее прежних ролей. Кажется, что время и обстоятельства изменили ее образ, отдалили от восприятия, которое было в мои юные годы. Предпочитаю оставаться в стороне, в состоянии объективного созерцания, не позволяя эмоциям овладеть мной. Григорий Епифанцев – это, без сомнения, исключительная личность, истинный мастер своего дела, воплощение мужской силы и достоинства в своей наивысшей, неиспорченной форме. Его талант, его энергия, его харизма, казалось, излучали какую-то неповторимую ауру. К сожалению, его сын, очевидно, не смог реализовать свой потенциал в полной мере, не достиг вершины, которую покорил его отец. Привычка современного зрителя к бесконечным, растянутым на десятки серий историям, кажется теперь какой-то нелепой и бессмысленной тратой времени. В те золотые времена, когда каждая серия, отнятая у нас, была бесценна, умело сплеталась в единое полотно, удерживая в напряжении до последней минуты. Игра актеров, в особенности, была безупречна, пронитана искренностью и мастерством, они являлись для нас настоящими кумирами, образами, к которым хотелось стремиться. Я с огромным удовольствием планирую пересмотреть этот фильм-сериал, вновь погрузиться в атмосферу той эпохи, а также перечитать произведения автора, добавив этому опыту особую глубину. От всей души выражаю свой респект и благодарность всем, кто принимал участие в создании этого шедевра!