Описание
Рецензии

Сериал У озера

Актеры:
Олег Жаков, Наталья Белохвостикова, Василий Шукшин, Валентина Теличкина, Наталья Аринбасарова, Михаил Ножкин, Николай Ерёменко мл., Вадим Спиридонов
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1969
Добавлено:
сериал полностью из 2 (20.01.2020)
В живописных окрестностях Байкала развернулась масштабная строительная операция, цель которой – создание внушительного жилого массива. Руководством проекта руководит опытный инженер, господин Черных, в тесном взаимодействии с которым участвует дочь выдающегося ученого, молодая исследовательница Елена Бармина. Елена, проявляя исключительную бдительность и глубокую заботу, прилагает все усилия, чтобы, несмотря на интенсивную деятельность, окружающая жемчужина российской природы – гигантское озеро Байкал – сохранила свою первозданную красоту, кристальную чистоту и неповторимый природный облик, не подвергаясь негативному воздействию строительных работ. Начальный период сотрудничества между участниками проекта характеризовался определённой напряженностью и непростыми взаимоотношениями, таящими в себе потенциал для возникновения серьезных разногласий, связанных с возможно противоположными интересами. Однако, благодаря упорному труду и взаимоуважению, вскоре становится очевидно, что главные действующие лица, преодолев первоначальные трудности, находят все больше точек соприкосновения и неизменно складываются в крепкий профессиональный союз. После продолжительного и плодотворного взаимодействия, Елена, оттачивая навыки и углубляя понимание тонкостей своей работы, вдруг осознает, что испытывает к своему коллеге по проекту, господину Черных, глубокое и искреннее чувство любви, пронизывающее её существо. При этом, Черных, являясь человеком состоятельным и женатым, не склонен к драматичным и необдуманным шагам, поэтому не готов начинать серьезные романтические отношения, что становится для молодой и прекрасной Елены, воспылавшей чувствами, болезненным ударом, вызвавшим у неё острое разочарование и желание сбежать от этой ситуации. И, оправившись от этой внезапной и столь сильной боли, она, не в силах выдержать эту тяжёлую ноту в своей душе, принимает решение покинуть стройку, навсегда покинув эти места и больше никогда сюда не возвращаясь, оставив позади мечты о совместной жизни и надежды.
В созерцании старых советских киноработ, созданных в эпоху Советского Союза, часто возникает ощущение не столько стремления к захватывающему экшену или виртуозно сплетенной интриге, сколько – откровенного погружения в дух времени и отражения масштабных общественных преобразований. Многие ленты того периода носят ярко выраженный идеологический характер, посвящены освещению грандиозных строительных проектов, затронутых в истории страны колоссальных инфраструктурных инициатив. Сюжетные линии нередко зарождались вокруг освоения бескрайних просторов Крайнего Севера, попыток возделывания новых, плодородных земель, строительства Транссибирской магистрали – БАМа – или создания небольших, периферийных поселков в суровых условиях сибирской полярной ночи. Настоящий фильм, однако, представляет собой довольно своеобразную, порой даже несколько сумбурную композицию, повествующую о строительстве целлюлозного завода, стратегически расположенного на живописном берегу Байкала. В самом фоновом контексте этого промышленного предприятия разворачивается, в сущности, не слишком сложная, лиричная история, в центре которой оказываются простые, обыденные человеческие судьбы – ученые, рабочие, инженеры, каждый из которых несет на своих плечах бремя тяжелого труда и обреченных надежд. Эта история, словно неспелое семя, прорастает в почве любви и разочарования, пронизывающих отношения между молодой девушкой, принадлежащей к семье интеллигенции, и зрелым, опытным инженером из столицы, приехавшим на эту отдалённую стройку. Временной хронограф, казалось, был не прочь выключиться, ведь повествование растянулось практически до трех часов, превратившись в подобие псевдодокументального фидаума, в котором разгорелся бурный спор между представителями промышленного бизнеса и защитниками окружающей среды. Сюжетное напряжение был выдержано на уровне затянутой, будто бесцветной, мелодии, словно фильм был создан лишь для формального соответствия определенным требованиям. В конечном счете, это привело к созданию странной, деконструированной смеси, которую можно было бы разделить на два совершенно независимых и полноценных фильма. По одной из ветвей повествования – очаровательная, юная героиня, выросшая в суровом сибирском окружении, и мудрый, рассудительный инженер, приехавший из Москвы. По другой – – острые, зачастую бескомпромиссные дискуссии, затрагивающие проблему сохранения природы, несмотря на неминуемую необходимость в строительстве крупных промышленных предприятий. В самой своей сути – это, скорее, отражение настоящей драмы, где нет ни однозначно "правых", ни "левых", ни вообще чьих-либо виноватых, и за каждой из противоборствующих сторон скрывается глубокое, часто непостижимое понимание мира. Напоминает это бесконечную, в некотором роде апофеотическую, борьбу – вечную битву противоположностей, не имеющую, кажется, конечной точки. В итоге же, все это слилось в мутную, словно взвешенную в лабораторной колбе, смесь, не имеющую, казалось бы, никакой четкой структуры и глубины.