Описание
Рецензии

Сериал Тысяча душ
Актеры:
Василий Лановой, Валентина Малявина, Николай Гриценко, Виктор Кольцов, Владимир Покровский, Алла Казанская, Виктор Зозулин, Агнесса Петерсон, Эрнест Зорин, Александр Кашперов
Режисер:
Борис Ниренбург
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1971
Добавлено:
сериал полностью из 3
(13.03.2020)
Телевизионная постановка, основанная на пьесе Алексея Писемского, заново оживляет историю, перенося зрителей в ту непростую эпоху, в начале 1950-х годов, в период послевоенной перестройки. Действие разворачивается в небольшом, не имеющем особого значения с географической точки зрения, городке, где жизнь текла своим чередом, не омраченная драматическими поворотами, однако, как часто бывает, ничтожная радость простого народа соседствовала с неутолимой жаждой наживы у влиятельных лиц и представителей власти, чьи кошельки были набиты несметными богатствами. В этой обстановке, пропитанной коррупционными практиками и пренебрежением к общепринятым моральным ориентирам, угасали общеизвестные ценности, под угрозой исчезновения.
В центре внимания этой трагической драмы – один из самых ярких и талантливых актеров современности, Николай Гриценко, чье имя стало синонимом настоящего театрального дарования. Его уникальная способность адаптироваться к любой роли, отсутствие устоявшихся амплуа – ему удавалось воплощать на сцене практически любого персонажа, от робкого юноши до циничного стареца. Произведения Гриценко, включая известные "Идиот", "Маленькие трагедии" и "Живой труп", завоевали широкую популярность и полюбились зрителям.
В центре повествования находится Калинович, сложный и противоречивый персонаж – выпускник престижного университета, молодой литератор, отправившийся в глухую провинцию, чтобы занять должность смотрителя в небольшой учительнице. Калинович, полный энтузиазма и надежд, искренне верил в свои профессиональные возможности и в потенциал своего будущего. Однако его планы нарушает неожиданная и страстная влюбленность в Настю Годневу, скромную и невинную дочь ушедшего смотрителя. Против воли Калиновича, одержимого карьерными амбициями, предстает фигура Полина - красивой и привлекательной наследницы колоссального состояния, олицетворяющей собой мир роскоши и привилегий. Этот сложный любовный треугольник, осложненный алчными устремлениями и дисбалансом в ценностях, станет основой драматического развития сюжета.
Осознание того, что столь значительное наследие Александра Писемского, воссозданное в форме театральной постановки, все еще остается относительно незаметным для широкой публики, вызывает закономерный вопрос: почему столь выдающийся автор золотой эпохи русской литературы не получил должного признания? Пожалуй, одним из наиболее достойных представителей забытого жанра "фильм-спектакль" стало воплощение его творческого мира на советском телевидении. Писемский, в отличие от таких глубокомысленных толкователей человеческой души, как Достоевский, не предлагает зрителю готовых ответов на сложные экзистенциальные вопросы, однако предоставляет богатую палитру информации о быте, моральных устоях и обычаях Российской империи середины XIX века.
Особого очарования вызывает, несомненно, интерпретация роли змея искусителя, столь коварного и притягательного для наивного главного героя, воплощенная, к слову, самим Николаем Гриценко. Лановой, в свою очередь, безусловно, достойно справляется со своей ролью, несмотря на некоторую искусственность, с которой разворачивается сюжетный ход, заключающийся в натянутом нравственном падении героя. Переход от погони за материальным благополучием, достигнутого посредством брака с не слишком привлекательной девушкой, к внезапному превращению в одержимого тирана, мстящего законности и справедливости, представляется, говоря прямо, весьма гротескным и неоправданным. Подобный скачок в мотивации, в его изначальной нелогичности, порождает немало вопросов и не дает зрителям ясно понять, зачем вообще все это.
Тем не менее, интерес представляет и главная героиня, несмотря на распространенные стереотипы, касающиеся воспитания молодых дам в эпоху Тургенева. Она демонстрирует поразительную независимость, своеврачность, раскрепощенность и непреклонную независимость, что особенно ценно, учитывая крайне убогое положение женщин в рамках того времени, лишенных, в частности, собственных документов и вынужденных вписываться в документы своих мужей или иных опекунов. В целом, данное экранизированное произведение, подобно оригинальному роману, вполне оправдывает свое название – "Утраченные иллюзии", воссоздавая ощущение разочарования и потери идеалов в мире, далеком от утопических представлений. Внимание к литературным произведениям, когда они практически не экранизируются, сегодня представляет собой удивительный и, пожалуй, недооцененный феномен.
Рекомендуем к просмотру